Рабочая программа. Обществознание. 9 класс
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему
Структура и содержание программы соответствует образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Составлена с учетом психологических и возрастных осбенностей обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nafikova_l.n._obshchestvo_9_kl.docx | 57.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Панаевская школа-интернат»
РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО методическим объединением учителей гуманитарного цикла Протокол от «31»августа 2015 г. №1 Руководитель _____________ И.Г. Бакулина | ПРИНЯТО методическим Советом Протокол от «31» августа 2015 г. №1 Председатель _________ И.В. Иванова | СОГЛАСОВАНО И.о.заместителя директора школы - интерната по МР __________ И.В. Иванова «31» августа 2015 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор _________Е.В. Дубникова «31» августа 2015 г. Приказ «31» августа 2015 г. № 252 |
Рабочая программа
Обществознание
9а класс
Составитель: Нафикова Лариса Николаевна, учитель истории и обществознания, высшая КК |
с. Панаевск
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа-интернат» разработана на основании:
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004.
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897).
- Примерной программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010.
- Авторской программы Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
- Основной образовательной программы 6-9 классов Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа - интернат» (приказ № 251-ОД от 31.08. 2015 г.).
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самопределу и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
- формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений, в сферах экономической и гражданско-общественной деятельности, в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в самостоятельной познавательной деятельности, правоотношениях, семейно-бытовых отношениях.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества.
Курс «Обществознание» в 9 классе включает изучение 2 тем. Тема «Политика» дает представление о соотношении политики и власти, определяет сущность государства, знакомит с разновидностями политических режимов. Тема вводит обучающихся в круг политических проблем современного общества, процесса складывания правового государства и правового общества, участия граждан в политической жизни. Следующая тема «Право» вводит в круг проблем правовых, важных для формирования правовой культуры, осознанного отношения подростков к вопросам законности и правомерного поведения.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности,
Необходимость разработки и значимость рабочей программы по обществознанию обусловлена, с одной стороны, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ступени основного общего образования, определенных ГОС, с другой стороны, потребностью формирования разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитания гражданина, патриота.
В рабочей программе предусмотрено развитие ключевых компетенций обучающихся, представленных в программах для начального общего образования, обусловленных предметным содержанием и психологическими и возрастными особенностями пятиклассников.
Структура и содержание программы соответствует образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования.
Основными ключевыми компетенциями для учащихся являются:
Исследовательские компетенции означают формирование умение находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях; работать с документами.
Социально-личностные компетенции означают формирование умений критически рассматривать те или иные аспекты развития нашего общества: находить связи между настоящими и прошлыми событиями; осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций; понимать произведения искусства и литературы; вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение.
Коммуникативные компетенции предполагают формирование умений выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично; литературно выражать свои мысли; создавать и понимать графики диаграммы и таблицы данных.
Организаторская деятельность и сотрудничество означает формирование способностей организовывать личную работу; принимать решения; нести ответственность; устанавливать и поддерживать контакты; учитывать разнообразие мнений и уметь разрешать межличностные конфликты; вести переговоры; сотрудничать и работать в команде; вступать в проект.
Новизна рабочей программы - предполагается выделение специальных уроков-практикумов, на которых обучающиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание.
Минимальный набор выполняемых обучающимися работ включает в себя:
- извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
- наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике.
Объектом изучения предмета «Обществознание» являются знания о политических проблемах современного общества, процесса складывания государства и правового общества, участия граждан в политической жизни; правовые знания.
Цели и задачи курса:
- развитие личности в ответственный период социального взросления, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия экономической и правовой информации и определение собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к правовым нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- усвоение знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
- формировать аналитическое мышление школьника, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса, подготовиться к будущей профессиональной деятельности;
- воспитать социально активную личность, имеющую гуманистическое мировоззрение и способную отстаивать демократические идеалы и защищать патриотическую позицию.
В рабочей программе курс «Обществознание» для 9 класса представлен 2 темами:
1. Политика.
2. Право.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом школы-интерната предмет «Обществознание» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования.
Согласно учебному плану школы-интерната на изучение предмета в 9а классе выделяется 34 часа (1ч в неделю), из которых на контрольные работы – 4 часа.
Для реализации программы выбран учебно-методический комплекс, который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию и обеспечивающий обучение обществознанию:
Обществознание. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, Н.В Виноградова, Н. И. Городецкая и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2012.
Учебник содержит теоретический материал курса. Весь материал для организации практических занятий сосредоточен в рабочей тетради, содержание которого достаточно обширно для многовариантной организации практической работы обучающихся.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Межпредметные связи: история Отечества, литература, география, музыка, МХК.
Форма организации образовательного процесса: коллективная; групповая; индивидуальная.
Виды учебных занятий: урок, нетрадиционные формы уроков: лекция, практическое занятие, игры-обсуждения, «круглые столы», дискуссия.
В основе обучения лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Для достижения планируемых результатов предполагается использование элементов следующих образовательных технологий:
- Технология проектного обучения ;
- Технология исследовательской направленности;
- Здоровьесберегающая технология ;
- Информационно-коммуникационные технологии;
- Технология проблемного обучения;
- Игровые технологии.
Основные формы и средства контроля:
- Тестирование (как тематическое, так в форме ОГЭ)
- Индивидуальные карточки
- Диктанты (используется текст с ошибками)
- Контрольная работа
- Творческие работы
- Составление рассказа по сюжетным картинкам
- Понятийные диктанты
- Тематический кроссворд
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год | ||||||
программа | фактически | программа | фактически | программа | фактически | программа | фактически | программа | фактически | |
Количество часов | 9 | 7 | 10 | 8 | 34 | |||||
Контрольные работы | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | |||||
Практические, творческие | 1 | 1 | 1 | 3 | ||||||
Др. виды деятельности | Составление простого плана к тексту, анализ таблиц и схем, тестирование, тематический кроссворд |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 1. Политика (9ч.)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Контрольная работа по теме «Политика»
Тема 2.Право (22ч.)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция — основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Контрольная работа по теме «Право».
Итоговое повторение по курсу. 2ч.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | |
Политика – 9ч. | |||
1. | Политика и власть | 1 | |
2-3. | Государство | 2 | |
4. | Политические режимы. | 1 | |
5. | Правовое государство | 1 | |
6. | Гражданское общество и правовое государство | 1 | |
7. | Участие граждан в политической жизни | 1 | |
8. | Политические партии и движения | 1 | |
9. | Контрольная работа по теме «Политика» | 1 | |
Право – 22ч. | |||
10. | Право, его роль в жизни общества и государства | 1 | |
11. | Правоотношения и субъекты права. | 1 | |
12-13. | Правонарушения и юридическая ответственность. | 2 | |
14. | Правоохранительные органы | 1 | |
15-16. | Конституция Российской Федерации | 2 | |
17-18. | Права и свободы человека и гражданина | 2 | |
19-20. | Гражданские правоотношения | 2 | |
21-22. | Право на труд. Трудовые правоотношения | 2 | |
23.24. | Семейные правоотношения | 2 | |
25. | Административные правоотношения. | 1 | |
26-27. | Уголовно-правовые отношения | 2 | |
28. | Социальные права | 2 | |
29. | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов | 1 | |
30. | Правовое регулирование отношений в сфере образования | 1 | |
31. | Контрольная работа по теме «Право» | 1 | |
32. | Итоговое повторение по курсу | 1 | |
33-34. | Итоговое обобщение (тестирование) | 3 | |
ВСЕГО | 34ч |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Технические средства: мультимедийный проектор и экран/интерактивная доска; принтер; цифровой фотоаппарат; цифровая видеокамера; сканер; ксерокс; оборудование компьютерной сети;
Программные инструменты: операционные системы и служебные инструменты; текстовый редактор для работы с русскими и иноязычными текстами; редактор подготовки презентаций; редактор видео; редактор звука.
ЛИТЕРАТУРА
Для обучающихся
Основная:
1. Обществознание. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, Н.В Виноградова, Н. И. Городецкая и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2012.
2. Обществознание. 9 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / Котова О.А., Лискова Т.Е.. - М. : Просвещение, 2011.
Дополнительная:
1. Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
Для учителя
Основная:
1. Обществознание. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, Н.В Виноградова, Н. И. Городецкая и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2012.
Дополнительная:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
2. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Т. Кинкулькина.— М., 2012.
3. Дыдко С.Н. Контрольные и проверочные работы по обществознанию 9 класс. – М.: Экзамен, 2011.
4. Кодекс об административных правонарушениях.
5. Конституция Российской Федерации.
6. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 9 класс/Сост. А.В. Позднеев. – М.: Вако, 2013.
7. Обществознание. Понятия и термины: справочник/М.Ю. Брант. – М.: Экзамен, 2013.
8. Позднеев А.В. Поурочные разработки по обществознанию: 9 класс. – М.: Вако, 2010.
9. Синова И.В. Справочник по обществознанию с вопросами для самопроверки. – СПб.: Литера, 2010.
10. Трудовой кодекс РФ.
Адреса Интернет-ресурсов
- Сайт «Единая коллекция образовательных ресурсов»: http:/school-collection.edu.ru
- http://www.rusedu.ru
- http://rus.1september.ru
- http://www.openclass.ru
- http://www.metodist.ru
- http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
- http://www.president.kremlin.ru/ - Президент РФ
- http://www.alleng.ru/edu/social2.htm - образовательные ресурсы Интернета - обествознание
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»
Под планируемыми результатами освоения рабочей программы по обществознанию в 9 классе понимаются позитивные изменения в личности обучающегося, на которые ориентирована данная образовательная программа.
В результате изучения обществознания в 9 классе обучающийся должен:
Знать/понимать:
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь:
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Владеть компетенциями:
- Информационно- поисковой;
- Учебно-познавательной;
- Коммуникативной;
- Рефлексивной;
- Смыслопоисковой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 8 класс обществознание
Рабочая программа 8 класс обществознание...
Рабочая программа 9 класс обществознание
Рабочая программа 9 класс обществознание...
Рабочая программа "Обществознание" 6 класс
Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др....
рабочая программа обществознание 9 класс база
рабочая программа по обществознанию 9 класс базовый уровень Л.Н. Боголюбов...
Рабочая программа 6 класс обществознание
Рабочая программа 6 класс обществознание...
Рабочая программа 10 класс обществознание
Рабочая программа 10 класс по обществознанию...
Рабочая программа обществознание 9 класс
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса, составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МО и ...