Рабочая программа 8 класс
рабочая программа по обществознанию (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Губинская средняя общеобразовательная школа»
Орехово-Зуевского муниципального района Московской области
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Губинская СОШ»
______________ Аполонова Г.А.
Приказ от «____» _________ 2015 г. №_______
Рабочая программа по обществознанию
(включая экономику и право)
(базовый уровень)
8 класс
Составитель: Янчикова Татьяна Ивановна,
учитель истории и обществознания
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию 8 класс составлена на основе Федерального компонента ГОС 2004 года, образовательной программы и учебного плана МБОУ «Губинская СОШ», авторской программы Л.Н. Боголюбова 6-9 классы к учебнику Боголюбова Л.Н. Обществознание. 6-9 класс (Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова)
Обществознание: Программы общеобразовательных учреждений. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 6-9 классы. – М.: Просвещение, 2013.
Учебник: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Обществознание. 8 класс. – М: Просвещение, 2011г.
Выбрана программа Боголюбова Л.Н. , т.к. она полностью соответствует требованиям к уровню подготовки учащихся и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования. Учебник входит в Федеральный комплект Министерства образования Российской Федерации, рекомендован для обучения в 2015-2016 учебном году (см. перечень рекомендованной и допущенной литературы).
Место предмета в учебном плане
Учебный план школы предусматривает изучение обществознания
в объеме 34 часа в год, 1 час в неделю
Учебно-тематический план
№ п\п | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Вводный урок | 1 час |
2 | Тема 1. Личность и общество | 5 часов |
3 | Тема 2. Сфера духовной культуры | 8 часов |
4 | Тема 3. Экономика | 15 часов |
5 | Тема 4. Социальная сфера | 4 часа |
Итого | 34 часа |
Контроль знаний
Тема раздела | Тема контрольного урока | Вид контроля |
Входной контроль | Тест | |
Раздел 1 | Тема 1. Личность и общество | Тест |
Раздел 2 | Тема 2. Сфера духовной культуры | Вопросы |
Раздел 3 | Тема 3. Экономика | Презентация |
Раздел 4 | Тема 4. Социальная сфера | Доклады |
Итоговое тестирование | Тест |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения обществознания ученик должен
знать/понимать
- Способы взаимодействия человека с другими людьми;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- приводить примеры социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм,
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «обществознание»[1] (8 класс)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Форма урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся (учащиеся должны знать/уметь) | Информ. сопровождение | Дата проведения | |
По плану | По факту | ||||||||
1 | Вводный урок. Человек в обществе | 1 | Вводный урок | Урок -рассказ с элементами беседы | Науки, изучающие общество. Организация работы по курсу. | Называть науки, изучающие общество, их особенности, связи. Характеризовать учебник, ориентироваться в нем. Уметь работать в малых группах для решения учебных задач | |||
ТЕМА I. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО (5 часов). | |||||||||
2 | Личность. Входной контроль | 1 | Комбинированный урок | Урок -рассказ с элементами беседы | Личность. Индивидуальность. Человек. Что оказывает влияние на человеческую личность Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. | Различать понятия: индивидуальность, индивид, человек, социальная среда, личность, социализация. Знать, какое влияние на процесс становления личности оказывает природа, общество. Давать определение понятий: личность, индивид, мировоззрение, называть и сравнивать ценности личности и общественные ценности. Объяснять, как ценности влияют на поведение и выбор человека | |||
3 | Общество как форма жизнедеятельности людей. | 1 | Урок изучения нового материала | Урок -рассказ с элементами беседы | Понятие общества, его основные признаки. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Мировое сообщество | Объяснять понятия: общество, государство, страна, мировое сообщество. Называть сферы общественной жизни и давать краткую характеристику. Объяснять взаимосвязь сфер общественной жизни на конкретных примерах. Называть ступени развития общества, исторические типы общества. | |||
4 | Развитие общества | 1 | Комбинированный урок | Урок –беседа. Самостоятельная работа с документами | Социальные изменения и их формы | Давать определения понятиям: общество, человек, реформы, стабильность, глобализация, информационная революция. Характеризовать изменчивость и с стабильность общества. Объяснять взаимосвязь человека, природы, общества, иллюстрировать конкретными примерами. | |||
5 | Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. . | 1 | Причины и опасность международного терроризма. Глобальные проблемы современности | Называть примеры глобальных проблем человечества, негативного и позитивного влияния человечества на природу, называть организации, которые занимаются предотвращением и решением глобальных проблем, приводить примеры взаимодействия мирового сообщества в решении глобальных проблем. Знать способы защиты природы, организации, реализующие эти задачи Анализировать проблемную ситуацию. | |||||
6 | Личность и общество | 1 | Повторительно – обобщающий по теме | практикум | Анализировать позиции исследователей по вопросу взаимодействия и взаимовлияния общества и человека | ||||
ТЕМА II. СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ( 8 часов) | |||||||||
7 | Сфера духовной культуры и ее особенности. Социальные ценности и нормы | 1 | Урок изучения нового материала | Урок –беседа. Самостоятельная работа с документами | Понятие культуры. Основные компоненты культуры. Виды и функции Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России. | Давать определение понятия: культура. характеризовать различные виды культур; называть основные функции культуры; Характеризовать духовную сферу жизни общества, духовные ценности личности и общества, процесс создания духовных ценностей, культуру личности и общества, их взаимосвязь. | |||
8 | Мораль. Патриотизм и гражданственность. | 1 | Урок изучения нового материала | Урок -рассказ с элементами беседы | Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло —главные понятия этики. Критерии морального поведения. | Давать определение понятий: гуманизм, мораль, нравственность, этика, добро, зло, патриотизм, гражданственность. Характеризовать основные принципы гуманизма; объяснять, в чём заключается главная функция моральных норм. Объяснять значение моральных норм в жизни людей; соотносить понятия «добро» и «зло». | |||
9 | Долг и совесть. | 1 | Комбинированный урок | Урок - беседа | Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека. | Объяснять значение долга и ответственности для человека и общества, характеризовать сущность понятия «долг», совесть. Объяснять отличия и сходства долга общественного и морального. | |||
10 | Моральный выбор. | 1 | Комбинированный урок | Урок - беседа | Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков. | Понятия: долг, ответственность, свобода. Объяснять взаимосвязь свободы и ответственности, анализировать ситуации морального выбора, влияния морального выбора на поведение человека. Анализировать собственные поступки с точки зрения морали. | |||
11 | Образование в условиях информационного общества. | 1 | Комбинированный урок | Урок - беседа | Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование. | Объяснять понятия: образование, полное (среднее образование), профильное образование. Характеризовать элементы Российской системы образования, называть тенденции развития современного образования; объяснять функции образования, личностную и социальную значимость образования, значение самообразования. | |||
12 | Наука, ее значение в жизни современного общества. | 1 | Урок изучения нового материала | школьная лекция с элементами беседы | Роль науки в современном обществе. Классификация наук. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли исследований в современном мире. Искусство. | Объяснять понятия наука, этика науки. Анализировать информацию об окружающем мире с точки зрения различных научных подходов; называть особенности социально-гуманитарных наук и их роль в жизни человека; Объяснять, в чём выражается возрастание роли научных исследований в современном мире. | |||
13 | Религия как одна из форм культуры. | 1 | Комбинированный урок | Урок – практикум (работа с документами, материалами СМИ) | Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. | Объяснять понятия: мировые религии, буддизм, христианство, ислам, свобода совести. Характеризовать религию как одну из форм культуры; особенности религиозного мировоззрения. Называть основные функции религии; раскрывать основные идеи мировых религий. Объяснять роль религии в жизни общества. Называть религиозные организации и объединения | |||
14 | Духовная сфера общества | 1 | Урок повторения и обобщения | практикум | |||||
ТЕМА III . ЭКОНОМИКА (15 часов) | |||||||||
15-16 | Экономика и ее роль в жизни общества. Потребности и ресурсы. | 2 | Урок изучения нового материала Урок обобщения и закрепления | Урок -рассказ с элементами беседы | Что такое экономическая наука. Структура экономики. Основные виды ресурсов экономики. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора). | Характеризовать экономику, ее структуру, роль в жизни общества. Понимать сущность информационных, человеческих ресурсов экономики и других факторов производства. Понятия: экономические отношения, экономика, потребности, ресурсы, наемный труд, промышленность, экономический выбор, альтернативная стоимость. Уметь объяснять, в чем проявляется ограниченность ресурсов и их роль в развитии общества. Решать творческие задания по проблемам ориентации человека в экономической жизни. | |||
17 | Основные вопросы экономики. Экономические системы и собственность. | 1 | Урок –беседа. Самостоятельная работа с документами | Производство и его сущность. Функции экономической системы. Модели экономических систем. | Знать понятия: производство, экономическая эффективность, потребитель, экономическая система. Различать основные характеристики экономических систем, называть функции экономической системы | ||||
18 | Право собственности. | 1 | Лекция с элементами практической работы | Знать понятия: Имущественные отношения, собственность, право собственности. Перечислять формы собственности. Называть способы защиты прав собственности, законы и органы власти, которые решают вопросы защиты права собственности. | |||||
19 | Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. | 1 | Урок изучения нового материала | Лекция с элементами практической работы | Рынок, его виды, эволюция. Основные функции цены. Рынок, конкуренция, монополия. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. | Давать определение понятиям: обмен, рынок, цена, конкуренция, монополия, олигополия. Характеризовать понятия рынок, рыночную экономика, спрос, предложение, конкуренция, рыночное равновесие. Объяснять условия функционирования рыночной экономики. Называть основные функции цены. Сравнивать понятия: монополия, олигополия. Объяснять процесс увеличения или снижения цены на товар. | |||
20 | Производство. Товары и услуги. | 1 | Комбинированный урок | Урок -рассказ с элементами беседы | Факторы производства. Разделение труда и специализация. | Называть понятия: производство, производительность, услуга, товар, разделение труда, специализация. Объяснять, какие факторы влияют на производство. Объяснять значение специализации производства для развития общества. Решать творческие задания по проблемам ориентации человека в экономической жизни. | |||
21 | Предпринимательская деятельность. | 1 | Комбинированный урок | Урок –беседа. Самостоятельная работа с документами | Предпринимательство. Предприниматель: экономический статус, поведение. Функции. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Малый бизнес и его роль в экономике | Приводить примеры предпринимательской деятельности, разъяснять ее сущность. Уметь анализировать тип предпринимателя. Знать определение модели поведения предпринимателей в экономической сфере. Давать определение понятиям: прибыль, предприниматель, менеджер, риск, бизнесмен, издержки, выручка. Высказывать суждения о роли малого бизнеса в развитии общества, о рисках малого бизнеса и средствах защиты производства в условиях экономических кризисов. | |||
22-23 | Роль государства в экономике. Налоги, уплачиваемые гражданами. | 2 | Комбинированный урок | Лекция с элементами практической работы | Экономические цели и функции государства. Способы воздействия государства на экономику. Государственный бюджет. Налоги, их виды, значение | Понятия: государственный бюджет, налогообложение, внешний долг, прямой налог, косвенный налог, акциз. Называть способы воздействия государства на экономику. Сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики. Уметь ориентироваться в системе налогообложения, анализировать анализировать информацию СМИ о мероприятиях правительства по распоряжению деньгами. | |||
24 | Распределение и неравенство доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. | 1 | Комбинированный урок | Лекция с элементами практической работы | Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Дефицит бюджета и социальные программы Перераспределение доходов. | Объяснять сущность бюджета. Уметь составлять личный или семейный бюджет. Объяснять причины неравенства доходов, называть меры социальной поддержки различных слоев населения. Давать определение понятий: бюджет, стабилизированный бюджет, положительное сальдо, отрицательное сальдо, государственный долг, социальные программы | |||
25 | Потребление. Экономические основы защиты прав потребителя. | 1 | Комбинированный урок | Урок -рассказ с элементами беседы | Потребление, Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Социальное страхование. | Объяснять понятия: потребление, семейное потребление, страховые услуги. Знать экономические основы прав потребителей, виды и значение страхования. Объяснять факторы влияния на объем и структуру потребительских расходов. Работать с материалами СМИ. | |||
26 | Инфляция и семейная экономика. | 1 | Урок повторения и обобщения | практикум | Реальные и номинальные доходы. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит. | Объяснять понятия: инфляция, номинальный доход, реальный доход, сбережения, процент. Объяснять влияние инфляции на экономику, особенности формирования семейного бюджета в условиях инфляции. Называть банковские услуги, предоставляемые гражданам, основы кредитования граждан. | |||
27 | Безработица, ее причины и последствия. | 1 | Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Профсоюз. | Знать понятия: безработица, занятость, объяснять экономические и социальные причины и последствия безработицы, называть меры государства для решения проблемы безработицы и обеспечении занятости населения. Анализировать материалы СМИ, работать со статистическими материалами | |||||
28 | Мировое хозяйство и Международная торговля. Внешнеторговая политика. | Обмен. Международная торговля. Обменные курсы валют. | Объяснять понятия: обмен, торговля, деньги, мировые деньги, валюта, всероссийский рынок, мировое хозяйство, внешняя торговля, протекционизм. Объяснять влияние внешней торговли на развитие экономики страны, проявление глобализации в современных условиях, решать экономические задачи, анализировать материалы СМИ по теме урока. | ||||||
29 | Повторительно-обобщающий урок – практикум. | Знать: - основные теоретические положения раздела, -основные понятия. Уметь составлять и читать таблицы, схемы, графики | |||||||
ТЕМА IV . СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА (4 часа) | |||||||||
30 | Социальная структура общества. | 1 | Урок изучения нового материала | Урок -рассказ с элементами беседы | Строение общества, Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальная ответственность. | Объяснять сущность социальной структуры. Разъяснять на конкретных примерах социальную структуру общества. Уметь анализировать социальный образ, имидж личности. Объяснять поступки человека в соответствии с его социальной ролью. Классифицировать конфликты. Сравнивать пути решения социальных конфликтов. Давать определение понятий: конфликт, субъекты конфликта, конфронтация, соперничество, конкуренция, компромисс, посредничество, переговоры, арбитраж, применение силы | |||
31 | Социальный статус и социальная роль. | 1 | Комбинированный урок | Урок –беседа. Самостоятельная работа с документами | Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями. | Характеризовать социальную дифференциацию. Характеризовать социальный статус и социальные отношения. Характеризовать поведение человека с точки зрения социального статуса. Характеризовать социальные роли подростка. Выделять в тексте оценочные суждения о социальном статусе и о социальной дифференциации. Уметь анализировать положение человека в обществе с использованием социологических понятий. | |||
32 | Межнациональные и межконфессиональные отношения. | 1 | Комбинированный урок | Лекция с элементами практической работы | Этнические группы. Межнациональные отношения и их сущность. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в обществе. Этнические конфликты. | Знать термины: нация, этнос, племя, народность Давать определение понятий: межнациональные отношения, этноцентризм, расовая и национальная нетерпимость. Характеризовать межнациональное сотрудничество. Объяснять причины межнациональных конфликтов. Анализировать конкретные межнациональные конфликты. | |||
33 | Отклоняющееся поведение. Социальная значимость здорового образа жизни. | 1 | Комбинированный урок | Лекция с элементами практической работы | Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. | Характеризовать социальные нормы и отклоняющееся поведение. Анализировать отклоняющееся поведение с точки зрения его опасности для общества, человека. Характеризовать угрозу для общества со стороны алкоголизма, наркомании, преступности | |||
34 | Социальная структура российского общества | 1 | Итоговый повторительно -обобщающий урок | Знать: основные теоретические положения раздела; основные понятия. |
Учебно-методическое обеспечение
Учебник:
Обществознание. 8 класс: для общеобразовательных учреждений / [Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Л.Ф. Иванова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение. 2011г.
Рабочая тетрадь:
Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова Рабочая тетрадь по курсу «Введение в обществознание» 8 класс. – М.: Просвещение. 2013. – 80 с.
Дополнительная литература:
- Методические рекомендации по курсу «Обществознание» 8 класс /Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Л.Ф. Иванова и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2011.
- Обществознание в тестах и заданиях. 8 класс/ Л.Н. Боголюбов и др. – М., 2012.
- Обществознание. 8 класс: поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова / авт.-сост. С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2010
- Липсиц, И.В. Экономика без тайн. М., 1993.
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей гуманитарного цикла
«____» __________2015 г.
Руководитель ШМО
_____________ Самедова М.В.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________________ Шахаева И.Б.
«____» ________________ 2015 г.
[1] Все формулировки КТП, выделенные жирным шрифтом и подчеркиванием, соответствуют положениям стандарта. Курсивом и подчеркиванием выделены положения стандарта, которые подлежат обязательному изучению, но не включены в «Требования к уровню подготовки учеников»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...