Рабочая программа по обществознанию 10-11 класс
рабочая программа по обществознанию (10, 11 класс) на тему

Шашкова Татьяна Николаевна

Рабочая программа по обществознанию для 10-11 класса к учебникам Л.Н.Боголюбова, базовый уровень

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Общая характеристика учебного предмета.

Содержание среднего (полного) общего образования  на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право.  Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Общая характеристика рабочей программы.

     Данная рабочая  программа предназначена для 10 -11 классов, рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю) в 10 и  68 часов (2 часа в неделю) в 11 классе. Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта полного среднего образования по обществознанию (базовый уровень)    (Сборник нормативных документов. Обществознание. М.: Дрофа,2004), программы Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Иванова и др. «Обществознание. 10-11 классы» (Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. М.: Просвещение, 2011)    

В 10 классе дается целостное представление о развитии общества, его актуальных проблемах, о человеке в современном мире.

     Изучение курса в 10 классе начинается с раздела «Общество и человек». В нем на более высоком по сравнению с основной школой уровне раскрываются природа и сущность человека, системный характер общества. Раздел «Основные сферы общественной жизни» дает представление о подсистемах общества, об условиях деятельности человека в каждой из них. Раздел «Право» раскрывает значение права и правовой культуры, дает краткую характеристику современного российского законодательства.

В 11 классе предусмотрено значительное расширение экономической и правовой проблематики, а также некоторых вопросов социально-политического характера.

     В 11 классе раздел «Экономика» позволяет значительно углубиться в проблематику современного экономического развития. Раздел  «Проблемы социально-политического развития общества» дает возможность расширить кругозор выпускников школы на основе изучения проблем свободы, демографической ситуации, политической жизни. Раздел «Правовое регулирование общественных отношений» характеризует основные отрасли права.

     В программу включены темы, отражающие специфику развития Тульского края.

     Программа предполагает использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности

Цели:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,  толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение системы знаний о видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную  информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных  отношений;  гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере.

Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися

Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • работу с источниками социальной  информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
  • критическое осмысление актуальной социальной  информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
  • анализ современных общественных явлений и событий;
  • освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);
  • применение полученных знаний для определения социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  • аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
  • написание творческих работ по социальным дисциплинам.

Общеучебные  умения, навыки и способы деятельности.

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне  учащиеся должны:

знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности,  место и роль человека  в системе общественных отношений;
  •  тенденции развития общества в целом  как сложной динамичной  системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущности особенности социально-гуманитарного познания.

 уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;  
  • анализировать актуальную  информацию о социальных объектах, выявляя  их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  • раскрывать на примерах  изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять  поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам;  систематизировать, анализировать  и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации,  с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные  суждения и аргументы по определенным проблемам;
  •  подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  •   применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения   познавательных задач  по актуальным социальным проблемам.

использовать приобретенные  знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  •  успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  • предвидения    возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;    
  •  реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Образовательные технологии

Предметно-классно-урочная личностно-ориентированная система обучения с использованием содержательного и проблемного обучения, педагогики сотрудничества. Компьютерные технологии.


Раздел I. Общество и человек (16 ч.).

Тема 1. Общество (4 ч.)

Введение. Понятие «общество». Общество как совместная жизнедеятельность людей. Отличия деятельности человека от поведения животных. Общественные отношения. Общество и культура, взаимосвязь общества и природы (анализ исторического материала). Общественные науки. Структура общества. Общество как сложная динамическая система. Общее понятие системы. Характерные черты общества как системы, её основные функции. Сферы общества. Социальные институты: понятие, виды. Характеристика основных признаков социального института на примере семьи, образования, науки.

Тема 2. Человек (12 ч.)

Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни. Науки о человеке.

Поиск смысла жизни в истории философии. Современные проблемы познания сущности человека. Обществоведческое эссе: понятие, структура, требования к написанию, критерии оценивания. Человек как духовное существо. Духовный мир и духовная жизнь человека, ценностные ориентации. Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы, совесть, патриотизм, гражданственность.

Мировоззрение: понятие, классификация, функции. Деятельность – способ существования людей.  Деятельность: понятие, характерные черты. Потребности. Структура деятельности и её мотивация. Многообразие деятельности, виды деятельности  (творческая, трудовая, учебная, игра). Сознание и деятельность (их взаимосвязь). Познавательная деятельность человека. Познание и знание. Проблема познаваемости мира. Чувственное и рациональное познание: понятие и формы. Сенсуализм. Истина и её критерии, абсолютная и относительная истина. Заблуждение. Ложь. Научное познание (особенности, формы, методы), ненаучное познание (жизненный опыт, здравый смысл, народная мудрость и т.д.), социальные и гуманитарные знания. Человек в системе социальных связей. Биологическое и социальное в человеке. Личность, факторы, влияющие на её формирование. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности. Понимание свободы и необходимости в различные исторические эпохи и в разных философских системах.

Раздел II. Основные сферы общественной жизни (38 часов).

Тема 3. Духовная культура (8 часов).

Понятия духовная жизнь и культура. Виды духовной деятельности.  Культурология.  Традиции и новаторство в культуре. Функции культуры. Многообразие культур. Диалог культур. Интернационализация культуры. Форм и разновидности культуры (народная, массовая, элитарная), роль СМИ на примере Тульской области. Понятия наука и образование. Функции науки и её разновидности (фундаментальные и прикладные).  Значимые черты современной науки (универсальность, безграничность, дифференциация, интеграция, сближение с потребностями развивающегося общества). Образование, непрерывное образование, самообразование. Этика ученого. Цели государственной образовательной политики РФ на основе Закона РФ «Об образовании».Понятия мораль и религия. Мораль: нравственные категории, принципы, нормы. Смысл жизни. Религиозное и светское сознание. Особенности религии  и её функции в современном мире. Этика и религиоведение. Многообразие современных религий, свобода совести, толерантность как веротерпимость. Религиозные конфессии России и Тульской области, опыт решения  межрелигиозных конфликтов. Искусство: понятие, функции, существенные черты, особенности развития. Классификации видов искусств. Исторические направления искусства. Эстетика и эстетическая культура. Сравнительный анализ науки, религии, морали и искусства. Духовная жизнь современной России: историческое своеобразие, роль радикальных преобразований XX века, тенденции современного развития, влияние экономической ситуации. Пути преодоления духовного кризиса.

Тема 4. Экономическая сфера (4 часа).

Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества (производство, распределение, обмен, потребление). Взаимосвязь и взаимовлияние социальной структуры общества и её экономической жизни.

Показатели уровня жизни развитых стран (ВВП на душу населения, индекс развития человека, уровень бедности). Главные функции государства в рыночной экономике. Цели государственной политики. Показатели уровня жизни в Тульской области.

Экономическая культура: понятие, структура. Экономические отношения, экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.

Тема 5. Социальная сфера (14 часов)

Социальная сфера общества. Социальная структура. Многообразие социальных групп (критерии выделения, причины возникновения и существования, классификации). Социальная дифференциация. Социальное равенство. Социальная стратификация. Социальная структура Тульской области. Социальная мобильность: виды, пути. Социальные интересы и средства их выражения. Социальный статус личности. Престиж. Авторитет. Социальные роли личности. Социализация личности и её факторы. Социальная адаптация. Социальные гарантии. Социальный контакт, социальное взаимодействие, социальная связь, социальные отношения. Социальные аспекты труда. Культура труда. Социальный конфликт: понятие, причины, условия, влияющие на его развитие, стадии развития, последствия.

Социальные нормы: понятие, функции, общие черты, виды и их особенности. Социальный контроль: понятие, задачи. Санкции: понятие, виды. Общественное мнение. Индивидуальное сознание. Самоконтроль. Девиантное поведение: понятие, причины, разновидности, профилактика. Преступность. Организованная преступность. Борьба с преступностью. Нации и межнациональные отношения. Этнические общности. Национальное самосознание и национальные интересы. Менталитет. Межнациональное сотрудничество в современном мире. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Толерантность. РФ – многонациональное государство. Национальный состав Тульской области. Национальная политика: понятие, цели, направления. Национальная политика в РФ. Понятие семьи как малой группы и социального института. Институт брака. Функции семьи. Семья в современном обществе. Государственная поддержка семьи в России. Бытовые отношения. Культура топоса. Социальные процессы в современной России. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.

Тема 6. Политическая сфера (12 часов)

Политическая сфера. Понятия политики и власти. Политическая деятельность и общество. Политическая сфера и политические институты. Политические отношения. Политика и власть. Взаимосвязь политики и власти. Власть и мораль. Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Типология государств. Сравнительный анализ политических режимов (тоталитаризм, авторитаризм, демократия). Конституция РФ 1993г. РФ – демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Демократические перемены в России. Правовое государство, его признаки. Гражданское общество: понятие, основные черты. Местное самоуправление (на примере г. Тулы).   Международные документы о правах человека. Защита прав. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества (на примере Тульской области).

Политические идеологии. Политические партии: понятие, признаки, классификации. Партийная система: понятие, типы. Избирательная система. Избирательное право. Избирательный процесс. Типы избирательных систем. Политические идеологии, политические партии, партийная система, избирательная система, избирательное право, избирательный процесс, тип избирательной системы в РФ. Демократические выборы в России на примере выборов 2007-2008 гг. Результаты выборов по Тульской области. Участие граждан в политической жизни. Политический процесс: понятие, классификации, стадии. Политическое участие: понятие, виды, формы. Абсентеизм. Политическая культура (политические знания, политические ценности, способы практических политических действий).

Раздел III. Право (11 часов).

Тема 7. Право как особая система норм (11 часов).

Право в системе социальных норм. Право: основные подходы к определению права, признаки права. Практикум. Сравнительный анализ права и морали. Система права: понятие, основные отрасли, институты, отношения. Норма права: понятие, признаки. Публичное и частное право. Источники права: обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт. Нормативно-правовые акты: основные виды, иерархия, действие в пространстве, во времени, по кругу лиц. Конституция РФ: сущность, особая юридическая сила, верховенство, задачи, принципы действия на территории всего государства. Правоотношения как особый вид общественных отношений (понятие, признаки, основания возникновения, субъекты). Правонарушения: понятие, признаки, виды. Юридическая ответственность: понятие, принципы, виды. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского права. Современное российское законодательство. Основы трудового, семейного, уголовного права. Правовая защита природы. Правосознание: понятие, структура (знание права, правовая идеология, правовая психология, правовая установка), виды (индивидуальное, групповое, общественное).  Взаимодействие права и правосознания. Правовая культура, её функции. Правомерное поведение: понятие, признаки, виды. Предпосылки формирования правомерного поведения. Правоохранительные органы.  

Заключительные уроки (3 часа)

Общество в развитии. Многовариантность путей и форм общественного развития. Прогресс и регресс. Критерии общественного прогресса. Целостность и противоречивость современного мира. Глобализация.

Повторительно-обобщающие уроки  - 2 часа.

Раздел IV. Экономика (29 часов).

 Понятие экономика: наука и хозяйство. Предмет изучения экономической науки. Макроэкономика, микроэкономика, мировая экономика. Экономическая деятельность: понятие, виды. Экономические блага. Измерители экономической деятельности (объемные и качественные). Понятие ВНП, ВВП. Анализ экономической деятельности в РФ.

Понятие экономический рот и развитие. Факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост. НТР. Сравнительный анализ экономического роста: Россия и страны мира.

Экономический цикл: понятие, фазы, продолжительность. Причины циклического развития экономики (анализ исторического материала и современности).

Рыночные отношения в экономике. Экономические системы (традиционная, командная, рыночная). Понятие рынок и его роль в экономической жизни. Понятия спроса и предложения. Законы спроса и предложения. Факторы спроса и предложения. Конкуренция и монополия. Рыночная структура и инфраструктура. Критерии анализа рыночной структуры.  Фондовый рынок: понятие, функции. Ценные бумаги. Акция, облигация и др. ценные бумаги.  Фондовая биржа.

Анализ ситуации на современном рынке. Становление  рыночной экономики в России. Становление рыночной экономики в Тульской области.

Фирма: понятие, роль в экономике. Факторы производства (труд, земля, капитал, предпринимательские способности) и факторные доходы (заработная плата, рента, процент, прибыль). Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Понятие предпринимательство и предпринимательские правоотношения. Источники предпринимательского права. Принципы правового регулирования предпринимательства. Субъекты предпринимательского права. Организационные формы предпринимательства: индивидуальное, партнерское, корпоративное; их виды. Достоинства и недостатки различных форм предпринимательства. Виды предпринимательства (производственное и в сфере услуг). Создание, реорганизация, ликвидация предпринимательских организаций.

Источники финансирования бизнеса: внутренние (самофинансирование:  прибыль и амортизационные отчисления) и внешние (банковский кредит).

Менеджмент: понятие, функции, принципы. Маркетинг: понятие, цели принципы.

Экономика и государство. Экономическая политика и экономические цели государства. Экономические функции государства. Общественные блага. Внешние эффекты.   Направления государственной экономической политики: стабилизационное и структурное. Прямое и косвенное воздействие государства на рыночный механизм. Механизмы государственного регулирования рыночной экономики. Денежно-кредитная (монетарная) политика. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика (государственный бюджет, налоги, дефицит бюджета, государственный долг). Защита конкуренции и антимонопольное законодательство. Бюджетная система РФ. Доходы и расходы: навыки планирования. Формирование государственного бюджета РФ и его исполнение.

Финансы в экономике: понятие и функции. Банковская система. Роль и функции центрального банка. Коммерческие банки: понятие, разновидности, основные операции. Финансово-кредитные институты (Пенсионный фонд, инвестиционные компании,  страховые компании, фондовые биржи). Межгосударственные финансово-кредитные учреждения. Электронные деньги.

Инфляция: виды, причины и последствия. Анализ современной экономической ситуации. Способы рационального поведения в процессе потребления и обмена, сохранения имеющихся сбережений.

Занятость и безработица. Рынок труда. Заработная плата: понятие, виды, спрос и предложение, МРОТ, прожиточный минимум. Занятость. Безработица: понятие, причины, виды, последствия. Государственная политика в области занятости. Анализ законодательства РФ. Занятость и безработица в Тульской области.

Мировая экономика. Международное разделение труда: понятие, предпосылки. Международная торговля. Экспорт, импорт, сальдо торгового баланса. Государственная политика в области международной торговли. Протекционизм. Тарифные и нетарифные методы регулирования международной торговли. Свободная торговля. Специфика международной торговли и государственной политики в этой сфере в РФ. Глобальные проблемы экономики.

Потребители: понятие, цели, доходы, расходы, сбережения, страхование. Рациональное экономическое поведение потребителя. Защита прав потребителя. Производители: понятие, цели, рациональное экономическое поведение.

Раздел V. Проблемы социально-политического развития общества (15 часов).

Свобода и необходимость в человеческой деятельности.  Свободное общество. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.

Общественное сознание: сущность, особенности, структура. Общественная психология и идеология. Индивидуальное и общественное сознание.

Понятие политического сознания. Обыденное и теоретическое сознание. Идеология: понятие, роль в политической жизни. Сравнительный анализ современных политических идеологий.

Политическая психология: понятие, структура, роль в политической жизни. СМИ и политическое сознание (на примере Тульской области).

Политическое поведение: понятие, структура, многообразие форм. Регулирование политического поведения.

Политический терроризм: понятие, цели, причины, социальный состав, методы, его глобальность и опасность.

Политическая элита и особенности её формирования в современной Росси.    

Политическое лидерство. Роль политического лидера. Типы лидерства. Политические лидеры России и Тульской области.

Тенденции развития семьи в современной России. Проблема неполных семей.

Современная демографическая ситуация в РФ. Особенности демографической ситуации в Тульской области. Национальный проект.

Религиозные объединения и организации в РФ: понятие, правовой статус, государственное регулирование деятельности, права. Религиозные объединения и организации в Тульской области.  Опасность экстремистских религиозных групп и тоталитарных сект. «Факторы риска», угрожающие межрелигиозному миру и согласию в РФ. Толерантность.

Раздел VI. Правовое регулирование общественных отношений (22 часа).

Современные подходы к пониманию права (позитивное и естественное право).  Тоталитарное правопонимание.  Естественное право как юридическая реальность, его гуманистическая роль. Взаимосвязь естественного и позитивного права. Законотворческий процесс в РФ.

Понятие «гражданин». Гражданство в РФ: понятие, основания приобретения, двойное гражданство. ФЗ «О гражданстве РФ». Права и обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

Экологическое право: общая характеристика. Источники экологического права. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Экологические правонарушения. Способы защиты экологических прав.

Гражданское право. Гражданский кодекс РФ. Гражданские правоотношения: понятие, основания возникновения, изменения, прекращения, субъекты, объекты, содержание. Имущественные и личные неимущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Способы защиты гражданских прав.

Семейное право. Семейный кодекс РФ. Признаки семейных правоотношений. Семья как юридическое понятие. Понятие брака. Условия и порядок регистрации брака. Порядок расторжения брака. Правовое регулирование отношения супругов (личные права и обязанности, имущественные права и обязанности, законный режим имущества, брачный договор).   Основания возникновения родительского правоотношения. Лишение, ограничение, восстановление родительских прав. Усыновление, опека (попечительство). Приемная семья. Органы опеки и попечительства. Права ребенка.   Личные и имущественные права детей и обязанности родителей по отношению к ним. Права родителей.

Трудовое право. Трудовой кодекс РФ. Трудовые правоотношения. Субъекты трудового права, их права и обязанности. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Особенности правового положения несовершеннолетних.   Занятость населения. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования (на примере Тульской области). Порядок оказания платных образовательных услуг.

Материальное и процессуальное право. Правосудие и судопроизводство. Гражданское процессуальное право. Гражданский процессуальный кодекс РФ. Гражданский процесс: понятие, предмет, принципы, категории дел, участники, доказательства и доказывание, процессуальные сроки.

Гражданский процесс. Прохождение дела в суде. Исполнение судебных решений.  Арбитражный процесс. Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

Процессуальное право: уголовный процесс. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Основные принципы и участники процесса. Меры процессуального принуждения. Досудебное производство.

Судебное производство (прохождение дела в суде). Суд присяжных заседателей.

Процессуальное право: административная юрисдикция. Кодекс РФ Пб административных правонарушениях. Объекты и субъекты административной ответственности, административные наказания, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, участники производства и их права, протокол, подготовка к рассмотрению дела, порядок рассмотрения дел, постановление, его обжалование и вступление в силу.

Процессуальное право: конституционное судопроизводство. Конституционный суд, основания его деятельности, особенности, основные принципы судопроизводства, право на обращение в КС РФ. Основные стадии конституционно судопроизводства.

Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени.

Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.

Заключительные уроки (2 часа).

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов

 XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

Итоговое повторение и обобщение материала.


Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана

Класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану школы

Реквизиты программы

УМК обучающихся

УМК учителей

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

10

2

Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванов и др. «Обществознание. 10-11 классы. Базовый уровень» (Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. М.: Просвещение, 2011)    

Учебник:

Обществознание . 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый уровень) / под ред Л.Н.Боголюбова. М.: Просвещение, 2013г.

Аверьянова Г.И. Обществознание. Тематические тренировочные задания.- М., «Эксмо»,2013.

Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. - М.: Просвещение, 2007;


Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана

Класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану школы

Реквизиты программы

УМК обучающихся

УМК учителей

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

11

2

Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванов и др. «Обществознание. 10-11 классы. Базовый уровень» (Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. М.: Просвещение, 2011)    

Учебник:

Обществознание . 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый уровень) / под ред Л.Н.Боголюбова. М.: Просвещение, 2013г.

.

Аверьянова Г.И. Обществознание. Тематические тренировочные задания.- М., «Эксмо», 2013.

Лазебникова А. Ю., Брандт М. Ю. Обществознание. Е Г Э: методическое пособие для подготовки. - М.: Экзамен, 2012

Баранов П.А. , Воронцов А.В., Шевченко С.В.Обществозание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ.М.:АСТ-Астрель,2014

Календарно-тематическое планирование  по обществознанию для 10 класса

Дата

№ урока

п/п

Тема урока

Примечание

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

         

 55.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.

69-70

Раздел I. Общество и человек (16 ч.).

Тема 1. Общество (4 ч.)

1. Введение. Понятие «общество». Общество как совместная жизнедеятельность людей. Отличия деятельности человека от поведения животных. Общественные отношения.

2. Практикум.  Общество и культура, взаимосвязь общества и природы (анализ исторического материала). Общественные науки.

3. Структура общества. Общество как сложная динамическая система. Общее понятие системы. Характерные черты общества как системы, её основные функции. Сферы общества.

4. Практикум. Социальные институты: понятие, виды. Характеристика основных признаков социального института на примере семьи, образования, науки.

Тема 2. Человек (12 ч.)

1. Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни. Науки о человеке.

2. Практикум. Поиск смысла жизни в истории философии. Современные проблемы познания сущности человека. Обществоведческое эссе: понятие, структура, требования к написанию, критерии оценивания.

3. Человек как духовное существо. Духовный мир и духовная жизнь человека, ценностные ориентации. Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы, совесть, патриотизм, гражданственность.

4. Практикум по работе с источниками. Мировоззрение: понятие, классификация, функции.

5. Деятельность – способ существования людей.  Деятельность: понятие, характерные черты. Потребности. Структура деятельности и её мотивация. Многообразие деятельности, виды деятельности. Сознание и деятельность (их взаимосвязь).

6. Практикум. Анализ учебных текстов сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина по закреплению знаний о структуре деятельности, её мотивах, целях, средствах, действиях, результатах. Сравнительный анализ видов деятельности (творческая, трудовая, учебная, игра)

7. Познавательная деятельность человека. Познание и знание. Проблема познаваемости мира. Чувственное и рациональное познание: понятие и формы. Сенсуализм. Истина и её критерии, абсолютная и относительная истина. Заблуждение. Ложь.

8. Практикум. Научное познание (особенности, формы, методы), ненаучное познание (жизненный опыт, здравый смысл, народная мудрость и т.д.), социальные и гуманитарные знания. Сравнительный анализ.

9. Человек в системе социальных связей. Биологическое и социальное в человеке. Личность, факторы, влияющие на её формирование. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности.

10. Практикум. Понимание свободы и необходимости в различные исторические эпохи и в разных философских системах.

11. Повторительно-обобщающий урок по разделу: «Общество и человек».

12. Практикум. Выполнение заданий из материалов КИМов по теме «Общество и человек». Отработка умений написания эссе.

Раздел II. Основные сферы общественной жизни (38 часов).

Тема 3. Духовная культура (8 часов).

1. Понятия духовная жизнь и культура. Виды духовной деятельности.  Культурология.  Традиции и новаторство в культуре. Функции культуры. Многообразие культур. Диалог культур. Интернационализация культуры.

2. Практикум.  Сравнительный анализ форм и разновидностей культуры (народная, массовая, элитарная), роль СМИ на примере Тульской области.

3. Понятия наука и образование. Функции науки и её разновидности (фундаментальные и прикладные).  Значимые черты современной науки (универсальность, безграничность, дифференциация, интеграция, сближение с потребностями развивающегося общества). Образование, непрерывное образование, самообразование.

4. Практикум. Анализ текстов, аргументирующих функции науки и дающих представление об этике ученого. Цели государственной образовательной политики РФ на основе Закона РФ «Об образовании».

5. Понятия мораль и религия. Мораль: нравственные категории, принципы, нормы. Смысл жизни. Религиозное и светское сознание. Особенности религии и её функции в современном мире. Этика и религиоведение.

6. Практикум – семинар. Многообразие современных религий, свобода совести, толерантность как веротерпимость. Религиозные конфессии России и Тульской области, опыт решения  межрелигиозных конфликтов.

7. Искусство: понятие, функции, существенные черты, особенности развития. Классификации видов искусств. Исторические направления искусства. Эстетика и эстетическая культура. Сравнительный анализ науки, религии, морали и искусства.

8. Практикум – семинар с элементами дискуссии. Духовная жизнь современной России: историческое своеобразие, роль радикальных преобразований XX века, тенденции современного развития, влияние экономической ситуации. Пути преодоления духовного кризиса.

Тема 4. Экономическая сфера (4 часа).

1. Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества (производство, распределение, обмен, потребление). Взаимосвязь и взаимовлияние социальной структуры общества и её экономической жизни.

2. Практикум. Сравнительный анализ показателей уровня жизни развитых стран (ВВП на душу населения, индекс развития человека, уровень бедности). Главные функции государства в рыночной экономике. Цели государственной политики. Показатели уровня жизни в Тульской области.

3. Экономическая культура: понятие, структура. Экономические отношения, экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.

4. Практикум. Выполнение заданий из материалов КИМов, написание эссе по теме: «Экономическая сфера».

Тема 5. Социальная сфера (14 часов)

1. Социальная сфера общества. Социальная структура. Многообразие социальных групп (критерии выделения, причины возникновения и существования, классификации). Социальная дифференциация. Социальное равенство. Социальная стратификация. Социальная структура Тульской области.

2. Практикум. Анализ текстов П.А. Сорокина. Социальная мобильность: виды, пути. Социальные интересы и средства их выражения.

3. Социальный статус личности. Престиж. Авторитет. Социальные роли личности.

4. Практикум. Социализация личности и её факторы. Социальная адаптация. Социальные гарантии.

5. Социальный контакт, социальное взаимодействие, социальная связь, социальные отношения. Социальные аспекты труда. Культура труда.

6. Практикум. Анализ текстов П.А. Сорокина. Социальный конфликт: понятие, причины, условия, влияющие на его развитие, стадии развития, последствия.

7. Социальные нормы: понятие, функции, общие черты, виды и их особенности. Социальный контроль: понятие, задачи. Санкции: понятие, виды. Общественное мнение. Индивидуальное сознание. Самоконтроль.

8. Практикум. Анализ текстов и материалов СМИ. Девиантное поведение: понятие, причины, разновидности, профилактика. Преступность. Организованная преступность. Борьба с преступностью.

9. Нации и межнациональные отношения. Этнические общности. Национальное самосознание и национальные интересы. Менталитет. Межнациональное сотрудничество в современном мире. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Толерантность.

10. Практикум. РФ – многонациональное государство. Национальный состав Тульской области. Национальная политика: понятие, цели, направления. Национальная политика в РФ.

11. Понятие семьи как малой группы и социального института. Институт брака. Функции семьи.

12. Практикум – семинар с элементами дискуссии. Семья в современном обществе. Государственная поддержка семьи в России. Бытовые отношения. Культура топоса.

13. Социальные процессы в современной России. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.

14. Практикум. Выполнение заданий из материалов КИМов, написание эссе по теме: «Социальная сфера».

Тема 6. Политическая сфера (12 часов)

1. Политическая сфера. Понятия политики и власти. Политическая деятельность и общество. Политическая сфера и политические институты. Политические отношения.

2. Практикум-семинар с элементами дискуссии. Политика и власть. Н. Макиавелли «Государь». Взаимосвязь политики и власти. Власть и мораль.

3. Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе.

4. Практикум. Типология государств. Сравнительный анализ политических режимов (тоталитаризм, авторитаризм, демократия). Конституция РФ 1993г. РФ – демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Демократические перемены в России.

5. Правовое государство, его признаки. Гражданское общество: понятие, основные черты. Местное самоуправление (на примере г. Тулы).  

6. Практикум. Международные документы о правах человека. Защита прав. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества (на примере Тульской области).

7.  Политические идеологии. Политические партии: понятие, признаки, классификации. Партийная система: понятие, типы.

8. Избирательная система. Избирательное право. Избирательный процесс. Типы избирательных систем.

9. Практикум – семинар. Политические идеологии, политические партии, партийная система, избирательная система, избирательное право, избирательный процесс, тип избирательной системы в РФ. Выборы в  Тульской области.

10. Участие граждан в политической жизни. Политический процесс: понятие, классификации, стадии. Политическое участие: понятие, виды, формы. Абсентеизм. Политическая культура (политические знания, политические ценности, способы практических политических действий).

11. Практикум. Политическая жизнь современной России. Участие граждан в политической жизни страны (на примере Тульской области).

12. Практикум. Выполнение заданий из материалов КИМов, написание эссе по теме: «Политическая сфера».

Раздел III. Право (11 часов).

Тема 7. Право как особая система норм (11 часов).

1. Право в системе социальных норм. Право: основные подходы к определению права, признаки права. Практикум. Сравнительный анализ права и морали.

2. Система права: понятие, основные отрасли, институты, отношения. Норма права: понятие, признаки. Публичное и частное право.

3. Источники права: обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт.

Нормативно-правовые акты: основные виды, иерархия, действие в пространстве, во времени, по кругу лиц.

4. Практикум. Конституция РФ: сущность, особая юридическая сила, верховенство, задачи, принципы действия на территории всего государства.

5. Правоотношения как особый вид общественных отношений (понятие, признаки, основания возникновения, субъекты). Правонарушения: понятие, признаки, виды.

6. Практикум. Юридическая ответственность: понятие, принципы, виды. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.

7. Практикум. Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского права.

8. Практикум. Современное российское законодательство. Основы трудового, семейного, уголовного права. Правовая защита природы.

9. Правосознание: понятие, структура (знание права, правовая идеология, правовая психология, правовая установка), виды (индивидуальное, групповое, общественное).  Взаимодействие права и правосознания. Правовая культура, её функции.

10. Практикум. Правомерное поведение: понятие, признаки, виды. Предпосылки формирования правомерного поведения. Правоохранительные органы.

11. Практикум. Выполнение заданий из материалов КИМов, написание эссе по теме: «Право».

Заключительные уроки (3 часа).

1. Повторительно-обобщающий урок по разделам: «Основные сферы общественной жизни. Право».

2.  Общество в развитии. Многовариантность путей и форм общественного развития. Прогресс и регресс. Критерии общественного прогресса.

3. Практикум. Урок-дискуссия. Целостность и противоречивость современного мира. Глобализация.

Итоговое повторение и обобщение по курсу обществознания 10 класса.

П. 1

П. 1

П. 2

П. 2

П. 3

П. 3

П. 4

П. 4

П. 5

П. 5

П. 6

П. 6

П. 7

П. 7

Тестирование

П. 8

П. 8

П. 9

П. 9

П. 10

П. 10

П. 11

П. 11

П. 12

П. 12

П. 13

П. 13

П. 14

П. 14

Дополнит. материал.

Дополнит. материал.

П. 15

П. 15

П. 16

П. 16

П. 17

П. 17

П. 18  

П. 18

П. 19

П. 20

П. 20

П. 21

П. 21

П. 22

П. 22

П. 23

П. 23

П. 23

П. 24

П. 24

П. 25

П. 25

П. 26

П. 26

П. 27

П. 27

П. 28

П. 28

П. 29

П. 29

Тестирование

П. 30

П. 30

Календарно-тематическое планирование  по обществознанию для 11 класса

Дата

урока

п/п

Тема урока

Примечание

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.

Раздел IV. Экономика (29 часов).

 1. Введение. Понятие экономика: наука и хозяйство. Предмет изучения экономической науки. Макроэкономика, микроэкономика, мировая экономика. Экономическая деятельность: понятие, виды. Экономические блага.

2. Практикум. Измерители экономической деятельности (объемные и качественные). Понятие ВНП, ВВП. Анализ экономической деятельности в РФ.

3. Понятие экономический рот и развитие. Факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост. НТР. Сравнительный анализ экономического роста: Россия и страны мира.

4. Практикум. Экономический цикл: понятие, фазы, продолжительность. Причины циклического развития экономики (анализ исторического материала и современности).

5. Рыночные отношения в экономике. Экономические системы (традиционная, командная, рыночная). Понятие рынок и его роль в экономической жизни. Понятия спроса и предложения. Законы спроса и предложения. Факторы спроса и предложения. Конкуренция и монополия.

6. Рыночная структура и инфраструктура. Критерии анализа рыночной структуры.  Фондовый рынок: понятие, функции. Ценные бумаги. Акция, облигация и др. ценные бумаги.  Фондовая биржа. Электронные деньги.

7. Практикум. Анализ ситуации на современном рынке. Становление  рыночной экономики в России. Становление рыночной экономики в Тульской области.

8. Фирма: понятие, роль в экономике. Факторы производства (труд, земля, капитал, предпринимательские способности) и факторные доходы (заработная плата, рента, процент, прибыль).

9. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

10. Деловая   игра по теме: «Фирмы в экономике».

11. Понятие предпринимательство и предпринимательские правоотношения. Источники предпринимательского права. Принципы правового регулирования предпринимательства.

12. Субъекты предпринимательского права. Организационные формы предпринимательства: индивидуальное, партнерское, корпоративное; их виды. Достоинства и недостатки различных форм предпринимательства. Виды предпринимательства (производственное и в сфере услуг). Создание, реорганизация, ликвидация предпринимательских организаций.

13. Практикум. Этапы создания собственного дела.

14. Источники финансирования бизнеса: внутренние (самофинансирование:  прибыль и амортизационные отчисления) и внешние (банковский кредит).

15. Менеджмент: понятие, функции, принципы. Маркетинг: понятие, цели принципы.

16. Практикум. Деловая игра. Менеджмент и маркетинг в малом бизнесе.

17. Экономика и государство. Экономическая политика и экономические цели государства. Экономические функции государства. Общественные блага. Внешние эффекты.   Направления государственной экономической политики: стабилизационное и структурное. Прямое и косвенное воздействие государства на рыночный механизм. Механизмы государственного регулирования рыночной экономики.

18. Практикум. Денежно-кредитная (монетарная) политика. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика (государственный бюджет, налоги, дефицит бюджета, государственный долг). Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.  Формирование государственного бюджета в РФ и его исполнение. Бюджетная система РФ. Доходы и расходы: навыки планирования

19. Финансы в экономике: понятие и функции. Банковская система. Роль и функции центрального банка. Коммерческие банки: понятие, разновидности, основные операции. Финансово-кредитные институты (Пенсионный фонд, инвестиционные компании,  страховые компании, фондовые биржи). Межгосударственные финансово-кредитные учреждения.

20. Практикум. Инфляция: виды, причины и последствия. Анализ современной экономической ситуации. Способы рационального поведения в процессе потребления и обмена, сохранения имеющихся сбережений.

21. Занятость и безработица. Рынок труда. Заработная плата: понятие, виды, спрос и предложение, МРОТ, прожиточный минимум. Занятость. Безработица: понятие, причины, виды, последствия.

22. Практикум. Государственная политика в области занятости. Анализ законодательства РФ. Занятость и безработица в Тульской области.

23. Мировая экономика. Международное разделение труда: понятие, предпосылки. Международная торговля. Экспорт, импорт, сальдо торгового баланса. Государственная политика в области международной торговли. Протекционизм. Тарифные и нетарифные методы регулирования международной торговли. Свободная торговля.

24. Практикум. Специфика международной торговли и государственной политики в этой сфере в РФ. Глобальные проблемы экономики.

25. Потребители: понятие, цели, доходы, расходы, сбережения, страхование.

26. Практикум. Рациональное экономическое поведение потребителя. Защита прав потребителя.

27. Производители: понятие, цели, рациональное экономическое поведение.

28. Повторительно-обобщающий урок по разделу: «Экономика».

29. Практикум. Выполнение заданий из материалов КИМов по теме: «Экономика».

Раздел V. Проблемы социально-политического развития общества (15 часов).

1. Свобода и необходимость в человеческой деятельности.  Свободное общество.

2. Практикум. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.

3. Общественное сознание: сущность, особенности, структура.

4. Практикум. Общественная психология и идеология. Индивидуальное и общественное сознание.

5. Понятие политического сознания. Обыденное и теоретическое сознание. Практикум. Идеология: понятие, роль в политической жизни. Сравнительный анализ современных политических идеологий.

6. Политическая психология: понятие, структура, роль в политической жизни. СМИ и политическое сознание (на примере Тульской области).

7. Политическое поведение: понятие, структура, многообразие форм. Регулирование политического поведения.

8. Практикум. Политический терроризм: понятие, цели, причины, социальный состав, методы, его глобальность и опасность.

9. Политическая элита и особенности её формирования в современной Росси.

     

10. Практикум. Политическое лидерство. Роль политического лидера. Типы лидерства. Политические лидеры России и Тульской области.

11.  Тенденции развития семьи в современной России. Проблема неполных семей.

12. Практикум. Современная демографическая ситуация в РФ. Особенности демографической ситуации в Тульской области. Национальный проект.

13. Религиозные объединения и организации в РФ: понятие, правовой статус, государственное регулирование деятельности, права. Религиозные объединения и организации в Тульской области

14. Практикум. Опасность экстремистских религиозных групп и тоталитарных сект. «Факторы риска», угрожающие межрелигиозному миру и согласию в РФ. Толерантность.

15. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Проблемы социально-политического развития общества».

Раздел VI. Правовое регулирование общественных отношений (22 часа).

1. Современные подходы к пониманию права (позитивное и естественное право).  Тоталитарное правопонимание.  Естественное право как юридическая реальность, его гуманистическая роль. Взаимосвязь естественного и позитивного права.

2. Практикум. Законотворческий процесс в РФ.

3. Понятие «гражданин». Гражданство в РФ: понятие, основания приобретения, двойное гражданство. ФЗ «О гражданстве РФ». Права и обязанности  гражданина РФ.

4. Практикум. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

5. Экологическое право: общая характеристика. Источники экологического права. Право граждан на благоприятную окружающую среду.

6. Практикум. Экологические правонарушения. Способы защиты экологических прав.

7. Гражданское право. Гражданский кодекс РФ. Гражданские правоотношения: понятие, основания возникновения, изменения, прекращения, субъекты, объекты, содержание.

8. Практикум. Имущественные и личные неимущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Способы защиты гражданских прав.

9. Семейное право. Семейный кодекс РФ. Признаки семейных правоотношений. Семья как юридическое понятие. Понятие брака. Условия и порядок регистрации брака. Порядок расторжения брака.

10. Практикум. Правовое регулирование отношения супругов (личные права и обязанности, имущественные права и обязанности, законный режим имущества, брачный договор).   Основания возникновения родительского правоотношения. Лишение, ограничение, восстановление родительских прав. Усыновление, опека (попечительство). Приемная семья. Органы опеки и попечительства. Права ребенка.   Личные и имущественные права детей и обязанности родителей по отношению к ним. Права родителей.

11. Трудовое право. Трудовой кодекс РФ. Трудовые правоотношения. Субъекты трудового права, их права и обязанности. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Особенности правового положения несовершеннолетних.

12.  Занятость населения. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования (на примере Тульской области). Порядок оказания платных образовательных услуг.

13. Материальное и процессуальное право. Правосудие и судопроизводство. Гражданское процессуальное право. Гражданский процессуальный кодекс РФ. Гражданский процесс: понятие, предмет, принципы, категории дел, участники, доказательства и доказывание, процессуальные сроки.

14. Практикум. Гражданский процесс. Прохождение дела в суде. Исполнение судебных решений.  Арбитражный процесс. Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

15. Процессуальное право: уголовный процесс. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Основные принципы и участники процесса. Меры процессуального принуждения. Досудебное производство.

16. Практикум. Судебное производство (прохождение дела в суде). Суд присяжных заседателей.

17. Процессуальное право: административная юрисдикция. Кодекс РФ Пб административных правонарушениях. Объекты и субъекты административной ответственности, административные наказания, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, участники производства и их права, протокол, подготовка к рассмотрению дела, порядок рассмотрения дел, постановление, его обжалование и вступление в силу.

18. Практикум. Процессуальное право: конституционное судопроизводство. Конституционный суд, основания его деятельности, особенности, основные принципы судопроизводства, право на обращение в КС РФ. Основные стадии конституционно судопроизводства.

19. Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени.

20. Практикум. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.

21. Повторительно-обобщающий урок по разделу: «Правовое регулирование общественных отношений».

22. Практикум. Выполнение заданий из материалов КИМов по теме: «Правовое регулирование общественных отношений».

Заключительные уроки (2 часа).

1. Практикум – семинар. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов

 XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

2. Итоговое повторение и обобщение по курсу обществознания.

П.1

П. 1

П. 2

П. 2

П. 3

П. 3

П. 3

П. 4

П. 4

П. 4

П. 5

П. 5

П. 5

П. 6

П. 6

П. 6

П. 7

П. 7

П. 8

П. 8

П. 9

П. 9

П. 10

П. 10

П. 11

П. 11

П. 11

Тестирование

П. 12

П. 12

П. 13

П. 13

П. 14

П. 14

П. 15

П. 15

П. 16

П. 16

П. 17

П. 17

П. 18

П. 18

Тестирование

П. 19

П. 19

П. 20

П. 20

П. 21

П. 21

П. 22

П. 22

П. 23

П. 23

П. 24

П. 24

П. 25

П. 25

П. 26

П. 26

П. 27

П. 27

П. 28

П. 28

Тестирование

П. 29


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию для 5 класса по программе Л.Н. Боголюбова

Рабочая программа является методической разработкой учителя истории и обществознания ГБОУ гимназии № 498 Павловича Романа Сергеевича. Состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планиро...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...