Методические рекомендации при использовании активных и интерактивных методов и форм обучения:
методическая разработка на тему

Тимохин Алексей Александрович
Методические рекомендации при использовании активных и интерактивных методов и форм обучения:
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx14.4 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации при использовании активных и интерактивных методов и форм обучения:

1.Составляйте для каждого занятия комплекс вопросов в соответствии с планом занятия.

Продумывайте последовательность вопросов от простых к сложным. Возраст и подготовленность учащихся, конечно же, будут влиять на то, какие вопросы мы отнесем к простым, а какие - к сложным.

Например, при опросе (или начальной проверке уровня знания и понимания) обучающихся:можно начать со знания фактов учащимися и определения общего уровня их знаний

-( Что вам приходит на« ум» (какие ассоциации возникают у вас), когда вы слышите слова «…»?)
-Что вам больше всего запомнилось из этого параграфа?)

Продолжить вопросами, связанными с обобщением, классификацией, упорядочиванием фактов,остановиться на «концептуальных» вопросах, то есть на вопросах, связанных с понятиями и концепциями, завершить вопросами об оценке тех или иных групп фактов и явлений

-(Какой вывод мы сможем сделать, узнав об этих фактах? Как одним предложением мы можем описать …?);

при этом следует акцентировать внимание на обосновании учащимися своих выводов -(Почему вы так решили? Что дает вам основание так говорить? Приведите три аргумента, утверждающих ваш вывод?)

2.Избегайте «закрытых» вопросов, которые требуют ответа «да» или «нет»
Вам понравился этот рассказ? Лучше задать «открытый» вопрос, требующий размышления: Что вам (не) понравилось в этом рассказе? Иногда бывает удачно
 разбить вопросы на две части — закрытую и открытую: Ты считаешь, что эту проблему нужно решить вот так? (Это закрытая часть вопроса.) Почему ты так считаешь? Что даст такое решение проблемы? (Открытая часть вопроса.)

3.Когда Вы задали вопрос, необходимо сделать паузу как минимум 3-5 секунд, чтобы учащийся имел возможность подумать и приготовиться к ответ;
Исследования показывают, что чем больше пауза между вопросом и ответом, тем обстоятельнее отвечают учащиеся. Некоторые специалисты рекомендуют ждать 1—2 минуты. Если ответа не последовало, педагог должен повторить или перефразировать вопрос.

4. В ходе проведения занятия задавайте следующие вопросы:

проясняющие (Что ты имеешь в виду, говоря, что …?
Что тебе дало основание говорить, что …?);

направляющие внимание учеников на факты

проверяющие полноту охвата темы (Не упустили ли мы что-нибудь?);

влияющие на ход обсуждения (Вернемся к началу нашего обсуждения. С чего мы начали нашу дискуссию?)

5.Стимулируйте активность учащихся. Вместо того чтобы говорить самому или сформулировать вывод, подумайте, какой вопрос можно задать учащимся, чтобы они самостоятельно сделали это. Даже если Вы не получите ожидаемого ответа, Ваш вопрос простимулирует мышление и внимание учащихся. Можно применять прием «мячик»: задавая вопрос, кидайте мячик тому, от кого желаете услышать ответ. После ответа учащийся возвращает мячик вам.

6.Поощряйте учащихся самих задавать вопросы Вам и своим товарищам. 
Это также можно сделать при помощи вопросов: Есть ли у Вас какие-нибудь вопросы ко мне (к вашему товарищу)? Что вам было неясно? Какой вопрос мог бы задать человек, желающий решить эту проблему? Если Вы не знаете ответа на вопрос учащихся, прямо об этом скажите, поскольку право - это не Ваша специальность. Вы можете дать задание учащимся самим найти ответ на вопрос, а также сказать, что Вы посоветуетесь со специалистом.

7.При работе в группах можно подготовить «журналиста» - человека,

который будет задавать проясняющие вопросы своим товарищам. Помимо вопросов, которые приводились выше, это могут быть и такие: Все ли задания мы выполнили? Все ли практические советы мы использовали? Являются ли эти аргументы достаточно убедительными? Какие вопросы могла бы задать другая сторона?

8.Помните, что особую роль в интерактивных методах играют вопросы, ответы на которые подводят итог занятию, что является обязательным элементом любого занятия (вопросы при подведении итогов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов и форм обучения на уроках обществознания и экономики.

Представлена статья об опыте работы учителя обществознания. экономики....

Проектная работа "Активные и интерактивные методы и приёмы обучения на уроках русского языка

Проектная работа содержит необходимые методы и приёмы в работе учителю....

Использование активных и интерактивных методов обучения на уроках физической культуры.

Активные методы обучения — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить студента к творческому участию в нем. Задачей активных методов обучения является обеспечение развития...

Презентация Активные и интерактивные методы и приёмы обучения на уроках русского языка

Презентация Активные и интерактивные методы и приёмы обучения на уроках русского языка...

Активные и интерактивные методы воспитания и обучения

В педагогической практике давно применяется термин «активные методы и формы обучения и воспитания». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности д...

"Использование активных и интерактивных методов обучения на уроках русского языка и чтенияв 4-9 классах ООШ, осуществляющей деятельность по АООП"

Сообщение было заслушано на видеоконференции со специалистами ИКП РАО и Министерства Просвещения РФ...