МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ТЕМА : «ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО РФ» 10 класс
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)

Елена Валериевна Горбасенко

            Изменения, происходящие в настоящее время в жизни российского общества – становление гражданского общества и правового государства, укрепление рыночной экономики, признание человека, его прав и свобод вышей ценностью – определяют новые требования к отечественной системе образования.

            Важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса становится подготовка учащегося к жизни в постоянно меняющемся современном мире, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважению к закону, любви к Родине. В этой связи не случаен интерес педагогической общественности в развитие гражданского образования, включающего в себя обучение основам поведения в гражданском обществе (знакомство с социальными ролями, моделями поведения в той или иной ситуации и т.д.), развитие демократических начал в жизни образовательных учреждений и организацию социальной практики обучающихся.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrab_izbir_pravo.doc898.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

            Изменения, происходящие в настоящее время в жизни российского общества – становление гражданского общества и правового государства, укрепление рыночной экономики, признание человека, его прав и свобод вышей ценностью – определяют новые требования к отечественной системе образования.

            Важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса становится подготовка учащегося к жизни в постоянно меняющемся современном мире, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважению к закону, любви к Родине. В этой связи не случаен интерес педагогической общественности в развитие гражданского образования, включающего в себя обучение основам поведения в гражданском обществе (знакомство с социальными ролями, моделями поведения в той или иной ситуации и т.д.), развитие демократических начал в жизни образовательных учреждений и организацию социальной практики обучающихся.    

Занятие  «Избирательное право» проводится в 10  классе, на него отводится один учебный час.

Цели урока:

   - сформировать новые понятия по изучаемой теме;

   - раскрыть принципы избирательной системы РФ;

   - ознакомить учащихся с избирательным законодательством;

   - продолжить формирование навыков работы с правовым документом;

   - развивать у учащихся умения применять правовые нормы на практике;

   -  продолжить выработку умений работать в паре, группе, выражать собственные взгляды, аргументировать их, вести дискуссию, моделировать ситуацию.

Основные понятия: избирательное право, виды избирательных систем, активное избирательное право, пассивное избирательное право, тайное голосование, принципы избирательного права РФ, прямое избирательное право, выборы, избиратель, кандидат, политическая партия.

Методическое обеспечение урока: учебник Л. Н. Боголюбова «Обществознание: 10кл.:базовый уровень: учебник под ред.Л. Н. Боголюбова.- М: Просвещение, 2016; учебник Е.А. Певцовой «Право. Основы правовой культуры.»; 10 класс; часть 2;Москва;2005; статья Л.В. Мостяевой «Выборы: понятие, разновидности, условия эффективности и функции»(журнал «Право в школе», №4,2007г.), Конституция РФ; Уголовный кодекс РФ; ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; текст проблемного задания с планом выполнения (приложение №1); карточки для ролевой игры; карточка «Пять слов об уроке» (приложение №2).

Технологическая карта урока.

Этап урока

Дидактические задачи

Используемые методы

Достигаемый результат

1. Организационное начало занятия

Подготовка учащихся к работе  на занятии

Проблемное задание

Полная готовность класса, быстрое включение учащихся в работу

2. Подготовка к основному этапу занятия

Обеспечение мотивацией и принятия учащимися целей занятия, актуализация опорных знаний и умений.

Метод кластера, фронтальный опрос

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний

3. Усвоение новых знаний и способов действий, их закрепление

Обеспечения восприятия, осмысления и первичного закрепления знаний, способов действия, связей и отношений в изучаемой теме, применение знаний в измененной ситуации

«Мозговой штурм», сравнительная таблица, эвристическая беседа, ролевая игра

Активные действия учащихся с материалами урока, проявление самостоятельности в добывании знаний и овладения способами действия, выполнение заданий, требующих применение знаний в знакомой и измененной ситуациях

4. Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, выделение мировоззренческих идей

Анализ правовых документов,

 систематизация знаний в виде тезисов

Активация и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей

5. Подведение итогов занятия. Рефлексия

Анализ и оценка успешности достижения целей

синквейн

Получение учащимися информации о реальных результатах учения

6. Информация о домашнем задании

Раскрытие целей, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

Исследование СМИ

Точная фиксация сути знаний, условий его выполнения

  1. Этап урока. Организационное начало занятия.

      Проверяется готовность учащихся к занятию. В тетради записывается тема урока.

Вопрос к классу: предположите, чем мы будем заниматься на уроке.

Подведение итогов этого этапа может проходить в двух формах:

             - учитель подводит итоги и обобщает сказанное учениками о целях учебного занятия;

             - учащиеся сами делают выводы. Они сравнивают высказанные ими предположения с целями учебного занятия, написанными на доске.

  1. Этап урока. Подготовка к основному этапу занятия.

Предлагаем записать в тетрадь ключевое понятие урока - «избирательная система». Применить метод кластера: записать понятия-ассоциации.

Выполнение задания проверяется на доске, наиболее значимые ассоциации записываются.

  1. Этап урока. Усвоение новых знаний и способов действий, их закрепление.

 Блок 1.

Учитель дает задание классу: попытайтесь дать свое определение понятию «избирательная система», используя слова кластера.

Задание выполняется в парах 2-3 минуты.

Проверить насколько совпадает данное ими самими определение с тем, которое содержится в учебнике ( с.135). Учитель поясняет виды и источники избирательного права.

         

            Блок 2.

Задание: используя учебник и статью «Современные избирательные системы», выяснить типы избирательных систем и определить их достоинства и недостатки. Результаты работы классифицировать в таблицу:

Типы избирательных систем

достоинства

недостатки

особенности

Пропорциональная

Мажоритарная

Задание выполняется 15-20 минут. Результаты работы обсуждаются, учащиеся корректируют свои записи.

             Блок 3.

Перед учащимися ставится вопрос : какие принципы избирательного права должны быть соблюдены  в демократическом государстве ?

 Поиск ответа ведется в форме «мозгового штурма». Учитель записывает ответы учеников на доске. Проводится ранжирование слов по значимости. Каждый принцип требует пояснения учителя:

  1. принцип всеобщности;
  2. принцип равенства;
  3. принцип тайны голосования;
  4. прямое (непосредственное) голосование.

         

    Блок 4.

Ставятся проблемные вопросы: можно ли не голосовать? Можно ли привлечь к ответственности за неучастие в выборах?

Для поиска ответов в классе проводится ролевая игра. Учитель говорит, что группа депутатов разработала законопроект об обязательном участии граждан России в выборах в центральные и местные органы власти.

    Учащиеся разбиваются на четыре группы. Каждая группа получает текст законопроекта и задание.  ( Приложение 2)  

  1. Этап урока. Обобщения и систематизации знаний.

     Учитель ставит вопрос: паспорт человек получает в 14 лет, а право избирать - лишь в 18 лет. Почему?

 Предполагаемые ответы ребят можно заслушать сразу же или после выполнения задания.

      Задание: на основе анализа имеющихся у вас документов получите информацию по каждому пункту плана.

                                                                      План.

  1. Характеристика основных понятий: избирательные права, активное избирательное право, пассивное избирательное право, равное избирательное право, прямое избирательное право, тайное голосование (работа со ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
  2. Основные права, обязанности избирателя, его роль в избирательном процессе.
  3. Ответственность за нарушение избирательных прав (работа с выдержками из уголовного кодекса РФ.)

  Задание выполняется в тетради. Ответы записываются в виде тезисов или таблицы.

 После завершения самостоятельной работы учащихся нужно обсудить поставленный вопрос.

  1. Этап урока. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Для проведения итогов занятия открывается написанная на доске цитата:

 «Избирательный бюллетень – сильнее пули.» (А. Линкольн.)

Учитель просит учащихся объяснить, как они понимают это высказывание.

  Затем учащиеся отвечают на следующие вопросы:

  1. Какие затруднения вы испытали в ходе работы над понятием «выборы»?
  2. Какие затруднения возникли при работе с документами?
  3. Смогли ли вы договориться в вашей малой группе?
  4. Чья точка зрения оказалась общепризнанной? Чьи аргументы оказались наиболее содержательными?

В заключении можно предложить участникам написать синквейн с использование понятий «выборы» и «избиратель».

Синквейн – это «стихотворение», состоящее из пять строк. В синквейне человек высказывает свое отношение в проблеме.

  Составление синквейнов  является мощным инструментом анализа, синтеза и обобщения понятий и информации. Важно выполнять это упражнение систематически и целенаправленно, тогда учащиеся научатся осмысленно применять понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего несколько строк (приложение № 3).

  1. Этап урока. Информация о домашнем задании.

Задания:

  1. Подумайте, в каких выборах вы бы хотели участвовать и представителями какой группы участников избирательного процесса хотели бы быть. Объясните, почему?

Учащиеся должны выбрать группу (кандидаты, избирательная комиссия, политические партии) и письменно дать ей характеристику (по имеющемуся  плану).

  1. Подберите материалы из СМИ о том, как идет предвыборная кампания в стране.

   Урок должен завершаться заполнение карточки «Пять слов об уроке»(приложение №3).

   Учитель обращается к ребятам с просьбой заполнить эту карточку, вложить в

тетрадь и сдать.

                  Приложение № 2.

«Пять слов об уроке»

Дорогой друг!

Используя всего пять слов, напиши о своем отношении к проблеме урока. Насколько он для тебя интересен?

1.

2.

3.

4.

5.

Приложение № 3.

Порядок написания синквейна:

  1. ключевое понятие
  2. два прилагательных-характеристики понятия
  3. три глагола, определяющие действия ключевого понятия
  4. короткое предложение, в котором автор высказывает отношение к понятию
  5.  одно слово-ассоциация к данному понятию

Возможные синквейны учащихся.

Выборы.

Демократические , свободные.

Определяют, обязывают, направляют.

Выборы-право гражданина.

Демократия.

Избиратель.

Грамотный, ответственный.

Голосует, агитирует, выдвигает.

Определяет будущее государства.

Народовластие.

Описание: C:\Users\юльча\Desktop\7-ая школа_Лого.tif

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ТЕМА : «ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО РФ»

10 класс

                                            Учитель истории и обществознания:

                                               Горбасенко Елена Валериевна

Г.Елизово

2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса "Основы избирательного права" 9 класс

Вопросы избирательного права включены в обязательный минимум содержания обществоведческого образования, отражены в программах и учебниках по обществознанию. Однако эти вопросы  представлены не полно, ...

Урок "Избирательное право" (9 класс)

Методическая разработка (сценарий урока, раздаточные материалы) к уроку "Избирательное право" (9 класс)....

Избирательное право 11 класс

Методическая работа...

Методическая разработка урока по праву в 10 классе профильной школы .Тема: Избирательная кампания.

Урок был  проведён в 11 классе как открытое мероприятие городского уровня.Предусматривает самостоятельную творческую работу учащихся.Проведён  Сурковой Людмилой Сергеевной.учителем высшей ка...

Учебно-методическое пособие по избирательному праву для учителей общеобразовательных учреждений

Учебно-методическое пособие  подготовлено в целях оказания методической помощи преподавателям, осуществляющим мероприятия по формированию и повышению правовой культуры молодых и будущих избирател...

Разработка урока "Избирательное право в России"

Теоретическое знакомство детей с вопросами избирательного права и избирательного процесса происходит на уроках обществознания в 8 – 9 классах. В   8 классе в рамках изучения урока «Политика ...

Методическая разработка урока: "Избирательное право"

Способствует развитию интереса у учащихся к построению правовой системы, а также к их самоопределению, формированию личности, адаптирует к сознательному выбору будущей специальности....