Рабочая программа кружка "Обществовед"
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс)
Данная программа включает темы, относящиеся ко всем содержательным блокам школьного курса обществознания: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек», «Познание», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право».
Успешная сдача ЕГЭ по обществознанию требует от экзаменуемого не только глубокого знания учебного материала и соответствующего уровня сформированности ведущих умений и понимания смысла заданий, включённых в экзаменационную работу, способности выстраивать свою мыслительную деятельность в нужном направлении. Поэтому нужна планомерная, систематическая деятельность по развитию сообразительности, творческих и аналитических способностей, что предполагает определённую тренировку в выполнении заданий различной степени сложности. Такая тренировка может быть эффективной в том случае, если экзаменуемому будет предложен значительный по своему объёму банк вариативных заданий, различающихся по проверяемому содержанию, степени сложности и форме представления результатов их выполнения.
Это позволит преодолеть определённый психологический барьер перед экзаменом, связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат выполненного задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka._obshchestvoznanie_podgotovka_k_ege.doc | 132.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования
кружка
«Обществовед»
Разработчик: Фахрутдинова А.А.
учитель истории и обществознания
Пояснительная записка.
Направленность программы:
Актуализировать систему знаний о видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования.
Экзаменационная работа по обществознанию состоит из трёх частей, которые различаются по проверяемому содержанию, степени сложности и количеству заданий. Определяющим признаком для каждой части работы является тип заданий.
В процессе подготовки к экзамену по обществознанию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Данная программа призвана сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:
Данная программа включает темы, относящиеся ко всем содержательным блокам школьного курса обществознания: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек», «Познание», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право».
Успешная сдача ЕГЭ по обществознанию требует от экзаменуемого не только глубокого знания учебного материала и соответствующего уровня сформированности ведущих умений и понимания смысла заданий, включённых в экзаменационную работу, способности выстраивать свою мыслительную деятельность в нужном направлении. Поэтому нужна планомерная, систематическая деятельность по развитию сообразительности, творческих и аналитических способностей, что предполагает определённую тренировку в выполнении заданий различной степени сложности. Такая тренировка может быть эффективной в том случае, если экзаменуемому будет предложен значительный по своему объёму банк вариативных заданий, различающихся по проверяемому содержанию, степени сложности и форме представления результатов их выполнения.
Это позволит преодолеть определённый психологический барьер перед экзаменом, связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат выполненного задания.
Цели и задачи программы:
Цель программы – подготовка учащихся к сдаче государственного экзамена по обществознанию в формате ЕГЭ.
Задачи:
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом;4содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
- подготовка учащихся к сдаче единого государственного экзамена по обществознанию, отработка практических навыков учащихся при выполнении заданий разного типа.
Особенностью программы является
Данный курс включает в себя основы философии, социологии, политологии, экономики, культурологи, теории цивилизаций, правоведения. Ключевой задачей является раскрытие особенностей развития основных сфер жизни современного общества — духовной культуры, экономической, политической, социальной и правовой. Курс ориентирован на Обязательный минимум содержания образования по обществоведению для средней (полной) школы и соответствует требованиям, предъявляемым современным образовательным стандартом.
Возраст детей, участвующих в реализации программы:
Программа данного курса «Обществознание. Подготовка к ЕГЭ» предлагается для учащихся 11 классов, где ставится главная задача подготовить выпускников школы к сдаче выпускных экзаменов по обществознанию в формате ЕГЭ. Курс рассчитан на 130 часов при проведении 4 аудиторных занятий в неделю.
Сроки реализации программы:
Программа составлена из расчёта 4 часа в неделю и составляет 130 часов в год
Рабочая дополнительная образовательная программа составлена на основе «Программы подготовки к поступлению в высшие учебные заведения по обществознанию (подготовка к ЕГЭ)» и Тематического планирования курса «Обществознание. Подготовка к ЕГЭ» для учащихся 11 классов (130 часов).
Формы занятий:
Основные формы проведения занятий курса – лекция и практикум.
В завершении каждой темы предполагается решение тренировочных заданий, что позволит закрепить теоретические знания на практическом уровне.
Практикум предполагает знакомство со структурой экзаменационной работы по обществознанию, а также с особенностями выполнения заданий различных типов.
Ведущими методами изучения являются:
● речевая деятельность;
● практические умения для выполнения заданий различных видов ЕГЭ.
Приёмы организации деятельности:
Интерактивные-
● лекция
● дискуссии
● мини-сочинение
Активные-
● семинар
● практическая работа
Возможны следующие виды деятельности учащихся:
-анализ источников;
-написание эссе;
-решение тренировочных заданий по обществознанию ( КИМ ЕГЭ).
Форма подведения итогов:
-пробный экзамен по обществознания (по КИМ ЕГЭ).
Содержание изучаемого курса
Раздел 1. Основы философии(10 часов). Философия, её разделы и роль в обществе. История философии. Основные проблемы философии. Решение тренировочных заданий.
Раздел 2. Основы теории цивилизации(8 часов). Формационный и цивилизационный подходы к истории. Древние цивилизации. Цивилизации эпохи средневековья. Современные цивилизации. Глобальные проблемы современности. Решение тренировочных заданий.
Раздел 3. Основы культурологии(8 часов). Основы теории культуры. Компоненты культуры. Компоненты духовной жизни общества. Решение тренировочных заданий.
Раздел 4. Основы социологии( 12 часов). Предмет и методы социологии. Социальная структура. Стратификация общества. Понятие и теории личности. Нации и межнациональные отношения. Масса и массовое сознание. Социальный конфликт. Решение тренировочных заданий.
Практикум. Структура экзаменационной работы.
Особенности выполнения заданий различных типов(20часов).
Раздел 5. Экономическая сфера жизни общества(10 часов). Экономика. Основные экономические системы и законы их функционирования. Факторы современного производства. Переходная экономика. Деньги. Инфляция. Государство и экономика. Налоги и налогообложение. Рынок труда. Доходы населения. Решение тренировочных заданий.
Раздел 6. Основы политологии. Государство(12 часов). Политическое устройство общества. Государство, его признаки и функции. Форма государства. Механизм (аппарат) государства. Система разделения властей. Демократия, её формы и признаки. Институты прямой демократии. Власть и политика. Политические партии. Политика и общественное сознание. Решение тренировочных заданий.
Раздел 7. Право(8 часов). Теория права. Основы конституционного права. Основы правового положения человека и гражданина. Основы гражданского, семейного и трудового права. Основы уголовного, административного и муниципального права. Решение тренировочных заданий.
Практикум. Структура экзаменационной работы.
Особенности выполнения заданий различных типов( 42 часа).
Итоговое занятие. (2 часа).
Уровень подготовки учащихся
Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
● определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
● использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
● исследование реальных связей и зависимостей;
● умение развёрнуто обосновывать суждение, давать определения, проводить доказательства (в том числе от противного);
● объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
● поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
● отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
● передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
● перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
● выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
● уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
● владение навыками редактирования текста;
● самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
● участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если…»);
● формулирование полученных результатов;
● создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
● пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
● владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);
Предполагаемые результаты:
Предлагаемый учебный курс должен помочь учащимся :
- В приобретении учащимися опыта познавательной и практической деятельности, в который войдут:
работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
анализ современных общественных явлений и событий;
аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях о современных социальных проблемах; - успешно сдать единый государственный экзамен обществознанию.
Список литературы:
Основная литература:
- А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Л.Н. Боголюбов и др..Единый государственный экзамен. Обществознание: Репетитор. М.: Просвещение, Эксмо, 2005г.
- А. Клименко, В. Румынина. Экзамен по обществознанию., М.: Айрис-пресс, 2005 г.
- И.И. Бабленкова, В.В.Акимов, Е.А. Сурова. Обществознание: весь курс для выпускников и абитуриентов, М.: Эксмо, 2007г.
- Обществознание. Варианты ЕГЭ. (Федеральный институт педагогических измерений). М.: «Издательство Астрель», 2006, 2007 гг.
Дополнительная литература:
- П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко. Обществознание. Полный справочник. Под редакцией П.А. Баранова. Москва. АСТ. Астрель. 2010 г.
- П.А. Баранов. Обществознание: 50 типовых вариантов экзаменационных работ /П.А. Баранов, С.В. Шевченко; под редакцией П.А. Баранова/. Москва. АСТ. Астрель, 2012 г.
№ п/п | Название темы занятия. | Количество часов | Дата проведения | Примечания | |
Раздел 1. Основы философии. 10 часов. | |||||
1-2 | Философия, её разделы и роль в обществе. | 2 | |||
3-4 | История философии | 2 | |||
5-6 | Основные проблемы философии. | 2 | |||
7-8 | Решение тренировочных заданий. | 2 | |||
9-10 | Решение тренировочных заданий. | 2 | |||
Раздел 2. Основы теории цивилизаций. 8 часов. | |||||
11-12 | Формационный и цивилизационный подходы к истории. Древние цивилизации. Цивилизации эпохи средневековья. | 2 | |||
13-14 | Современные цивилизации. Глобальные проблемы современности. | 2 | |||
15-16 | Решение тренировочных заданий. | 2 | |||
17-18 | Решение тренировочных заданий. | 2 | |||
Раздел3. Основы культурологии. 8 часов. | |||||
19-20 | Основы теории культуры. | 2 | |||
21-22 | Компоненты культуры. | 2 | |||
23-24 | Компоненты духовной жизни общества. | 2 | |||
25-26 | Решение тренировочных заданий. | 2 | |||
Раздел 4. Основы социологии. 12 часов | |||||
27-28 | Предмет и методы социологии. Социальная структура. Стратификация общества. | 2 | |||
29-30 | Понятие и теории личности. | 2 | |||
31-32 | Нации и межнациональные отношения. | 2 | |||
33-34 | Масса и массовое сознание. | 2 | |||
35-36 | Социальный конфликт. | 2 | |||
37-38 | Решение тренировочных заданий. | 2 | |||
Практикум. Структура экзаменационной работы. Особенности выполнения заданий различных типов. 20 часов. | |||||
39-44 | Решение заданий части А по разделам «Основы философии. Основы теории цивилизаций. Основы культурологи и социологии». | 6 | |||
45-50 | Решение заданий части В по разделам «Основы философии. Основы теории цивилизаций. Основы культурологи и социологии». | 6 | |||
51-56 | Решение заданий части С по разделам «Основы философии. Основы теории цивилизаций. Основы культурологи и социологии». | 6 | |||
57-58 | Правила написания эссе по обществознанию по разделам «Основы философии. Основы теории цивилизаций. Основы культурологи и социологии». | 2 | |||
Раздел 5. Экономическая сфера жизни общества. 10 часов. | |||||
59-60 | Экономика. Основные экономические системы и законы их функционирования. | 2 | |||
61-62 | Факторы современного производства. Переходная экономика. Деньги. Инфляция. | 2 | |||
63-64 | Государство и экономика. Налоги и налогообложение. Рынок труда. Доходы населения. | 2 | |||
65-66 | Решение тренировочных заданий. | 2 | |||
67-68 | Решение тренировочных заданий. | 2 | |||
69-70 | Политическое устройство общества. | 2 | |||
71-72 | Государство, его признаки и функции. Форма государства. | 2 | |||
73-74 | Механизм (аппарат) государства. Система разделения властей. | 2 | |||
75-76 | Демократия, её формы и признаки. Институты прямой демократии | 2 | |||
77-78 | Власть и политика. Политические партии. Политика и общественное сознание. | 2 | |||
79-80 | Решение тренировочных заданий. | 2 | |||
Раздел7. Право. 8 часов. | |||||
81-82 | Теория права. Основы конституционного права. Основы правового положения человека и гражданина. | 2 | |||
83-84 | Основы гражданского, семейного и трудового права. | 2 | |||
85-86 | Основы уголовного, административного и муниципального права. | 2 | |||
87-88 | Решение тренировочных заданий. | 2 | |||
Практикум. Структура экзаменационной работы. Особенности выполнения заданий различных типов. 42 часов. | |||||
89-92 | Решение заданий части А по разделам «Экономическая сфера общества. Основы политологии. Государство. Право ». | 4 | |||
93-102 | Решение заданий части В по разделам «Экономическая сфера общества. Основы политологии. Государство. Право ». | 10 | |||
103-122 | Решение заданий части С по разделам «Экономическая сфера общества. Основы политологии. Государство. Право ». | 22 | |||
123-128 | Правила написания эссе по обществознанию. | 6 | |||
129-130 | Итоговое занятие по курсу «Обществознание. Подготовка к ЕГЭ» | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...