УРОК ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «ЭКОНОМИКА»
методическая разработка по обществознанию (8 класс) по теме

Лежнина Юлия Викторовна

Данная разработка урока (урок №1)  представлена технологической картой урока, приложениеми, электронной презентацией. Цели урока: повторить и обобщить знания учащихся по теме "Экономика"; познакомить учащихся со структурой  экзаменационной работы по обществознанию. Основное содержание темы, понятия и термины урока: экономика, товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов, факторы производства, экономические системы. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кто хочет сдать ОГЭ? Дорогу осилит идущий!

Слайд 2

Цели урока : 1. Повторить и обобщить знания по теме «Экономика». 2. Познакомиться со структурой первой части экзаменационной работы по обществознанию.

Слайд 3

Экономика – это хозяйство конкретной страны, включающее определенные отрасли и виды производства правила ведения хозяйства наука о законах развития хозяйства и способах его рационального ведения

Слайд 4

Составные части экономики как хозяйственной системы: ПРОИЗВОДСТВО РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБМЕН ПОТРЕБЛЕНИЕ

Слайд 5

Основная проблема экономики - поиск путей эффективного хозяйствования, оптимальных механизмов использования ограниченных ресурсов 1) Обеспечивает людей материальными условиями их существования - продуктами питания, одеждой, жилищем и т.д. 2) Является фундаментом всякого общества, поскольку общество может существовать и развиваться благодаря непрерывному производству. 3) Охватывает широкую область жизни общества, включающую экономику предприятий, отраслей, народное хозяйство в целом, финансы, денежное обращение. 4 ) Является основой научно-технического прогресса, поскольку именно в процессе творческого решения экономических проблем рождаются новые идеи и изобретения

Слайд 6

1. Слово «экономика» употребляется в различных значениях. Какой из примеров иллюстрирует экономику как хозяйство? 1)изучение рынка недвижимости 2)производство новой модели автомобиля 3)прогнозирование спроса на товары 4)выявление законов развития рынка 2. К какому виду экономической деятельности относится продажа автомобилей в автосалоне? 1)производству 2)распределению 3)обмену 4)потреблению

Слайд 7

3. Что характеризует экономику в значении "наука"? 1) расчет изменения спроса на новые модели планшетных компьютеров 2) ремонт теплосетей в крупном населенном пункте 3) осуществление банковских платежей через банкомат 4) сборочное производство автомобилей 4. Экономическая сфера жизни общества связана с 1) созданием и потреблением духовных благ 2) управлением социальными процессами, преодолением конфликтов 3) формированием научной картины мира 4) удовлетворением материальных потребностей

Слайд 8

1. Услуга А часть ресурсов, реально вовлеченных в производство экономических благ 2. Товар Б вещь, продукт труда, предназначенная не для собственного потребления, а для потребления другими, через обмен или продажу 3. Ресурсы В средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. 4. Факторы производства Г совокупность природных, социальных и интеллектуальных сил, которые могут быть использованы для создания материальных благ и оказания услуг. 5. Экономические блага Д результат полезной деятельности предприятий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определенных потребностей населения и общества

Слайд 9

Природные (земля, лес, вода и т.д.) Материальные - созданные человеком средства производства (станки, оборудование) Трудовые - население в трудоспособном возрасте Финансовые - денежные средства которые общество выделяет на организацию производства

Слайд 10

Земля (полезные ископаемые, вода, пахотная земля, растительный и животный мир) Капитал - все , что используется людьми для производства товаров и услуг Труд (рабочая сила) Предпринимательство

Слайд 11

Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов? А. Проблема ограниченности ресурсов может быть полностью решена современной наукой. Б. Ограниченность ресурсов связана с ростом потребностей общества. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Слайд 12

2. Верны ли следующие суждения об экономической сфере общества? А. Экономическая сфера помимо производства, обмена, распределения материальных благ включает и их потребление. Б. Экономическая сфера оказывает влияние на все другие сферы общества. 1) Верно только А 2) Верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Слайд 13

3. Верны ли следующие суждения о свойствах товара? А. Любой товар удовлетворяет потребности людей. Б. Товар имеет определенную стоимость, в соответствии с которой его можно обменять на другой товар. 1) Верно только А 2) Верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Слайд 14

Установите соответствие между примерами и видами экономического продукта: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующие элемент из второго столбца. Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами. ПРИМЕРЫ ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО А) стрижка волос в салоне красоты ПРОДУКТА Б) стиральная машинка 1) товар В) организация туристической поездки 2) услуга Г) гоночный автомобиль Д) пара обуви А Б В Г Д А Б В Г Д 2 1 2 1 1

Слайд 15

2. Установите соответствие между факторами производства и видами доходов: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующие элемент из второго столбца. Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами. ВИДЫ ДОХОДОВ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА А) зарплата 1) земля Б) прибыль 2) труд В) рента 3) капитал А Б В А Б В 2 3 1

Слайд 16

Что производить? Как производить? Для кого производить?

Слайд 17

Традиционная Командная (централизованная) Рыночная • Традиции передающиеся из поколения в поколение, определяют, какие товары и услуги как и для кого производить • Отсталая технология производства • Преобладание ручного труда • Консерватизм и неприятие нововведений • Экономические решения принимаются в основном представителями государственной власти • Отсутствие у производителей свободы выбора • Отсутствие у производителей заинтересованности в повышении эффективности производства • Свободное решение основных экономических вопросов на основе рыночных механизмов регулирования • Преобладание частной собственности • Экономические субъекты осуществляют деятельность в соответствии со своими личными экономическими интересами • Свободная конкуренция • Минимальное влияние государства Смешанная • Одновременное сочетание частного и государственного секторов экономии, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни • Недостатки рыночной экономики сглаживаются государственным регулированием • Непосредственное участие государства в предоставлении социальных благ

Слайд 18

Черты сходства Черты различия 1. Сравните плановую и рыночную экономические системы. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – черт различия. 1) разрешение проблемы ограниченности ресурсов 2) экономическая свобода производителя 3) преобладание внеэкономического принуждения к труду 4) закрепление законами отношений собственности Черты сходства Черты различия Черты сходства Черты различия 1 4 2 3

Слайд 19

Факт - синоним понятий истина, событие, результат. Нечто конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего. Фактические предложения включают в себя результаты наблюдения, конкретные события и положения. Знание в форме утверждения, достоверность которых неоспорима. События, уже произошедшие. Мнения должны содержать отношение автора. У человека, познающего социальные факты, складывается определенное к ним отношение, выражающееся в согласии, порицании, отрицании, утверждении, поддержке, сомнении и т. д. Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «по вашему мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «скорее всего», «как отмечал», «плохо», «хорошо», «очевидно».

Слайд 20

1. Прочитайте приведенный ниже текс, каждое положение которого обозначено соответствующей буквой. (А) В период финансово-экономического кризиса безработица в ряде стран возросла. (Б) По данным статистики, среди тех, кто не имеет работы, много молодых. (В) Это отрицательно влияет на темпы экономического развития. Определите, какие положения текста: 1) Отражают факты 2) Выражают мнение Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений. А Б В А Б В 1 1 2



Предварительный просмотр:

УРОК 65. УРОК ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «ЭКОНОМИКА».

Педагогические цели

Создать условия для обобщения и систематизации знаний учащихся по теме «Экономика» (урок 1).

Тип и вид урока

Обобщения и систематизации знаний/урок-практикум

Планируемые результаты (предметные)

Умение осуществлять поиск, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию

Личностные результаты

Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии всех сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; формирование мотивов достижения и социального признания

Метапредметные результаты

Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

Основное содержание темы, понятия и термины

Экономика, товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов, факторы производства, экономические системы.  

Образовательные ресурсы

Пакет с материалом для работы на уроке. Мультимедийная презентация.

Обществознание: Полный справочник для подготовки к ОГЭ: 9 класс/П.А.Баранов. - Москва: АСТ: Астрель, 2016.

Организационная структура урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

характеристика основных видов деятельности

формируемые УУД

форма контроля

1

2

3

4

5

6

I. Организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя.

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

II. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Беседа.

Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебную задачу.

Слушают учителя, формулируют учебную задачу урока

Регулятивные: понимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; планируют учебные действия

Беседа

IV. Закрепление знаний и способов действий.  

Фронтальная. Индивидуальная. Практический.

1) Проводит проверку знаний элементов содержания темы, используя слайды презентации;  дает характеристику типов заданий экзаменационной работы по обществознанию.

2) Организует индивидуальную работу с заданиями на выбор верных позиций из списка (Приложение №1)

1) Отвечают на вопросы, выполняют задания

2) Выполняют задания .

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Устные ответы

V. Итоги урока. Рефлексия.

Фронтальная.

Вопросы:

- Какую новую информацию вы получили на урока?

- Какие задания вызвали у вас затруднения?

Отвечают на итоговые вопросы. Оценивают свою работу на уроке.

Регулятивные: анализирую собственную работу, адекватно воспринимают оценку учителя

Беседа по вопросам

V. Домашнее задание

Словесный. Сообщение учителя

 Дифференцированное задание по карточкам.

(Приложение №2)

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу



Предварительный просмотр:

Приложение №1

ЗАДАНИЕ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ ПРЕДСТАВЛЕННОЙ В ДИАГРАММЕ, ГИСТОГРАММЕ, ТАБЛИЦЕ (на чтение статистической информации, на интерпретацию)

Задание 1. В стране Z с 2000 г. проводятся экономические реформы, направленные на переход от командной экономики к рынку. В 2010 г. было проведено социологическое исследование. Совершеннолетним гражданам задавали вопрос: «Как отразились экономические реформы на вашем уровне жизни?» Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в диаграмме.

http://soc.oge.sdamgia.ru/get_file?id=626

  Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы и запишите цифры, под которыми они указанны.

1) Уровень жизни трети опрошенных граждан за 10 лет экономических реформ не изменился.

2) Уровень жизни каждого десятого из опрошенных граждан сильно ухудшился в сравнении с 2000г.

3) Реформы улучшили уровень жизни каждого пятого опрошенного.

4) Отметили, что ничего не изменилось и что реформы ухудшили их уровень жизни, приблизительно одинаковое число граждан.

5) Затруднился оценить влияние реформ на свой уровень жизни каждый пятый опрошенный.

Ответ: ________________.

Задание 2. Результаты опроса, отраженные в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно следуют из результатов опроса? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Экономические реформы в стране Z потерпели неудачу.

2) Правительству страны Z следует проводить социально ориентированную политику.

3) Лишь отдельные группы населения могут быстро адаптироваться к меняющимся социально-экономическим условиям.

4) Население больше всего беспокоит вопрос передела собственности в условиях перехода к рынку.

5) Правительству страны Z следует более активно бороться с последствиями инфляции и безработицы.

Ответ: _________________.

Задание 1. В стране X в разные годы были проведены социологические опросы граждан. Им был задан вопрос: «Как вы оцениваете в настоящее время материальное положение вашей семьи?» Результаты опросов приведены в таблице.

http://soc.oge.sdamgia.ru/get_file?id=952

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Сократилось количество граждан, считающих, что они живут очень хорошо.

2) Более половины опрошенных в 2012 г. граждан считают свое материальное положение средним.

3) Абсолютное меньшинство опрошенных граждан считают свое материальное положение очень хорошим.

4) Увеличилось количество граждан, считающих свое материальное положение плохим.

5) Более 2/3 опрошенных граждан не считают свое материальное положение хорошим.

Ответ: ____________.

Задание 2. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) В стране X наблюдается медленный, но неуклонный экономический рост.

2) В среднем уровень жизни в государстве можно охарактеризовать как низкий.

3) Для экономики страны X характерен быстрый рост цен.

4) Можно констатировать усиление социального расслоения в стране X.

5) Усиление социального расслоения связано с ростом безработицы в государстве X.

Ответ: _____________.



Предварительный просмотр:

Приложение №2

Вариант №1.

Прочитайте текст и выполните задания №1-4.

   Конкуренция оказывает давление на производителей, побуждая их эффективно вести дела и учитывать запросы потребителей. Она устраняет тех участников, которые доказали собственную неэффективность: фирмы, неспособные предоставлять потребителям качественные товары по конкурентным ценам, терпят убытки и постепенно вытесняются из бизнеса. Удачливым конкурентам приходится вести дела лучше, чем это делают фирмы-соперники. Добиваться этого можно различными способами: высоким качеством выпускаемой продукции, привлекательностью её внешнего вида, отличным сервисом, удобством расположения офиса, рекламой и ценами, — но при этом необходимо предлагать потребителям услуги, по ценности уж никак не меньшие, чем у ваших конкурентов.

   Что удерживает «Макдоналдс», «Дженерал Моторз» или любую другую компанию от повышения цен, продажи некачественных товаров или оказания некачественных услуг? Конкуренция. Если «Макдоналдс» не будет в состоянии продавать сэндвичи за скромную цену и с улыбкой, люди уйдут к его конкурентам, например в «Бургер Кинг».

   Конкуренция является для фирм сильным стимулом создавать продукты улучшенного качества и внедрять более дешёвые способы производства. Предприниматели свободны в выборе новых продуктов или перспективных технологий — им нужна лишь поддержка инвесторов. В рыночной экономике не требуется одобрения со стороны центральных плановых органов, большинства в парламенте или рыночных конкурентов. Тем не менее конкуренция заставляет предпринимателей и поддерживающих их инвесторов быть расчётливыми; их идеи должны выдержать «проверку реальностью». Если потребители оценят новаторскую идею так высоко, что это покроет издержки производства товара или услуги, то процветание и успех нового бизнеса обеспечены; если же нет, неминуем крах. Потребители являются окончательными судьями успешности нововведений и удачливости бизнеса.

    В отличие от других экономических систем, рыночная экономика не предопределяет и не ограничивает типы фирм, которым разрешено участвовать в конкуренции.

 

(По Р. Строупу, Дж. Гвартни)

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

2. Как, по мнению авторов, конкуренция влияет на производителей (укажите любые три проявления влияния)?

3. Какие черты рыночной экономики, кроме конкуренции, упомянули авторы? Используя текст, укажите три черты.

4. Какие способы победы над конкурентами названы в тексте? Укажите любые два из них и проиллюстрируйте каждый конкретным примером.

Вариант №2.

1. К факторам (ресурсам) производства относится

1) спрос

2) затраты

3) капитал

4) предложение

3. Что из приведённого ниже является примером товара?

1) массаж лица

2) крем для лица

3) стрижка волос

4) консультация стилиста

3. Верны ли следующие суждения об экономике?

      А. В повседневной жизни человек постоянно сталкивается с экономическими отношениями.

Б. В экономические отношения вступают только профессиональные экономисты.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4. Верны ли следующие суждения о роли государства в рыночной экономике?

 

А. В современном мире государство совершенно не вмешивается в экономику.

Б. Государство регулирует рынок при помощи системы правовых норм.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Вариант №2.

1. К факторам (ресурсам) производства относится

1) спрос

2) затраты

3) капитал

4) предложение

3. Что из приведённого ниже является примером товара?

1) массаж лица

2) крем для лица

3) стрижка волос

4) консультация стилиста

3. Верны ли следующие суждения об экономике?

      А. В повседневной жизни человек постоянно сталкивается с экономическими отношениями.

Б. В экономические отношения вступают только профессиональные экономисты.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4. Верны ли следующие суждения о роли государства в рыночной экономике?

 

А. В современном мире государство совершенно не вмешивается в экономику.

Б. Государство регулирует рынок при помощи системы правовых норм.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обобщения и систематизации знаний по теме: «Количество теплоты. Фазовые переходы»

Материалы к уроку  физики по теме «Тепловые процессы. Фазовые переходы» будут использоваться на уроке при  повторении и систематизации материала, совершенствовании практических умений и...

Урок обобщения и систематизации знаний по теме: "Физика теплоты"

Цель урока: - обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Тепловые явления»;- продолжить работу по формированию понятий: внутренняя энергия, тепловые процессы, удельные величи...

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Бессоюзное сложное предложение" 10 класс

Урок предполагает применение деятельностного и дифференцированного подход в работе с учащимися. Используемые разнообразные формы и методы направлены на формирование языковой и лингвистической компетен...

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Натуральные числа"

Урок обобщения и систематизации знаний по теме Натуральные числаПредмет: математика5 класс общеобразовательной школыФорма учебной работы – урок-путешествиеЦель: закрепить и проверить уровень зна...

Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.

В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...

Технологическая карта урока: Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Четырехугольник», с учетом требований новых ФГОС (геометрия 8 класс)

Заключительный урок по теме "Четырехугольник" по геометрии в 8 классе, на котором происходит  систематизация теоретического материала и применение полученных знаний к решению задач. Уро...

Разработка урока по русскому языку в 5 классе.Тема урока: "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика. Орфография. Культура речи"

Цели:Обучающая: обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.Развивающая:...