Рабочая программа по обществознанию.8 класс
рабочая программа по обществознанию по теме
Данная программа составлена на основе рабочей программы по обществознанию для 5-9 классов под руководством Л.Н. Боголюбовой. Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Программа ориентирована для учащихся 8 классов школ-интернатов для детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvoznanie_8_kl._-_kopiya.doc | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по обществознанию для 8 класса
на 2014/2015 учебный год
(Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова
«Обществознание»: Учебник 7 класса.
М.: Просвещение, 2009. – 256 с.
Рекомендовано Министерством
образования и науки Российской Федерации)
Данная рабочая программа разработана на основе
Программы общеобразовательных учреждений
под редакцией Л.Н.Боголюбова, Н.И. Городецкой и др.
«Обществознание», М.:Просвещение, 2014 г.
Разработчик программы учитель истории
Манаенкова Р.П.
Пояснительная записка
к рабочей программе по обществознанию
для 8-го класса
Рабочая программа по обществознанию для 7-го класса разработана на основе Примерных программ для общеобразовательных учреждений под редакцией Л.Н.Боголюбова, Н.И. Городецкой и др.«Обществознание», М.:Просвещение, 2009 г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа( 1 час в неделю).
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
- -сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- -владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- -выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- - на использование элементов причинно-следственного анализа;
- - на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- - на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- - на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- - на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- - на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- - на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- - на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения обществознания ученик должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
• сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Основу для создания рабочей программы составил учебник:
Класс | Кол.уч. | Учебник | Автор | Издательство, год |
7 | 10 | Обществознание | Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова | М., Просвещение 2014г. |
Тематическое планирование курса обществознание ( 34 ч)
Тема 1. Человек среди людей (4 ч)
Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество.
Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение — форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и с младшими.
Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.
Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
Тема 2. Человек и закон (12 ч)
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.
Дисциплина — необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Милиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Тема 3. Человек и экономика (15 ч)
Экономика и её роль в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники экономики — потребители, производители.
Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.
Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.
Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности.
Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и её формы. Реклама в современной экономике.
Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег.
Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.
Тема 4. Человек и природа (3 ч)
Человек — часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды.
Охранять природу — значит охранять жизнь. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.
Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества.
Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.
Резерв учебного времен-0
№ | Тема | Наименование темы | Количество часов | Дата | |
План | Факт | ||||
1 | I | Человек среди людей | 4 | 01.09 | 01.09 |
2 | II | Человек и закон | 12 | 29.09 | 29.09 |
3 | III | Человек и экономика | 15 | 12.01 | |
4 | IV | Человек и природа | 3 | 04.05 | |
5 | Итого | 34 |
Используемый учебно-методический комплект:
- Обществознание. 7 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— М., 2009
- Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс. Учебно-практическое пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М: - Просвещение, 2011.
- Обществознание.Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений\Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. под ред. Л.Ф. Ивановой; Рос акад. наук.. М.: Просвещение, 2014 год.
Календарно-тематическое планирование
№ | Раздел, тема | Кол-во часов | Вид урока | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Форма контроля | Дом задание | Дата провед. План/фактич | |
Тема 1. Человек среди людей часа 4 | ||||||||
1 | Отношения между людьми | 1 | Изуч нов материала | Знать особенности межличностных отношений, их виды, уметь привести примеры личных и официальных отношений | Составление конспекта | §1 | 01.09 | |
2 | Ты и твои товарищи. Малая группа | 1 | комбинированный | Знать признаки и типы малой группы, причины объединения в группы; уметь составить схему по тексту; уметь работать с текстом учебника | Инд опрос, вопросы к параграфу, карточки | §2 Стр 30, вопр 6,8 | 08.09 | |
3 | Зачем люди общаются. | 1 | Комбинированный | Знать что такое общение , каковы его цели, каковы средства общения Уметь характеризовать особенности общения со сверстниками и младшими | Инд опрос, вопросы к параграфу, тест | §3,стр 54, вопросы 2,3 | 15.09 | |
4 | Межличностный конфликт. | 1 | Комбинированный | Знать понятие межличностный конфликт, его причины, стадии конфликта и пути выхода из него; уметь привести примеры, работать с текстом учебника | Инд опрос, вопросы к параграфу | § 4 стр 41 В 6-8 | 22.09 | |
Тема 1. Человек и закон 12 часов | ||||||||
5 | Что значит жить по правилам | 1 | Изуч нов материала | Знать типы социальных норм: обычаи, обряд, привычка, ритуал, правила этикета, роль правил в жизни человека. Уметь работать в группе; уметь привести примеры, работать с текстом учебника | Инд и групповая работа. Составление памятки поведения в разл ситуациях | § 5, стр 67, Правила Сетикета | 29.09 | |
6 | Права и обязанности граждан | 1 | Комбинированный | Знать что такое право, Конституция, Права человека, классификацию прав человека. Уметь работать с текстом учебника, источником, уметь составить таблицу по тексту , приводить примеры | Составить таблицу «Гражданские и политические права». Тест | § 6, стр 68-72 | 06.10 | |
7 | Кто и как обеспечивает твои права | 1 | Комбинированный | Знать какие органы защищают права детей: уметь работать с тестом учебника, источником, уметь переводить информацию из текстовой формы в таблицу понимать взаимосвязь прав и обязанностей | Устный опрос | § 6, стр 72-77 | 13.10 | |
8 | Почему важно соблюдать закон | 1 | Комбинированный | Знать понятия «порядок, Конституция, справодчивость, правовой нигилизм»; уметь работать с текстом учебника | Устный опрос, Работа с документами. | § 7, стр 85 вопросы 1-7 устно | 20.10 | |
9 | Защита Отечества | 1 | Комбинированный | Знать структуру Вооруженных Сил, понятие «конституционная обязанность» | Работа в группах по карточкам. Разбор и анализ документов | 27.10 | ||
10 | Военная служба | 1 | Комбинированный | Знать особенности военной службы, общие и должностные обязанности военнослужащих, понятия долг и обязанность. Уметь осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы | устный опрос | § 8 Стр 86 | 10.11 | |
11 | Что такое дисциплина | 1 | Комбинированный | Знать понятие и виды дисциплин, особенности специальной дисциплины. Уметь осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы | Работа в группах по заданиям (анализ материалов) | §8 Стр 97 | 17.11 | |
12 | Внешняя и внутренняя дисциплина | 1 | Комбинированный | Знать понятие внутренняя и внешняя дисциплина; Уметь осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы | Работа в группах по заданиям | §9 Стр 103 | 24.11 | |
13 | Виновен - отвечай | 1 | Комбинированный | Знать понятие противозаконное поведение, его признаки, виды правонарушений, их отличия, виды наказаний для несовершеннолетних; Уметь осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы | Составить словарик темы, схему «Виды правонарушений»,«Признаки преступления» | §10 Стр 109 | 01.12 | |
14 | Кто стоит на страже закона | 1 | Комбинированный | Знать какие органы называют правоохранительными, их назначение. Уметь осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы , уметь работать с таблицей | Составить схему «Структура правоохранительных органов РФ» | §11 Стр 118 | 08.12 | |
15 | Милиция | 1 | Комбинированный | Знать полномочия полиции, их назначение, подразделения полиции. Уметь осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы , уметь работать с таблицей | Работа с нормативно-правовыми документами, | §11 Стр 122 Повт 5-11 | 15.12 | |
16 | Контрольная работа по теме: Человек и закон | 1 | Повт-обобщающий | Знать основные положения темы, уметь применить знания при работе с текстами | к/ работа в тестовой форме | § 5-11 | 22.12 | |
Тема 2. Человек и экономика 15 часов | ||||||||
17 | Что такое экономика | 1 | Изуч нов материала | Знать понятия экономика, производительность труда, натуральное и товарное хозяйство, основные сферы экономики. Уметь осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы , уметь работать с таблицей | Тест, схему «Сферы экономики» | § 12 | 12.01 | |
18 | Основные участники экономики | 1 | Комбинированный | Знать понятия экономика, натуральное и товарное хозяйство, потребительские мотивы Уметь осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы , уметь работать с таблицей | Устный опрос, составить схему «Факторы, влияющие на производитель-ность труда» | § 12 | 19.01 | |
19 | Золотые руки работника | 1 | Комбинированный | Знать понятия мастер, квалификация, из чего складывается мастерство работника. Уметь осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы | опрос | §13, стр 138-141 | 26.01 | |
20 | Труд и зарплата. Количество и качество труда | 1 | Комбинированный | Знать понятия труд, зарплата, чем определяется размер зарплаты, количество и качество труда. Уметь осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы , уметь составить схему по тексту | Устный опрос, инд карточки и тесты | § 13 Стр 141-150 | 02.02 | |
21 | Что и как производить. | 1 | Комбинированный | Знать понятия постоянные и переменные затраты произ-ва, разделение труда. Уметь привести примеры, осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы , уметь составить схему по тексту | решить задачи на определение затрат, выручки прибыли | §14, стр 152 | 09.02 | |
22 | Прибыль. | 1 | Комбинированный | Знать понятия прибыль, выручка. Уметь решать экономические задачи, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы , уметь составить схему по тексту | решить задачи на определение затрат, выручки прибыли | § 14, стр 160 , вопрос 2,3 письм | 16.02 | |
23 | Что такое бизнес. Виды бизнеса | 1 | Комбинированный | Знать понятия бизнес, его виды. Уметь осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы , уметь составить схему по тексту | Составить словарик темы, | §15, стр 2 письменно | 02.03 | |
24 | Формы бизнеса | 1 | Комбинированный | Знать формы бизнеса. Уметь осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы , уметь составить схему по тексту | Решить задачи на определение затрат, вы- ручки прибыли | §15, стр 167-169 | 09.03 | |
25 | Обмен, торговля. | 1 | Комбинированный | Знать понятия рынок, товар, стоимость, бартер, торговля и её формы. Уметь осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы , уметь составить схему по тексту | Моделировать заданную ситуацию, анализировать ее. | §16, стр 170-175, подготовить рекламу товара | 16.03 | |
26 | Реклама- двигатель торговли | 1 | Комбинированный | Знать что такое реклама, формы. Уметь осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы ,критически оценивать рекламу, работать в группе | Задания по группам: разработать рекламу | 16, стр 175-179 | 23.03 | |
27 | Как деньги стали деньгами. | 1 | Комбинированный | Знать что такое деньги и историю их появления. Уметь осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы , уметь составить схему по тексту | Устный опрос, словарик темы | §17, стр 179 | 30.03 | |
28 | Деньги и их функции | 1 | Комбинированный | Знать функции денег . Уметь привести примеры, осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы , уметь составить схему по тексту | Решить задачу | §17, стр 188, вопрос 1-3 письм | 06.04 | |
29 | Экономика семьи. | 1 | Комбинированный | Знать ресурсы семьи, их виды, источники дохода семьи, условия труда несовершеннолетних . Уметь осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы , уметь составить таблицу по тексту | Тестирование Тв задание -рассчитать семейный бюджет | §18, стр 190, | 13.04 | |
30 | Семейный бюджет | 1 | Комбинированный | Знать понятие бюджет, обязательные и произвольные расходы семьи. Уметь осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы , уметь составить схему по тексту | Выполнение проблемных заданий | § 18, стр 193-198 | 20.04 | |
31 | Контрольная работ по теме: Человек и экономика» | 1 | Комбинированный | Знать основные положения темы, уметь применить знания при работе с текстами | Тестовые задания, задач, понятийный диктант | § 12-18 | 27.04 | |
Тема 4. Человек и природа 2 часа | ||||||||
32 | Воздействие человека на природу | 1 | Изуч нов материала | Знать понятие экология, причины загрязнений окружающей среды . Уметь осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы, уметь составить схему по тексту | Инд твор задания, сообщения | § 19,20 | 04.05 | |
33 | Закон на страже природы | 1 | Комбинированный | Знать правила экологической морали. Уметь осуществлять поиск, систематизацию информации по теме, сравнивать, делать выводы, уметь составить схему по тексту | Беседа, вопросы к параграфу | §21 | 11.05 | |
34 | Итоговое повторение | 1 | Повторит.обобщающий урок | Знать основные положения темы, уметь применить знания при работе с текстами | к/ работа | 18.05 | ||
Резерв | 0 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...