Программа работы инновационной экспериментальной площадки
рабочая программа по обществознанию (7 класс) на тему
материал содержит описание программы работы районной экспериментальной площадки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mahova_guseva_uren.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Нижегородской области
Управление образования администрации Уренского муниципального района
МБОУ «Уренская средняя общеобразовательная школа №2»
Уренского муниципального района Нижегородской области
Программа работы
муниципальной инновационной площадки
по теме исследования
«Внедрение проектно – дифференцированного подхода при обучении истории и обществознанию на уровне основного общего образования»
Педагоги –
экспериментаторы:
Махова Т.П.,
Гусева А.Н. – учителя истории
Урень,
2015г.
Актуальность и научное обоснование исследования
Современного человека должны отличать ответственность и инициативность, продуктивность и эффективность, адаптивность к динамично меняющимся условиям, способность к множественным выборам, таким образом, учитель сталкивается с необходимостью совершенствовать формы и методы работы, для реализации требований и задач ФГОС в процессе обучения.
ФГОС ООО обозначает следующие требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования:
ЛИЧНОСТНЫЕ результаты освоения основной образовательной программы ООО должны отражать:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения основной образовательной программы ООО должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи
- владение основами самоконтроля, самооценки
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
ПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения основной образовательной программы ООО должны отражать освоенные учащимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области
При итоговом оценивании результатов освоения учащимися основной образовательной программы ООО должны учитываться умения выполнения проектной деятельности.
Проект - целенаправленное изменение некоторой системы, ограниченное во времени и ресурсах и имеющее специфическую организацию.
Проектное обучение - сочетание проектной формы учебной деятельности и собственно проектирования.
Дифференциа́ция - разделение, расслоение целого на различные части, формы и ступени.
Уровневая дифференциация обучения предусматривает:
- наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь учащийся. Базовый обязательный уровень является основой для дифференциации и индивидуализации требований к учащимся;
- базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся;
- система результатов, которых должен достичь по базовому уровню учащийся, должна быть открытой;
- наряду с базовым уровнем учащемуся предоставляется возможность повышенной подготовки, определяющаяся глубиной овладения содержанием учебного предмета.
Уровневая дифференциация в проектно-дифференцированном обучении определяет наличие как базового обязательного уровня сформированности проектных действий у каждого обучающегося (т.е. он реально достижим для всех учащихся, так как предусматривает возможность выполнения этих действий при непосредственном участии учителя), так и повышенного уровня сформированности проектной компетентности у обучающихся, определяемого высокой степенью их самостоятельности в выполнении проектных действий.
Проектно-дифференцированное обучение - ориентированная на целенаправленное формирование проектной компетентности школьника дидактическая система, реализуемая как на уровне отдельного педагога, так и школьного педагогического коллектива в целом, основанная на сочетании проектной формы учебной деятельности на уроке с проектной деятельностью во внеурочное время, а также на уровневой дифференциации в требованиях к образовательным результатам.
Ведущий метапредметный результат ФГОС ООО:
формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
Инновационная идея
В ходе работы инновационной площадки учащиеся смогут приобрести опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной и внеучебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне, получить возможность развивать способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, научиться выполнять различные виды проектов.
В исследовании предполагается участие 7 «А», 7 «Б» классов по предметам «История» и «Обществознание» под руководством двух учителей. Обучение будет осуществляться в соответствии с базисной программой для общеобразовательных школ.
В этих классах содержание и технологии обучения будут модернизированы в соответствии с поставленными целями и задачами инновационной деятельности.
После окончания каждого учебного года и всей инновационной работы посредством качественного и количественного анализа будут сопоставлены технологии и результаты обучения.
Исследование рассчитано на 3 года: с 1 сентября 2015 года по 1 сентября 2018 года.
Предмет исследования
Проектно-дифференцированный подход в обучении, применяемый с использованием информационно-коммуникационных технологий, в рамках изучения истории и обществознания в общеобразовательной школе.
Цель
Разработка и реализация проектно-дифференцированного подхода в обучении учащихся на уроках истории и обществознания с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Задачи
На основе проектно – дифференцированного обучения создание условий, при которых учащиеся:
- самостоятельно приобретают знания из различных источников;
- учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения;
- развивают исследовательские умения;
- развивают системное мышление
Гипотеза
Противоречие между потребностью в организации проектно-исследовательской деятельности в общеобразовательной организации и отсутствием у учащихся навыков работы в рамках проектной деятельности ( постановки цели, задач, выдвижение гипотезы, отбора методов проектной деятельности, аргументации и формулировкой вывода).
При системном подходе к данной проблеме, разработка и использование проектно-дифференцированного подхода с использованием информационно-коммуникационных технологий позволит добиться повышения уровня формирования проектно-исследовательской компетентности учащихся.
Методы проведения исследования
Сроки проведения | Методы | Цель | Ответственные за проведение | Где заслушивается результат | |||
Сентябрь - октябрь | Входная диагностика, анализ нормативной базы, подзаконных актов. | Получение необходимой нормативной базы по исследованию | Учителя -экспериментаторы | На заседании творческой группы, на методсовете школы | |||
Октябрь, январь, | Систематизация предполагаемого объема работы. | Выполнение информационных карт | Учителя - экспериментаторы | На заседании творческой группы, на методсовете школы, на совещании при директоре, на педсовете | |||
Постоянно | Систематизация, абстрагирование и синтез материалов по научно - методологическим основам проектной деятельности в образовании. | Создание необходимой методологической базы эксперимента | Учитель – экспериментатор, психолог | На заседании творческой группы, на методсовете школы, на совещании при директоре | |||
Ноябрь, январь, май | Моделирование проектно-дифференцированного подхода развития образовательной среды | Создание эффективных моделей развития образовательной среды | Учитель – экспериментатор, психолог | На заседании творческой группы, на методсовете школы | |||
Январь, май | Опросы анкетирование | Определение уровня готовности учащихся к проектной деятельности | Учителя – экспериментаторы, | На заседании творческой группы, на методсовете школы | |||
Январь, май | Сравнение, аналогия, обобщение | Сравнение и обобщение результатов учебной работы | Учителя - экспериментаторы | На заседании творческой группы, на методсовете школы, на совещании при директоре | |||
По итогам учебного года | Выходная диагностика, классификация и систематизация | Классифицировать и систематизировать полученные в ходе исследования данные | Учителя - экспериментаторы | На заседании творческой группы, на методсовете школы, на совещании при директоре, на педсовете |
Сроки исследования
1 сентября 2015г. – 1 сентября 2018г.
Состав участников исследования
ФИО | Должность | Категория | Курсы | |
Т.П. Махова | Учитель истории и обществознания | Учитель - экспериментатор | Высшая категория, 2015г. | «Теория и методика преподавания истории и обществознания в условиях ФГОС» НИРО 108часов 2013г |
А.Н. Гусева | Учитель истории и обществознания | Учитель - экспериментатор | 1 категория, 2015г. | «Актуальные проблемы преподавания всеобщей истории в контексте требований ФГОС», НИРО, 2015г. |
Н.А.Веселова | Педагог - психолог | Педагог - психолог | 1 категория, 2012 | «Управление карьерой: технология профессионального и личностного самоопределения», НИРО, 2014г. |
Распределение функциональных обязанностей
Учителя – экспериментаторы проводят исследование, отслеживают результаты и ведут психолого-педагогические карты учащихся, ведут дневник исследования, составляют тематическое планирование.
Педагог – психолог создает безопасный социально-психологический климат, где каждый субъект инновационной деятельности может творчески реализовать свои возможности личностного и профессионального роста.
База
Для участия в исследовании выбраны учащиеся 7 классов.
Критерии оценки результатов
- Разработка социальных проектов в рамках курса «Обществознание», проектов по истории для школьного научного общества учащихся.
- Повысится уровень сформированности проектно - исследовательских компетенций, 100% учащихся вовлечены в групповую проектную деятельность.
- Готовность к проектной деятельности возрастёт у 15-20% учащихся класса.
4. Доля участников в проектной деятельности повысится до 15-20%.
5. Увеличится количество детей, участвующих в НОУ, конкурсах, интеллектуальных соревнованиях различного уровня на 20-25%.
6. Увеличится доля детей, обладающих проектно-исследовательскими компетенциями на 10-15%.
7. Учителя внедрили и освоили методику проектно-дифференцированного подхода в обучении на уроках истории и обществознания в общеобразовательной школе.
Мониторинг проектной деятельности учащихся
1.Оценка руководителя проектной работы.
2. Результативность участия в конкурсах различного уровня.
3. Самооценка автора проектной работы.
4. Оценка экспертного совета НОУ.
Прогноз положительных результатов
- Формирование и развитие проектно-исследовательских компетенций школьников.
- Развитие учебных универсальных действий: постановки поисковой задачи, выдвижение гипотез, нахождение нужной информации, анализа, синтеза, умения выделять главное.
- Разработка учебно – исследовательских проектов с социально значимыми результатами
- Повышение количества участников предметных олимпиад, конкурсов, НОУ.
Прогноз возможных потерь
Затраты времени на проектную деятельность всегда довольно значительны. Существует большая вероятность возрастания учебной нагрузки учащихся.
Способы коррекции и компенсации негативных последствий
Применение здоровьесберегающих технологий при реализации инновационной деятельности. Учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся подросткового возраста.
Формы предоставления результатов исследования
- Создание учащимися банка проектных работ.
- Разработка методических рекомендаций по теме инновационной работы.
- Методические разработки уроков.
- Выступления учителей на педсовете, методсовете школы, на экспертном совете района.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы районной экспериментальной площадки по теме: «Личностно – ориентированный подход к здоровью и здоровому образу жизни учащихся в школе «открытого типа» за 2010 – 2011 учебный год
Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человеческого, а особенно детского организма. Понятия здоровья в настоящее время рассматривается не только как ...
Отчет о работе окружной экспериментальной площадки " Школьный калькулятор"
Основные итоги экспериментальной деятельности в рамках Окружной экспериментальной площадки " Школьный калькулятор """"""""""...
Приказ департамента образования "Об итогах работы муниципальной экспериментальной площадки на базе Панаевской школы-интерната"
Объявить благодарность руководителю эксперимента Толстиковой Г.Л., директору МОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования», автору проекта эксперимента – Ничковой Т.А., замест...
Работа на экспериментальной площадке
В данной работе рассказывается о многообразии различных приёмов, методов на базе ОТМС-ТРИЗ. Используя данную технологию, мы выходим на новый уровень образования, который позволяет сформировать у...
Индивидуальный план педагога в межаттестационный период. Работа на экспериментальной площадке.
Комплекс мероприятий направленный на совершенствование методической работы педагога в межаттестационный период....
Некоторые аспекты управления инновационными процессами в школе (на основе анализа опыта работы областной экспериментальной площадки).
В материале рассказывается об итогах работы областной экспериментальной площадки, о сложностях управления школой в условиях локальных инноваций, о положительных результатах такой работы....