Программа работы инновационной экспериментальной площадки
рабочая программа по обществознанию (7 класс) на тему

Гусева Анастасия Николаевна

материал содержит описание программы работы районной экспериментальной площадки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mahova_guseva_uren.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области

Управление образования администрации Уренского муниципального района

МБОУ «Уренская средняя общеобразовательная школа №2»

Уренского муниципального района Нижегородской области

Программа работы

муниципальной инновационной площадки

по теме исследования

«Внедрение проектно – дифференцированного подхода при обучении истории и обществознанию на уровне основного общего образования»

                                                                                                                               

                                                                                                                 Педагоги –

                                                                                                                   экспериментаторы:

                                                                                                                   Махова Т.П.,

 Гусева А.Н. – учителя истории

Урень,

2015г.

Актуальность и научное обоснование исследования

Современного человека должны отличать ответственность и инициативность,      продуктивность и эффективность, адаптивность к динамично меняющимся условиям, способность к множественным выборам, таким образом, учитель сталкивается с необходимостью совершенствовать формы и методы работы, для реализации требований и задач ФГОС в процессе обучения.    

ФГОС ООО обозначает следующие требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования:

ЛИЧНОСТНЫЕ результаты освоения основной образовательной программы ООО должны отражать:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
  3. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
  4. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
  5. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения основной образовательной программы ООО должны отражать:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности
  2. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи
  3. владение основами самоконтроля, самооценки
  4. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

ПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения основной образовательной программы ООО должны отражать освоенные учащимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области

При итоговом оценивании результатов освоения учащимися основной образовательной программы ООО должны учитываться умения выполнения проектной деятельности.

Проект - целенаправленное изменение некоторой системы, ограниченное во времени и ресурсах и имеющее специфическую организацию.

Проектное обучение - сочетание проектной формы учебной деятельности и собственно проектирования.

Дифференциа́ция - разделение, расслоение целого на различные части, формы и ступени.

Уровневая дифференциация обучения предусматривает:

  • наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь учащийся. Базовый обязательный уровень является основой для дифференциации и индивидуализации требований к учащимся;
  • базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся;
  • система результатов, которых должен достичь по базовому уровню учащийся, должна быть открытой;
  • наряду с базовым уровнем учащемуся предоставляется возможность повышенной подготовки, определяющаяся глубиной овладения содержанием учебного предмета.

Уровневая дифференциация в проектно-дифференцированном обучении определяет наличие как базового обязательного уровня сформированности проектных действий у каждого обучающегося (т.е. он реально достижим для всех учащихся, так как предусматривает возможность выполнения этих действий при непосредственном участии учителя), так и повышенного уровня сформированности проектной компетентности у обучающихся, определяемого высокой степенью их самостоятельности в выполнении проектных действий.

Проектно-дифференцированное обучение - ориентированная на целенаправленное формирование проектной компетентности школьника дидактическая система, реализуемая как на уровне отдельного педагога, так и школьного педагогического коллектива в целом, основанная на сочетании проектной формы учебной деятельности на уроке с проектной деятельностью во внеурочное время, а также на уровневой дифференциации в требованиях к образовательным результатам.

Ведущий метапредметный результат ФГОС ООО:
формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

Инновационная идея

В ходе работы инновационной площадки учащиеся смогут приобрести опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной и внеучебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне, получить возможность развивать способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, научиться выполнять различные виды проектов.

В исследовании предполагается участие 7 «А», 7 «Б» классов по предметам «История» и «Обществознание» под руководством двух учителей. Обучение будет осуществляться в соответствии с базисной программой для общеобразовательных школ.

В этих классах содержание и технологии обучения будут модернизированы в соответствии с поставленными целями и задачами инновационной деятельности.

После окончания каждого учебного года и всей инновационной работы посредством качественного и количественного анализа будут сопоставлены технологии и результаты обучения.

Исследование рассчитано на 3 года:  с 1 сентября 2015 года по 1 сентября  2018 года.

Предмет исследования

Проектно-дифференцированный подход в обучении, применяемый с использованием информационно-коммуникационных технологий, в рамках изучения истории и обществознания в общеобразовательной школе.

Цель

Разработка и реализация проектно-дифференцированного подхода в обучении  учащихся на уроках истории и обществознания с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Задачи

На основе проектно – дифференцированного обучения создание условий, при которых учащиеся:

  • самостоятельно приобретают знания из различных источников;
  • учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения;
  • развивают исследовательские умения;
  • развивают системное мышление

Гипотеза

         Противоречие между потребностью в организации проектно-исследовательской деятельности в общеобразовательной организации и отсутствием у учащихся навыков работы в рамках проектной деятельности ( постановки цели, задач, выдвижение гипотезы, отбора методов проектной деятельности, аргументации и формулировкой вывода).

При системном подходе к данной проблеме, разработка и использование проектно-дифференцированного подхода с  использованием информационно-коммуникационных технологий позволит добиться повышения уровня формирования  проектно-исследовательской компетентности учащихся.

Методы проведения исследования

Сроки проведения

Методы

Цель

Ответственные за проведение

Где заслушивается результат

Сентябрь - октябрь

Входная диагностика, анализ нормативной базы, подзаконных актов.

Получение необходимой нормативной базы  по исследованию

Учителя -экспериментаторы

На заседании творческой группы, на методсовете школы

Октябрь, январь,

Систематизация предполагаемого объема работы.

Выполнение информационных карт

Учителя - экспериментаторы

На заседании творческой группы, на методсовете школы, на совещании при директоре, на педсовете

Постоянно

Систематизация, абстрагирование и синтез материалов по научно - методологическим основам проектной деятельности в образовании.

Создание необходимой методологической базы эксперимента

Учитель – экспериментатор, психолог

На заседании творческой группы, на методсовете школы, на совещании при директоре

Ноябрь, январь, май

Моделирование проектно-дифференцированного подхода развития образовательной среды

Создание эффективных моделей развития образовательной среды

Учитель – экспериментатор, психолог

На заседании творческой группы, на методсовете школы

Январь, май

Опросы анкетирование

Определение уровня готовности учащихся к проектной деятельности

Учителя – экспериментаторы,

На заседании творческой группы, на методсовете школы

Январь, май

Сравнение, аналогия, обобщение

Сравнение и обобщение результатов учебной работы

Учителя - экспериментаторы

На заседании творческой группы, на методсовете школы, на совещании при директоре

По итогам учебного года

Выходная диагностика, классификация и систематизация

Классифицировать и систематизировать полученные в ходе

исследования данные

Учителя - экспериментаторы

На заседании творческой группы, на методсовете школы, на совещании при директоре, на педсовете

Сроки исследования

1 сентября 2015г. – 1 сентября 2018г.

Состав участников исследования

ФИО

Должность

Категория

Курсы

Т.П. Махова

Учитель истории и обществознания

Учитель - экспериментатор

Высшая категория, 2015г.

«Теория и методика преподавания истории и обществознания в условиях ФГОС» НИРО 108часов 2013г

А.Н. Гусева

Учитель истории и обществознания

Учитель - экспериментатор

1 категория, 2015г.

«Актуальные проблемы преподавания всеобщей истории в контексте требований ФГОС», НИРО, 2015г.

Н.А.Веселова

Педагог - психолог

Педагог - психолог

1 категория, 2012

«Управление карьерой: технология профессионального и личностного самоопределения», НИРО, 2014г.

Распределение функциональных обязанностей

Учителя – экспериментаторы  проводят исследование, отслеживают результаты и ведут психолого-педагогические карты учащихся, ведут дневник исследования, составляют тематическое планирование.

Педагог – психолог создает безопасный социально-психологический климат, где каждый  субъект инновационной деятельности может творчески реализовать свои  возможности личностного и профессионального роста.

База

Для участия в исследовании выбраны учащиеся 7  классов.  

Критерии оценки результатов

  1. Разработка социальных проектов в рамках курса «Обществознание», проектов по истории для школьного научного общества учащихся.
  2. Повысится уровень  сформированности проектно - исследовательских компетенций, 100% учащихся вовлечены в групповую проектную деятельность.
  3. Готовность к проектной деятельности возрастёт у 15-20% учащихся класса.

4. Доля участников в проектной деятельности повысится до 15-20%.

5. Увеличится количество детей, участвующих в НОУ, конкурсах, интеллектуальных соревнованиях различного уровня на 20-25%.

6. Увеличится доля детей, обладающих проектно-исследовательскими компетенциями на 10-15%.

7. Учителя внедрили и освоили методику проектно-дифференцированного подхода в обучении на уроках истории и обществознания в общеобразовательной школе.

Мониторинг проектной деятельности учащихся

1.Оценка руководителя проектной работы.

2. Результативность участия в конкурсах различного уровня.

3. Самооценка автора проектной работы.

4. Оценка экспертного совета НОУ.

Прогноз положительных результатов

  1. Формирование и развитие проектно-исследовательских компетенций школьников.
  2. Развитие учебных универсальных действий: постановки поисковой задачи, выдвижение гипотез, нахождение нужной информации, анализа, синтеза, умения выделять главное.
  3. Разработка учебно – исследовательских проектов с социально значимыми результатами
  4. Повышение количества участников предметных олимпиад, конкурсов, НОУ.

Прогноз возможных потерь

Затраты времени на проектную деятельность всегда довольно значительны. Существует большая вероятность возрастания учебной нагрузки учащихся.  

Способы коррекции и компенсации негативных последствий

Применение здоровьесберегающих технологий при реализации инновационной деятельности. Учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся подросткового возраста.

Формы предоставления результатов исследования

  • Создание учащимися банка проектных работ.
  • Разработка методических рекомендаций по теме инновационной работы.
  • Методические разработки уроков.
  • Выступления учителей на педсовете, методсовете школы, на экспертном совете района.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы районной экспериментальной площадки по теме: «Личностно – ориентированный подход к здоровью и здоровому образу жизни учащихся в школе «открытого типа» за 2010 – 2011 учебный год

 Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человеческого, а особенно детского организма. Понятия здоровья в настоящее время рассматривается не только как ...

Отчет о работе окружной экспериментальной площадки " Школьный калькулятор"

Основные итоги экспериментальной деятельности в рамках Окружной экспериментальной площадки " Школьный калькулятор """"""""""...

Приказ департамента образования "Об итогах работы муниципальной экспериментальной площадки на базе Панаевской школы-интерната"

Объявить благодарность руководителю эксперимента Толстиковой Г.Л., директору МОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования», автору проекта эксперимента – Ничковой Т.А., замест...

Работа на экспериментальной площадке

В данной работе рассказывается о многообразии  различных приёмов, методов на базе ОТМС-ТРИЗ. Используя данную технологию, мы выходим на новый уровень образования, который позволяет сформировать у...

Индивидуальный план педагога в межаттестационный период. Работа на экспериментальной площадке.

Комплекс мероприятий направленный на совершенствование методической работы педагога в межаттестационный период....

Некоторые аспекты управления инновационными процессами в школе (на основе анализа опыта работы областной экспериментальной площадки).

В материале рассказывается об итогах работы областной экспериментальной площадки, о сложностях управления школой в условиях локальных инноваций, о положительных результатах такой работы....