Задания по теме " Труд и право"
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс) на тему

Майорова Любовь Никитична

Задания по теме " Труд и право"подготовлены для проверки знаний учащихся при изучении соответствующей темы в учебнике "Обществознание" 9 класс А.И.Кравченко.Материал включает задания разных уровней сложности: 1 часть задания с выбором ответа,2 часть задания повышенного уровня сложности. Задания можно использовать при подготовке к ОГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon zadaniya_po_teme_trudovoe_pravo_9_klass.zip151.95 КБ

Предварительный просмотр:

Задания для проверки темы « Труд и право»

к учебнику Кравченко А.И. 9 класс

1.Тестовые задания с выбором ответа.

1.Гражданин Ж. приобрел кейс черного цвета. На следующий день он вернулся в тот же магазин и попросил заменить ему кейс на коричневый. Несмотря на наличие чека, продавец отказался поменять кейсы. Какое право потребителя было нарушено?

1) на отказ от покупки в течение 14 дней

2) на замену или возврат некачественного товара

3) на замену или отказ от товара без объяснения причин в течение 14 дней

4) на достоверную информацию о товаре

2.Верны ли следующие суждения об особенностях трудоустройства несовершеннолетних?

А. По общему правилу заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет.

Б. С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключён с лицами, достигшими 14 лет.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3.Работник К. производит в течение часа в два раза больше продукции, чем его сменщик, работник Л. О каком экономическом явлении идёт речь?

1) разделение труда

2) специализация труда

3) эффективность производства

4) производительность труда

4.Одним из отличий трудовой деятельности от учебной является:

1) приобретение знаний о природе и обществе

2) получение практически полезного результата

3) удовлетворение духовных потребностей

4) нравственное развитие личности

5.Неучастие в общественном производстве трудоспособного населения рабочего возраста

1) прогул

2) безработица

3) иждивенчество

4) правонарушение

6.Верны ли следующие суждения о безработице?

А. К безработным относятся все люди трудоспособного возраста, не имеющие работы.

Б. Безработица присуща всем экономическим системам.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

7.Нарушением трудового права является

1) производство и распространение наркотиков

2) увольнение за неявку на работу при наличии больничного листа

3) неявка избирателя на избирательный участок для голосования

4) подделка денежных знаков

8.Что из перечисленного ниже непосредственно влияет на размер заработной платы работника в условиях рынка?

1) семейное положение

2) стоимость потребительской корзины

3) стабильность цен на товары и услуги

4) квалификация и трудолюбие

9.17-летний Леонид хотел устроиться на работу ночным сторожем, но администрация магазина отказалась принять его, ссылаясь на закон. Администрация магазина в данном случае опиралась на нормы права

1) семейного

2) уголовного

3) административного

4) трудового

10.Во время летних каникул, старшеклассник Константин хотел устроиться на работу, чтобы материально помочь семье. Трудоустройство по общему основанию, согласно Трудовому кодексу РФ, возможно с возраста

1) 15 лет

2) 16 лет

3) 17 лет

4) 18 лет

11.Верны ли следующие суждения о трудовом праве?

А. По современному российскому законодательству каждый человек имеет право начать трудиться с 15 лет.

Б. При приеме на работу необходимо предъявить только паспорт и трудовую книжку.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

12.Отметьте знаком «+» обязанности работодателя и знаком «-» обязанности работника:

А) лично выполнять определенную соглашением трудовую функцию

Б) предоставить работу по обусловленной трудовой функции (специальность, квалификация, должность)

В) обеспечить условия труда, предусмотренные законодательством

Г) соблюдать действующие в организации правила внутреннего распорядка

Д) своевременно и в полном объеме выплачивать заработную плату

13.Отметьте знаком «+» необходимые условия и знаком «-» дополнительные условия трудового договора

А) характеристика условий труда

Б) испытательный срок

В) режим труда и отдыха работника

Г) оплата проезда до места работы

Д) условия оплаты труда работника

 14.Кому не устанавливается испытательный срок при приеме на работу: а) Валентину 17 лет: б) библиотекарю Елене Семеновне с высшим образованием и 5-летним стажем работы: в) Сергею, демобилизованному из армии

15. Какой нормативный акт не является источником трудового права?

А) Конституция РФ;

Б) Трудовой кодекс РФ;

В) решение суда по трудовому вопросу;

Г) Указ Президента по трудовому вопросу.

16. Что называется прогулом?

А) отсутствие на работе в течение 4 часов;

Б)  отсутствие на работе в течение 1 часа;

В) отсутствие на работе в течение 8 часов.

17. Считается ли заключением трудового договора фактический допуск работника к работе?

А) да;

Б) нет;

В) это зависит от типа трудового договора.

      18. При приеме на работу не требуется документ:

        А. паспорт     Б. свидетельство о рождении    В. трудовая книжка       Г. Диплом

       19.Трудовой договор может прекратится по инициативе:

         А. Работодателя, работника, профсоюза.    

        Б. Работодателя, работника, сотрудников полиции

         В. Работника, членов его семьи.                

         Г. Профсоюзного органа, начальника отдела кадров

      20. Лицо может самостоятельно заключать трудовой договор в возрасте:

        А. с 14 лет    Б. с 20 лет     В. с 16 лет     Г. с 18 лет

2. Задания повышенного уровня сложности.

 1.Учащиеся 9 «А» и 9 «Б» классов решали обществоведческую задачу: «15-летний Иван учится в 9 классе. Он хочет поработать в свободное от учёбы время. Вправе ли он заключить трудовой договор?» Результаты выполнения задачи (в % от числа решавших задачу) приведены в таблице.

 

http://soc.sdamgia.ru/get_file?id=7158

Какие из приведённых ниже выводов вытекают непосредственно из информации, полученной по результатам выполнения работы?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Обучающиеся не поняли смысла задания.

2) Девятиклассникам не нравятся уроки обществознания.

3) В обоих классах необходимо выделить дополнительное время для изучения соответствующих статей Трудового кодекса.

4) Большинство обучающихся обоих классов готовы совмещать учёбу с работой.

5) Значительные доли обучающихся обоих классов не знают правил заключения трудового договора с несовершеннолетними работниками.

2.Учёные опросили 23-летних работающих юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.

http://soc.sdamgia.ru/get_file?id=602

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Половина юношей работают для того, чтобы обеспечить себе и своей семье материальное благополучие.

2) Равные доли опрошенных каждой группы прилагают усилия, чтобы подняться по карьерной лестнице.

3) Большая доля юношей, чем девушек, работают потому, что это необходимо обществу.

4) Равные доли юношей и девушек работают потому, что им нужна самореализация.

5) Среди девушек доля тех, кто работает, потому что им интересно то, чем они занимаются, больше доли тех, кого привлекает возможность путешествий, общения с разными людьми.

3.В приведенном списке указаны черты сходства гражданского и трудового права и отличия гражданского права от трудового. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

1) регулирует имущественные отношения граждан;

2) является отраслью права;

3) выражает установленные государством нормы;

4) определяет правила взаимодействия работника и работодателя

 

Черты сходства

Черты различия

4.Установите соответствие между признаками и областями культуры, к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРАВООТНОШЕНИЯ

 

ОТРАСЛИ ПРАВА

А) определяет порядок наследования

Б) регулирует отношения между работодателем и работником

В) определяет права и обязанности детей и родителей

Г) закрепляет авторское право

Д) регулирует отношения между мужем и женой

 

1) семейное

2) трудовое

3) гражданское

 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

5.Сравните виды деятельности человека — труд и игру.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия.

1) Получение практически полезного результата.

2) Удовлетворение потребностей.

3) Условный характер.

4) Направленность на достижение цели.

 

Черты сходства

Черты отличия

6.Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Несправедливо платить одинаковую зарплату людям, работающим с разной производительностью. (Б) На некоторых фирмах сохраняется уравнительный подход к оплате труда. (В) При установлении зарплаты и премиальных выплат работодателю полезно было бы учитывать старательность работников, их отношение к делу.

Определите, какие положения текста:

1) отражают факты;

2) выражают мнения.

7.Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Мария окончила институт и работает бухгалтером. (Б)Она много времени тратит на чтение профессиональной литературы, освоение новых компьютерных программ и отслеживает изменения в законодательстве. (В)Она правильно поступает: работнику необходимо заниматься самообразованием, чтобы быть конкурентоспособным в профессиональной сфере.

Определите, какие положения текста:

1) отражают факты;

2) выражают мнения.

8.По какому принципу объединен ряд:

Несогласие работника с начислением зарплаты, наложение взыскания на работника, изменение условий труда.

9.Женщина, имеющая двоих маленьких детей, обратилась в отдел кадров завода с просьбой принять ее на работу, но учесть при этом, что за детьми требуется уход. Укажите, какой вид должны предложить ей с учетом ее положения: а) рабочий день нормальной продолжительности; б) рабочий день сокращенной продолжительности; в) неполный рабочий день.

10. Дед  Андрея Степан Петрович обожает розыгрыши. Вчера, например, Степан Петрович, собираясь на работу в автохозяйство, попросил внука поискать трудовую книжку, которую он якобы потерял дома. В чём заключается розыгрыш?

11. По какому принципу объединен ряд:

Изменение условий труда, отказ работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников, выполнение коллективного трудового договора.

13.  За час до окончания смены 17-летний слесарь убрал своё рабочее место и отправился в раздевалку. Проходивший мимо пожилой рабочий с другого участка спросил, не рано ли тот уходит домой. О чём забыл, делая замечание пожилой рабочий?

14. Укажите ситуации, которые связаны с трудовыми правоотношениями:

А)  водитель троллейбуса опоздал с выходом в рейс;

Б)  преподаватель опоздал на лекцию;

В)  юбиляр опоздал на торжество;

Г)  начальник опоздал на совещание;

Д)  пассажир опоздал на поезд;

Е)  покупатель опоздал к открытию магазина

15.В какой ситуации применяются нормы трудового права?

А) Иван Иванович подал заявление о приёме на работу;

Б) Сергей Сергеевич подал заявление в ЗАГС о разводе;

В) Мария Петровна усыновила осиротевшего племянника;

Г) Светлана Викторовна составила завещание.

 Использованная литература:

  1. П.А.Баранов, А.В.Воронцов. Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Право».- М.: АСТ: Астрель, 2012
  2. В.О.Мушинский. Основы правоведения. –М.: Международные отношения, 2005
  3. С.Н.Степаненко. Обществознание. 9 класс: поурочные планы по учебнику Л.Н.Боголюбова. Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеева: под редакцией Л.Н.Боголюбова. Введение в обществознание. – Волгоград.: Учитель, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Труд и трудовое право"

Методическая разработка урока обществознания в 9 классе по теме " Трудовое право"...

Задания по теме "Отрасли российского права"

Серия заданий разных типов для проверки усвоения учащимися правовых вопросов....

Урок на тему "Труд и право" учебник Кравченко

открытый интернет-урок, предполагает поисковую работу учащихся в группах...

Презентация к уроку обществознания в 10-11 классах по теме: Труд. Трудовые права несовершеннолетних. Профсоюзы.

Презентация расчитана на обсуждение таких вопросов, как: является ли труд правом или обязанностью, или это - возможность для самореализации личности? Работа была выполнена на основе анкетирования учащ...

Урок обществознания по теме «Труд и право: правовое регулирование труда несовершеннолетних»

Урок обществознания по теме«Труд и право: правовое регулирование труда несовершеннолетних»Урок обществознания «Труд и право: правовое регулирование труда несовершеннолетних» в ...

Лекция: Моя роль и безопасность на рынке труда. Законы о труде. Мои права и обязанности.

Данная лекция может быть положена в основу профориентационного классного часа или использована в размещенной мной программе по профориентации для 7 класса....

Практическое задание по теме "Формы (источники) права"

Короткое и быстрое задание на соответствие: соотнести источники права и приведенные примеры, выстроив иерархию актов...