Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе на тему «роль государства в экономике»
методическая разработка по обществознанию (11 класс)
Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе на тему
«Роль государства в экономике»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
метод.разработка урока обществознания | 64.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель истории и обществознания
ГБОУ средней школы № 296
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Коваленко Т.Б.
Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе на тему
«Роль государства в экономике»
Цель урока:
-повторить знания, полученные по экономическим темам;
-рассмотреть причины регулирования экономики государством;
-изучить два взгляда на роль государства в экономике;
-рассмотреть основные механизмы государственного регулирования экономики;
развивать умения анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал;
Задачи:
Планируемые результаты обучения:
Предметные: - понять смысл понятия налоги;
- овладеть опытом решения проблем;
- овладеть опытом проектной деятельности;
Метапредметных: - умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу;
- выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике.
- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
- отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности.
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах;
- постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;
- формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
- владение умениями совместной деятельности: согласование и ко-ординация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
Личностных: - Стимулировать способность иметь собственные мнения.
- Выработать уверенность во взаимоотношениях с людьми и научиться ничего не принимать на веру.
- Самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
1.Организационный момент урока .Ознакомление с целями и задачами урока.
Ответим на несколько вопросов:
-Что такое экономика?
-Какие основные вопросы решает экономика?
-Какие типы экономических систем Вам известны?
2.Объяснение новой темы
Тема сегодняшнего урока роль государства в экономике. Как вы думаете ребята государство вмешивается в экономику.? При каком типе экономических систем государство полностью управляет экономикой? А при рыночной экономике государство должно вмешиваться в экономику или нет .Вот на эти проблемы мы сегодня попытаемся дать ответ.
- Проблема: нужна ли рынку помощь государства? На основании текста учебника (с.73) и знаний о рыночной системе ответьте на поставленный вопрос используя метод SWOT – анализ.
- SWOT – анализ
Проведение SWOT – анализ представляет собой заполнение матрицы, состоящей из четырех блоков, в центре матрицы записываем факт, явление, проблему, требующую исследования, а по блокам матрицы
S – сильные стороны изучаемого явления (англ. strengths – сильный)
W – слабые стороны изучаемого явления (англ. weaknesses– слабый)
О – возможности применения (англ. opportunities – возможности)
T – угрозы применения (англ. threats – угрозы)
Современный рынок не регулируется только с помощью механизма свободного ценообразования, потому что действуя стихийно законы рынка часто дают не только положительный эффект ,но и порождают негативные тенденции а экономике, такие как кризисмонополизм ,безработица. Сегодня государство все более активным участником рыночных отношений, проводя ту или иную экономическую политику .
Задание: прочитайте статью в журнале «Вопросы экономики» В.Папава «Роль государства в современной экономической системе» охарактеризуйте ВЗГЛЯДЫ НА РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ (проанализируйте ситуацию изучив разные точки зрения).
Учитель: В спорах ученых-экономистов о способах и масштабах вмешательства государства в экономику можно выделить два взгляда: монетаризм и кейнсианство .Позиция монетаристов (Д.Юм.,М.Фридман) больше освободить экономику от опеки государства Кейнсианское направление (англ экономист Дж. Кейнс) считают необходимым большее вмешательство государства в рыночную экономику.
Учитель: Какую позицию выбрали бы вы?
Ответы учащихся.
Экономическая политика государства представляет собой процесс реализации его экономических функций путем разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определенных целей.
Работа с учебником: стр. 67
Какие экономические цели у государства в рыночной экономике?
Учащиеся перечисляют:
1.обеспечить экономический рост;
2.создать условия экономической свободы;
3. обеспечивать экономическую безопасность и экономическую эффективность
4.заботиться об обеспечении полной занятости;
5.оказывать помощь тем, кто не может себя полностью обеспечить, и др.
Записать в тетрадь таблицу: «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА»
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ | защита прав собственности; поддержка конкуренции (антимонопольная политика); поддержка малого бизнеса, экологическая политика. |
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ (товаров и услуг) | оборона, здравоохранение, образование, культура, СМИ, прочее. |
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА | фундаментальная наука, энергетика, промышленность, строительство, сельское хозяйство. инфраструктура. |
ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ | пенсии, пособия по безработице, дотации малоимущим и многодетным семьям. |
СТАБИЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ | преодоление инфляции, обеспечение полной занятости, баланс экспорта и импорта, преодоление экономических кризисов. |
Учитель: Какими методами осуществляется воздействие государства на рыночный механизм?
(прямого и косвенного регулирования.).
Составьте схему путей воздействия государства на рыночный механизм
Работа с учебником стр. 69-70
Схема: пути воздействия государства на рыночный механизм
Прямое регулирование Косвенное регулирование
(использование преимущественно
( использование
административных методов) экономических методов)
законодательная монетарная
деятельность и фискальная политика
Задание: приведите примеры прямого и косвенного методов воздействия?
После обсуждения в схеме появляются дополнения
Примеры административных методов:
Выдача лицензий на деятельность; Контроль над ценами и качеством продукции; Гос финансирование секторов экономики, отраслей Дотации
Примеры косвенных форм:
Регулирование объемов денег в обращении Политика в области налогообложения Таможенные пошлины и др.
Учащиеся переносят схему в тетрадь.
Таким образом, какой вывод мы делаем ребята. Государство должно вмешиваться в современную экономику или нет ? Ответы обучающихся.
Отрасли экономики, которые должны контролироваться государством: оборона, внутренняя безопасность, дипломатия, производство вооружения, лекарств и наркотических средств и т. д.
Отрасли, которые можно отдать в частные руки, но не полностью: СМИ, образование, культура, здравоохранение, связь, дороги.
Важные отрасли, но не представляющие интереса для частного бизнеса: экология, фундаментальная наука.
Вывод учителя: Вмешательство государства в современную экономику является необходимым фактором ,а основные направления его экономической деятельности сводятся к следующим :
разработка, принятие и организация выполнения рыночного законодательства (правовой основы рынка);
обеспечение сохранности рыночного механизма и создание условий для его нормальной работы ,сглаживание структурных и региональных диспропорций в экономике, организация экологически безопасного производства ;
-гарантированное осуществление справедливого распределения доходов.
4.Рефлексия .«Плюс-минус-интересно» Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности как своей, так и всего класса. Предлагается заполнить таблицу, состоящую из трех граф.
Оценивание работы обучающихся на уроке.
5.Домашнее задание:
1. Изучить параграф 7-8учебника
2. Выполнить тестирование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока по обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"
Урок по обществознанию в 11 классе по теме "Правовое государство и гражданское общество" с презентацией....
Методическая разработка урока по обществознанию 9 класс. Тема:Религия (в рамках реализации ФГОС ООО)
Данный методический материал был разработан для проведения открытого мероприятия по ФГОС в раммках работы районного методического семинара....
Методическая разработка урока литературы в 8 классе на тему "Роль композиции в понимании идейного содержания рассказа Л.Толстого "После бала""
Данный материал представляет собой разработку урока ,который сопровождается презентацией , комментирующей основные этапы работы и содержащий иллюстрации к произведению.В качестве домашнего задания обу...
Методическая разработка урока по обществознанию 6 класс тема"Социальные различия в обществе"
"Благоразумен тот, кто не печалится о том,чего не имеет" Демокрит, древнегреческий философ...
Методическая разработка урока по обществознанию 10 класс (профильный уровень) по теме "Сущность человека как проблема философии"
Данная тема является ключевой в курсе обществознания. Она замыкается на все без исключения разделы учебника, имеет выход на актуальные проблемы российского общества и глобальные проблемы совреме...
Методическая разработка урока по обществознанию 10 класс на тему "Семья как социальный институт и малая социальная группа"
Урок по обществознанию...
Методическая разработка урока по обществознанию 6 класс с использованием ЭФУ "На пути к жизненному успеху"
Методическая разработка урока по обществознанию 6 класс с использованием ЭФУ "На пути к жизненному успеху"...