Программа кружка «Юный обществовед»
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему
Обоснованность (актуальность, новизна, значимость).
Современный мир переживает период перехода от индустриального к информационному обществу. Процессы глобализации и информатизации необратимым образом меняют существующие общественные отношения во всех сферах — политической, правовой, экономической, семейной, бытовой, социальной, культурной и др. Наша страна не может оставаться в стороне от происходящих событий. Российское общество переживает сложный период становления новой системы ценностей, утверждения новых приоритетов в государственной политике и общественной деятельности, формирования основ правового государства и гражданского общества. Российским гражданам предстоит осознанно определиться в обществе, в своем отношении к государству, осмыслить, что только свободный и независимый человек, осознающий свою ответственность за совершаемые поступки, носитель современной системы знаний, принимающий ценности и принципы демократии, может стать истинным гражданином современной России.
Курс «Юный обществовед» вводит школьника в сложный мир общественных отношений, дает возможность поразмышлять о самом себе и своем месте в окружающем мире, показывает механизм взаимоотношений между разными государствами в условиях глобализации. Молодые граждане России не только знакомятся с накопленным мировым и отечественным опытом в области различных общественных наук, но и активно включаются в обсуждение, приобретают навыки получения и анализа информации из разных источников, применения полученных на занятиях знаний в рамках социальных проектов или при подготовке творческих работ, при создании школьных правил и конституций, в организации школьных советов и других молодежных объединений.
Современная школа призвана способствовать подготовке молодого человека к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения прав человека и законов нашей страны.
Курс «Юный обществовед » направлен на:
1) осознание учащимися необходимости изучения прав как одного из средств адаптации в условиях развитого рыночного общества;
2) развитие умения учащихся исследовать актуальные политические, экономические, социальные, моральные и культурные проблемы;
3) формирование собственных норм и ценностей;
4) установление конструктивных отношений с окружающими.
Курс рассчитан на 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю, предназначен для учащихся 9(8) класса.
Цель курса:воспитание современного цивилизованного человека, подготовленного к жизни в условиях новой России.
Задачи курса:
● формирование правовой культуры и гражданской грамотности через изучение норм общественной жизни, законов, ее регулирующих;
● развитие у подростков социальной активности, желания участвовать в преобразованиях окружающей жизни;
● профилактика девиантного поведения подростка посредством формирования твердого убеждения, что прав не существует без обязанностей;
● формирование активной гражданской позиции и осознание прав личности.
Курс позволяет учащимся оценить свои способности и сделать осознанный жизненный выбор, получить знания, выходящие за рамки базовых программ, и приобрести опыт использования российского законодательства в практической деятельности.
В ходе изучения курса учащиеся должны:
● усвоить комплекс общетеоретических знаний, узнать о причинах совершения правонарушений и об ответственности за них;
● научиться применять правовые знания на практике, а также участвовать в дискуссии, выдвигать аргументы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yunyy_obshchestvoved.docx | 91.63 КБ |
Предварительный просмотр:
«Саратовский областной институт развития образования»
ГАУ ДПО «СОИРО»
о II Региональный конкурс программ
учебных и внеучебных курсов,
формирующих метапредметный результат
Номинация - авторские программы
внеучебных курсов, формирующих метапредметный
результат у обучающихся основной школы.
Программа кружка «Юный обществовед»
Класс : 9(8)
Разработчик:
Дубинчина Людмила Николаевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ « СОШ им.М.М.Рудченко с.Перелюб
Перелюбского муниципального района
Саратовской области»
Описание конкурсной работы:
- Автор: Дубинчина Людмила Николаевна
- Перелюбский район
- МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им.М.М.Рудченко с.Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»»
- Обществознание
- 89371406751
- dubinchina.mila@yandex.ru
Номинация: авторские программы внеучебных курсов, формирующих метапредметный результат у обучающихся основной школы.
- Краткая аннотация конкурсной работы.
Предлагаемый курс направлен на:
- Осознание учащимися необходимости изучения своих прав как одного из средств адаптации в условиях рыночной экономики;
- Развитие у учащихся умения исследовать актуальные политические, экономические, социальные, моральные и культурные проблемы;
- Формирование у учащихся собственных моральных норм и ценностей;
- Установление конструктивных отношений с окружающими.
Пояснительная записка.
Обоснованность (актуальность, новизна, значимость).
Современный мир переживает период перехода от индустриального к информационному обществу. Процессы глобализации и информатизации необратимым образом меняют существующие общественные отношения во всех сферах — политической, правовой, экономической, семейной, бытовой, социальной, культурной и др. Наша страна не может оставаться в стороне от происходящих событий. Российское общество переживает сложный период становления новой системы ценностей, утверждения новых приоритетов в государственной политике и общественной деятельности, формирования основ правового государства и гражданского общества. Российским гражданам предстоит осознанно определиться в обществе, в своем отношении к государству, осмыслить, что только свободный и независимый человек, осознающий свою ответственность за совершаемые поступки, носитель современной системы знаний, принимающий ценности и принципы демократии, может стать истинным гражданином современной России.
Курс «Юный обществовед» вводит школьника в сложный мир общественных отношений, дает возможность поразмышлять о самом себе и своем месте в окружающем мире, показывает механизм взаимоотношений между разными государствами в условиях глобализации. Молодые граждане России не только знакомятся с накопленным мировым и отечественным опытом в области различных общественных наук, но и активно включаются в обсуждение, приобретают навыки получения и анализа информации из разных источников, применения полученных на занятиях знаний в рамках социальных проектов или при подготовке творческих работ, при создании школьных правил и конституций, в организации школьных советов и других молодежных объединений.
Современная школа призвана способствовать подготовке молодого человека к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения прав человека и законов нашей страны.
Курс «Юный обществовед » направлен на:
- осознание учащимися необходимости изучения прав как одного из средств адаптации в условиях развитого рыночного общества;
- развитие умения учащихся исследовать актуальные политические, экономические, социальные, моральные и культурные проблемы;
- формирование собственных норм и ценностей;
- установление конструктивных отношений с окружающими.
Курс рассчитан на 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю, предназначен для учащихся 9(8) класса.
Цель курса:воспитание современного цивилизованного человека, подготовленного к жизни в условиях новой России.
Задачи курса:
● формирование правовой культуры и гражданской грамотности через изучение норм общественной жизни, законов, ее регулирующих;
● развитие у подростков социальной активности, желания участвовать в преобразованиях окружающей жизни;
● профилактика девиантного поведения подростка посредством формирования твердого убеждения, что прав не существует без обязанностей;
● формирование активной гражданской позиции и осознание прав личности.
Курс позволяет учащимся оценить свои способности и сделать осознанный жизненный выбор, получить знания, выходящие за рамки базовых программ, и приобрести опыт использования российского законодательства в практической деятельности.
В ходе изучения курса учащиеся должны:
● усвоить комплекс общетеоретических знаний, узнать о причинах совершения правонарушений и об ответственности за них;
● научиться применять правовые знания на практике, а также участвовать в дискуссии, выдвигать аргументы
Сроки реализации программы и возраст обучающихся
Программа рассчитана на 1 год обучения при постоянном составе детей. Полный объем учебных часов – 35ч. Возраст обучающихся 14-15 лет.
Наполняемость учебной группы насчитывается, как правило, 10-15 чел. Уменьшение численности продиктовано необходимостью проведения индивидуально-групповой работы с детьми.
Форма контроля: итоговая конференция (защита проектов, рефератов, индивидуальных и творческих заданий).
Программа может быть эффективно использована в 9 классе с любой степенью подготовленности, способствует развитию познавательных интересов, мышления учащихся, предоставляет возможность подготовиться к сознательному выбору профиля обучения и дальнейшей специализации.
Основные формы организации учебных занятий:
- лекция;
- семинар;
- практикум;
- защита творческих и индивидуальных работ;
- учебные теоретические исследования;
- поиск и реферирование дополнительного материала из различных источников (справочников, газет, журналов, учебных пособий, Интернет-ресурсов);
- мозговые штурмы.
Доминантной формой обучения является поисково-исследовательская деятельность учащихся, которая реализуется как на занятиях, так и в ходе самостоятельной работы учащихся.
Программа отражает:
- принципы обучения (индивидуальность, доступность, научность, преемственность, результативность)
- дифференцированное обучение;
- владение методами контроля.
Эффективным для развития ученика является такое введения нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческого потенциала. Ребенок должен уметь сам сформулировать задачу, найти информацию ее обработать и оценить, а новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению.
Методическое обеспечение
1. Обеспечение программы различными видами методической продукции.
Программа составлена с таким условием, что учителю предоставляется возможность выбора вида занятий, разнообразных форм деятельности детей.
Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, педагогу необходимо создать такие условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетались бы со зрелищно-игровым процессом. Такая установка не только соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка, ведь дети принимаются в студию с разной степенью одаренности и различным уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому так важно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Игра в этом плане имеет особое значение. Она помогает педагогу выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному; освоить материал в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и темп работы.
2. Дидактические материалы
Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий.
Составной частью дидактических материалов является подобранный к программе натюрмортный фонд.
Метапредметными результатами освоения учащимися основ программы кружка являются:
Регулятивные УУД:
1.Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
2.Проявление инициативы действия в сотрудничестве;
3.Самостоятельное оценивание правильности выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации;
4.Умение анализировать и синтезировать необходимую информацию;
5.Самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
Познавательные УУД:
1.Использование дополнительных источников информации ;
2.Использование различных справочных изданий с целью поиска и извлечения познавательной информации;
3.Установлене причинно-следственных связей;
4.Построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах;
5.Установление аналогии.
6.Самостоятельный подбор литературы по теме;
Коммуникативные УУД:
1.Понимание различных позиций других людей, отличных от собственных;
2.Ориентирование на позицию партнера в общении;
3.Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
4.Формированиие навыков коллективной и организаторской деятельности;
5.Умение аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения
в учебной деятельности и повседневной жизни:
1.Готовить сообщения с использованием различных источников информации: книг, прессы, радио, телевидения, устных сообщений и др.;
2.применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;
3.Придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.
Способы проверки результатов
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:
- текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
- промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
- итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется через отчётные просмотры законченных работ, организации выставок творческих работ.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения педагога.
Основные принципы программы
Принцип системности
Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизации
Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры
Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых
Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Принцип стимулирования
Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
Календарно - тематическое планирование
№ п\п | Дата план. | Дата факт. | Название тем курса | Кол-во часов | Формы контроля | Домашнее задание |
1. | Введение. Что изучает курс «Юный обществовед». | 1 | Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир, общество. | Анализ высказываний (практическая работа) | ||
Раздел I. Человек и его мир. | 19 | |||||
2. | Загадка и природа человека. | 1 | Работа в группах. 1 группа – богословы - должна доказать, что многое зависит от соотношения божественных и дьявольских сил, которые борются за душу каждого человека. 2 группа- астрологи- доказывают предопределенность характера человека и его судьбы, связанной с расположением звезд при рождении, разделяя всех людей по 12 знакам Зодиака. Дискуссия по проблеме: «Что в первую очередь определяет поступки человека?» | Творческое задание | ||
3. | Человек в поисках смысла жизни. | 1 | Работа в группах. Оптимисты, скептики, гедонисты. Дискуссия: -Зачем человеку жизнь? -Что остается от человека после смерти? -Что такое счастье, и можно ли его достигнуть? -Есть ли единая цель у всего человечества? | Подобрать пословицы и поговорки о смысле жизни | ||
4. | Мировоззрение человека. | 1 | Работа в группах. 1 группа- у вас проблемы с родителями, они вас не понимают. 2группа- у вас разногласия по вопросу применения смертной казни. 3 группа- вы попали к представителям разных религиозных концессии, они доказывают свое превосходство. | Подобрать из истории эпизоды и ситуации, где проявлялся патриотизм людей. | ||
5. | Потребности и возможности человека | 1 | Анализ текстов. | Ответить на вопросы: 1.Что такое потребности, и какие потребности существуют у человека? 2.В чем корни эгоцентризма и альтруизма? Покажите на примере их проявления? | ||
6. | Человек- существо общественное. Что такое современное общество. | 1 | Анализ текстов. Составление плана. | Выработать правила общения. Доклад. Успехи, трудности, перспективы процесса глобализации. | ||
7. | Единство в разнообразии: особые пути к новому мироустройству. | 1 | Рассмотрите один из путей к новому мироустройству. Выделите основные идеи. Какие религиозные конфликты существуют в современном мире? В чем их причины? | Доклад. Китайский путь модернизации при сохранении традиций. | ||
8. | Культура: понятие, многообразие, формы. | 1 | Анализ текстов. Составление плана. | Доклад. Традиции- составляющие элементы культуры или отжившие представления о мире? | ||
9. | Право и мораль. «Лучше молчать, нежели лгать». | 1 | Дискуссия по вопросам: 1.»Лгут только одни негодяи» (Ф.М.Достоевский) 2.Богатеют только те, кто ворует. Эссе: «Чтобы не нарушать моральные нормы и законы, я должен…» | Заполнить таблицу «Мораль и право». | ||
10. | Правовая культура и правовое поведение личности. | 1 | Семинар. | |||
11. | Государство и право. Гражданин и государство. | 1 | Составить схему «Современное государство» | Прочитать строки гимна ответить на вопросы. Написать сочинение «Роль государства в жизни общества» | ||
12. | Личность среди сверстников. | 1 | Работа в группах. | Поразмыслить над высказываниями. «не доверять друзьям позорнее, чем быть ими обманутыми. (Ф. Ларошфуко) «Так как друг мой дружит с моим врагом, то мне не следует водиться с другом» (Авиценна) | ||
13. | Я и семья. | 1 | Круглый стол. Инсценирование, работа в группах. | Составить формулу семейного счастья. | ||
14. | Право на образование. | 1 | Анализ текстов. Составление плана. | Сочинение-эссе «Мое положение в классе». | ||
15. | Я - предприниматель. | 1 | Деловая игра «Удачная сделка». | Вопрос: «Какого человека можно назвать предпринимателем?» | ||
16. | Подросток и право на труд. | 1 | Практическая работа. Тренинг. | Выскажите свое мнение. «Нет без явного усиленного трудолюбия - ни талантов, ни гениев» (Д.И.Менделеев) Что такое способности? | ||
17. | Личность и власть. Я будущий избиратель. | 1 | Тренинговые занятия. Признаки лидера. «Достоин ли я стать мэром?» Заполнение аналитической таблицы. Мои достоинства и недостатки. | Выскажите свое мнение. «Там , где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство» (Джон Адамс) «Управление государством зависит от подбора мудрых людей» | ||
19. | Личность и защита Отечества. | 1 | Разработка проекта. Обсуждение проблем Российской армии (в группах). | Проект. Каково назначение армии? Является ли слдкжба в армии исполнением гражданского долга? Кем должна контролироваться армия? | ||
20. | Личность и закон. | 1 | Тренинг, развивающий способность разрабатывать законы. | Прочитать главу 5 Конституции РФ и найти 3 примера , подтверждающие, что в нашей Конституции используется механизм сдержек и противовесов. | ||
Раздел II. Учитесь мыслить глобально. | 5 | |||||
21. | Россия в мировом сообществе. Национальные интересы России. | 1 | Анализ текстов. Составление плана. | Следить за политической информацией. Вести тетрадь. Дать оценку современным событиям. | ||
22. | Альтернативы экономического развития России. | 1 | Анализ текстов. Составление плана. | Доклад. Постиндустриальная модернизация России. | ||
23. | Сила оружия в современном мире. | 1 | Разработка проекта. Обсуждение проблем ядерного оружия в глобальном мире. | Составить список исторических событий, являющимися важными вехами в разработке ядерного оружия. | ||
24. | Ждет ли нас глобальная экологическая катастрофа? | 1 | Заполнение таблицы. «Экологические проблемы современности» | Выскажите свое мнение. Природа –это храм или мастерская? Почему экологические проблемы в современном мире носят глобальный характер? | ||
25. | ХХ I веки новые угрозы для человечества. | 1 | Анализ текстов. Составление плана. Список достижений человечества научно-технического прогресса, которые направлены на улучшение ситуации с ресурсами. | Перечислите основные виды терроризма. Приведите наиболее яркие примеры зависимости жизни отдельного человека от техники. | ||
Раздел III. Ответственность за правонарушения. | 6 | |||||
26. | Молодёжь и правонарушения. Причины правонарушений. | 1 | Пресс-конференция. Работа с документами. Решение правовых задач.
| Сообщения. | ||
27. | Вина и ответственность. | 1 | Работа с УК | Индивидуальное задание. | ||
28. | Ответственность за правонарушения против собственности. | 1 | Работа с УК | Индивидуальное задание | ||
29. | Ответственность за правонарушения против личности. | 1 | Сочинение | Написать сочинение-эссе «Ценность человеческой жизни» | ||
30. | Групповые правонарушения несовершеннолетних. | 1 | Практическая работа | Индивидуальное задание | ||
31. | Правопорядок и полиция. Суд и прокуратура. | 1 | Деловые игры. | Подготовить сообщение о деятельности прокурора в вашем городе. | ||
Раздел IV. Россия в глобальном мире: вызовы и задачи. | 4 | |||||
32. | Угрозы и вызовы для России в ХХIв. | 1 | Пресс-конференция. Работа с документами. | Доклад. Современные вызовы для России: угрозы и адекватные ответы. | ||
33. | Решение национальных задач на основе эффективной демократии. | 1 | Схема «Современные риски России». Работа с документами. | Проект. Успехи и трудности среднего класса в современной России. | ||
34. | Миссия России в ХХIв. | 1 | Пресс-конференция. Работа с документами. | Анализ исследовательских работ. | ||
35. | Подведение итогов работы за год. Рефлексия | Анализ исследовательских работ. |
Распределение материала по содержательным линиям.
Введение.(1ч) Что изучает курс «Юный обществовед».
Раздел I. Человек и его мир (19ч)
Тема 1. Загадка и природа человека. Мифы о сотворении человека. Человек – существо биосоциальное. Человек и животное. Основные виды деятельности. Потребности, возможности и способности человека. Сущность человеческого бытия. Взгляды мыслителей на природу человека. Личность как субъект и продукт социальных отношений. Человек его права и обязанности. Я и другие. Ответственность за судьбу и безопасность близких и друзей. Влияние человека на окружающую среду. Кто мы и какие мы? Что значит быть человеком? Человеческое познание. Чувственное и рациональное познание. Врожденные особенности – темперамент. Характер человека.
Тема 2. Человек в поисках смысла жизни. Жизненные цели и задачи. Мудрость веков о смысле жизни. Жизненная позиция человека. Идеалы, ценности, нормы. Фатализм, гедонизм, пессимизм, скептицизм, оптимизм. Человек в поисках смысла жизни.
Тема 3. Мировоззрение человека. Умение жить среди людей. Социализация. Мировоззрение: научное, ненаучное, религиозное, атеистическое, гуманистическое, революционное, консервативное. Толерантность, консенсус, компромисс. Связь поколений. Время человеческой жизни. Три вида восприятия времени – время, состоящее из коротких интервалов, время биографическое, время историческое. Место жительства и среда обитания. Влияние времени и пространства на человека. Патриотизм, патриот. Кого можно считать настоящим патриотом.
Тема 4. Потребности и возможности человека. Наши потребности: биологические, потребность в безопасности, социальные и духовные. Классификация потребностей: материальные, духовные, низшие, высшие, повседневные, особенные. Реализация потребностей и выбор профессии. Способности человека и, от чего они зависят. Талант и гений. Позиции человека в отношении к окружающим – эгоцентризм, альтруизм.
Тема 5. Человек- существо общественное. Что такое современное общество. Понятие «Общество» в узком и широком смысле. Основные характеристики традиционного, индустриального и постиндустриального обществ. Взаимодействие людей в обществе. Коллектив, конфликт, соперничество, сотрудничество. Общение, Как мы общаемся. Общественные группы. Неравенство людей в обществе. Социальные роли, статусы.
Тема 6. Единство в разнообразии: особые пути к новому мироустройству.
Индийский путь к объединенному человечеству: Махатма Ганди- от идеи мирного сосуществования к практике ненасилия. Китайская традиция :опыт всемирного влияния через самодостаточность. Латинская Америка :к справедливому мироустройству .Идея единого человечества в исламской цивилизации.
Тема 7.Культура: понятие, многообразие, формы.
Социализация как фактор сохранения культуры. Из чего состоит культура? Государство и нация. Патриотизм и национализм.
Тема 8.Право и мораль. «Лучше молчать, нежели лгать». Право – регулятор отношений между людьми. Теории возникновения права. Юридические нормы. Правовые нормы. Система права. Отрасли права. Институт права. Источник и форма права. Нормативно-правовые акты.
Тема 9. Правовая культура и правовое поведение личности. От чего зависит правовая культура человека. Правовое воспитание. Правовое обучение. Систематизация правовых норм. Правомерные и противоправные действия и поступки. Субъект, объект правонарушения. Уголовная, дисциплинарная, административная, материальная гражданско-правовая ответственность.
Тема 10. Государство и право. Гражданин и государство.
Государство, его основные признаки и функции. Понятие права. Роль права в жизни человека, общества, государства. Соотношение права и закона. Правовое государство. История возникновения государства и права. Политическая жизнь. Человек в сферах общественной жизни. Теории возникновения государства и права. Закон как форма выражения права, его роль в жизни общества. Конституция – основной закон страны.
Тема 11. Личность среди сверстников.
Ты на улице. Общение. Неформальное общение. Официальное формальное общение. Причины стремления к неформальному общению. Роль общения в развитии личности. Особенности группового сознания. Психологические предпосылки в совершении правонарушений. Роль лидера в группе. Подражание. Особенности влияния преступной группы на личность.
Тема 12. Я и семья.
Мотивы учения. Требования к уровню образованности. Что мне дает образование. Школа – место самоопределения личности. Деятельность ученик – учитель. Толерантное отношение. Психологический климат в классе. Закон «Об образовании». Устав школы. Поведение ученика в школе. Права и обязанности школьника.
Тема 13. Право на образование.
Мотивы учения. Требования к уровню образованности. Что мне дает образование. Школа – место самоопределения личности. Деятельность ученик – учитель. Толерантное отношение. Психологический климат в классе. Закон «Об образовании». Устав школы. Поведение ученика в школе. Права и обязанности школьника.
Тема 14. Я - предприниматель.
Что такое предприимчивость. Бережливость, расчетливость и предприимчивость. Предпринимательство и бизнес. Общественная и личная польза от предпринимательства. Цель предпринимателя – прибыль. Особенности уголовно-правовой гражданско-правовой защиты. Права потребителей. Защита прав потребителей. Государственная регистрация предпринимательской деятельности. Патент. Права и обязанности предпринимателя. Виды предпринимательской деятельности.
Тема 15. Подросток и право на труд.
Трудовой кодекс РФ. Трудовые отношения. Трудовой договор. Права и обязанности работника. Особенности правового статуса несовершеннолетних по современному трудовому законодательству. Ограничение на применение труда несовершеннолетних. Особенности регулирования труда детей, не достигших 18 лет. Рабочее время и время отдыха. Ответственность несовершеннолетних. Льготы несовершеннолетним работникам. Условия расторжения трудового договора.
Тема 16. Личность и власть. Я будущий избиратель.
Власть. Элементы властных отношений. Условия возникновения власти. Средства осуществления власти. Должностная и высшая государственная власть. Диктатура и демократия. Избиратель. Избирательное право. Выборы в демократическом обществе. Закон «О выборах». Необходимость участия граждан в выборах. Опасность политической апатии граждан.
Тема 17. Личность и защита Отечества.
Для чего нужна армия? Назначение армии. Сущность службы в армии кА исполнение гражданского долга. Причины уклонения некоторых людей от службы в армии. Альтернативная гражданская служба. Основные направления подготовки к армейской службе. Основные требования морали в сфере отношений человека к службе в армии.
Тема 18. Личность и закон.
Для чего принимаются законы. Склонность – стремление заниматься определенной деятельностью. Закон. Правонарушение. Виды правонарушений. Преступление. Психология правонарушителя. Мотив. Закон и его назначение. Уголовный кодекс. Кодекс об административных правонарушениях. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Закон и порядок. Юридическая ответственность. Многообразие видов юридической ответственности. Преступление – особо важное правонарушение. Организация правосудия в нашей стране. Если тебя задержала полиция, твои действия, Права задержанного несовершеннолетнего.
Раздел II.Учитесь мыслить глобально (5ч.)
Тема 1. Россия в мировом сообществе. Национальные интересы России.
Укрепление государственности и приоритет внутреннего развития страны. Суверенная демократия и участие в определении глобальной повестки дня. Внешняя политика.
Тема 2. Альтернативы экономического развития России.
Россия на распутье. Признаки ,общие для России и стран Юга. Признаки, общие для России и стран высокотехнологического производства. Скрытые ресурсы экономического развития. Интеллектуальная экономика. Необходимость постиндустриальной модернизации. Управлять глобализацией в собственных целях.
Тема 3. Сила оружия в современном мире.
Непрекращающаяся гонка вооружений. Опасный соблазн глобального доминирования. Ядерное оружие- так и не забытая угроза. Кому нужны войны?
Тема 4. Ждет ли нас глобальная экологическая катастрофа?
Промышленность как угроза окружающей среде. Общая плата за экологические ошибки. Болезни нового века. Ждет ли нас глобальная экологическая катастрофа? Экология и бизнес. Природа – это храм или мастерская? Могут ли быть другие альтернативы?
Тема 5. ХХI веки новые угрозы для человечества.
Зависимость от техники. Угроза глобального экологического коллапса. Хватит ли на всех ресурсов? Угроза международного терроризма и нового тоталитаризма.
Раздел III. Ответственность за правонарушения(6ч.)
Тема 1. Молодёжь и правонарушения. Причины правонарушений.
Право граждан на спокойную жизнь. Проблема преступлений несовершеннолетних. Материальный и моральный ущерб от правонарушений. Что такое правонарушение. Понятие аморального поведения. Административный поступок. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Понятие преступления.
Тема 2. Вина и ответственность. Что такое вина. Вменяемость и невменяемость. Судебно-психиатрическая экспертиза. Необходимая оборона и ее пределы. Состояние крайней необходимости. Умысел. Преступление по неосторожности. Презумпция невиновности. Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности. Уголовная ответственность. Преступление и ответственность за него. Ответственность за приготовление к преступлению, за соучастие в преступлении. Смягчающие ответственность обстоятельства.
Тема 3. Ответственность за правонарушения против собственности.
Имущественные правонарушения. Влияние телевидения, СМИ на рост преступности. Юридическое определение кражи. Уголовная ответственность за кражу. Понятие грабежа. Ответственность за грабеж. Разбой и ответственность за это преступление. Ответственность за мошенничество. Умышленное или неосторожное уничтожение или повреждение имущества. Вандализм, поджоги, другие имущественные преступления и ответственность за них. Вымогательство. Вымогательство в школе. Личность вымогателя-школьника. Действия по самозащите от вымогательства. Общественная опасность вымогательства. Ответственность за вымогательство.
Тема 4. Ответственность за правонарушения против личности.
Ответственность за преступление против достоинства личности. Ответственность за оскорбление или клевету. Хулиганство и его признаки. Изнасилование – тяжкое преступление против личности. Ответственность за изнасилование. Провоцирующее поведение потерпевших. Ответственность за преступления против жизни и здоровья. Человеческая самоотверженность. Бесчеловечность. Преступления против жизни и здоровья. Нанесение телесных повреждений. Умысел и неосторожность в совершении этих преступлений. Ответственность за нанесение телесных повреждений. Убийство - тягчайшее преступление. Умышленное и неосторожное убийство. Ответственность за убийство.
Тема 5. Групповые правонарушения несовершеннолетних.
Как попадают впреступную группу. Данные науки о групповых преступлениях. Стремлению к общению и самоутверждению. Антисоциальная ориентация группы. Причины ухода подростков в преступную группу сверстников. Подросток в группе взрослых преступников. Причины преступного поведения подростка в группе: система групповых норм и ценностей; авторитет лидера. Ответственность за групповые преступления. Соучастие в преступлении. Исполнитель. Организатор. Подстрекатель. Пособник. Степень ответственности за различные формы соучастия в преступлении. Отказ от совершения преступления. Укрывательство преступлений.
Тема 6. Правопорядок и полиция. Суд и прокуратура.
Понятие правопорядка. Факторы, влияющие на состояниеправопорядка. Понятие общественного порядка. Участие граждан в укреплении правопорядка. Правоохранительные органы государства. Задачи полиции. Органы внутренних дел. Структура ОВД. Задачи полиции общественной безопасности. Патрульно-постовая служба. Административное задержание и порядок наложения взыскания за него. Отделение дознания и его функции. Изолятор временного содержания. Отделение организации работы участковых инспекторов. Задачи участкового инспектора Добровольные дружины. Отделение по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Задачи криминальной полиции. Работа отделения уголовного розыска. Действия полиции в отношении подозреваемого в преступлении. Задачи следственного отделения ОВД. Проведение предварительного следствия. Обвинительное заключение. Назначение суда. Рассмотрение гражданских споров. Наложение взысканий. Судебная коллегия. Ответственность судей. Независимость суда. Суд присяжных заседателей. Полномочия присяжных. Вердикт суда присяжных. Роль прокурора в суде. Роль адвоката. Роль свидетелей. Ответственность за дачу заведомо ложных показаний. Педагог в суде по делу несовершеннолетних. Законные представители несовершеннолетнего в суде. Ход судебного разбирательства.
Задачи прокуратуры. Надзорная функция прокуратуры. Общий надзор. Надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, надзор при рассмотрении дел в судах, надзор в местах содержания задержанных.
Судьи. Особенности профессиональной деятельности адвокатов. Особенности профессии следователей. Профессия нотариуса. Деятельность юрисконсультантов.
Раздел IV. Россия в глобальном мире: вызовы и задачи (4ч.)
Тема 1. Угрозы и вызовы для России в ХХIв.
Какие факторы влияют на будущее России? Угрозы и вызовы. Демографический вызов. Экологический вызов.Как предотвратить угрозу превращения нашей страны в «мировую свалку»?
Тема 2. Решение национальных задач на основе эффективной демократии.
Общенациональные приоритеты России. Бедность- это несправедливость. Ответственность национальной элиты. Эффективная государственность. Что мы можем сами? Укрепление институтов гражданского общества. Национальные проекты.
Тема 3. Миссия России в ХХIв.
Сохранение суверенитета и национальной независимости. Суверенитет и геополитика справедливости. Природные ресурсы и экономическая мощь. Инновационное общество. Сохранение, развитие и распространение уникальной русской культуры, русского языка.
Тема 4. Подведение итогов работы за год.Рефлексия.
Анализ исследовательских работ.
Информационное обеспечение
Учебно- методический комплекс:
- Кишенкова О.В. Основы гражданских знаний. М., Дрофа, 1998 г.
- Максудов Р., Антропов О.И.. Знай свои права. Ты и милиция: пособие для подростков и их родителей. – М.: Москов. школа прав человека, 1997
- Интернет-ресурс.
Список рекомендуемой литературы
- Антология исследований культуры. — СПб., 1997. — Т. 1. Интерпретации культуры.
- Арутюнян Ю. В. Этносоциология / Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, А. А. Сусоколов. — М., 1998.
- Бард А. Netoкратия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма / А. Бард, Я. Зодерквист. — М., 2005.
- Бестужев-Лада И. М. Альтернативная цивилизация / И. М. Бестужев-Лада. — М., 2003.
- Бродель Ф. Динамика капитализма / Ф.Бродель. — Смоленск, 1993.
- Валлерстайн И. Миро-системный анализ. Интернет-ресурс
- Гайдар Е. Т. Долгое время. Россия в мире: очерки экономической истории / Е. Т. Гайдар. — М., 2005.
- Геллнер Э. Нации и национализм / Э. Геллнер. — М., 1991.
- Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь / Э. Гидденс. — М., 2004.
- Глобальное сообщество: картография постсовременного мира. — М., 2002.
- Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме). — СПб., 2000.
- Данилевский Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. — М., 1991. (Интернет-ресурс http://monarhiya.narod.ru/DNY/dny-list.htm)
- Жан К. Геоэкономика. Господство экономического пространства / К. Жан, П. Савона. — М., 1997.
- Ильин И. О русском национализме / И. Ильин. — М., 2006.
- Ильин И. Почему мы верим в Россию / И. Ильин. — М., 2006.
- Нарочницкая Н. А. Россия и русские в мировой истории / Н. А. Нарочницкая. — М., 2006.
- Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / под ред. В. Л. Иноземцева. — М., 1999.
- Поляков Л. В. О методологии макрополитического анализа / Л. В. Поляков // Апология. — 2006. — № 9. — С. 82—103. (Интернет-ресурс: http://www.journal-apologia.ru/rnews.html?id=482&id_issue=161)
- Сурков В. Ю. Национализация будущего: параграфы pro суверенную демократию / В. Ю. Сурков // Эксперт. — 2006. — № 43.
- Сурков В. Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России / В. Ю. Сурков. — М., 2006.
- Тишков В. А. Кризис понимания России / В. А. Тишков. — М.; Воронеж, 2006.
- Тойнби А. Постижение истории / А. Тойнби. — М., 2006.
- Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? / С. Хантингтон // Полис. — 1994. — №1. — С. 33—48. (Интернет-ресурс http:// www.politstudies.ru)
Дополнительная литература для учащихся.
1. В. А. Канке. Философия. Исторический и систематический курс. М.Логос, 2006 год -376 с.ISBN 5 – 98704 – 072 – 8.
2. Обществознание. Учебное пособие для учителей, учащихся старших классов и колледжей. В 3 - х томах. М. М. Алдаганов и др. - СПб.: Островитянин, 2011. ISBN 978 –5– 98921 – 039 – 8.
3. Н. А. Бердяев. Самопознание. - М., 1993 г.
4. Краткий словарь по философии. - М., 2012 г. ISBN 978 – 5 – 8112 – 3163 –
Электронные средства обучения.
1. http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
2. http://www.edu.ru/ - каталог образовательных Интернет-ресурсов.
3. http://www.humanities.edu.ru - портал социально - гуманитарное образование.
4. http://lib.thewalls.ru/ - электронная библиотека политической литературы.
5. http://www.vmoisto.narod.ru/index.html - Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин.
6. http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2715&tmpl=com - Интернет-сообщество учителей истории и обществознания на сайте «Сеть творческих учителей».
Интернет - ресурсы.
lesson - histori narod.ru
http://video.yandex.ru/users/galactic-su-79/view/82/?cauthor=galactic-su-79&cid=11
#http://www.prometheanplanet.ru/
Дополнительная литература для учащихся.
- 1. В. А. Канке. Философия. Исторический и систематический курс. М.Логос, 2006 год -376 с.ISBN 5 – 98704 – 072 – 8.
- 2. Обществознание. Учебное пособие для учителей, учащихся старших классов и колледжей. В 3 - х томах. М. М. Алдаганов и др. - СПб.: Островитянин, 2011. ISBN 978 –5– 98921 – 039 – 8.
- 3. Н. А. Бердяев. Самопознание. - М., 1993 г.
- 4. Краткий словарь по философии. - М., 2012 г. ISBN 978 – 5 – 8112 – 3163 –
Предполагаемые результаты реализации программы
и критерии их оценки
Обучающиеся должны научиться
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Индивидуальный проект (или учебное исследование) выполняется обучающимся в течение курса и должен быть представлен в виде презентации.
Учебно-методические материалы
Основные понятия курса.
Восточные деспотии — разновидность традиционных обществ, существовавших в древности в странах Востока. Представляют собой образец совершенной организации коллективного труда, основанного на системе орошения полей с помощью искусственных каналов. Управлялись с помощью огромной армии чиновников, подчиненной верховному правителю — деспоту.
Коллективы — структурный элемент социальной системы, представляющий собой группу людей, специализирующуюся на определенном виде деятельности (орган власти, трудовой коллектив, образовательное учреждение, спортивный клуб и т. д.).
Роли — структурный элемент социальной системы, с помощью которого каждый член общества получает возможность освоить определенный тип поведения и образ действия в определенной ситуации в определенном коллективе.
Система — такое объединение любых объектов в природе, обществе, мышлении, в котором каждый зависит от всех остальных, выполняет определенную функцию и может быть понят только как часть этого объединения.
Система ценностей — структурный элемент социальной системы, обеспечивающий ее членам возможность выработать схожие взгляды на окружающий мир (мировоззрение) и единые принципы его оценки.
Современные общества — человеческие сообщества, осуществившие индустриальную революцию. Большинство населения в таких обществах — городское, занятое промышленным, предпринимательским, управленческим, сервисным, посредническим, интеллектуальным трудом. Такие общества имеют своей целью постоянное изменение, развитие, совершенствование.
Тоталитарные общества — разновидность современных обществ, в которых процесс модернизации вызвал приход к власти социальных групп, использовавших новейшие достижения науки и техники для установления полного (тотального) контроля над жизнедеятельностью всех остальных членов общества. Во главе таких обществ обязательно находился один человек. К тоталитарным обществам относят фашистскую Италию (1922—1943), нацистскую Германию (1933—1945).
Традиционные общества — человеческие сообщества, возникшие в самом начале истории человечества, члены которых в основном заняты аграрным трудом. Такие общества зависимы от окружающей среды, имеют строго определенную социальную структуру господства и подчинения. Их цель — сохранение прошлого как образца в неизменном виде, т. е. сохранение традиции.
Функция — деятельность системы, направленная на реализацию одной из ее потребностей.
Абсолютизм — форма западноевропейских монархий в XVI—XVIII вв. В централизованных королевствах (таких, например, как Франция) власть короля считалась абсолютной, но на деле ограничивалась законами и традициями свобод различных сословий западноевропейского общества.
Богочеловечество — основное понятие религиозной философии истории B. C. Соловьева. Ее смысл заключается в том, что люди, все полнее реализуя учение Иисуса Христа, как бы вместе с Богом порождают единое целое.
Буддизм — религия, основанная царевичем Гаутамой, названным Буддой, 2500 лет назад в Индии. Относится к числу мировых религий.
Возрожденческий идеал — идеал образованного, всесторонне развитого человека, сформированный в эпоху Возрождения (конец XIV — начало XVI в.) в основном в искусстве и философских трудах великих итальянских художников, писателей и мыслителей.
Джайнизм — одна из традиционных религий у народов полуострова Индостан. Ее основной принцип — запрет причинения вреда всему живому.
Зороастризм — одна из древнейших религий мира, которую исповедовали предки нынешних иранцев — персы во втором тысячелетии до н. э. Название происходит от имени основателя религии — Зороастра.
Индуизм — традиционная религия народов полуострова Индостан.
Иосифляне — сторонники архимандрита Волоколамского монастыря Иосифа Волоцкого (конец XV в.), считавшего, что независимость церкви от московских государей должна обеспечиваться ее правом на владение землями.
Ислам — одна из трех мировых религий, провозглашающих единобожие. Основана в начале VII в. на территории нынешнего государства Саудовская Аравия Мохаммедом, который почитается сторонниками этой религии как Пророк Аллаха (арабское наименование Бога).
Иудаизм — одна из древнейших религий мира, возникшая среди семитических народов во втором тысячелетии до н. э. Распространена в основном среди одного народа — евреев. Сегодня иудаизм является официальной религией государства Израиль.
Католичество — западноевропейская ветвь христианства, начало образованию которой положил конфликт между представителем Папы Римского и Патриархом Константинопольским в 1054 г. С тех пор католики признают Папу своим главой и имеют некоторые отличия в Символе веры и обрядах.
Культурно-исторические типы — основное понятие философии истории Н. Я. Данилевского, согласно которой несколько самостоятельных цивилизаций, существовавших (или продолжающих существовать) в истории, никогда не образуют единое человечество.
Нестяжатели — оппоненты Иосифа Волоцкого, отрицавшие необходимость для церкви владеть земными богатствами, в том числе во имя сохранения ее независимости от государственной власти.
Пацифизм — нравственное убеждение и политическая позиция, которые запрещают тем, кто их разделяет, убивать других людей и даже брать в руки оружие.
Православие — восточноевропейская и малоазиатская ветвь христианства. Православные признают высшим органом власти Вселенские соборы и находятся под управлением вселенских патриархов. С конца XVI в. Русская православная церковь также имеет своего Патриарха.
Религиозный анархизм — позиция великого русского писателя Л. Н. Толстого, состоящая в абсолютном отрицании всякой власти — как государственной, так и церковной.
Реформация — первоначально движение против злоупотреблений католического духовенства и за возвращение к первоосновам христианства, начатое Мартином Лютером в 1517 г. Завершилось протестным отходом многих христиан Северной и Северо-Западной Европы от католичества. Сегодня реформаторские церкви существуют по всему миру.
Славянофилы — философско-религиозное направление в русской общественной мысли середины XIX в., представители которого определяли русский народ как славянско-православный и в своем развитии избравший самобытный путь, противоположный пути народов католическо-протестантской Европы.
Фашизм — движение и идеология, возникшие в начале XX в. Основатель и теоретик фашизма — Бенито Муссолини. Идеология фашизма носит резко антилиберальный, антисоциалистический и антидемократический характер. Она абсолютизирует государство, превращая его в высшую духовную и моральную реальность. Фашистское государство имеет имперские устремления.
Христианство — одна из мировых религий, получившая название по имени основателя Иисуса Христа. Возникло на территории древней Иудеи в период, когда эта территория входила в состав Римской империи. Наиболее распространенное летоисчисление в современном мире основано на дате рождения Иисуса. И вся история делится на период до Рождества Христова и после. В России утвердилось введенное в советский период нашей истории деление на «до нашей эры» и «наша эра». Вероучение христианства включает в себя значительную часть иудейской религиозной традиции. Священная книга христиан Библия включает в себя Ветхий Завет. Христианство принципиально отличается от всех монотеистических религий тем, что утверждает двойную (Богочеловеческую) природу Иисуса Христа, а также одновременно единство и троичность Бога.
Глобализация (в культурном смысле) — становление единой общей культуры человечества.
Государство — особая организация политической власти в сообществе, занимающем определенную территорию, имеющем собственную систему управления и обладающем внутренним и внешним суверенитетом.
Империя — государство, являющееся результатом объединения многих наций и национальностей под политическим руководством одной нации.
Конфессия — религиозная община, объединяемая единством вероучения.
Культура — продукт приспособления человеческих сообществ к природной среде, ведущий к выработке в каждом сообществе особых традиций и социальных институтов.
Национализм — идеология, основанная на чувстве общей национальной принадлежности и выдвигающая эту принадлежность в качестве основной ценности.
Национальное государство — государство, являющееся формой политического существования одной нации.
Национальность — общность людей на этнической основе, способная служить основанием либо одним из элементов нации.
Нация — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность людей, сложившаяся в результате взаимодействия разных национальностей и ставшая основой государства.
Патриотизм — чувство гордости за свою нацию и стремление к ее возвеличиванию.
Религия — мировоззрение и мироощущение, а также система поведения, основанная на вере в существование Бога или богов.
Суверенитет — высшая власть на территории данного государства, признаваемая всеми его гражданами. Только такая власть имеет право устанавливать законы, обязательные для всех граждан государства; только такую власть признают законной иностранные государства и международное сообщество в целом.
Традиции — привычные и воспроизводимые от поколения к поколению формы социальной жизни разных человеческих сообществ.
Политика двойных стандартов — разная оценка схожих политических процессов в различных странах с целью оправдания дифференцированного отношения к ним.
«Старая» Европа — страны Западной Европы, первые члены Европейского Союза, пытающиеся позиционировать его как самостоятельный центр геополитической силы.
Суверенная демократия — государство, обеспечивающее приоритет таких ценностей, как свобода, права человека, частная собственность, выборность и подотчетность народу органов власти в сочетании с формированием органов власти исключительно народом данной страны.
Энергетическая сверхдержава — стабильно крупнейший производитель углеводородного сырья в мире; способен поставлять нефть и газ на три крупнейших рынка в мире — Северную Америку, Европу и Юго-Восточную Азию; влияет на ценообразование на мировом рынке углеводородов; крупный транзитный узел, через который идет поставка нефти и газа из одних регионов в другие; владеет активами по добыче, переработке и сбыту нефти и газа не только на своей территории, но и по всему миру.
Инновационная революция начала XX в. — инновационный взрыв, произошедший в начале прошлого века. Ее основные направления: электричество, двигатель внутреннего сгорания, нефтехимия и производство синтетических материалов, средства коммуникации, массовая индустрия развлечений. Эффективность инновационной революции в промышленности была усилена за счет введения конвейерного способа производства. В результате инновационной революции возник острый дисбаланс между спросом и предложением.
Инфляция — процесс обесценивания денег. Значительная инфляция (десять и более процентов в год) свидетельствует об экономических проблемах в государстве.
Информационная экономика — направление в экономике, изучающее влияние информации на принятие экономических решений. Информация рассматривается как выделенный фактор, поскольку она легко распространяется, но трудно контролируется. Ее легко создать, но ей трудно доверять. Особая природа информации заставляет пересмотреть ряд положений классических экономических теорий.
Кредит (от лат. credere — верить) — отношения между кредитором и заемщиком, при которых кредитор передает заемщику деньги или имущество, а заемщик обязуется в определенный срок возвратить такую же сумму денег или равное количество вещей того же рода и качества.
Ликвидность — способность ценностей (активов) быть быстро проданными по цене, близкой к рыночной. Обычно различают высоколиквидные, низколиквидные и неликвидные активы.
Лондонский клуб — механизм выработки договоренностей со странами-должниками, испытывающими трудности с выплатой внешнего долга, по условиям погашения их межбанковской задолженности. Лондонский клуб объединяет коммерческие банки-кредиторы ведущих стран мира.
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — вместе с Международной финансовой корпорацией, Международной ассоциацией развития, Международным центром по разрешению инвестиционных споров и Многосторонним агентством по гарантированию инвестиций — составляет группу Всемирного банка (от англ. World Bank Group).
Международный валютный фонд (МВФ) — является агентством Организации Объединенных Наций (ООН). Деятельность МВФ сосредоточена на кратковременных макроэкономических кризисах. МВФ был создан 27 декабря 1945 г. после подписания 28 государствами соглашения, разработанного на Конференции ООН по валютно-финансовым вопросам в Бреттон-Вудсе 22 июля 1944 г.
Мировая резервная валюта — общепризнанная в мире валюта, используемая для создания резерва денежных средств в центральных банках различных стран. Резервные валюты применяются для расчетов по внешнеторговым операциям, иностранным инвестициям, при определении цен и др. Обычно к резервным валютам относят доллар США, евро, английский фунт стерлингов, японскую иену.
Неопротекционизм — ограничения на международную торговлю, вводимые странами в дополнение к традиционным формам ограничения нежелательного импорта товаров.
Геноцид — истребление отдельных групп населения, целых народов в мирное или военное время по расовым, национальным или религиозным мотивам.
Глобальная угроза — опасность для большинства людей на планете.
Имперская политика — стремление распространить свое доминирование на весь мир.
Пандемия (от греч. pandemia — весь народ) — распространение какой-либо инфекционной болезни на целые страны и континенты, более широкое, чем при эпидемии.
Экологический тоталитаризм — построение тоталитарного общества, мотивированное необходимостью концентрации ресурсов для борьбы с экологическими угрозами.
Аграрное общество — первая историческая стадия развития человеческого общества, на которой главным источником власти и богатства является земля и другие природные ресурсы.
Индустриальное общество — второй исторический этап развития человеческого общества, на котором главным источником силы, богатства и власти становится крупномашинная промышленность (индустрия).
Интернет — глобальная информационная сеть, состоящая из множества взаимосвязанных компьютерных сетей, обеспечивающая удаленный доступ к информационным системам, электронной почте, доскам объявлений, дискуссионным группам и т. д.
Информационное неравенство — неравенство между членами общества, причиной которого является различие возможностей доступа к информации, вызываемое неравенством в уровне доходов и уровне образования людей.
Информационное общество — современный этап развития человеческого общества, на котором основным источником силы, власти и богатства становится знание и информация.
Средства массовой информации — общедоступные средства распространения информации, обращенные к массовой аудитории и приобретающие в информационном обществе роль главного посредника между властью и гражданами.
Электронное правительство — такая система исполнения функций государства, при которой значительная их часть автоматизируется и переносится в Интернет.
Вызов — проблемная ситуация, от способности разрешить которую зависит выживание или гибель конкретного общества или цивилизации в целом.
Высокие технологии — совокупность информации, знаний, опыта, материалов при разработке, создании и производстве новой продукции и процессов на высшем мировом уровне.
Демография — наука о закономерностях воспроизводства населения в конкретных общественных, исторических и географических условиях.
Депопуляция — абсолютная убыль, сокращение численности населения страны.
Доверие — моральная категория, выражающая готовность людей действовать в соответствии с общепризнанными нормами, залог стабильности экономических отношений и социальной структуры общества в условиях информационной стадии ее развития.
Инновации — технические, технологические, организационные нововведения, основанные на использовании научных достижений.
Качество жизни — совокупность показателей, характеризующих условия жизни, образования, здравоохранения, экологическую ситуацию и другие факторы, влияющие на удовлетворенность людей своей жизнью.
Конкурентоспособность страны — способность страны выдерживать конкуренцию в международных экономических отношениях.
Ксенофобия — навязчивый страх, неприязненное отношение к иностранцам и чужакам.
Миграция населения — перемещение людей в пространстве, связанное с переменой места жительства.
Общественный прогресс — развитие человеческих обществ от низших — к высшим формам организации, от более простых — к более сложным, от примитивных — к более совершенным.
Коррупция — преступная деятельность в сфере государственного и муниципального управления, направленная на извлечение материальной выгоды из служебного положения и властных полномочий.
Меритократия — такой принцип устройства общества, при котором успех, продвижение, карьера, общественное признание человека и гражданина напрямую зависят от его личных заслуг перед обществом, а не от его происхождения, богатства, связей или других факторов.
Модернизация — процессы, изменяющие состояние всех социальных институтов в индустриальном обществе, устанавливающие современный тип общественных отношений.
Национальная безопасность — система обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.
Национальные задачи — основные задачи, без решения которых невозможно обеспечить выживание и развитие страны и общества.
Средний класс — численно доминирующий класс современного постиндустриального общества, занимающий с точки зрения материального благосостояния промежуточное место между богатым и бедным классами. Обычно включает высококвалифицированных рабочих, инженерно-технических работников, лиц с высшим образованием, государственных служащих, мелких предпринимателей, свободных профессионалов.
Унитаризм — устройство государства, характеризующееся централизованным руководством административно-территориальными единицами и отсутствием внутренних государственных образований.
Уровень жизни — показатель материального благосостояния людей, измеряемый величиной их дохода (например, ВНП на душу населения) или с помощью индикаторов материального потребления (например, количество автомобилей на душу населения).
Федерализм — совокупность экономических, социальных, правовых и организационных принципов управления в государстве, которое состоит из субъектов, сохраняющих в большей или меньшей степени политическую самостоятельность.
Человеческий капитал — достояние общества, выражающееся в совокупности интеллектуальных способностей и практических навыков составляющих его индивидов.
Элиты — сплоченные социальные общности, подготавливающие и принимающие важнейшие решения в сфере политики, бизнеса, культуры, науки и т. д. и обладающие ресурсами, необходимыми для их реализации.
«Ближний круг» России — государства, образовавшиеся после распада СССР в 1991 г.
Евразийское экономическое сообщество — организация высокой степени интеграции, в которой состоят страны СНГ, наиболее готовые к развитию интеграционных процессов.
Концепция внешней политики РФ — документ, принятый Президентом, Правительством и Парламентом России, который определяет основные направления внешней политики страны.
Приложения
Темы рефератов
- Наука и мораль: моральная ответственность ученых за их открытия.
- Споры норманистов и антинорманистов в русской истории.
- Общее и различие во взглядах западников и славянофилов.
- Церковный раскол в России и его цивилизационные последствия.
- Какие религиозные конфликты существуют в современном мире? В чем их причины? Можно ли их разрешить?
- Всегда ли можно добиться результата ненасильственными методами?
- Китайский путь модернизации при сохранении традиций.
- Протестантская этика и европейская цивилизация.
- Современные попытки пересмотра марксизма.
- ХХI век и западные теории мироустройства.
- Национальность и государственность
- Роль религии в современном мире.
- Бытовой расизм и его последствия.
- Нефть как фактор современных геополитических процессов.
- Двухполюсный мир во второй половине ХХ в.
- США и международный терроризм.
Алгоритм действий
при решении познавательной задачи
- Внимательно ознакомьтесь с условием задачи.
- Запомните вопрос.
- Соотнесите вопрос с условием задачи. Для этого сделайте следующие действия.
- Определите информацию, содержащуюся в условии, которая могла бы быть полезной для решения задачи.
- Определите, не противоречат ли друг другу данные условия задачи.
- Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи. Для этого сделайте следующие действия.
- Определите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос задачи.
- Сократите эту область до конкретной проблемы, информацию по которой необходимо применить.
- Соотнесите эту информацию с данными условия задачи.
- Продумать предполагаемый ответ в соответствии с вопросом.
- Продумайте аргументы, подкрепляющие ваше решение.
- Убедитесь в правильности вашего ответа. Для этого сделайте следующие действия.
- Определите, соответствует ли ответ сути вопроса.
- Определите, нет ли противоречий между вашими аргументами.
- Определите, нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению.
- Подумайте, есть ли другие выводы кроме уже предложенных.
Как написать домашнее эссе
Прежде чем приступить к написанию эссе:
изучите заданный на дом теоретический материал;
уясните особенности заявленной темы эссе;
продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы;
выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему;
определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут вам раскрыть суть тезиса и собственной позиции;
составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и идеи.
При написании эссе:
напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры;
проанализируйте содержание написанного;
проверьте стиль и грамотность, композиционное построение эссе, логичность и последовательность изложенного;
внесите необходимые изменения и напишите окончательный вариант.
Структура эссе
Элемент структуры | % к общему объему работы |
Начало (актуализация заявленной темы) | 20% |
Тезис Три аргументированных доказательства (опровержения) тезиса, выражающих ваше личное мнение (вашу позицию) и имеющих в своей основе научный подход Переформулировка тезиса | 60% |
Вывод, содержащий заключительное суждение (умозаключение) | 20% |
Требования, предъявляемые к эссе
Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.
Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию. Которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.
Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.
Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.
Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.
Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.
Что такое эссе
Слово «эссе» пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому - «взвешивание». Французское essai можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.
Что же такое эссе? Вот какие определения предлагают толковые словари и энциклопедии.
В «Толковом словаре иноязычных слов» Л.П.Крысина читаем: «Эссе, очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме»
«Большой энциклопедический словарь» дает более развернутое определение: «Эссе, жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающей подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь».
«Краткая литературная энциклопедия» уточняет: «Эссе, прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные».
Теперь можно представить относительно полный перечень признаков текста, относящегося к жанру эссе.
Наличие конкретной темы или вопроса.
Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления.
Небольшой объем.
Свободная композиция.
Непринужденность повествования.
Парадоксальность.
Внутреннее смысловое единство
Открытость
Выбор темы
Эссе – это единственное задание, которое является альтернативным: выпускник сам выбирает из шести предложенных тем ту, которая представляется ему наиболее интересной.
Выбор темы эссе – ответственная задача. Выбирая проблему, выпускник должен быть уверен в том, что он:
1)имеет неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относиться;
2)ясно понимает смысл высказывания (обратите внимание: не согласен с ним, а понимает, что именно утверждает автор);
3)может выразить свое отношение к нему (согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его);
4)владеет обществоведческими терминами, которые понадобятся для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждении темы (при этом термины и понятия, которые предстоит употребить, должны относиться непосредственно к теме эссе);
5)сумеет привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.
Памятка при выборе темы для эссе
Познакомься с предложенными темами
Определи, к какой базовой науке относится каждая тема;
Определи смысл предложенных высказываний («Что, по моему мнению, хотел сказать автор?»)
Осмысли проблему в контексте базовых наук («С какими основными проблемами обществоведческого знания связана данная тема? Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?»)
Сформулируй свое отношение к высказыванию («Согласен ли я с ним? Или не согласен? Или согласен не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данному вопросу?»)
Определи обществоведческие термины, понятия и обобщения, которые потребуются тебе для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне («Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен использовать? Какие теоретические обобщения я должен учесть?»)
Отбери факты, примеры из общественной жизни и личного социального опыта, которые убедительно обосновывают твою позицию («Какими фактами, примерами я могу подтвердить свое мнение? Убедительны ли они?»)
Начинать эссе целесообразно с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен с данным мнением», «Я не могу присоединиться к этому утверждению», «В данном высказывании есть то, с чем я согласен, и то, что кажется мне спорным» и др.
Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять утверждение, ставшее темой эссе. Важно сформулировать его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определяет ее содержание
Основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение собственного мнения в отношении поставленной проблемы. Каждый тезис необходимо аргументировано обосновать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта.
В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы. Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программакружка "Юный географ"
Программа расчитана на учпщихся 6-8 классов, содержит 64 часа. Срок реализации программы 1 год....
Интерактивная учебная игра "Обществовед".
Правила игры находятся в самой презентации....
«Мир юного обществоведа»
Программа данного курса «Мир юного обществоведа» представляет собой изложение систематизированных знаний по обществознанию для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Актуа...
Дополнительная общеобразовательная программа "Юный обществовед" (12-15 лет)
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный обществовед» составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию 2010 г.Необходимость создания данной программы в...
Презентация по обществознанию к итоговому уроку-игре «Обществовед» (5класс)
Урок-игра «Обществовед» для учащихся 5 классов. Вопросы составлены по пройденному материалу первой главы учебника обществознания 5 класса. К уроку составлена красочная презентация, которая содер...
Мультимедийный урок : "Кто хочет стать обществоведом?"
Вашему вниманию я представляю мастер класс урока с использованием компьютерной и игровой технологии. В рамках него я хотела бы подчеркнуть, как порой уместно, актуально и продуктивно можно прове...
Рабочая программа кружка "Обществовед"
Данная программа включает темы, относящиеся ко всем содержательным блокам школьного курса обществознания: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек», «П...