МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ТЕМА : «ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО РФ» 10 класс
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)
Изменения, происходящие в настоящее время в жизни российского общества – становление гражданского общества и правового государства, укрепление рыночной экономики, признание человека, его прав и свобод вышей ценностью – определяют новые требования к отечественной системе образования.
Важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса становится подготовка учащегося к жизни в постоянно меняющемся современном мире, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважению к закону, любви к Родине. В этой связи не случаен интерес педагогической общественности в развитие гражданского образования, включающего в себя обучение основам поведения в гражданском обществе (знакомство с социальными ролями, моделями поведения в той или иной ситуации и т.д.), развитие демократических начал в жизни образовательных учреждений и организацию социальной практики обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrab_izbir_pravo.doc | 898.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Изменения, происходящие в настоящее время в жизни российского общества – становление гражданского общества и правового государства, укрепление рыночной экономики, признание человека, его прав и свобод вышей ценностью – определяют новые требования к отечественной системе образования.
Важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса становится подготовка учащегося к жизни в постоянно меняющемся современном мире, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважению к закону, любви к Родине. В этой связи не случаен интерес педагогической общественности в развитие гражданского образования, включающего в себя обучение основам поведения в гражданском обществе (знакомство с социальными ролями, моделями поведения в той или иной ситуации и т.д.), развитие демократических начал в жизни образовательных учреждений и организацию социальной практики обучающихся.
Занятие «Избирательное право» проводится в 10 классе, на него отводится один учебный час.
Цели урока:
- сформировать новые понятия по изучаемой теме;
- раскрыть принципы избирательной системы РФ;
- ознакомить учащихся с избирательным законодательством;
- продолжить формирование навыков работы с правовым документом;
- развивать у учащихся умения применять правовые нормы на практике;
- продолжить выработку умений работать в паре, группе, выражать собственные взгляды, аргументировать их, вести дискуссию, моделировать ситуацию.
Основные понятия: избирательное право, виды избирательных систем, активное избирательное право, пассивное избирательное право, тайное голосование, принципы избирательного права РФ, прямое избирательное право, выборы, избиратель, кандидат, политическая партия.
Методическое обеспечение урока: учебник Л. Н. Боголюбова «Обществознание: 10кл.:базовый уровень: учебник под ред.Л. Н. Боголюбова.- М: Просвещение, 2016; учебник Е.А. Певцовой «Право. Основы правовой культуры.»; 10 класс; часть 2;Москва;2005; статья Л.В. Мостяевой «Выборы: понятие, разновидности, условия эффективности и функции»(журнал «Право в школе», №4,2007г.), Конституция РФ; Уголовный кодекс РФ; ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; текст проблемного задания с планом выполнения (приложение №1); карточки для ролевой игры; карточка «Пять слов об уроке» (приложение №2).
Технологическая карта урока.
Этап урока | Дидактические задачи | Используемые методы | Достигаемый результат |
1. Организационное начало занятия | Подготовка учащихся к работе на занятии | Проблемное задание | Полная готовность класса, быстрое включение учащихся в работу |
2. Подготовка к основному этапу занятия | Обеспечение мотивацией и принятия учащимися целей занятия, актуализация опорных знаний и умений. | Метод кластера, фронтальный опрос | Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний |
3. Усвоение новых знаний и способов действий, их закрепление | Обеспечения восприятия, осмысления и первичного закрепления знаний, способов действия, связей и отношений в изучаемой теме, применение знаний в измененной ситуации | «Мозговой штурм», сравнительная таблица, эвристическая беседа, ролевая игра | Активные действия учащихся с материалами урока, проявление самостоятельности в добывании знаний и овладения способами действия, выполнение заданий, требующих применение знаний в знакомой и измененной ситуациях |
4. Обобщение и систематизация знаний | Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, выделение мировоззренческих идей | Анализ правовых документов, систематизация знаний в виде тезисов | Активация и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей |
5. Подведение итогов занятия. Рефлексия | Анализ и оценка успешности достижения целей | синквейн | Получение учащимися информации о реальных результатах учения |
6. Информация о домашнем задании | Раскрытие целей, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей | Исследование СМИ | Точная фиксация сути знаний, условий его выполнения |
- Этап урока. Организационное начало занятия.
Проверяется готовность учащихся к занятию. В тетради записывается тема урока.
Вопрос к классу: предположите, чем мы будем заниматься на уроке.
Подведение итогов этого этапа может проходить в двух формах:
- учитель подводит итоги и обобщает сказанное учениками о целях учебного занятия;
- учащиеся сами делают выводы. Они сравнивают высказанные ими предположения с целями учебного занятия, написанными на доске.
- Этап урока. Подготовка к основному этапу занятия.
Предлагаем записать в тетрадь ключевое понятие урока - «избирательная система». Применить метод кластера: записать понятия-ассоциации.
Выполнение задания проверяется на доске, наиболее значимые ассоциации записываются.
- Этап урока. Усвоение новых знаний и способов действий, их закрепление.
Блок 1.
Учитель дает задание классу: попытайтесь дать свое определение понятию «избирательная система», используя слова кластера.
Задание выполняется в парах 2-3 минуты.
Проверить насколько совпадает данное ими самими определение с тем, которое содержится в учебнике ( с.135). Учитель поясняет виды и источники избирательного права.
Блок 2.
Задание: используя учебник и статью «Современные избирательные системы», выяснить типы избирательных систем и определить их достоинства и недостатки. Результаты работы классифицировать в таблицу:
Типы избирательных систем | достоинства | недостатки | особенности |
Пропорциональная | |||
Мажоритарная |
Задание выполняется 15-20 минут. Результаты работы обсуждаются, учащиеся корректируют свои записи.
Блок 3.
Перед учащимися ставится вопрос : какие принципы избирательного права должны быть соблюдены в демократическом государстве ?
Поиск ответа ведется в форме «мозгового штурма». Учитель записывает ответы учеников на доске. Проводится ранжирование слов по значимости. Каждый принцип требует пояснения учителя:
- принцип всеобщности;
- принцип равенства;
- принцип тайны голосования;
- прямое (непосредственное) голосование.
Блок 4.
Ставятся проблемные вопросы: можно ли не голосовать? Можно ли привлечь к ответственности за неучастие в выборах?
Для поиска ответов в классе проводится ролевая игра. Учитель говорит, что группа депутатов разработала законопроект об обязательном участии граждан России в выборах в центральные и местные органы власти.
Учащиеся разбиваются на четыре группы. Каждая группа получает текст законопроекта и задание. ( Приложение 2)
- Этап урока. Обобщения и систематизации знаний.
Учитель ставит вопрос: паспорт человек получает в 14 лет, а право избирать - лишь в 18 лет. Почему?
Предполагаемые ответы ребят можно заслушать сразу же или после выполнения задания.
Задание: на основе анализа имеющихся у вас документов получите информацию по каждому пункту плана.
План.
- Характеристика основных понятий: избирательные права, активное избирательное право, пассивное избирательное право, равное избирательное право, прямое избирательное право, тайное голосование (работа со ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
- Основные права, обязанности избирателя, его роль в избирательном процессе.
- Ответственность за нарушение избирательных прав (работа с выдержками из уголовного кодекса РФ.)
Задание выполняется в тетради. Ответы записываются в виде тезисов или таблицы.
После завершения самостоятельной работы учащихся нужно обсудить поставленный вопрос.
- Этап урока. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Для проведения итогов занятия открывается написанная на доске цитата:
«Избирательный бюллетень – сильнее пули.» (А. Линкольн.)
Учитель просит учащихся объяснить, как они понимают это высказывание.
Затем учащиеся отвечают на следующие вопросы:
- Какие затруднения вы испытали в ходе работы над понятием «выборы»?
- Какие затруднения возникли при работе с документами?
- Смогли ли вы договориться в вашей малой группе?
- Чья точка зрения оказалась общепризнанной? Чьи аргументы оказались наиболее содержательными?
В заключении можно предложить участникам написать синквейн с использование понятий «выборы» и «избиратель».
Синквейн – это «стихотворение», состоящее из пять строк. В синквейне человек высказывает свое отношение в проблеме.
Составление синквейнов является мощным инструментом анализа, синтеза и обобщения понятий и информации. Важно выполнять это упражнение систематически и целенаправленно, тогда учащиеся научатся осмысленно применять понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего несколько строк (приложение № 3).
- Этап урока. Информация о домашнем задании.
Задания:
- Подумайте, в каких выборах вы бы хотели участвовать и представителями какой группы участников избирательного процесса хотели бы быть. Объясните, почему?
Учащиеся должны выбрать группу (кандидаты, избирательная комиссия, политические партии) и письменно дать ей характеристику (по имеющемуся плану).
- Подберите материалы из СМИ о том, как идет предвыборная кампания в стране.
Урок должен завершаться заполнение карточки «Пять слов об уроке»(приложение №3).
Учитель обращается к ребятам с просьбой заполнить эту карточку, вложить в
тетрадь и сдать.
Приложение № 2.
«Пять слов об уроке»
Дорогой друг!
Используя всего пять слов, напиши о своем отношении к проблеме урока. Насколько он для тебя интересен?
1.
2.
3.
4.
5.
Приложение № 3.
Порядок написания синквейна:
- ключевое понятие
- два прилагательных-характеристики понятия
- три глагола, определяющие действия ключевого понятия
- короткое предложение, в котором автор высказывает отношение к понятию
- одно слово-ассоциация к данному понятию
Возможные синквейны учащихся.
Выборы.
Демократические , свободные.
Определяют, обязывают, направляют.
Выборы-право гражданина.
Демократия.
Избиратель.
Грамотный, ответственный.
Голосует, агитирует, выдвигает.
Определяет будущее государства.
Народовластие.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ТЕМА : «ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО РФ»
10 класс
Учитель истории и обществознания:
Горбасенко Елена Валериевна
Г.Елизово
2016 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа элективного курса "Основы избирательного права" 9 класс
Вопросы избирательного права включены в обязательный минимум содержания обществоведческого образования, отражены в программах и учебниках по обществознанию. Однако эти вопросы представлены не полно, ...
Урок "Избирательное право" (9 класс)
Методическая разработка (сценарий урока, раздаточные материалы) к уроку "Избирательное право" (9 класс)....
Избирательное право 11 класс
Методическая работа...
Методическая разработка урока по праву в 10 классе профильной школы .Тема: Избирательная кампания.
Урок был проведён в 11 классе как открытое мероприятие городского уровня.Предусматривает самостоятельную творческую работу учащихся.Проведён Сурковой Людмилой Сергеевной.учителем высшей ка...
Учебно-методическое пособие по избирательному праву для учителей общеобразовательных учреждений
Учебно-методическое пособие подготовлено в целях оказания методической помощи преподавателям, осуществляющим мероприятия по формированию и повышению правовой культуры молодых и будущих избирател...
Разработка урока "Избирательное право в России"
Теоретическое знакомство детей с вопросами избирательного права и избирательного процесса происходит на уроках обществознания в 8 – 9 классах. В 8 классе в рамках изучения урока «Политика ...
Методическая разработка урока: "Избирательное право"
Способствует развитию интереса у учащихся к построению правовой системы, а также к их самоопределению, формированию личности, адаптирует к сознательному выбору будущей специальности....