разработка урока по избирательному праву
учебно-методический материал по обществознанию (10, 11 класс) на тему
методическая разработка урока по избирательному праву предназначена для проведения занятий в 10 - 11 классах на уроках обществознания, права, на элективных курсах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_zanyatiya_po_izbiratelnomu_pravu.docx | 576.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Республиканский конкурс педагогов на лучший урок по избирательному праву
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каракулинская СОШ»
Урок обобщающего повторения «Избирательная кампания»
Разработка занятия по избирательному праву.
Автор: Корепанова Марина Геннадьевна, учитель истории и обществознания высшей категории
Каракулино, 2014
Характеристика занятия.
Предмет: правоведение, 10 класс
Тема занятия: «Избирательная кампания»
Тип и место урока в разделе: занятие обобщающего повторения «Избирательная капания» является завершающим в разделе «Основы конституционного права Российской Федерации», которое охватывает 2 урока (пара). Этим объясняется выделение части занятия на повторение и систематизацию изученного материала.
Оборудование: учебник «Право» 10 класс под ред. Кузнецова А. А. (Москва, 2010), доска с магнитами, схемы, компьютер, проектор, экран, презентация «Повторение материала по теме «Избирательное право», ЭОР «Избирательная система. Избирательное право. Практикум.»
Основные понятия и термины: избирательная кампания, избирательный округ, электорат, бюллетень, выборные технологии.
Данное занятие было апробировано в 10 классах различных лет трижды.
Цели, задачи занятия
Образовательные цели занятия: формирование системы знаний об основах Конституционного права в РФ, в том числе и избирательного права, а также знакомство с особенностями избирательной кампании;
Воспитательные цели занятия: создать условия для формирования ответственной и политически зрелой личности через участие в избирательной кампании;
Развивающие цели занятия: дальнейшее развитие основных мыслительных операций – анализ, сравнение; универсальных учебных действий
Формируемые образовательные результаты: формирование универсальных учебных действий
Познавательные УУД – собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы;
Предметные УУД – моделировать собственные действия в избирательном процессе;
Личностные УУД – осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы;
Коммуникативные УУД - быть готовым к обсуждению разных точек зрения для выработки общей позиции.
План занятия.
- Мотивационно – целевой этап
- Ориентировочный этап (актуализация знаний)
- Поисково – исследовательский этап (изучения нового материала)
- Практический этап
- Рефлексивно – оценочный этап.
Содержание занятия
- Мотивационно – целевой этап.
Выполнение задания № 5 - 7 ЭОР «Избирательная система. Избирательное право. Практикум.» (приложение № 1)
Учитель: На предыдущем уроке мы познакомились с принципами проведения выборов в Российской Федерации. Ответьте на вопросы и задания, размещенные на слайдах презентации (приложение №2).
1. Кто назначает выборы в Государственную Думу РФ? А. Центральная избирательная комиссия, Б. Президент, В. Совет федерации, Г. Правительство.
2. Кто назначает выборы Президента РФ? А. Центральная избирательная комиссия, Б. Государственная Дума, В. Совет федерации, Г. Правительство. 3. ГАС «Выборы» - это: А. Совокупность правовых актов, регулирующих процесс выборов; Б. Государственно-административная структура избирательных систем в РФ; В. Государственная автоматизированная система РФ «выборы»; Г. Государственная автотранспортная сеть «выборы».
4. Какие из перечисленных должностных лиц Российской Федерации является выборными: А) губернаторы, Б) мэры, В) председатель правительства, Г) министры, Д) уполномоченный по правам человек, Е) председатель Конституционного суда.
5. Вставьте необходимые буквы, пропущенные в следующих терминах.
|
|
10)_М_ИЧ_ЕН_ |
- Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.
«Избирательные комиссии, обеспечивающие периодическое проведение___________ (1), представляют собой гибкую систему, адаптированную к выборам органов федерального, регионального и местного уровней и способную функционировать в ___________(2). Как всякая сложная социальная система, она является слаженным, живым организмом, части которого взаимодействуют друг с другом строго по правилам, установленным в соответствующих ____________(3). Следует особо подчеркнуть, что взаимоотношения избирательных комиссий внутри самой системы строятся с учетом ___________(4) Российской Федерации. Об этом говорит тот факт, что два высших уровня избирательных комиссий формируются соответственно федеральными или региональными
законодательными и исполнительными органами государственной власти на основе принципа __________(5), закрепленного в Конституции Российской Федерации, а реализуют они свои полномочия, исходя из другого ____________(6) — разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Не входя ни в одну из трех ветвей государственной власти, система избирательных комиссий в целом действует как государственно-общественная структура, высшие уровни которой являются ________(7), а остальные представляют собой общественные образования, решения которых по вопросам, связанным с проведением выборов, также обязательны для государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и их ___________(8)».
Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.
A) общественная власть Б) избирательная кампания B) выборные технологии | Ж) законы о выборах 3) автономный режим И) разделение власте К) должностные лица Л) государственный орган М) конституционный принцип |
Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером БУКВУ, обозначающую в списке выбранное вами словосочетание. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Итак, работа закончена и проверена. Какие понятия, процессы и явления представляют для вас сложность. Чего вы еще не знаете? (избирательная кампания, избирательный округ, электорат, бюллетень, выборные технологии, «ГАС – выборы»). Сформулируйте самостоятельно цель сегодняшнего занятия. Дети самостоятельно ставят для себя цель урока: познакомиться с особенностями избирательной кампании,
- Ориентировочный этап (актуализация имеющихся знаний)
Прежде чем мы приступим к изучению нового материала, давайте выполним задания по изученной теме в формате ЕГЭ по обществознанию.
Задание в формате ЕГЭ: Сравните пропорциональную и мажоритарную избирательные системы. Укажите три черты (признака) сходства и три различия.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию(допускаются иные формулировки, не искажающие смысл) |
В ответе могут быть сформулированы черты (признаки) сходства:
Могут быть указаны и иные общие черты (признаки). |
В ответе могут быть сформулированы черты (признаки) различия: | |
ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА | МАЖОРИТАРНАЯ СИСТЕМА |
Могут быть приведены и иные черты (признаки). |
Могут быть приведены и иные черты (признаки). |
Итак, полученные знания помогут при выполнении заданий ЕГЭ. Вопрос: что же объединяет избирательные системы в избирательном процессе? Ответ учащихся: для успешных выборов при любой избирательной системе необходимо проведение избирательной кампании.
- Поисково – исследовательский этап (изучение нового материала)
Выполняя задание, вы уже погрузились в атмосферу избирательной кампании. Среди ваших родителей есть люди, имеющие отношение к избирательному процессу, все взрослые люди являются избирателями.
Мозговой штурм: Что же такое избирательная кампания? Каковы ее участники? Каковы ее основные этапы? Когда начинается и когда заканчивается избирательная кампания? – дети отвечают на вопросы исходя из наблюденйи за деятельностью родителей, других взрослых.
Давайте проверим, правильно ли вы ответили на эти вопросы, сравнив ответы с текстом учебника. (параграф № 30, пункт «Стадии избирательного процесса», стр. 276 – 277). В ходе работы выполняем задание №1 стр. 283 учебника (Изобразите в виде схемы стадии избирательного процесса и охарактеризуйте каждую из них).
Проверка выполненного задания:
Стадии избирательного процесса | Краткая характеристика каждой из них |
Назначение даты выборов и начало избирательнорй кампании | Выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации, выборы Государственной Думы – Президентом РФ. |
Образование избирательных округов и избирательных участков. | Избирательные округа могут быть одномандатными и многомандатными. Участки создаются в пределах округа и не должны пересекать его границ. |
Формирование избирательных комиссий | ЦИК РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные и территориальные избирательные комиссии |
Составление списков избирателей | Списки составляются избирательными комиссиями на основании данных, представляемых главой муниципального образования. Каждый гражданин может быть включен только в один список избирателей. |
Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на выборную должность | Правом выдвижения пользуются граждане и политические партии. Партии списки имеют федеральную и региональную части, состав партийных списков должен быть полностью открыт для избирателей. |
Предвыборная агитация | Деятельность, побуждающая избирателей к участию в выборах. Она прекращается за сутки до дня голосования. |
Голосование | Избиратель получает избирательный бюллетень и отмечает в нем тех, кого желает избрать. |
Установление результатов голосования | Итоги голосования официально публикуются соотвествующей избирательной комиссий, в масштабе России – Центризбиркомом. |
В ходе работы со схемой (таблицей) происходит комментированное чтение материала учебника, а также комментированная работа с материалами таблиц «Принципы проведения выборов в РФ» (приложение №3)
- Практический этап
Для закрепления полученных знаний ребятам предлагается принять участие в импровизированной избирательной кампании. Поскольку наиболее актуально для вас сейчас решение вопросов, касающихся молодежной политики, мы проведем выборы в Молодежный парламент Каракулинского района.
Для работы вам необходимо разбиться на группы по 3 – 4 человека. Каждая группа - общественная или политическая организация, которая выдвигает своего кандидата для участия в выборах. Одна группа – избирательная комиссия, которая контролирует строгое соблюдение всех этапов избирательной кампании и проводит выборы.
1 этап. Группам предложено разработать предвыборные программы, которые отражали бы актуальные молодежные проблемы. При подготовке программ можно было воспользоваться предвыборными программами известных российских политических партий. Из числа наиболее подготовленных учащихся было сформировано «Министерство юстиции», призванное на основе анализа программ принимать решение о регистрации данной политической или общественной организации.
2 этап. Каждой организации было предложено составить список из пяти источников финансирования избирательной кампании (вопрос о финансирования избирательной кампании также освещены в учебнике и предложены для самостоятельного изучения)
3 этап. Предвыборная агитация. Какие проблемы вы обещаете решить своим избирателям? Продумайте рекламную заставку и основной лозунг вашей кампании. Придумайте рекламный телевизионный ролик, который будете использовать в ходе предвыборной агитации , составьте перечень основных элементов для телерекламы, рекламный слоган.
4 этап. Теледебаты, выступление перед избирателями. Каждому из кандидатов предоставляется 2 – 3 минуты на оглашение своей предвыборной программы, еще столько же времени отводилось для ответы на вопросы. Участники должны были перевоплотиться в политических и общественных деятелей, представляющих интересы определенных социальных групп. (приложение 4)
5 этап. Выборы и их результаты. Процесс агитации завершился за сутки до выборов. Каждый участник деловой игры получил возможномть проголосовать за понравившуюся ему программу за исключением программы собственного движения. Всем были выданы бюллетени для голосования по импровизированному документу, каждый имел возможность голосования в отдельной кабинке. (приложение 4) После завершения голосования члены избирательной комиссии открыли опечатанную ранее урну для голосования и произвели подсчет голосов.
Избирательная кампания подошла к своему завершению, но ребятам не хотелось расходиться. Каждый из них получил небольшой опыт социальной активности, участия в политическом мероприятии.
- Рефлексивно – оценочный этап
При подведении итогов урока ребятам было предложено в группах подобрать аргументы и контроаргументы на тему «Избирательный бюллетень сильнее пули» (А. Линкольн). По завершению этой работы учитель обращается с просьбой к учащимся о проведении в группах взаимооценивания работы на уроке.
Домашнее задание: параграф №30, задания 4, 5.
Методика проведения занятия
Используемые методики и технологии:
На мотивационно – целевом этапе была использована информационна – коммуникационная технология, тестовые методики, методика работы с адаптированным текстом.
На ориентировочном этапе была использована технология проблемного диалога, методика «Мозговой штурм».
На поисковом этапе применялись технология формирования правильного типа читательской деятельности, развития критического мышления.
Практический этап урока предполагает использование групповой работы, коллективного творческого дела, ТРКМ.
При проведении рефлексивно – оценочного этапа были применены технологии «Дебаты», формирующего оценивания, групповой работы.
Используемые литература и источники
- Конституция РФ 1993;
- ФЗ «ОБ основных гарантиях избирательных прав и права на участие граждан в референдуме», 67 – ФЗ от 12 июня 2002 года;
- Учебник «Право» 10 класс под ред Кузнецова А. А. (Москва, 2010),
3. Методическое пособие «Основы государства и права» 10-11 класс. Никитин А.Ф., М.: Дрофа, 2006 г.
4. Л. Л. Корягина «Урок – деловая игра «Избирательная кампания», журнал «История и обществознание в школе», №1, 2004;
5. М. Ф. Шестакова «Учебная игра «Выборы в Государственную Думу», журнал «История и обществознание в школе», №1, 2004;
6. Л. Л. Корягина «Избирательная кампания: урок – игра», журнал «Экономика и право», №5, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока по избирательному праву
Учебное занятие с элементами групповой работы...
Урок-игра "Избирательное право"
Методическая разработка для проведения урока в 9-11 классах по обществознанию....
Разработка урока по избирательному праву
Конспект содержит опорную схему урока, цели и задачи урока, технологическую карту, поэтапное содержание урока и рабочие листы для самостоятельной и групповой работы обучающихся...
Урок – викторина «Избирательное право»
Урок – викторина «Избирательное право»...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ТЕМА : «ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО РФ» 10 класс
Изменения, происходящие в настоящее время в жизни российского общества – становление гражданского общества и правового государства, укрепление рыночной ...
Разработки конкурсов недели избирательного права и налоговых знаний.
Разработки конкурсов недели избирательного права и налоговых знаний....