Методическая разработка урока общестовзнания по теме "Мировая экономика" (11 класс)
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме

Баранова Ирина Владимировна

Данный урок является интегрированным. В его проведении принимаю участие 4 учителя: учитель общестовзнания, учитель истории, учитель географии и учитель английского языка. Урок рекомендован для проведения в профильных классах или классах с углубленным изучениема английского языка. Урок рассичтан на 45 мин, включает различные виды и формы работы - индивидуальную, групповую, интерактивные технологии. К уроку разработана презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Баранова Ирина Владимировна,

 учитель обществознания,

МБСО школа №23 г. Орла

Методическая разработка урока обществознания в 11 классе на тему:  «Мировая экономика»

11 класс

Учебный предмет: Обществознание

Учебник Обществознание 11 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М., Просвещение, 2009.

Цели и задачи урока:

Цель урока: Рассмотреть основные принципы функционирования мировой экономики.

Задачи урока

1. Познакомить учащихся со структурой мирового хозяйства; с особенностями внешней торговли и факторами, влияющими на этот процесс в современном мире; с различными вариантами внешнеторговой политики на примере протекционизма и фритрейдерства (свободной торговли);

2. Содействовать развитию экономического мышления на основе понимания места и роли России в международных экономических отношениях.  

3. Способствовать развитию умения осуществлять экономический анализ, оценивать последствия внешнеторговой политики.  

4. Продолжить совершенствовать умение составления опорного конспекта урока.

      Идея урока: в современном мире все взаимосвязано: политика, духованя жизнь и конечно, экономика. В ходе занятия учащиеся должны понять, что современный мир не может развиваться вне процессов всемирной интеграции и глобализации, но эти процессы необходимо координировать и направлять, в том числе и в экономической сфере.  

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, учебник Обществознание 11 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М., Просвещение, 2009., схема-конспект, экономическая карта мира, учебник Английский язык. 11 класс.

План урока:

1. Мотивация

2. Мировая экономика, основные понятия мировой экономики.

3. Международное разделение труда

            4. Внешнеторговая политика

5. Всемирная торговая организация.

6. Подведение итогов.

7. Рефлексия.

8. Домашнее задание.

1. Мотивация.  (слайд1) Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем  изучать экономическую сферу жизни общества. Тема нашего урока «Мировая экономика». Я уверена, что вы знаете много пословиц и поговорок.

(слайд 2) Цель нашего урока:  Рассмотреть основные принципы и особенности  функционирования мировой экономики.  На уроке мы изучим основные понятия мировой экономики, поговорим о международном разделении труда, методах торговой политики и всемирной торговой организации. У каждого из вас на столе лежит опорный конспект (Приложение 1), на протяжении урока вы будете с ним работать, и в конце урока должны будете представить получившийся продукт.

2. Мировая экономика, основные понятия мировой экономики.

(слайд 3) Учитель:  Почему страны торгуют? Можно ли отгородиться друг от друга? (фронтальный опрос, ответы детей)

До сих пор мы с вами рассматривали национальную экономику и ничего не говорили о связях с внешним миром. Но в нашей жизни таких связей очень много. Мы идём в магазин и видим там, наряду с отечественными, множество товаров из разных стран мира. В фирмах, организациях и в доме у многих есть импортные компьютеры, оборудование или бытовая техника тоже из разных стран. Люди из России едут работать или учиться за границу, а из других стран, наоборот, приезжают учиться и работать в Россию.

Всё это говорит о связях и зависимости различных стран друг от друга в рамках мировой экономики.

Что такое мировая экономика?

Фронтальный опрос (ответы учащихся)

(слайд 4) Учитель:  действительно, мировая экономика – это совокупность экономик отдельных стран, связанных между собой системой международных экономических отношений.

Основа мировой экономики - международная торговля.

Основными понятиями мировой торговли являются Экспорт, Импорт и Сальдо торгового баланса.

Давайте вспомним, что такое импорт и экспорт?

Фронтальный опрос (ответу учащихся)

(Слайд 5) Учитель: Импорт – это ввоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности и т. п. на таможенную территорию страны из-за границы без обязательств на обратный вывоз.

Экспорт – это вид внешнеэкономической деятельности, направленный на продажу товаров и услуг за рубеж.

На слайде вы видите новое для вас понятие – сальдо торгового баланса - разность между стоимостью экспорта и импорта.

Как вы думаете, хорошо или плохо иметь положительное сальдо торгового баланса? Почему?

Фронтальный опрос (ответы учащихся)

Учитель: В мировой практике принято считать, что отрицательное сальдо — это плохая тенденция, так как чрезмерный импорт способствует наводнению рынка импортными товарами, ущемлению интересов отечественного производителя. Международный валютный фонд в своих рекомендациях и условиях выдачи кредитов указывает на необходимость и полезность для экономики иметь положительный торговый баланс. В то же время уже несколько лет подряд у США отрицательный баланс достигает несколько десятков миллиардов долларов. При этом условия жизни в США служили эталоном благополучия для других

Как вы думаете, что будет являться основой международной торговли и всей мировой экономики?

Фронтальный опрос (ответы учащихся)

Учитель: Действительно, это международное разделение труда, которое составляет основу международной торговли товарами и услугами, это международное движение капитала и рабочей силы, это валютные отношения. Многие страны вообще объединились в блоки и сняли почти все преграды на пути движения товара, капитала и рабочей силы. Данное явление получило название интеграция. Но начало всех этих процессов в мировой экономике – международное разделение труда.

(Слайд 6) Учитель географии: Международное разделение труда - это  неизбежный  результат  развития  человеческого  общества,  связанный с  ростом  товарного  производства  и  обмена.

Какие основные формы МГРТ существуют? (слайд 7)

Фронтальный опрос (ответы учащихся)

Учитель географии: Основные  причины  МГРТ вытекают  из  того,  что  между  отдельными  территориями  всегда существуют  различия:  (приводятся  примеры по карте)

1) в  географическом  положении (сухопутное,  приморское, соседское,   то  есть    выгодное  или  невыгодное);

2) в  природных  условиях  и  ресурсах;

3) в  условиях  социально - экономического  развития;

4) в  исторических  традициях.

Примеры:  

-   традиционно  в  странах  Юго - Западной  Азии  ткали  ковры (слайд 8),  знаменитые  персидские ковры,  это  до  сих  пор  является  брендом;

-  в  странах  Юго - Восточной  Азии  с  древнейших  времён  развито  рисоводство (слайд  9),  так  как здесь  тёплый  и  влажный  климат;

-  производство  продукции  точного  машиностроения  в  Японии (слайд 10) - роботы,  компьютеры, телевизоры  и  т. д ( эта  страна  бедна  природными  ресурсами ).

(слайд 11) МГРТ-  выражается  в  специализации  отдельных  стран  на  производстве  определённых видов  продукции  или  услуг  и  обмен  ими.

Приведите, пожалуйста, примеры   отраслей  международной  специализации  стран  современного  мира

Фронтальный опрос. Ответы обучающихся:

-  Япония -  автомобильная  промышленность;

-  Канада -  зерновое  хозяйство;

-  Индия -  текстильная  промышленность;

-  Россия-  нефтяная  и  газовая  промышленность.

Учитель географии: Перед вами карточки с заданиями. Определите  название  страны  по  отраслям  международной специализации:

Индивидуальный опрос. Ответы обучающихся:

1)  оборудование  для  АЭС,  алюминий,  парфюмерию,  пшеницу,  сахар,  вина  экспортирует:

                          а) Франция

                          б) Польша

                          в)  ФРГ

2) пиломатериалы, бумага, морские  суда,  молочные  продукты- основа  экспорта:

                         а) Финляндии

                         б)  Болгарии

                         в) Испании

3) автомобили, мотоциклы, химикаты, обувь, фрукты, овощи, цитрусовые- ведущие

статьи  экспорта:

                           а) Италии

                            б) Великобритании

                            в) Швеции.    

Учитель географии: таким образом, мы видим, что международное разделение труда охватывает большинство стран мира. МГРТ имеет давние исторические традиции (слайд 12).                       

Учитель истории:  Это первая форма экономических отношений между странами. Из истории вы помните, что в XVII-XVIII вв. самой крупной торговой державой были Нидерланды, а затем Великобритания.

Ещё в XVII в. учёные-экономисты задавались вопросом: «Почему страны торгуют друг с другом?» В то время они полагали, что внешняя торговля создаёт богатство, которое ассоциировалось с золотом, и призывали правительства вывозить больше товаров, чтобы получать больше золота для страны, и меньше ввозить, чтобы не было оттока золота.

Но уже во второй половине XVIII в., когда в Англии начался промышленный переворот, т. е. переход от мануфактуры к фабрично-заводскому производству, отношение к торговле изменилось. (слайд 13) Шотландский учёный Адам Смит (1723-1790) подверг критике идею о богатстве как владении большим количеством золота и показал, «как государство богатеет, и чем живёт, и почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет» (А. С. Пушкин).

А. Смит высоко ценил разделение труда и считал, что для граждан любой страны выгодно покупать заграничные товары, особенно если они продаются дешевле, чем отечественные. Учёный разработал теорию абсолютного преимущества во внешней торговле, суть которой состоит в том, что одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие, и поэтому имеют абсолютные преимущества в свободной торговле с другими странами. Россия, например, имеет абсолютные преимущества по газу, которого она производит больше всех в мире. Наша страна поставляет газ в развитые страны Европы в обмен на оборудование, так как его производство в России менее эффективно.

(слайд 14) Другой английский экономист Давид Рикардо (1772-1823) разработал теорию сравнительных преимуществ во внешней торговле. Суть её состояла в том, что страна получает выгоду, если она специализируется на производстве тех товаров, средние издержки которых относительно меньше, чем при производстве тех же товаров в других странах. Д. Рикардо в качестве примера взаимовыгодного обмена между Англией и Португалией приводил обмен такими товарами, как сукно (помните, что Англия была «мастерской мира»?) и вино, поскольку Португалия находится южнее Англии и природные условия там более благоприятны для выращивания винограда.

В истории сложились два основных метода международной торговли.

(Слад 15) Учитель английского языка:

To begin with, we’ ll listen to several people talking about some events of local economy. You need to say what exact measures of economic regulation you heard (звучит отрывок, текст отрывка прилагается)

Учащиеся предлагают ответы:

A import control,  quota

B Tariffs

C Taxation

D Export ban

Are these  regulations or restrictions? Are they tariff or non- tariff?

Let’s discuss this and other measures as a part of general picture.

Please, read the document, I have prepared, and be ready to explain the approaches to international trade

Red  group – protectionism, yellow group tariff/ non-tariff,  green group – free trade(учащиеся делятся на три группы согласно цвету,  выбранного ранее конверта, и готовятся дать определения и примера понятий «фритрейдерство», «протекционизм» «тарифные и нетарифные методы»)

So let,s sum up what you have found out

   

В ходе обсуждения понятий, создается общая структурная схема

  • Protectionism – barriers to international trade to protect local production. These barriers include tariffs and non-tariffs barriers
  • Tariffs- are basically tax on imports.
    For example, China starts to export saris to India, therefore local Indian producers are going out of business. India could put a tariff on the import of saris to discourage China from exporting saris to protect their domestic market.
  • Non-tariffs -are less direct protectionist measures used to reduce the measure of import in the country.
    For example,
    *Quotas.(a limit on the number of imports into a country)
    *Subsides (are when the government give money to local producers to drop their price so the consumer will buy the local product instead of the imported one)
    *VER( Voluntary Exports Restrains), where both countries agree not to send things to each other thus benefiting from it.
    *Excessive Standard Requirements, could be health/safety requirements or anything that basically makes it hard to import.

http://1.bp.blogspot.com/-gulo76kP7WI/TWMd3tJR3LI/AAAAAAAAAGg/7C8eMGGHhBU/s400/Protectionism.jpg

Учитель обществознания: Как вы только что выяснили, Россия, как и многие другие, даже самые развитые страны, не отказалась от политики протекционизма, используя разные методы регулирования внешней торговли.

(слайд 17) Существую тарифные и нетарифные методы протекционистской политики. Пользуясь  стр. 121-122 учебника раскройте сущность понятий: таможенные тарифы на экспорт и импорт, таможенные союзы, квоты, эмбарго, стандартизация продукции.  (самостоятельная работа по учебнику, фронтально, устно)

К тарифным методам регулирования относятся таможенные тарифы на импорт и экспортные тарифы, а также таможенные союзы.

Таможенные тарифы на импорт – это пошлины на импортные товары, ввозимые в

страну, взимаемые таможенными ведомствами при пересечении границы государства. Обычно на готовые изделия тарифы достаточно высокие, а на сырьё и материалы – более низкие.

Как вы думаете,  почему устанавливаются именно такие тарифы?

Цель такой политики – поднять отечественную цену на импортный товар выше мировой и таким образом защитить отечественных производителей от иностранных конкурентов.

Экспортный тариф – это тариф на товары отечественных производителей с целью ограничить экспорт для поддержания предложения на внутреннем рынке, особенно если цены на данный продукт удерживаются государством ниже мирового уровня. Чаще всего к таким методам прибегают развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. К тому же установленные экспортные пошлины дают дополнительный доход в государственный бюджет.

Таможенные союзы – это объединения стран, которые ликвидируют между собой все таможенные барьеры, но устанавливают их для третьих стран. Примером может служить Европейский союз, куда вошли бывшие прибалтийские республики СССР (Латвия, Литва, Эстония), или Азиатско-Тихоокеанское сообщество, куда входит Россия.

К нетарифным методам регулирования международной торговли относятся установление квот, экспортные кредиты, экономические санкции (эмбарго), демпинг и др.

Установление квот – это количественные ограничения ввоза или вывоза определённого товара. Например, США стараются ограничить ввоз японских автомобилей и электроники, чтобы оградить от конкуренции отечественных производителей. Россия не установила квот, но повысила тарифы на ввоз импортных автомобилей, особенно подержанных, которые уже отработали 5-7 лет и цена которых очень низкая, чтобы защитить своих производителей, и таким путём ограничила ввоз автомобилей.

Ещё один приём скрытого протекционизма на ввозимые из-за рубежа товары – это установление стандартов на ту или иную продукцию. Стандарты связаны с классификацией, маркировкой, проведением испытаний продукции и часто вводятся под предлогом защиты безопасности и здоровья населения. Например, в маркировке должен быть указан состав продукта; если это продукты питания, то должны быть указаны пищевые добавки. Если они не соответствуют российским стандартам, то ввоз этих продуктов будет запрещён.

Экономические санкции – эмбарго – это установленный государством полный запрет торговли с какой-либо другой страной. Эмбарго применяется в основном с целью давления на эту страну по политическим мотивам. Например, США, которые не хотели терпеть рядом собой прокоммунистическую страну, в 1962 г. объявили Кубе полное эмбарго. Иногда эмбарго может объявляться и на отдельные товары. Так, США в начале 1980-х гг. объявили эмбарго на поставку компьютеров в СССР под предлогом, что это может укрепить военный потенциал Советского Союза.

Международная торговля очень быстро развивается и поэтому нуждается в регулировании со стороны международной организации (слайд 18). Такая организация была создана и начала действовать в 1948 г. – это Генеральное соглашение по тарифам и торговле. В 1995 г. она была преобразована в ВТО – Всемирную торговую организацию, которая регулирует около 90% мировой торговли (160 государств).

Цель этой организации – создать для своих членов режим наибольшего благоприятствования в торговле, отменить дискриминацию и создать равные условия для всех участников. ВТО устанавливает общие тарифы и борется с нетарифными ограничениями в торговле – квотами, государственными субсидиями экспортных отраслей, налоговыми льготами для экспортных предприятий.

Рефлексия. Мы с вами сегодня рассмотрели основные вопросы мировой экономики. Вернемся к нашей опорной схеме (слайд 19). У вас есть еще несколько минут, чтобы завершить работу с этой схемой.

Давайте проверим, что же у вас получилось.

Ответы учащихся.

Учитель обществознания: Давайте сверим наши опорные конспекты. (слайд 20).

Таким образом,  у нас получился опорный конспект, который будет вам полезен при подготовке к единому государственному экзамену.

Наш урок подходит к концу. Некоторые из вас сегодня получили оценки (выставление оценок)

Давайте запишем домашнее задание: § 10, ответить на вопросы из рубрики «Проверь себя», выполнить задания из рубрики «В классе и дома», сообщение о глобальных проблемах экономики.

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе : «Экономика и её роль в жизни общества»

Урок по обществознанию в 11 классе имеет цель обобщить и систематизировать знания по разделу "Экономика". Учащиеся получат возможность научиться анализировать, преобразовывать и использовать экономиче...

методическая разработка урока технологии 8 кл. «Экономика приусадебного участка»

Содержит технологическую карту урока, соответствует ФГОС. В логике проблемного обучения....

Методическая разработка урока "Инфляция и семейная экономика"

Методическая разработка  урока на тему "Инфляция и семейная экономика "составлена в рамках Государственного проекта "Содействие повышения уровня финансовой грамотности насел...

Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе на тему "Роль государства в экономике"

Разработка урока по обществознанию в 11 классена тему «Роль государства в экономике»...

Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе на тему «роль государства в экономике»

Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе на тему «Роль государства в экономике»...