Мастер класс по теме «Труд и трудовое право»
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему
Мастер класс по теме «Труд и трудовое право». Обществознание 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_po_teme_trud_i_trudovoe_pravo.rar | 1.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс по теме «Труд и трудовое право»
Обществознание 9 класс, учитель Герасимова М.И.
Цели урока:
-Содействовать формированию представлений учащихся о трудовом законодательстве и роли труда в жизни человека;
-Готовить учащихся к принятию на себя ответственности за совершаемые действия.
-Продолжить работу по формированию коммуникативной, учебно-познавательной и общекультурной компетенций учащихся.
- Содействовать воспитанию уважения к труду, к социальным и правовым нормам.
-Развивать устную монологическую речь, мышление, память, воображение.
Оборудование: учебник, интерактивная доска (презентация по теме урока), Конституция РФ, кейс (статьи Трудового Кодекса РФ, материал для создания коллажа, задачи по теме, рабочие листы).
План:
1.Понятие «труд». Роль труда в жизни человека.
2.Принципы использования труда. Труд на предприятии.
3.Трудовое право. Особенности регулирования труда несовершеннолетних.
Ход урока:
Слайд 1 1.Учитель предлагает прослушать и обсудить притчу:
Слайд 2 «Однажды прохожий увидел, как группа людей несёт тяжелые камни. Подошел он к одному из них и спросил: «Что ты делаешь?» - Не видишь, занимаюсь тяжелой, никому не нужной работой. С этим же вопросом путник обратился ко второму и получил ответ:- Деньги зарабатываю. А третий на тот же вопрос ответил:
-Строю Шартрский собор!»
Учащимся предлагается ответить на вопросы и выполнить задания:
1)О чем эта притча? Как вы ее понимаете?
Обобщая ваши ответы, можно сделать вывод, что труд — облагораживает человека. В жизни каждого человека выбор рода занятий, места работы, характера труда - серьезный и ответственный шаг. От того какую работу вы выберите, будет зависеть реализация ваших возможностей, интересов, перспективы творческого и карьерного роста, рост благосостояния вашей семьи.
Вступая в сферу трудовых отношений, человек должен знать, что существует система норм права, которая регулирует эти отношения.
Учащиеся формулируют тему урока.
Слайд 3
Учитель предлагает назвать то, с чем ассоциируется слово «труд». (кластер)
Самостоятельно дайте определение понятию «труд».
Все версии выносятся на доску.
Слайд 4
Проблемный вопрос: Может ли человек в современном обществе прожить без труда? Право на труд - это право или обязанность.
Каждая группа работает с источником и находит статьи для подтверждения своих ответов.
1 группа - Конституция РФ (ст. 37).
2 группа - Всеобщая Декларация прав человека (ст. 23).
3 группа - Трудовой кодекс РФ (ст. 1).
4 группа - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 6, часть 3).
Вывод: право на труд - одно из основных прав и свобод человека.
Учитель: Когда человек поступает на работу, он оказывается в сфере действия трудового права. Между работником и работодателем устанавливаются трудовые правоотношения, которые регулируются нормами трудового права.
Знания о нормах трудового права мы черпаем из источников.
- С какими источниками трудового права вы уже знакомы?
Источники трудового права:
Конституция РФ (12.12.93.В ст. 37 закреплены принципы использования труда: труд свободен, безопасен, доброволен, оплачиваем, право на отдых, право на разрешение споров);
Трудовой Кодекс РФ (1.02.2002 г);
Федеральные законы («Закон о занятости»);
Указы президента РФ;
Постановления правительства РФ;
Нормативно-правовые акты субъектов РФ;
Распоряжения органов местного самоуправления;
Корпоративные (локальные) акты.
В каких документах могут быть статьи, защищающие право человека на труд?
Учитель подводит итоги беседы и предлагает посмотреть сценку.
«Однажды на улице встретились две выпускницы школы и разговорились:
Маша: Привет, Катя!
Катя: Здравствуй, Маша, как дела?
Маша: Да нормально, я учусь в институте на юриста, а ты где? Слушай, а что ты такая грустная?
Катя: Неприятности на меня свалились одна за другой. В институт я не поступила, поэтому устроилась на работу в магазин «1000 мелочей» продавцом.
Маша: Так это же хорошо, денег заработаешь, да и при деле будешь!
Катя: да, зарплата не плохая, но приняли меня временно, пока продавец, на чье место меня взяли, находится в отпуске по уходу за ребенком. Работала по 10 часов в день 6 дней в неделю, уставала очень. Сказала директору магазина, что не могу постольку часов работать, а он мне ответил, что план надо выполнять.
Маша: А когда ты устраивалась на работу, ты разве в трудовом договоре не обговорили продолжительность рабочей недели?
Катя: Никакого договора я с ним не заключала, но сначала он сказал, что у меня будет 8- ми часовой рабочий день. А месяц назад на работу опоздала, так мне выговор объявили с занесением в трудовую книжку. Но и это еще не все. Я вчера из больницы выписалась, аппендицит вырезали, взяла больничный лист, прихожу на работу, а на моем месте новая девушка работает. Директор сказал, что ему больные не нужны, и он меня уволил.
Маша: Так что же ты бездействуешь, надо защищать свои нарушенные права!
Катя: Да я даже не знаю, где он прав, а где виноват.
Маша: И я не знаю, но чувствую, что-то твой директор сделал незаконно.»
Учитель: Нам нужно помочь девушкам разобраться в сложившейся ситуации, и выяснить какие же права Кати были нарушены ее директором.
Для развития умения применять полученные знания при анализе и оценке конкретных ситуаций учитель организует в группах решение познавательных задач. Группы получают кейс с текстами статей Трудового кодекса и задания к ним.
Работа в группах: Учащиеся выполняют задания, работая с кейсом .
Задания для групп:
I группа
Статья 57 Трудового кодекса РФ.
- Кто выступает сторонами трудового договора?
Статья 63 Трудового кодекса РФ.
- С какого возраста заключается трудовой договор?
Статья 59 Трудового кодекса РФ.
- В каких случаях заключается срочный трудовой договор?
Статья 79 Трудового кодекса РФ.
- В каких случаях расторгается срочный трудовой договор?
Статья 268, 269 Трудового кодекса РФ.
- Гарантии работника до 18 лет?
Нарушены статьи 59,79. Работодатель должен был заключить срочный трудовой договор на время исполнения обязанностей отсутствующего работника. Расторгается срочный трудовой договор с выходом работника на свое место.
II группа.
Статья 65 Трудового кодекса РФ.
- Какие документы необходимы для заключения трудового договора?
Что указано в трудовом договоре?
Статья 66 Трудового кодекса РФ.
- Что такое трудовая книжка? Какие сведения в нее вносят?
Статья 81 Трудового кодекса РФ.
- В каких случаях трудовой договор расторгается по инициативе работодателя?
Статья 91,92, 94 Трудового кодекса РФ.
- Какова продолжительность рабочего дня для несовершеннолетних?
Нарушены ст.66,94.Занесение выговора за опоздание в трудовую книжку не предусмотрено. Рабочий день н/л с 16 до18 лет должен составлять 7 часов.
III группа.
Статья 183 Трудового кодекса РФ.
- Какие гарантии работника при временной нетрудоспособности?
Статья 81 Трудового кодекса РФ.
- Можно ли уволить работника в период его временной нетрудоспособности?
Статья 99 Трудового кодекса РФ.
- Для каких категорий граждан сверхурочные работы не допускаются?
Статья 382 Трудового кодекса РФ.
- Куда можно обратиться для решения трудового спора?
Нарушены ст.81,99.При временной нетрудоспособности не имеют права уволить. Сверхурочные работы н/л не допускаются.
Для развития умения применять полученные знания при анализе и оценке конкретных ситуаций учитель организует в группах решение познавательных задач. Группы получают кейс с текстами статей Трудового кодекса и задания к ним.
Учитель: Вот теперь мы можем помочь героине решить ее проблему и назвать какие нарушения вы выявили со стороны работодателя.
Итак, мы видим, что российское законодательство исходит из принципа гуманного отношения к ребенку, защищает и предостерегает от чрезмерного физического и психического переутомления. Трудовой кодекс содержит специальные нормы, призванные обеспечить трудовые права несовершеннолетних.
Я думаю знания которые вы получили помогут вам в жизни не оказаться в подобных ситуациях. Каждый человек должен уметь защитить свои нарушенные права, а для этого их надо знать.
Слайд 9
Для закрепления полученных знаний проводится «Экспресс опрос»
1.Укажите основные принципы использования труда в соответствии со статьей 37 Конституции РФ:
2. Назовите источники трудового права.
3.Назовите участников трудовых отношений:
5. Основным документом о трудовой деятельности является ______.
6.Названия документов, которые не требуются при первом трудоустройстве:
Паспорт; трудовая книжка; документ об образовании; страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; документы воинского учёта.
7.Трудовой договор заключается в возрасте:
Вывод: я надеюсь, что полученные знания на уроке вам помогут в жизни и пополнят основу вашей правовой культуры.
Учащиеся составляют синквейн на тему «Труд и трудовое право»
Оцените урок по следующим позициям:
Позиция | Да | Нет | Не знаю |
Было ли интересно на уроке? | |||
Вы открыли для себя что-то новое? | |||
Понравилось ли вам работать с документами? | |||
Довольны ли вы результатами своей работы? | |||
Были ли вы активны в процессе работы на уроке? | |||
Сумели ли вы реализовать свои знания на уроке? | |||
Был ли урок для вас содержательным? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Труд и трудовое право
Конспект урока обществознание в 9 классе...
Разработка урока по теме "Труд и трудовое право"
Методическая разработка урока обществознания в 9 классе по теме " Трудовое право"...
Тест по обществознанию "Труд и трудовое право", 9 класс
Данный тест приближен по формату к ГИАДва варианта...
Тест "Труд и трудовое право"
Тест предназначен для проверки знаний учащихся 9 классов после усвоения темы "Труд и трудовое право". По учебнику Боголюбова Л.Н....
урок в 9 классе труд и трудовое право
урок по обществознанию в учебнику Боголюбова...
Презентация к уроку обществознания в 10-11 классах по теме: Труд. Трудовые права несовершеннолетних. Профсоюзы.
Презентация расчитана на обсуждение таких вопросов, как: является ли труд правом или обязанностью, или это - возможность для самореализации личности? Работа была выполнена на основе анкетирования учащ...
Урок по теме: "Труд и трудовое право".
Содействовать формированию представлений учащихся о трудовом законодательстве и роли труда в жизни человека; познакомить с понятийным аппаратом; развивать устную монологическую речь, мышление, память,...