рабочая программа по обществознанию
рабочая программа по обществознанию (5 класс) на тему
программа для 5 класса по ФГОС к учебнику Никитина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 61.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТУНДУТОВСКАЯ СОШ
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от ________ 20__ года протокол № 1
Председатель _______ _______________
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По Обществознанию
Уровень образования (класс) основное общее образование 5 класс
Количество часов _____34 часа
Учитель Фоменко Юлия Викторовна
Программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и авторской программы по обществознанию Никитина А. Ф. «Обществознание». Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11кл. /А. Ф. Никитин.- М.: Дрофа. 2015
2015-201
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТУНДУТОВСКАЯ СОШ
Заместитель директора по УВР
_______________ ______
подпись Ф.И.О.
_____________ 20__ года
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по обществознанию
Класс 5
Учитель Фоменко Юлия Викторовна
Количество часов: всего __34__часов; в неделю __1_ часа
2015-2016
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей гуманитарного цикла МКОУ Тундутовская СОШ от ___________ 20__ года № 1 ___________ _________ подпись руководителя МО Ф.И.О. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ ______ подпись Ф.И.О. ______________ 20__ года |
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по обществознанию составлена на основе ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 года, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Программа составлена к линии учебников А.Ф.Никитина, Т.И.Никитиной «Обществознание» для основной школы 5-9 классы. Данная линия входит в систему учебников издательства «Дрофа».
Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются
Научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.
Учитывая возрастные особенности школьников, в рабочей программе выделены два самостоятельных этапа изучения курса: первый этап 5-7 классы, второй этап – 8-9 классы. Курс «Обществознание» для 5-7 классов является пропедевтикой курса «Обществознание» для 8-9 классов и далее 10-11 классов. Общая логика распределения тем материала – линейно-концентрическая. Принцип, объединяющий большинство разделов всех курсов, - антропоцентрический.
Учебники для 5-7 классов могут служить основой для разнообразных по форме занятий. Дидактический акцент делается на развитие самостоятельности учащихся, их творческих возможностей, умение нестандартно оценивать факты и явления действительности.
Хорошо разработанный методический аппарат позволяет реализовать принципы системно-деятельностного подхода. Так, учебники содержат рубрики: «Вопросы и задания к параграфу», «Прочитайте, перескажите и обсудите», «Закончите рассказ», «поработайте с рисунками». «поиграйте», «Заполните схему» и т.д. Для закрепления материала и контроля знаний в каждый учебник включены пять практикумов.
Цели изучения обществознания в основной школе
— создание условий для социализации личности;
— формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
— формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
— содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
Место предмета «Обществознание» в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа в год, при 1 часе в неделю.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса «Обществознания»
В результате изучения обществознания ученик должен:
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения обществознания
Личностные результаты:
1)воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. |
2)формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; |
3)формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; |
4)формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; |
5)освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; |
6)развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; |
7)формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; |
8)осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; |
9)развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. |
4.2. Метапредметные результаты
1)умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; |
2)умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3)умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5)владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6)умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9)умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 10)умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью |
4.3.Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной:
относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
Содержание учебного предмета «Обществознание»
5 класс - 34часа
Тема I. О человеке (17 ч)
Как первобытный человек стал разумным? Жизнь и понятия первобытных людей. Как древний человек познавал мир. Роль труда в развитии человека. Человек умелый. Человек разумный. Развитие способностей человека. Творчество первобытных людей.
Человек - часть природы и общества. Значение общества для воспитания и развития человека. Роль природы в жизни человека, ее влияние. Общественные, или социальные отношения. Влияние коллектива на развитие человека. Основные занятия человека: труд, умение, общение, игра. Их характеристика.
Что такой «Я»? «Второе Я» — alterego. Внешние признаки человека. Внутренний мир человека, качества, его характеризующие. Психика человека, наука, ее изучающая,— психология.
Как человек познает самого себя? Умение оценивать себя — важное внутреннее качество человека. Вопросы, на которые каждый должен ответить для самооценки: Во что я верю? Что я знаю и что умею делать? Что я делаю, как я веду себя? Кем хочу быть? Портрет своего «Я». Зачем нужно его составлять? Знания, умения, поступки.
Возрастные периоды жизни человека. «Сказка о потерянном времени» — пример того, как нельзя тратить время зря в любом возрасте. Возраст человека. Возрастные периоды: детский, подростковый (отроческий), юношеский, молодость, зрелость, преклонный и старческий возраст. Характеристика и особенности каждого возрастного периода.
Здоровье человека. Как его беречь? Виноват ли человека в своих болезнях? Здоровый образ жизни, из чего он складывается. Умение управлять своим телом и психологическим состоянием, регулировать свое настроение. Для чего нужно самовнушение. Что такое здоровье? Чем оно характеризуется?
Вредные привычки. Курение. Употребление спиртного (алкоголизм). Токсикомания. Наркомания. В чем их опасность? Влияние вредных привычек на здоровье и жизнь человека. Это путь к страшным болезням: раку, СПИДу и др. Безопасность жизни человека. Как бороться с вредными привычками?
Вера и неверие. Что такое вера? Во что верит человек? Вера в Бога, вера в науку, вера в человека, вера в себя. Почему и как вера помогает человеку выжить в трудную минуту? Почему без веры человек несчастен? Внутренние запреты человека.
Добро и зло. Что такое добро? Почему люди помнят и ценят добро, добрые дела? Добрые и злые поступки. В чем выражаются добрые поступки? Почему добрым людям живется легче, чем злым? «Спешите делать добро!»
Что значит быть честным? Качества, характеризующие честного человека. Советь. Почему говорят: «Поступить по совести». Нравственные нормы — общие правила поведения людей в обществе. Кодекс чести. Нужен ли он каждому человеку?
Что такое долг? Обязанности человека. Защита Отечества - священный долг гражданина. Долг родителей перед детьми и долг детей перед родителями. Обязанности учеников в школе. Долг человека перед страной, своей семьей и друзьями. Чувство ответственности — одно из главных качеств в человеке. Как и кто его воспитывает? Обязанности гражданина по Конституции РФ: платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, защищать Отечество. Почему важно их выполнять?
Что значит быть порядочным человеком? От какого слова произошло слово «порядочный»? Составляющие этого понятия. Порядочность. О каких качествах человека она говорит? Почему на порядочного человека можно положиться во всем?
Милосердие. Его проявление в жизни. Из чего сложилось это слово? Что означает слово «гуманный»? Каких людей называют гуманными и за какие поступки? Сочувствие, сопереживание, сострадание - качества, проявляемые милосердным человеком. Это самые высокие качества человека. Почему они начинаются с приставки «со»? Милосердие — свидетельство высокой нравственности человека.
Как стать добрым человеком? Характеристика понятия «добрый человек». Добрые поступки человека. Условия, которые необходимы, чтобы стать добрым человеком. Просто ли их выполнять? Почему надо совершать добрые поступки? Необходимость давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.
Тема II. Общение и окружение человека (8 часов)
Может ли человек жить в одиночестве? Что такое одиночество? Внешнее и внутреннее одиночество. Для чего человек должен общаться? Как общение влияет на развитие ребенка? Что такое гармония в обществе? Ее составляющие. Почему согласие и взаимопонимание помогают людям?
Общение - большое умение. Что такое общение? С кем и для чего мы общаемся? Стили общения: дружеское, семейное, деловое. Их характеристика и признаки. Конфликты, их роль в общении. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Кого называют конфликтными людьми? Способность прощать - одно из важных качеств человека.
Человек и его семья. Что такое семья? Какие семьи были раньше. Семейные конфликты. Причины их возникновения и пути разрешения. Почему надо беречь семью? Семейные ценности. Семейные обычаи и традиции. Как и для чего их надо сохранять?
Мама - самый дорогой человек. Чувство любви матери к своему ребенку. Любовь детей к матери и забота о ней. В чем проявляется помощь маме? Родители. Роль женщины в семье. Социальные (гендерные) роли. Какие социальные роли будут исполнять в будущем мальчики и девочки? Как они должны готовиться к этому?
Школа. Роль школы в жизни каждого человека. Чему учит школа? Что дает человеку школа? Образование. Зачем нужно учиться? Почему образование необходимо всем сегодня? Школа - одна их ступеней в системе российского образования.
Что такое общество? Характеристика общества и его системы. Сферы жизни общества: политическая, экономическая, социальная, духовная. Их отличия и взаимосвязь. Важность и значение духовной сферы для развития общества.
Каковы правила жизни в обществе? Для чего нужны правила поведения? Нравственные нормы. Их роль и значение в обществе. Библейские заповеди. Почему люди идут на убийство, крадут, лгут? Обычаи. Какие мы знаем обычаи? Почему их соблюдают? Как они складывались? Законы. Для чего они нужны? Кто следит за их соблюдением? Как законы гарантируют права человека? Какие права имеет человек в РФ и в каком документе они закреплены?
Тема III. Наша Родина - Россия - Российская Федерация (5+2 ч)
Малая и большая Родина. Что такое малая родина? Почему человек всегда помнит свои родные края? Большая Родина, Отчизна - вся страна. Что связывает человека с Родиной? Россия - колыбель многих народов. Трудная судьба России. Почему люди любят свою Родину?
Мы живем в России. Как называется наша страна? Что писали о России поэты и писатели? Чем богата Россия? Народ - самое главное богатство России. Российская Федерация - многонациональное государство. Народы, проживающие в нашей стране. Россияне. Единство и равноправие наций - важные условия существования и развития многонационального государства. Что нужно делать, чтобы Россия стала процветающей державой?
Символы России: герб и флаг. Что такое эмблемы? Для чего они использовались? Государственные символы. Что к ним относится? Зачем они нужны? Герб государственный. Флаг государственный. Что они представляют собой? История государственного герба и флага в России. Государственный герб и флаг Российской Федерации, их описание. Когда и почему были приняты Федеральные законы о Государственном гербе РФ и Государственном флаге РФ. Красное знамя победителей в Великой Отечественной войне.
Символы России: гимн. Значение слова «гимн». Наиболее известные гимны. Что воплощено в словах и музыке гимна страны. История гимнов нашей страны. Когда, кем был написан первый гимн в России? Советский гимн. Когда был создан Государственный гимн РФ? Кто авторы его слов и музыки. Почему при создании Государственного гимна РФ воспользовались музыкой Гимна СССР? В каких случаях исполняется гимн страны? Почему гимн является государственным символом? Символы Краснодарского края.Символы моей станицы.
Подготовка и защита проекта по самостоятельно выбранной теме – 2 часа
Содержание курса
5 класс – 34 часов
№ | тема | Количество часов на изучение |
1 | Тема 1. О человеке | 17 |
2 | Тема 2. Общение и окружение человека | 8 |
3 | Тема 3. Наша Родина – Россия- Российская Федерация | 5 |
4 | Резерв | 4 |
Тематическое планирование по курсу «Обществознание» в 5 классе
Всего
34 часа
1 ч в неделю
№ | Тема раздела | Тема урока | Количество часов | Сроки прохождения | Характеристика основных видов деятельности ученика |
Тема 1. О человеке | 17 | Личностные результаты по теме1. Усвоить, что труд является основой развития человека, научиться уважать свой и чужой труд. Понимать, что учение и развитие своих способностей важны не только для достижения личного успеха, но и для процветания страны в будущем. Научиться оценивать свои знания, способности и поступки, ценить время, понимать его важность. Научиться уважать людей старшего возраста. Сформировать в себе качества доброго, милосердного порядочного человека, выполняющего свой долг, верить в людей и помогать им, верить в себя. Научиться беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни и избегать вредных привычек. | |||
1 | Как первобытный человек стал разумным. Труд, способность, творчество. | 1 | Предметные результаты Объяснять, как происходило развитие первобытного человека в человека разумного современного вида. Раскрывать значение труда в развитии человека. Формулировать, что такое способности и сравнивать способности первобытного человека и человека современного XXI в. Оценивать роль творчества в развитии человека. Метапредметные результаты | ||
Приводить примеры из истории Древнего мира, как труд влиял на развитие человека. Иллюстрировать конкретными примерами искусство первобытных людей Уметь составлять рассказы по рисункам | |||||
2 | Человек часть природы и член общества | 1 | Предметные результаты Характеризовать понятие «природа» Описывать человеческие качества Формулировать понятие «общественные отношения», их значение для развития человека Классифицировать основные виды занятий человека Метапредметные результаты Использовать свои знания для иллюстрации природной среды, ее влияния на человека Приводить примеры биологических и природных качеств человека Показывать на примерах основные виды занятий человека Оценивать свои результаты в учении Участвовать в подготовке и проведении игры по сказке Р.Киплинга «Книга джунглей» | ||
3 | Что такое «Я». | 1 | Предметные результаты Характеризовать внутренний мир человека Описывать внешние качества человека, показывать, как они связаны с внутренним миром. Формулировать определение науки, изучающей духовную организацию человека, его психику, - психологию Метапредметные результаты Приводить примеры внешних качеств человека. Исследовать и оценивать ситуации, показывающие проявление внутренних качеств человека. Анализировать тексты и делать собственные выводы. Корректировать свое поведение, сравнивать свои поступки с поступками других людей. | ||
4 | Как человек познает самого себя | 1 | Предметные результаты Характеризовать необходимость и важность познание человеком самого себя. Называть вопросы, на которые человек должен дать ответ, чтобы познать свое «я» Обосновывать, почему правильная оценка себя – это важное условие успеха и реализации в жизни. Метапредметные результаты Описывать портрет своего «я» Оценивать собственные качества, умения, поступки, дела, сравнивать их с другими людьми. Исследовать конкретные ситуации, когда самооценка человека и мнение окружающих о нем расходится | ||
5 | Возрастные периоды в жизни человека. Возраст человека. | 1 | Предметные результаты Объяснять понятие «возрастные периоды» Называть и характеризовать основные периоды жизни человека, сравнивать особенности разных возрастных периодов. Объяснять, почему подростковый возраст считается опасным. Метапредметные результаты Показывать на конкретных примерах деятельность людей разных возрастных периодов. Анализировать информацию, систематизированную в параграфе в табличной форме. Находить информацию в Интернете о продолжительности жизни в России и других странах. | ||
6 | Практикум 1. | 1 | Метапредметные результаты Систематизировать и анализировать пройденный материал. Участвовать в подготовке и проведении ролевых игр. Показывать свое умение вести дискуссию Формулировать собственные выводы. Участвовать в совместной коллективной работе. Составлять рассказы по картинкам. Обсуждать и анализировать прочитанный текст. Пересказывать отрывки из произведений. Составлять план произведения. Уметь находить информацию в любом виде – тест, таблицы, схемы – и работать с ней. Выделять и классифицировать основные качества, причины или признаки. Писать эссе на заданную тему. | ||
7 | Здоровье человека. Здоровый образ жизни. | 1 | Предметные результаты Характеризовать смысл понятия здоровье. Называть основные слагаемые здоровья человека. Раскрывать значение здорового образа жизни. Метапредметные результаты Припводить примеры здорового образа жизни. Оценивать свое отношение к собственному здоровью, корректировать свое поведение. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между здоровьем человека и чувством гармонии его с окружающей средой, между настроением человека и его здоровьем | ||
8 | Вредные привычки. | 1 | Предметные результаты Характеризовать вредные привычки. Называть их виды. Описывать особенности их вредного влияния на человека, какие страшные болезни они вызывают. Формировать негативное отношение к курению, алкоголю, наркотикам. Метапредметные результаты Приводить из жизни, литературы, кинофильмов конкретные примеры проявления вредных привычек, их последствий, а также негативного отношения к ним в обществе. Находить и использовать информацию из Интернета для анализа роста числа наркоманов ( или заболевших СПИДом) в нашей стране и зарубежом | ||
9 | Вера и неверие. | 1 | Предметные результаты Характеризовать понятие «вера» Описывать во что верит человек. Объяснять почему вера помогает человеку в сложных ситуациях. Сравнивать отношение к жизни верующего человека и неверующего, в чем преимущества первого. Метапредметные результаты Приводить примеры из жизни, литературы, кинофильмов как вера помогает человеку. Объяснять, почему вы верите или не верите в Бога, что это дает вам, в чем помогает. Иллюстрировать конкретными примерами, как вера в вас ваших родителей или друзей помогла вам преодолеть трудности. | ||
10 | Добро и зло. | 1 | Предметные результаты Характеризовать добро и зло как нравственные категории. Классифицировать и сравнивать добрые и злые поступки людей Формулировать, почему надо воспитывать в себе доброе отношение к людям. Метапредметные результаты Показывать на конкретных примерах добрые и злые дела, описывать их последствия. Исследовать ситуации, когда люди совершали добрые или злые поступки, делать собственные выводы. Рассказывать о своих добрых делах, которые вы сделали или собираетесь сделать, сравнивать их с одноклассниками. | ||
11 | Что значит быть честным. | 1 | Предметные результаты Уметь объяснять понятие совесть. Характеризовать нравственные нормы как общие правила поведения в обществе. Объяснять смысл понятия «кодекс чести» Метапредметные результаты Оценивать свое поведение с позиции нравственных норм. Составить свой кодекс чести, которому вы будете следовать. Анализировать конкретные ситуации, когда человек совершает нечестные поступки, выявлять причины этого и делать собственные выводы | ||
12 | Практикум 2 | 1 | Метапредметные результаты Систематизировать и анализировать пройденный материал. Участвовать в подготовке и проведении ролевых игр. Показывать свое умение вести дискуссию Формулировать собственные выводы. Участвовать в совместной коллективной работе. Составлять рассказы по картинкам. Обсуждать и анализировать прочитанный текст. Пересказывать отрывки из произведений. Составлять план произведения. Уметь находить информацию в любом виде – тест, таблицы, схемы – и работать с ней. Выделять и классифицировать основные качества, причины или признаки. Писать эссе на заданную тему. | ||
13 | Что такое долг | 1 | Предметные результаты Объяснять смысл понятия долг Называть, в каком документе содержаться основные обязанности граждан РФ Характеризовать обязанности граждан по Конституции РФ Рассказывать в чем состоит долг родителей перед детьми, а также долг детей перед родителями. Описывать чувство ответственности и как оно воспитывается Метапредметные результаты Показывать на конкретных примерах, как люди выполняют свои конституционные обязанности. Оценивать свое поведение, выполняете ли вы свои обязанности, есть у впс чувство долга, держите ли вы данное вами слово. | ||
14 | Что значит быть порядочным человеком | 1 | Предметные результаты Характеризовать порядочность как одно из качеств высоконравственного человека. Называть качества, свойственные порядочному человеку. Объяснять, что такое порядочность и моряль. Метапредметные результаты Иллюстрировать конкретными примерами из жизни, литературы проявление порядочности. Оценивать себя с точи зрения наличия у вас качеств порядочного человека. Корректировать свое поведение. | ||
15 | Милосердие. | 1 | Предметные результаты Объяснять, что значит слово «милосердие» Характеризовать качества гуманного человека. Давать характеристику составляющих понятия «милосердие» : сочувствие, сопреживание, сострадание. Объяснять, что это лучшие качества человека. Метапредметныерезультаы Приводиьь конкретные примеры проявления людьми милосердия в жизни Оценивать и корректировать собственное поведение: проявляете ли вы милосердие, помогаете ли людям в беде. | ||
16 | Как стать добрым человеком | 1 | Предметные результаты Формулировать качества, характеризующие доброго человека Описывать условия необходимые для того, чтобы стать добрым человеком. Объяснять, почему их надо выполнять. Объяснять, почему надо давать нравственные оценки своим и чужим поступкам Метапредметные результаты Приводить примеры добрых поступков в повседневной жизни. Формулировать собственное мнение, почему так важно совершать добрые поступки. Выявлять положительных героев, на которых вы хотели бы быть похожи, и объяснять почему. | ||
17 | Практикум 3 | 1 | Метапредметные результаты Систематизировать и анализировать пройденный материал. Участвовать в подготовке и проведении ролевых игр. Показывать свое умение вести дискуссию Формулировать собственные выводы. Участвовать в совместной коллективной работе. Составлять рассказы по картинкам. Обсуждать и анализировать прочитанный текст. Пересказывать отрывки из произведений. Составлять план произведения. Уметь находить информацию в любом виде – тест, таблицы, схемы – и работать с ней. Выделять и классифицировать основные качества, причины или признаки. Писать эссе на заданную тему. | ||
Тема 2. Общение и окружение человека | 8 | Личностные результаты по теме 2 Воспитывать в себе активную позицию в общественной жизни класса, школы, затем страны. Формировать заинтересованность к учебе, своим успехам в образовании, чтобы получить достойную работу в будущем, реализовать себя и работать на благо своей семьи и процветание своей страны. Научиться жить в обществе, коллективе, семье, достойно вести себя при возникновении конфликтов, находить выходы из трудных ситуаций. Продолжать семейные традиции. Готовить себя к социальной роли – родителей. Соблюдать нравственные нормы и законы. | |||
18 | Может ли человек жить в одиночестве | 1 | Предметные результаты Объяснять почему человек не может жить в одиночестве Характеризовать одиночество Описывать внешнее и внутренне одиночество Объяснять смысл понятия гармония, почему она необходима в обществе, из чего она складывается Метапредметныерузультаты Показывать на конкретных примерах, как одиночество влияет на характер и жизнь человека. Оценивать собственное участие в создании атмосферы гармонии в обществе ( в своем классе, школе, семье) Формулировать собственные выводы, прочитав «Маленького принца» А. де Сент-Экзюпери | ||
19 | Общение – большое умение. | 1 | Предметные результаты Характеризовать понятие общение Описывать стили общения: деловое, дружеское, семейное. Сравнивать особенности, цели и средства разных стилей общения. Объяснять смысл понятия конфликт. Характеризовать межличностные конфликты, причины их возникновения и пути разрешения. Метапредметные результаты Оценивать собственное умение общаться с людьми в разных ситуациях в шкле и дома,корректировать свое поведение. Иллюстрировать на примерах разные стили общения | ||
20 | Человек и его семья | 1 | Предметные результаты Характеризовать понятие семья Описывать совместный труд членов семьи Сравнивать особенности семей современных и существовавших в России ранее, городских и деревенских. Называть основной документ, регулирующий семейные отношения – Семейный кодекс РФ Описывать семейные обычаи и традиции. Метапредметные результаты Рассказывать о собственных обязанностях в своей семье, оценивать собственное участие в ведении домашнего хозяйства. Приводить примеры семейных обычаев и традиций в своей семье | ||
21 | Родители, социальная роль. | 1 | Предметные результаты Характеризовать и сравнивать роли женщины и мужчины в семье Описывать и сравнивать поведение мальчиков и девочек, объяснять почему они с детства должны готовиться к выполнению своих гендерных ролей. Объяснять понятие социальная роль. Раскрывать основное предназначение родителей, их главные обязанности. Метапредметные результаты Показывать на конкретныхпрмерах из жизни, литературы, конофильмов проявление любви матери к своему ребенку. Рассказывать, как вы помогаете своей маме, достаточна ли ваша забота о ней. Исследовать конкретные ситуации проявления гендерных ролей в вашей семье. Систематизировать в табличной форме и сравнивать особенности поведения мальчиков и девочек | ||
22 | Школа и образование | 1 | Предметные результаты Характеризовать задачи школы. Показывать, какое место в системе образования занимает школа. Объяснять, почему так важно образование для современного человека. Метапредметные результаты Приводить примеры из жизни, литературы и конофильмов о значимости школы для человека Рассказывать о своей школе, как вы относитесь к ней Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между хорошей учебой в школе и возможностью человека реализовать себя в профессии в будущем Систематизировать информацию о системе образования в России в табличной форме | ||
23 | Что такое общество | 1 | Предметные результаты Формулировать определение понятия общество и характеризовать его Выделять и описывать основные признаки общества Классифицировать характеризовать различные сферы жизни общества. Метапредметные результаты Формулировать собственное определение понятия общество Иллюстрировать на конкретных примерах явления и процессы, относящиеся к различным сферам жизни общества. Систематизировать пройденный материал в табличной форме. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявленмя взаимосвязи сфер общества между собой, например экономической и политической. Оценивать свое участие в общественной жизни школы. | ||
24 | Каковы правила в жизни общества | 1 | Предметные результаты Объяснять, для чего нужны правила в жизни общества. Характеризовать нравственные нормы. Рассказывать о библейских заповедях, их значения для человечества. Формулировать понятие закон, характеризовать его отличие от других норм. Рассказывать об основных правах и свободах человека, называть Основной закон страны РФ, где они закреплены – Конституцию РФ. Метапредметные Иллюстрировать на конкретных примерах нарушение или соблюдение людьми нравственных норм. Исследовать конкретные ситуации нарушения прав человека | ||
25 | Практикум 4 | Метапредметные результаты Систематизировать и анализировать пройденный материал. Участвовать в подготовке и проведении ролевых игр. Показывать свое умение вести дискуссию Формулировать собственные выводы. Участвовать в совместной коллективной работе. Составлять рассказы по картинкам. Обсуждать и анализировать прочитанный текст. Пересказывать отрывки из произведений. Составлять план произведения. Уметь находить информацию в любом виде – тест, таблицы, схемы – и работать с ней. Выделять и классифицировать основные качества, причины или признаки. Писать эссе на заданную тему. | |||
Тема 3. Наша Родина – Россия- Российская Федерация | 5 | Личностные результаты по теме3 Воспитывать любовь к своей малой родине и своему Отечеству. Воспитывать уважение к своему народу и чувство единения с ним. Формировать толерантное отношение к людям разных национальностей, проживающих в нашей стране. Воспитывать уважение к государственным символам России, патриотизм, чувство гордости за свою страну. | |||
26 | Малая и большая Родина | 1 | Предметные результаты Характеризовать понятие «малая родина» Рассказывать о своей стране – Родине. Объяснять, почему люди любят свою Отчизну. Метапредметные результаты Написать эссе о своей малой родине. Рассказывать о защитниках Родины, если возможно, членах своей семьи. | ||
27 | Мы живем в России. | 1 | Предметные результаты Знать, как называется нашастрана, о богатстве нашей страны, характеризовать Россию, как многонациональное государство, перечислять какие народы проживают в нашей стране, как они называются вместе. Метапредметные результаты Иллюстрировать примерами из литературы отношение к России русских писателей, поэтов. Использовать дополнительные источники для подготовки сообщения, какие народы проживают в нашем городе, области, республике. | ||
28 | Символы России | 1 | Предметные результаты Объяснять смысл понятия государственные символы. Рассказывать об истории российского герба, флага и гимна. Метапредметные результаты Иллюстрировать на конкретных примерах отношение солдат к своему знамени во время Великой Отечественной ВОЙНЫ. Подготовить проект или презентацию об истории Государственного герба в России. Написать эссе о истории русского флага | ||
29 | Символы России. Гимн. | 1 | Предметные результаты Объяснять смысл слова гимн. Рассказывать о гимнах разных стран. Рассказывать об истории государственных гимнов в России. Метапредметные результаты Иллюстрировать примерами ситуации исполнения Государственного гимна РФ. Продемонстрировать свое знание слов и музыки Государственного гимна России. Описать свои чувства, когда в конце спортивных соревнований исполняется российский гимн и флаг нашей страны | ||
30 | Практикум 5 | 1 | Метапредметные результаты Систематизировать и анализировать пройденный материал. Участвовать в подготовке и проведении ролевых игр. Показывать свое умение вести дискуссию Формулировать собственные выводы. Участвовать в совместной коллективной работе. Составлять рассказы по картинкам. Обсуждать и анализировать прочитанный текст. Пересказывать отрывки из произведений. Составлять план произведения. Уметь находить информацию в любом виде – тест, таблицы, схемы – и работать с ней. Выделять и классифицировать основные качества, причины или признаки. Писать эссе на заданную тему. | ||
31-34 | Резервное время. | 5 | Проектная деятельность учащихся по пройденным темам. Повторение и обобщение изученных тем. |
Учебно – методический комплект
Авторская программа по обществознанию Никитина А. Ф. «Обществознание». Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11кл. /А. Ф. Никитин.- М.: Дрофа. 2008.Соответствует Федеральному компоненту Государственного стандарта образования.
.
Учебник:Никитин А.Ф. Никитина Т.И. Обществознание. 5 класс.
Обществознание. 5 класс. Электронное приложение к учебнику.
Болотина Т.В., Мишина И.А. Обществознание. 5 класс. Методическое пособие
Болотина Т.В., Мишина И.А. Обществознание. 5 класс. Рабочая тетрадь.
Дополнительная литература
Учебник: А.Ф.Никитин. Основы обществознания. Москва, Дрофа, 2008.
Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/
Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Т. Кинкулькина.— М., 2006
Методические рекомендации по курсу Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Т. Кинкулькина.— М., 2006.
Соболева О.Б. Обществознание 7 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ О.Б.Соболева. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Котова О.А. Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь.7 класс. М. – «Просвещение»,2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...