Урок обществознания в 10 классе по теме "Роль СМИ в жизни общества"
план-конспект урока (обществознание , 10 класс) по теме
Конспект урока обществознания "Роль СМИ в жизни общества" и презентация к уроку. Цель урока: подвести к выводу о той роли ,которую играют СМИ в политической, экономической, духовной жизни общества, раскрыть функции СМИ в общественной жизни. Этот урок можно давать в 10 классе, изучив тему " Духовная жизнь общества" , но можно этот урок давать и в 11 классе, тогда акцент сделать на роль СМИ именно в политической жизни общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_obshchestvoznaniyu_v_10_klasse_rol_smi.docx | 24.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по обществознанию в 10 классе
Тема урока: «Роль СМИ в жизни общества»
Технологии урока: Проблемное обучение , обучение в сотрудничестве
Цели и задачи:
1) Познакомить с видами и особенностями различных СМИ.
2) Развивать умение работать с разнородными источниками социальной информации , критически осмысливать информацию, которая содержится в СМИ.
3)Создать условия для формирования активной гражданской позиции, интереса к политической жизни общества.
4) Подвести к выводу о важной роли СМИ в разных сферах жизни общества. Раскрыть роль СМИ в политической, экономической, духовной жизни общества.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование урока: мультимедиа проектор, презентация к уроку, Конституция РФ, распечатка из текста Закона РФ « О средствах массовой информации»
План урока:
I. Мотивационный модуль . Постановка темы и проблемы урока.
II.Изучение нового материала.
1.Понятие СМИ. Виды СМИ (Работа с текстом Закона РФ о СМИ)
2.Понятие свободы СМИ. (статьи Конституции РФ)
3. Характер информации распространяемой СМИ. Интернет: достоинства и недостатки.
4.Роль СМИ в жизни общества: работа в группах.
III. Закрепление нового материала: Составление схемы функции СМИ в обществе.
IV.Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания.
Ход урока.
Здравствуйте ребята! Посмотрите видеоролик и попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашего урока. Какую проблему мы будем рассматривать?
Слайд 1. Видеоролик «СМИ воздействует»
Ответ учащихся. Правильно! Сегодня мы будем рассматривать вопрос : Как СМИ воздействует на общество?
Слайд 2 Тема урока: Роль СМИ в жизни общества.
Вопросы урока: 1 Что такое СМИ. 2 Какую роль играют СМИ. 3 Как относиться к той информации которую нам предлагают СМИ?
Давайте разберемся с тем, что понимать под СМИ?
Работа с текстом Закона РФ о СМИ.
Вопросы: Что относится к СМИ? Что понимается под свободой СМИ?
Учащиеся дают ответ. На слайде цитаты из закона о СМИ и ст. 29 Конституции РФ
Слайд 3 Виды СМИ
Слайд 4 Средства массовой информации. Основные понятия
под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;
под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (Закон РФ о СМИ)
Вопрос Что говориться в Законе о свободе СМИ? Как вы это понимаете?
Слайд 5 Свобода СМИ.
«Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.» статья 29 Конституции РФ
Вопрос: Значит ли это, что СМИ не имеют никаких ограничений? Чем все-таки СМИ могут быть ограничены? В каких источниках права мы можем об этом узнать?
Учащиеся отвечают, учитель обобщает их ответы: Конечно, ограничения СМИ существуют и об этом говориться в самой Конституции .Могут быть ограничены, если это содержит угрозу конституционному строю ,нравственности , здоровью, соблюдению прав других лиц. Ответственность существует за клевету, оскорбление, распространение сведений о частной жизни и т.д.
Учитель: Мы живем в информационном обществе, когда потоки информации становятся все больше и нам очень важно понять, как ориентироваться в этой информации, какую информацию считать достоверной.
Я предлагаю вам в анкете ответить на вопрос: В каких источниках СМИ информация кажется вам наиболее достоверной? (учащиеся отвечают на этот вопрос анкеты на листочках)
Теперь давайте посмотрим результаты опросов граждан РФ в 2000 и 2010 году, как они отвечали на данный вопрос.
Слайд 6 Представлены 2 диаграммы ,отражающие ответы на вопрос Каким источникам СМИ вы больше доверяете.
Задание(С7) На основании этих диаграмм сделайте 3 вывода. Запишите их в тетрадь.
После 5-ти минутной работы, проверяем.
Мы видим, что существенно возросло доверие к информации в Интернете .Как вы думаете, с чем это связано? Я думаю, что и результаты ваших анкет подтвердят вывод о том, что наибольшее количество доверяет Интернету.
Вопрос : Насколько достоверна информация в Интернете? Кто несет ответственность за качество этой информации?
Слайд 7 Что такое интернет. Особенности информации в Интернете: преимущества и недостатки( рассказ учителя)
Вывод: Очень важно критически оценивать, анализировать , сопоставлять разные источники информации.
Обратимся к главному вопросу нашего урока.
Слайд 8 Какую роль играют СМИ в жизни общества?
Работа в группах.
Рассмотрим роль (функции) СМИ в политической сфере (1 группа), в экономической сфере (2 группа) и духовной жизни общества (3 группа)
Каждая группа получает вопросы и вспомогательные материалы и отвечает на поставленные вопросы (СМ. Приложение)
На работу в группах отводится 10 минут , после чего представители от групп выступают.
Во время выступления остальные учащиеся получают задание составить схему:
«Функции СМИ в жизни общества»
Слайд 9. Подводим итоги выступлений и урока в целом. Проверяем, какие функции СМИ выписали учащиеся. На слайде появляется схема.
Функции СМИ :
- информационная, -коммуникативная, -социализации, -регулирующая, -идеологическая, -культурно-образовательная, рекламно- справочная.
Подводя итог нашему уроку, можно сделать вывод, что влияние и роль СМИ в современном обществе поистине огромна. Это влияние и позитивное, и негативное. Мы должны воспринимать и постигать информацию, тщательно сортируя, сопоставляя различные версии. Знать законы информации очень важно.
Слайд 10 Домашнее задание: Составить развернутый план по теме «Роль СМИ в жизни общества» *мини-проект: Сравнительный анализ освещения одного политического события в разных СМИ.
Приложение 1
ЗАКОН
О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Статья 1. Свобода массовой информации
В Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации,
учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими,
изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия
Для целей настоящего Закона:
под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;
под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием);
под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;
под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;
под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации;
под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом.
Группа 1 Роль СМИ в политической сфере жизни общества.
Задание 1
Раскройте содержание названных функций СМИ в политической жизни общества, приведите примеры.
Название функции | Содержание | Пример |
Информационная | ||
Политической социализации | ||
Регулирующая(критики и контроля) | ||
Мобилизационная | ||
Идеологическая |
Задание 2. Что такое политическая манипуляция?( прочитайте в тексте) Приведите известные вам из общественно- политической жизни примеры.
Задание 3
Как вы думаете, почему СМИ называют «Четвертой властью в обществе»?
Группа 2 Роль СМИ в экономической сфере жизни общества.
Задание .
Какую главную роль играют СМИ в рыночной экономике? Назовите функции СМИ в экономике?
Какую роль играет реклама как СМИ в жизни современного общества?
Назовите ,в чем позитивное и негативное влияние СМИ и ,в частности, рекламы.
Как вы считаете, насколько можно доверять рекламе как СМИ?
Группа 3. Роль СМИ в духовной жизни общества.
Задание .
Раскройте главные функции СМИ в духовной жизни общества.( В чем заключается информационная, культурологическая, функция социализации применимо к духовной сфере)
В распространении какой культуры СМИ играют решающую роль?
Каковы позитивное и негативное влияние массовой культуры на общество?
Какие опасные тенденции вы видите в связи с этим в духовной жизни современного российского общества?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обществознания в 10 классе в разделе « Политическая сфера жизни общества». Тема урока: Выборы в демократическом обществе.
Цели урока.1. Обучающие: -познакомиться с избирательными системами, их типами и способами реализации в различных странах мира.2. Развивающие: -развить навыки анализа документов, участия в дискуссии, р...
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Урок обществознания. 11 класс.
ЦЕЛИ: познакомить учащихся с формами политической деятельности; показать необходимость участия каждого человека в политической жизни общества; участвовать в эвристической беседе, дискуссии, рабо...
Урок обществознания 9 класс Участие граждан в политической жизни
Цель: формирование компетенций гражданственности: гражданского сознания и самосознания учащихся по вопросу участия граждан в политической жизни государства, их правовой и политической куль...
конспект урока обществознания Политическая система и ее роль в жизни общества
Конспект урока обществознания в 10 классе...
конспект урока обществознания Политическая система и ее роль в жизни общества
Конспект урока обществознания в 10 классе...
Презентация к уроку обществознания "Идеология и пропаганда.Роль СМИ в жизни общества" 11 класс
Презентация к уроку обществознания "Идеология и пропаганда.Роль СМИ в жизни общества" 11 класс...
Урок по обществознанию 10 класс "Религия, её роль в жизни общества"
Использование на уроке различных форм работы с применением ИКТ...