"Научное познание" 10 класс
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Архипова Елена Владимировна

Тема урока: «Научное познание».

1.     Цели урока:

§  Образовательная цель: ознакомить учащихся  с основными особенностями методологии научного мышления, методами научного познания;

§  Продолжить развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, а также продолжаем развивать умение работать с опорным конспектом, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;  

§  Воспитательная цель: способствовать выработке гражданской позиции учащихся; воспитание стремления к реализации своих коммуникативных способностей.

 

2.       Понятия: наука, научное познание, научная теория, эмпирический закон, гипотеза, научный эксперимент, моделирование, научная революция, дифференциация, интеграция;

3.       Тип урока: урок практическое занятие

4.       Оборудование урока:

Ø  Мультимедиа

Ø  Материалы для групп

Ø  Опорный конспект

5.       Литература:

·         Обществознание: Учебник для 10 класса. Часть 1./А.И. Кравченко;

·         Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М. и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2010. 

·         Обществознание: учебник для 10 кл.: базовый уровень. Боголюбов Л.Н. и др. 5-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 351 с;

·         Поурочные разработки по обществознанию. Базов.уровень. 10кл. Бегенеева Т.П. 2010- с.288

·         Школьный словарь по обществознанию. 10 — 11 кл. - М.: Просвещение, 2010.

       7.План урока:

1. ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

2. УРОВНИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

3. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

4. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

5. НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ

6. научное мышление и современный человек

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_ur._nauchnoe_poznanie.docx32.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Научное познание». 

  1. Цели урока: 
  • Образовательная цель: ознакомить учащихся  с основными особенностями методологии научного мышления, методами научного познания;
  • Продолжить развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, а также продолжаем развивать умение работать с опорным конспектом, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;  
  • Воспитательная цель: способствовать выработке гражданской позиции учащихся; воспитание стремления к реализации своих коммуникативных способностей.

  1. Понятия: наука, научное познание, научная теория, эмпирический закон, гипотеза, научный эксперимент, моделирование, научная революция, дифференциация, интеграция;
  2. Тип урока: урок практическое занятие
  1. Оборудование урока:
  • Мультимедиа
  • Материалы для групп
  • Опорный конспект
  1. Литература:
  • Обществознание: Учебник для 10 класса. Часть 1./А.И. Кравченко;
  • Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М. и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2010. 
  • Обществознание: учебник для 10 кл.: базовый уровень. Боголюбов Л.Н. и др. 5-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 351 с;
  • Поурочные разработки по обществознанию. Базов.уровень. 10кл. Бегенеева Т.П. 2010- с.288
  • Школьный словарь по обществознанию. 10 — 11 кл. - М.: Просвещение, 2010.

       7.План урока:

1. ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

2. УРОВНИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

3. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

4. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

5. НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ

6. научное мышление и современный человек

Ход урока.

Методы и методические приемы

Содержание урока

Виды деятельности учащихся

Прогнозируемый результат

Организационный момент.

«Мозговой штурм»

Работа с опорным конспектом

Работа в группах

Заключительная беседа

Здравствуйте! Я очень рада вас всех видеть.

Давайте с вами отметим отсутствующих.

Проверьте наличие учебника, тетради и письменных принадлежностей у вас на столах.

Давайте проверим домашнее задание!

Охарактеризуйте способы ненаучного познания:

 1. «миф» и «опыт»

2. «народная мудрость» и «паранаука»

Вопрос для всех:

  • Можно ли утверждать, что ненаучное познание ведет человека к истине? Ответ аргументируйте.

Выберите  высказывание, которое является научной истиной?

  • У каждого человека есть своя аура
  • Каждый человек стремится к материальному достатку
  • У каждого человека есть свой ангел -хранитель
  • Каждый человек обладает набором генов- носителей наследственности

Да, вы правы! Последнее  высказывание  является научной истина, на чем мы и остановимся подробнее сегодня.

Тема урока: научное познание.

У вас на столах лежат опорные конспекты, которые будем заполнять на протяжении всего урока.

Разберем 6 вопросов:

1. ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

2. УРОВНИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

3. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

4. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

5. НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ

6. научное мышление и современный человек

Ребята, а что  вы подразумеваете под наукой?

Итак, зафиксируйте себе:

  • Наука – это теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны и основанные на данных научных исследований.

  • Научное познание это объективное, истинное знание, полученное в ходе проверки и перепроверки.

Сейчас разделимся на 6 групп, каждая получит задание, которое будет соответствовать вопросу из конспекта.

В конце урока я проверю наполняемость ваших конспектов

  1. Группа отвечает: Особенности научного познания

  1. Уровни научного знания

  1. Методы научного познания

  1. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

  1. Как происходят научные революции

  1. Научное мышление и современный человек

повторим…

  1. Каковы основные отличия научного познания от обыденного?

  1. Чем характеризуется эмпирический уровень научных знаний?

3) Что присуще теоретическому уровню науки?

Таким образом: Действительность постигается человечеством различными путями и способами. Основным из них уже на протяжении нескольких веков является наука. Добытые ею знания лежат в основе новейших технологий, промышленного производства, медицины, образования и многих других областей деятельности.

Теперь запишем задание нам дом: учебник -§24 (Л.Н. Боголюбов),

Спасибо, за урок, сегодня вы хорошо работали!

Выставляю оценки…

отвечают

отвечают

Ребята фиксируют в конспекте

Чертят схему

(см. конспект)

Заканчивают схему (см. слайд)

Дают определение

фиксируют

схема

отвечают

Дети записывают домашнее задание

4 высказывание является научной истиной

сфера человеческой деятельности;

вид познавательной деятельности…

  1. Стремление к объективности.
  2. Имеет дело с особым набором объектов реальности.
  3. Наука имеет специальный язык.
  4. Специфика научных знаний .
  5. Взаимосвязь и системность научных знаний.

  • Эмпирический
  • Теоретический

Дифференциация (от лат. differentia — разность) означает разделение, расчленение целого на части, формы и т.п.

Интеграция(от лат. integration — восстановление) фиксирует обратный процесс — сближение и связь различных частей, процессов, явлений.

Американский философ Т. Кун предложил другую концепцию развития науки. согласно которой оно идет через периодические и коренные изменения в системе научных знаний, т. е. через научные революции.

2 типа людей:

  • Ориентированы на науку 

Активны;

внутренне независимы;

открыты новым идеям;

быстро приспосабливаются к новым условиям.

  • Ориентированы на вненаучные картины мира

Установка на практическую пользу;

Интерес к таинственному и чудесному

  1. Стремление к объективности
  2. Имеет дело с особым набором объектов реальности.
  3. Наука имеет специальный язык.
  4. Специфика научных знаний .
  5. Взаимосвязь и системность научных знаний.

 Основу науки составляют точно установленные факты, а также выявленные в ходе наблюдений и эксперимента, обобщения и систематизации полученных данных закономерные связи между ними — эмпирические законы. Эти факты и законы образуют эмпирический (от греч. empeiria — опыт) уровень научного знания.

Оно имеет дело с такими связями и отношениями, которые охватывают очень широкий класс явлений, а также такими объектами, которые нельзя непосредственно наблюдать, — идеальными объектами (идеальный газ, абсолютно черное тело, общественно-экономическая формация и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Научная статья "Научно-популярный текст на уроках английского языка"

 Статья опубликована в сборнике "Педагогический вестник Карелии №4 (23) 2008....

Формирование научного типа мышления, владение научной терминалогией, ключевыми понятиями, методами и приёмами

Данная статья посвящена владению учащимися прочными основами и методами научного познания в школьном курсе физики....

Научно-практическая конференция "Научная Одиссея"

II место в открытой научно-практической конференции...

Мастер-класс "Использование мобильного интерактивного оборудования как один из способов формирования научного мировоззрения обучающихся на занятиях естественно-научного цикла"

Данный мастер-класс проводился в рамках августовского педагогического совещания работников образования в 2014 году.Цель мастер-класса:  создание оптимальной среды, позволяющей участникам мастер-к...