Мастер класс по теме «Труд и трудовое право»
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

Мастер класс по теме «Труд и трудовое право». Обществознание 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_po_teme_trud_i_trudovoe_pravo.rar1.45 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс по теме «Труд и трудовое право»

Обществознание 9 класс, учитель Герасимова М.И.

Цели урока:

-Содействовать формированию представлений учащихся о трудовом законодательстве и роли труда в жизни человека; 

-Готовить учащихся к принятию на себя ответственности за совершаемые действия.

-Продолжить работу по формированию коммуникативной, учебно-познавательной и общекультурной компетенций учащихся.

 - Содействовать воспитанию уважения к труду, к социальным и правовым нормам.

 -Развивать устную монологическую речь, мышление, память, воображение.

Оборудование: учебник, интерактивная доска (презентация по теме урока), Конституция РФ, кейс (статьи Трудового Кодекса РФ, материал для создания коллажа, задачи по теме, рабочие листы).

План:

1.Понятие «труд». Роль труда в жизни человека.

2.Принципы использования труда. Труд на предприятии.

3.Трудовое право. Особенности регулирования труда несовершеннолетних.

Ход урока:

Слайд 1 1.Учитель предлагает прослушать и обсудить притчу:

Слайд 2 «Однажды прохожий увидел, как группа людей несёт тяжелые камни.  Подошел он к одному из них и спросил: «Что ты делаешь?» - Не видишь, занимаюсь тяжелой, никому не нужной работой. С этим же вопросом путник обратился ко второму и получил ответ:- Деньги зарабатываю. А третий на тот же вопрос ответил:

-Строю Шартрский собор!»

Учащимся предлагается ответить на вопросы и выполнить задания:

 1)О чем эта притча? Как вы ее понимаете?

 Обобщая ваши ответы, можно сделать вывод, что труд — облагораживает человека. В жизни каждого человека выбор рода занятий, места работы, характера труда - серьезный и ответственный шаг. От того какую работу вы выберите, будет зависеть реализация ваших возможностей, интересов, перспективы творческого и карьерного роста, рост благосостояния вашей семьи.

Вступая в сферу трудовых отношений, человек должен знать, что существует система норм права, которая регулирует эти отношения.

 Учащиеся формулируют тему урока.

Слайд 3

Учитель предлагает  назвать то, с чем ассоциируется слово «труд». (кластер)

Самостоятельно дайте определение понятию «труд».

Все версии выносятся на доску.

Слайд 4

Проблемный вопрос:  Может ли человек в современном обществе прожить без труда? Право на труд - это право или обязанность.

Каждая группа работает с источником и находит статьи для подтверждения своих ответов.

1 группа - Конституция РФ (ст. 37).

2 группа - Всеобщая Декларация прав человека (ст. 23).

3 группа - Трудовой кодекс РФ (ст. 1).

4 группа - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 6, часть 3).

Вывод: право на труд - одно из основных прав и свобод человека.

 Учитель:                   Когда человек поступает на работу, он оказывается в сфере действия трудового права. Между работником и работодателем устанавливаются трудовые правоотношения, которые регулируются нормами трудового права.

Знания о нормах трудового права мы черпаем из источников.

- С какими источниками трудового права вы уже знакомы?

Источники трудового права:

 Конституция РФ (12.12.93.В ст. 37 закреплены принципы использования труда: труд свободен, безопасен, доброволен, оплачиваем, право на отдых, право на разрешение споров);

 Трудовой Кодекс РФ (1.02.2002 г);

Федеральные законы («Закон о занятости»);

Указы президента РФ;

Постановления правительства РФ;

Нормативно-правовые акты субъектов РФ;

Распоряжения органов местного самоуправления;

Корпоративные (локальные) акты.

В каких документах могут быть статьи, защищающие право человека на труд?

Учитель подводит итоги беседы и предлагает посмотреть сценку.

«Однажды на улице встретились две выпускницы школы и разговорились:

Маша: Привет, Катя!

Катя: Здравствуй, Маша, как дела?

Маша: Да нормально, я учусь в институте на юриста, а ты где? Слушай, а что ты такая грустная?

Катя: Неприятности на меня свалились одна за другой. В институт я не поступила, поэтому устроилась на работу в магазин «1000 мелочей» продавцом.

Маша: Так это же хорошо, денег заработаешь, да и при деле будешь!

Катя: да, зарплата не плохая, но приняли меня временно, пока продавец, на чье место меня взяли, находится в отпуске по уходу за ребенком. Работала по 10 часов в день 6 дней в неделю, уставала очень. Сказала директору магазина, что не могу постольку часов работать, а он мне ответил, что план надо выполнять.

Маша: А когда ты устраивалась на работу, ты разве в трудовом договоре не обговорили продолжительность рабочей недели?

Катя: Никакого договора я с ним не заключала, но сначала он сказал, что у меня будет 8- ми часовой рабочий день. А месяц назад на работу опоздала, так мне выговор объявили с занесением в трудовую книжку. Но и это еще не все. Я вчера из больницы выписалась, аппендицит вырезали, взяла больничный лист, прихожу на работу, а на моем месте новая девушка работает. Директор сказал, что ему больные не нужны, и он меня уволил.

Маша: Так что же ты бездействуешь, надо защищать свои нарушенные права!

Катя: Да я даже не знаю, где он прав, а где виноват.

Маша: И я не знаю, но чувствую, что-то твой директор сделал незаконно.»

Учитель:  Нам нужно помочь девушкам разобраться в сложившейся ситуации, и выяснить какие же права Кати были нарушены ее директором.

Для развития умения применять полученные знания при анализе и оценке конкретных ситуаций учитель организует в группах решение познавательных задач. Группы получают  кейс с текстами статей Трудового кодекса и задания к ним.

Работа в группах: Учащиеся выполняют задания, работая  с кейсом .

Задания для групп:

I группа

Статья 57 Трудового кодекса РФ.

- Кто выступает сторонами трудового договора?

Статья 63  Трудового кодекса РФ.

- С какого возраста заключается трудовой договор?

Статья 59 Трудового кодекса РФ.

- В каких случаях заключается срочный трудовой договор?

Статья 79  Трудового кодекса РФ.

- В каких случаях расторгается срочный трудовой договор?

Статья 268, 269  Трудового кодекса РФ.

- Гарантии работника до 18 лет?

Нарушены статьи 59,79. Работодатель должен был заключить срочный трудовой договор на время исполнения обязанностей отсутствующего работника. Расторгается  срочный трудовой договор с выходом работника на свое место.

II группа.

Статья 65  Трудового кодекса РФ.

- Какие документы необходимы для заключения трудового договора?

Что указано в трудовом договоре?

Статья 66  Трудового кодекса РФ.

- Что такое трудовая книжка? Какие сведения в нее вносят?

Статья 81  Трудового кодекса РФ.

- В каких случаях трудовой договор расторгается по инициативе работодателя?

Статья 91,92, 94 Трудового кодекса РФ.

- Какова продолжительность рабочего дня для несовершеннолетних?

Нарушены ст.66,94.Занесение выговора за опоздание в трудовую книжку не предусмотрено. Рабочий день н/л с 16 до18 лет должен составлять 7 часов.

III группа.

Статья 183  Трудового кодекса РФ.

- Какие гарантии работника при временной нетрудоспособности?

Статья 81 Трудового кодекса РФ.

- Можно ли уволить работника в период его временной нетрудоспособности?

Статья 99  Трудового кодекса РФ.

- Для каких категорий граждан сверхурочные работы не допускаются?

Статья 382  Трудового кодекса РФ.

- Куда можно обратиться для решения трудового спора?

Нарушены ст.81,99.При временной нетрудоспособности не имеют права уволить. Сверхурочные работы н/л не допускаются.

Для развития умения применять полученные знания при анализе и оценке конкретных ситуаций учитель организует в группах решение познавательных задач. Группы получают  кейс с текстами статей Трудового кодекса и задания к ним.

Учитель: Вот теперь мы можем помочь героине решить ее проблему и назвать какие нарушения вы выявили со стороны работодателя.

Итак, мы видим, что российское законодательство исходит из принципа гуманного отношения к ребенку, защищает и предостерегает от чрезмерного физического и психического переутомления. Трудовой кодекс содержит специальные нормы, призванные обеспечить трудовые права несовершеннолетних.

Я думаю знания которые вы получили помогут вам в жизни не оказаться в подобных ситуациях. Каждый человек должен уметь защитить свои нарушенные права, а для этого их надо знать.

 Слайд 9

Для закрепления полученных знаний  проводится «Экспресс опрос»

1.Укажите основные принципы использования труда в соответствии со статьей 37 Конституции РФ:

2. Назовите источники трудового права.

3.Назовите участников трудовых отношений:

5. Основным документом о трудовой деятельности является ______.

6.Названия документов, которые не требуются при первом трудоустройстве:

Паспорт; трудовая книжка; документ об образовании; страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; документы воинского учёта.

7.Трудовой договор заключается в возрасте:

Вывод: я надеюсь, что полученные знания на уроке вам помогут в жизни и пополнят основу вашей правовой культуры.

Учащиеся составляют синквейн на тему «Труд и трудовое право»

 

 Оцените урок по следующим позициям:

Позиция

Да

Нет

Не знаю

Было ли интересно на уроке?

Вы открыли для себя что-то новое?

Понравилось ли вам работать с документами?

Довольны ли вы результатами своей работы?

Были ли вы активны в процессе работы на уроке?

Сумели ли вы реализовать свои знания на уроке?

Был ли урок для вас содержательным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Труд и трудовое право

Конспект урока обществознание в 9 классе...

Разработка урока по теме "Труд и трудовое право"

Методическая разработка урока обществознания в 9 классе по теме " Трудовое право"...

Тест по обществознанию "Труд и трудовое право", 9 класс

Данный тест приближен по формату к ГИАДва варианта...

Тест "Труд и трудовое право"

Тест предназначен для проверки знаний учащихся 9 классов после усвоения темы "Труд и трудовое право". По учебнику Боголюбова Л.Н....

урок в 9 классе труд и трудовое право

урок по обществознанию в учебнику Боголюбова...

Презентация к уроку обществознания в 10-11 классах по теме: Труд. Трудовые права несовершеннолетних. Профсоюзы.

Презентация расчитана на обсуждение таких вопросов, как: является ли труд правом или обязанностью, или это - возможность для самореализации личности? Работа была выполнена на основе анкетирования учащ...

Урок по теме: "Труд и трудовое право".

Содействовать формированию представлений учащихся о трудовом законодательстве и роли труда в жизни человека; познакомить с понятийным аппаратом; развивать устную монологическую речь, мышление, память,...