Обществознание 8 класс. Экономика и ее роль в жизни общества
план-конспект урока по обществознанию
для 8 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
13_01_obshchestvo_8klass_ekonomika_i_eyo_rol_v_zhizni_obshchestva.docx | 32.46 КБ |
Предварительный просмотр:
урок обществознание
тема «Экономика и ее роль в жизни общества»
класс 8
Этот урок открывает тему III курса – «Экономика». Данная тема опирается на полученные из курса 7 класса знания учащихся об основных участниках экономики и о производстве, экономические знания из курса истории, географии и технологии. Изучение темы предполагает обращение к опыту участия школьников в экономических отношениях, трудовой деятельности. Ее усвоение имеет ключевое значение для изучения темы о главных вопросах экономики, предпринимательской деятельности и производстве.
На уроке применяются различные формы и методы работы, такие как работа в группах, индивидуальные задания, работа с таблицей, тестовые задания.
Учащиеся закрепляют навыки работы с дополнительным материалом, умение извлекать из текста основную информацию и делать выводы.
При выполнении домашнего задания даётся направление для проведения самостоятельного мини-исследования.
Цели:
- Расширить представление учащихся об экономике как важной сфере жизни общества, направленной на удовлетворение многообразных потребностей людей.
- Охарактеризовать проблемы, с которыми приходится сталкиваться всем участникам экономических отношений: проблему ограниченности ресурсов и проблему экономического выбора.
- Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями людей.
План изучения нового материала:
- Потребности и ресурсы.
- Свободные и экономические блага.
Вариант организации учебной работы.
Предлагается комбинированный урок с различными формами работы: индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.
Методическое обеспечение:
- Обществознание. Человек, право, экономика. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. – М.: Просвещение, 2009.
- Поздеев А.В. Поурочные разработки по обществознанию: 8 класс. – М.: ВАКО, 2009.
- Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс. – М.: Просвещение, 2010.
№ | Ход урока | |
I. | Организационный момент, сообщение темы урока. (Приложение. Слайд 1) | |
II. | Актуализация опорных знаний. Вводная беседа с классом по вопросам:
| Цель: связать новый материал с уже знакомым. |
Задание для учащихся. Кому из вас постоянно не хватает времени, чтобы сделать все дела? Теперь представьте, что по каким-либо причинам сегодня вечером у вас неожиданно появилось несколько часов свободного времени. - Что бы вы предпочли сделать? - Почему вы не сможете сделать все дела, записанные на доске?(Ограниченность времени, ограниченность денежных средств.) Формулирование целей урока. (Слайд 2) | ||
III. Изучение основных идей и понятий темы. 1. характеризует понятие «потребности» и предлагает учащимся вместе вспомнить разнообразные потребности человека. (Слайды 3-4) | Цель: выяснить, каким образом экономика принимает участие в удовлетворении потребностей человека и общества в целом. | |
Индивидуальная работа. Выполнение в печатной тетради задания 1 на стр. 36. Распредели по соответствующим графам таблицы названия того, что необходимо человеку для его жизнедеятельности. (Слайд 5) - Каким образом экономика принимает участие в удовлетворении потребностей человека, общества в целом? | Далее в целях повышения познавательной активности учащихся ставится проблемный вопрос: | |
Работа в группах. Для поиска ответа на этот вопрос учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом раздела «Потребности и ресурсы». 1 группа. От чего зависит набор и характер потребностей людей? 4 группа. В чем суть проблемы ограниченности ресурсов? (Слайд 4) - Кто обеспеченнее современные люди или пещерный человек? (С точки зрения количества удовлетворенных потребностей – современник, ибо он имеет и еду, и жилье, и тепло, и развлечения, и духовную пищу. Но с точки зрения соотношения потребностей и возможностей обеспеченнее первобытный человек, ведь ему не хватает только еды, тепла, одежды (других потребностей он и не знает), а современному человеку не хватает десятков и сотен благ, т. к. система его потребностей куда шире!) 2. В результате изучения второго пункта плана учащиеся должны усвоить значения понятий «свободные блага» и «экономические блага», их различия и возможности использования для удовлетворения потребностей людей. (Слайд 5) Организуя самостоятельное изучение учащимися текста раздела, учитель предлагает выделить существенные признаки вышеназванных понятий. | ||
Работа в парах. Учащиеся самостоятельно заполняют схему «Блага». Задание 4 на стр. 37 в печатных тетрадях. (Слайд 6) Учитель обращает внимание на существующее противоречие между необходимостью обеспечения высокого уровня жизни людей и ограниченностью экономических благ. Это позволит подвести учащихся к важному выводу о необходимости обществу искать пути и способы рационального использования и распределения ограниченных ресурсов. В целях усвоения этой ключевой проблемы экономики учитель предлагает рассмотреть и обсудить следующую актуальную для всего человечества, и в частности для нашей страны, проблему. Добыча полезных ископаемых, как правило, влечет за собой нанесение ущерба окружающей среде. Люди вынуждены делать выбор между потребностью в большем объеме энергии и желанием сохранить природную среду. Как общество решает эту проблему? При рассмотрении проблемы ограниченности ресурсов в экономике важно подчеркнуть, что каждая страна по-своему пытается добиться эффективности их использования, исходя из целей, идеологии, обеспеченности ресурсами. Россия – страна, наиболее щедро наделенная природными ресурсами. Какими ресурсами? (Вспоминаем уроки географии.) Но можно добывать тонны угля, однако при транспортировке нести потери более чем 20 процентов, или добывать много нефти и экспортировать ее в сыром виде, а не перерабатывать в продукты. Простое выкачивание природных ресурсов не способствует экономическому росту страны, а превращает ее в сырьевой придаток мировой экономики. Перед учащимися ставится следующий вопрос: какие меры может принять государство для эффективного использования ограниченных природных ресурсов? Возможные ответы:
| ||
Видеосюжет «Использование солнечной энергии в Китае». Вопрос после просмотра. - Какие меры принимает китайское правительство для эффективного использования ограниченных природных ресурсов? - Какие меры принимает Россия для эффективного использования ограниченных природных ресурсов? | ||
IV. Закрепление изученного на уроке. Тест «Экономика и ее роль в жизни общества». (Приложение 2) Индивидуальная работа. Самопроверка, выставление оценок. Критерии. (Слайд 7) | ||
V. Подведение итогов.
| ||
Домашнее задание. (Слайд 8)
|
Тест. Экономика и ее роль в жизни общества
Вариант 1
А1. Нужда человека в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности:
1) цель 3) потребность
2) средство 4) производство
A2. Верны ли суждения о благах: а) все жизненные блага человек производит сам;
б) жизненные блага бывают предметами потребления?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А3. Проблему ограниченности ресурсов можно решить
1) если люди будут экономить ресурсы
2) если все добровольно ограничат свои потребности
3) лишь в будущем, когда уровень развития науки и техники позволит существенно увеличить производство товаров
4) нет верного ответа
В1. Что из перечисленного относится к свободным благам?
1) морская вода
2) воздух
3) компьютер
4) песок в пустыне
5) одежда
6) проезд в автобусе
Ответ:
С1. На двух примерах покажите ограниченность ресурсов в мире.
Тест. Экономика и ее роль в жизни общества
Вариант 2
А1. Одной из главных экономических проблем является:
1) ограниченность свободных благ
2) ограниченность ресурсов
3) лень
4) альтернативная стоимость
А2. К возобновляемым природным ресурсам относится:
- солнечный свет
- газ
- нефть
- лес
A3. Верны ли суждения о потребностях человека:
а) потребности человека безграничны;
б) потребности человека делятся на естественные, духовные и социальные?
1) верно только
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
В1. Что из перечисленного относится к экономическим благам?
1) морская вода
2) воздух
3) компьютер
4) песок в пустыне
5) одежда
6) проезд в автобусе
Ответ:
С1. На двух примерах покажите ограниченность ресурсов в мире.
Тест. Экономика и ее роль в жизни общества
Вариант 3
А1. Главной проблемой экономики является:
- взаимодействие спроса и предложения
- низкий уровень экономических знаний
- ограниченность ресурсов
- высокая степень специализации в мировом хозяйстве
А2. Верны ли суждения о благе: а) благами являются средства производства;
б) благами являются предметы потребления?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А3. Верны ли суждения о потребностях человека:
а) потребности человека безграничны;
б) потребности человека делятся на естественные, духовные и социальные?
1) верно только
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
В1. Что из перечисленного относится к экономическим благам?
1) бензин
2) мороженое
3) вода из родника
4) ремонт квартиры
5) дожди
6) солнце
Ответ:
С1. На двух примерах покажите ограниченность ресурсов в мире.
Тест. Экономика и ее роль в жизни общества
Вариант 4
А1. К возобновляемым природным ресурсам относится:
- солнечный свет
- газ
- нефть
- лес
А2. Ограниченность ресурсов – это
1) основная причина кризиса современной России
2) основная проблема экономики
3) основная проблема философии
4) основная проблема политики
А3. Нужда человека в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности:
1) цель 3) потребность
2) средство 4) производство
В1. Что из перечисленного относится к свободным благам?
1) бензин
2) мороженое
3) вода из родника
4) ремонт квартиры
5) дожди
6) солнце
Ответ:
С1. На двух примерах покажите ограниченность ресурсов в мире.
Тест. Экономика и ее роль в жизни общества
Вариант 5
А1. Ограниченность ресурсов – это
1) основная причина кризиса современной России
2) основная проблема экономики
3) основная проблема философии
4) основная проблема политики
А2. Нужда человека в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности:
1) цель 3) потребность
2) средство 4) производство
А3. К возобновляемым природным ресурсам относится:
- солнечный свет
- газ
- нефть
- лес
В1. Что из перечисленного относится к экономическим благам?
1) солнечный свет
2) городской парк
3) дрова
4) воздух
5) море
6) электрический свет
Ответ:
С1. На двух примерах покажите ограниченность ресурсов в мире.
Тест. Экономика и ее роль в жизни общества
Вариант 6
А1. Проблему ограниченности ресурсов можно решить
1) если люди будут экономить ресурсы
2) если все добровольно ограничат свои потребности
3) лишь в будущем, когда уровень развития науки и техники позволит существенно увеличить производство товаров
4) нет верного ответа
А2. Верны ли суждения о потребностях человека:
а) потребности человека безграничны;
б) потребности человека делятся на материальные, духовные и социальные?
1) верно только
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
A3. Верны ли суждения о благах: а) все жизненные блага человек производит сам;
б) жизненные блага бывают предметами потребления?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
В1. Что из перечисленного относится к свободным благам?
1) солнечный свет
2) городской парк
3) дрова
4) воздух
5) море
6) электрический свет
Ответ:
С1. На двух примерах покажите ограниченность ресурсов в мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе : «Экономика и её роль в жизни общества»
Урок по обществознанию в 11 классе имеет цель обобщить и систематизировать знания по разделу "Экономика". Учащиеся получат возможность научиться анализировать, преобразовывать и использовать экономиче...
Контрольная работа №3 по обществознанию на тему "Экономика и её роль в жизни общества" (8 класс)
Контрольная работа имеет 4 части (Часть 1. Тестовые задания; Часть 2. Теоретические задания; Часть 3. Вопросы; Часть 4. Дополнительные задания с текстом). В комплект докуменета добавлены ответы и...
Технологическая карта урока обществознания 8 класс "Экономика и ее роль в жизни общества"
Технологическая карта урока обществознания в 8 классе "Экономика и ее роль в жизни общества"...
8 класс Экономика и ее роль в жизни общества
задание содержит 5 вопросов, требующих краткого развернутого ответа...
Конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе на тему:"Экономика и ее роль в жизни общества"
Познакомить с местом и ролью экономики в жизни общества, показать причины процветания страны, проблемы рыночной экономики, раскрыть роль культуры в развитии цивилизованной рыночной экономики;раз...
Конспект урока по обществознанию в 8 классе «Экономика и ее роль в жизни общества»
Тема урока: «Экономика и ее роль в жизни общества»Тип урока: урок систематизации знанийЦель урока: познакомить с зависимостью экономики от объема и направленности наших потребностей; харак...
Экономика и ее роль в жизни общества 8 класс обществознание
Экономика и ее роль в жизни общества 8 класс обществознание...