Урок по избирательному праву
план-конспект урока по обществознанию по теме

Кудрявцева Светлана Юрьевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_izbir._pravu.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя школа №2»

г. Саранск   Республика Мордовия

План-конспект урока по обществознанию:

«Выборы в демократическом  обществе»

                                                                       Урок подготовлен

                                                                       учителем истории

                                                                    Средней школы №2

                                                                      г.Саранска     РМ                                                                                                             Кудрявцевой С.Ю.

                                                              Саранск

Тема урока: Выборы в демократическом обществе.

Цели урока: дать определение выборов, показать важность выборов в жизни государства, познакомить учащихся с избирательным правом, развивать у учащихся                      умения работы с документами, их анализа и получения необходимой информации, воспитывать чувство гражданской ответственности за судьбу страны.

Тип урока:  изучение нового материала.

Оборудование урока: раздаточные листы с терминами, выдержки из ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

План урока

  1. Оргмомент.
  2. Мотивация учебной деятельности.
  3. Сообщение темы, плана, задач урока.
  4. Изучение нового материала:
  • Понятие выборов. Роль выборов;
  • Избирательное право;
  • Работа с Законом о выборах;
  • Принципы избирательного права.
  1. Закрепление.
  2. Итог урока.

                                     Ход урока

1.Приветственное слово учителя.

   2. Мотивация учебной деятельности.

Учитель предлагает ученикам прочитать высказывание К.Победоносцева в учебнике А.Никитина «Основы обществознания»  стр. 104:

«Выборы – дело искусства, имеющего подобно военному искусству, свою стратегию и тактику. Кандидат не состоит в прямом отношении к своим избирателям. Между ним и избирателем главной силой служит – нахальство. Искатель представительства, если не имеет еще сам по себе известного имени, начинает с того, что подбирает себе кружок приятелей и споспешников; затем все вместе производят около себя ловлю, то есть приискивают в местной аристократии богатых и некрепких разумом обывателей, и успевают уверить их, что это их дело, их право и преимущество стать во главе – руководителями общественного мнения. Всегда находится достаточно глупых и наивных людей, поддающихся на эту удочку, - и вот, за подписью их, появляется в газетах и наклеивается на столбах объявление, привлекающее массу, всегда падкую на следование за именами, титулами и капиталами».

Учитель формулирует проблему:

Действительно ли выборы – это процесс безумного следования  толпы обывателей за именами и титулами, как их оценивает К. Победоносцев?

3. Сообщение темы и целей урока.

4. Изучение нового материала.

 1) Понятие выборов и их роль в жизни общества.

Ученикам предлагается дать самостоятельное определение понятия «Выборы» на основе работы с материалами различных словарей, выписки их которых находятся у них на местах (См. Приложение 1).

После работы учащиеся объясняют свой выбор объяснения понятия и формулируют определение для записи в тетрадь.

Слово учителя: О выборах говорится в Основном законе нашей страны – Конституции РФ. В статье 3  в частности сказано: «    

Выборы – это проверенный временем способ обретения властью доверия и поддержки народа. Во время выборов или референдума власть в буквальном смысле слова переходит к народу, идущему на избирательные участки, чтобы отдать голоса за своих представителей в органах власти. Выборы обеспечивают систематическое обновление власти. Это чрезвычайно важная задача, решение которой гарантирует общество от застоя, злоупотреблений, опасности диктатуры.

Вопрос: Почему участие в выборах считается проявлением гражданской зрелости, политической культуры человека?

Обобщение ответов: гражданин постоянно выбирает. Он ответственен за решения, принимаемые в политической,  социальной, экономической сферах. Он неравнодушен к судьбе страны, региона, города, села. Вряд ли можно назвать настоящим гражданином человека, который в день выборов отсиживается дома, отказываясь от своего права участвовать в управлении страной.

Никто не вправе контролировать волеизъявление избирателя, принуждать его приходить на избирательный участок. Но мировая практика показывает: чем активнее и сознательнее  население участвует в выборах, тем скорее и лучше решает сложные проблемы страна, тем устойчивее ее экономическое, социальное, политическое развитие.

С понятием выборы тесно связано другое понятие: избирательное право.

2) Избирательное право.

Учащимся предлагается записать в тетрадь определение:

Избирательное право – это конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Задание: подобрать к понятию «избирательное право»  ключевые слова.

                                       Избирательное право

Предлагаемые варианты слов, связанных с избирательным правом, учитель записывает на доске.

Затем ученикам предлагается работа с текстом Закона (См. Приложение 2).

Задание: выбрать из текста ключевые определения по избирательному праву и выписать их в тетрадь.

Слово учителя: Избирательное право может быть активным и пассивным.

Задание: В тексте ФЗ найти определение активного и пассивного права, затем найти в Конституции  РФ статьи, где говорится о пассивном и активном избирательном праве.

3) Принципы избирательного права.

Работа с учебником: с. 103.

Задание: выписать принципы избирательного права в тетрадь и объяснить их.

5. Закрепление.

Слово учителя: Тема нашего урока «Выборы в демократическом обществе».

Вопросы: 

1. Могут ли быть выборы в недемократичном обществе? Верно ли формулировать тему урока таким образом?

2. Согласны ли вы с высказыванием К.Победоносцева, которое мы зачитывали в начале урока? Обоснуйте свое мнение.

6. Итог урока. Заключительное слово учителя.

7. Домашнее задание: параграф 17, вопросы,  выбрать одну из предложенных тем для рефератов, сообщений, дискуссий.

 Литература:

1. Никитин А.Ф. Основы обществознания. – М., Дрофа, 2003.

  2. ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

3. Выборы в демократическом обществе. Учебное пособие под ред. Воскресенской Н.М. – М., 1996.

4.  Мушинский  В.О. Азбука гражданина. – М., 1997.

Приложение 1.      Материалы для словарной работы 

1) Брокгауз Ф., Ефрон И. Энциклопедический словарь. Современная версия. – М., Эксмо, 2003, с.240.

Выборы – порядок участия граждан посредством выбора представителей в отправлении государственной законодательной власт, в местном самоуправлении, в заведовании делами отдельных сословий и групп.

2) Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., Азбуковник, 2002, с.109.

Выборы – избрание путем голосования  (депутатов, главы государства, должностных лиц, членов организации).

3)Новый юридический словарь-справочник. Под ред. Бутенко Е.В. – Смоленск, 2001, с.78.

Выборы – процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования лиц, обладающих активным избирательным правом при условии, что на каждый предоставляемый таким образом мандат могут претендовать в установленном порядке два и более кандидата.

Приложение 2.     Документ

ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»

                    Статья 2. Основные термины и понятия

Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины и понятия означают:

1) агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума;

2) агитационный период - период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума;

4) агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них);

8) выборное должностное лицо - Президент Российской Федерации, а также избираемый непосредственно гражданами Российской Федерации, проживающими на территории муниципального образования, глава муниципального образования;

9) выборы - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица;

13) депутат - лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;

17) закон - федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации;

18) избиратель - гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом;

19) избирательная кампания - деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов;

21) избирательная комиссия - коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов;

22) избирательная комиссия вышестоящая (вышестоящая избирательная комиссия) - определенная в качестве таковой законом избирательная комиссия, организующая и обеспечивающая подготовку и проведение выборов, по отношению к иным избирательным комиссиям, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение этих же выборов;

25) избирательное объединение - политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. При проведении выборов в органы местного самоуправления избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. При этом указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий - не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения;

26) избирательное право активное (активное избирательное право) - право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

27) избирательное право пассивное (пассивное избирательное право) - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

28) избирательные права граждан - конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации;

35) кандидат - лицо, выдвинутое в установленном настоящим Федеральным законом, иным законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата;

42) наблюдатель - гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по избирательному праву

Учебное занятие с элементами групповой работы...

Урок-игра "Избирательное право"

Методическая разработка для проведения урока в 9-11 классах по обществознанию....

Разработка урока по избирательному праву

Конспект содержит опорную схему урока, цели и задачи урока, технологическую карту, поэтапное содержание урока и рабочие листы для самостоятельной и групповой работы обучающихся...

Урок – викторина «Избирательное право»

Урок – викторина «Избирательное право»...

Конспект урока " Выборы.Избирательное право"

о выборах об избирательное  праве...

Урок по избирательному праву

Участие в выборах является проявлением социаль­ной ответственности, совести, политической и право­вой зрелости и культуры каждого гражданина. Никто не вправе контролировать волеизъявление избирате­ля....

разработка урока по избирательному праву

методическая разработка урока по избирательному праву предназначена для проведения занятий в 10 - 11 классах на уроках обществознания, права, на элективных курсах...