Урок обществознания в 9 классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность".
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему
При проведении урока используется метапредметность "задача". Работая в группах ученики учатся решать проблемные и ситуативные задачи, знакомятся с отдельными статьями Уголовного Кодекса. Использование притч позволяет более широко раскрыть понятие "ответственность", "вина".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_9_kl.docx | 37.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Правонарушения и юридическая ответственность.
Личностные
Цель: заинтересовать не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны.
Задачи:
- Развивать волю, самостоятельность, умение владеть собой:
- решать проблемные задания с последующим коллективным обсуждением и оценкой результатов самостоятельной деятельности.
Метапредметные:
Цель: раскрыть схему метапредмета «Задача»
Задачи:
- объяснять явления и процессы социальной действительности с моральной и юридической позиций;
- развить коммуникативные навыки: аргументировать свою позицию в ходе дискуссии, строить монологическую речь, следовать этическим нормам и правилам ведения дискуссии;
- решать практические задачи, использовать элементы причинно-следственного анализа;
Предметные:
Цель: понять опасность некоторых поступков людей, показать неотвратимость ответственности за их совершение.
Задачи:
– знать, что представляют собой проступки и преступления, совершенные людьми;
– уметь анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением;
– знать, что такое юридическая ответственность, и какие виды ответственности существуют;
– знать, что представляет собой принцип «презумпция невиновности».
Ход урока.
Слайд 1 -задача
- Ситуация неожиданности (мотивация)
Здравствуйте ребята, уважаемые гости.
Ребята вы любите месяц декабрь? За что?
Да скоро самый любимый праздник Новый год. Это единственный праздник на земле, когда всем и все дарят подарки. Я прошу вас, ребята занять места за партами, выбрав приглянувшийся вам подарок и гостинец.
Дети рассаживают по группам:
Что не хватило гостинцев? Я предлагаю вам поделить их между вашей группой, чтобы хватило всем.
На нашем уроке вы преодолели трудность, решили простенькую задачу.
Как часто вам приходится решать задачи в вашей жизни?
Я предлагаю вам решить ещё несколько жизненных задач. Продолжите -
Задача «Иметь», Задачи «быть», Задачи «делать», Задачи «знать» – эти задачи называют колесом жизни.
Что такое задача?
Обратимся к словарю.
Слайд 2 – словарь
Большой психологический словарь. Задача-вопрос, ответ на который представляет практический или теоретический интерес.
Задача-стоящая перед человеком цель, которую надлежит ему выполнить в определенных условиях.
Словарь Ожигова. Задача - это то, что требует исполнения, разрешения.
Современный толковый словарь русского языка. Задача - обстоятельства, затруднения, которые надо преодолеть.
Человечеству во все времена приходится решать самые разные задачи. Послушайте,пожалуйста притчу.
« Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его: « Омудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?» Мудрец на мгновение задумался и ответил:
«Ты глупый молодой дурак. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком невежествен». Услышав такое, молодой воин рассвирепел. « Да за такие слова я готов убить тебя!» - закричал он и выхватил меч из ножен, чтобы покарать мудреца. В это же мгновение мудрец сказал:
«Вот это и есть ад». После этих слов молодой воин вложил меч в ножны. « А вот это и есть небеса», заметил старец.
О чем эта притча?
Правильно о нас с вами… Каждый из нас проживая среди людей совершает поступки с целью доказать свою правоту или занять свое место в обществе. Часто это приводит к разногласиям в обществе. Напомним, что важным признаком человечества является способность регулировать свое поведение.
Что придумали люди для урегулирования общественных отношений?(Законы, которые содержат нормы права)
Слайд 3 – салическая правда
Дайте определения понятию «норма права»?
(нормы праваохраняемые государством общеобязательное правило, которое регулирует общественные отношения, устанавливая определённые права и обязанности)
Большинство поступков, совершаемых человеком в обществе, носит правовой характер. Право регулирует порядка 70% всех наших общественных отношений.
Как вы думаете, почему в тех или иных ситуациях человек следуете в своём поведении определённым предписаниям права?
(Боится наказания, понимаете, что это важно для стабильности в обществе или не задумываясь, поступаете так в силу того, что так поступают другие.)
Независимо от причины мы совершаем поступки, которые характеризуют наше поведение как правомерное, то есть соответствующее нормам право.
Все ли соблюдают правовые нормы?
Как вы считаете, будет называться такое поведение? О чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте первую часть темы урока.
Слайд 4- «Правонарушения»
Сформулируйте цель урока.
Главная цель урока раскрыть сущность понятия правонарушения.
Для достижения этой цели, что нам необходимо знать?
Возможные ответы:
Слайд 5 – цель, задачи
Что такое правонарушение? Какие признаки есть у правонарушения? Какие поступки считаются противоправными? Почему важно знать, что считается правонарушением? Итак, мы совместно поставили задачи, которые предопределили план урока.
Нам предстоит решить задачи.
Цель нашей работы: дать определение понятию правонарушение и определить его признаки.
Попытайтесь дать свое определение понятию «правонарушение».
- Посмотрим, как трактуется понятие «правонарушение» в обществоведческом словаре (в конце учебника) в юридическом словаре.
Слайд 6- понятие правонарушение( на доске 1 задача)
Правонарушение - это противоправное деяние, причиняющее вред личности, государству, обществу и наказуемое по закону.
Запишите определение в тетрадь.
Исходя, из определений понятия можно выделить признаки противоправного поведения. Прочтите определения и выделите признаки правонарушения.
Какие признаки вы выделили?
Слайд 7- признаки правонарушения - ( на доске задача 2)
Признаки правонарушения: (запись в тетрадь по ходу обсуждения)
- Противоправное поведение (деяния) человека, которое выражается в действии или бездействие.
Как вы понимаете противоправное поведение?(Не может быть правонарушения, если не нарушены правовые нормы).
Так, если в законе нет нормы, обязывающей людей здороваться при встрече, то несоблюдение этого правила, хотя и будет невежливостью, правонарушением не считается.
Приведите пример действия и бездействия
Примерные ответы: Примером действия может служить:
-превышение скорости автомобиля, которое привело к аварии; - кража чужой вещи.
Может ли бездействие стать противоправным деянием?
Бездействие - это тоже деяние, это неисполнение к.-л. действия, например,- неуплата налогов;- неоказание помощи больному.
2.общественная опасность (вредность).
Совершение правонарушения причиняет вред другим людям или всему обществу.- приведите примеры
- Наказуемость.
4.Виновность. ( работа со вторым определением)
Т.е. деяние, предполагающее наличие вины.
Что такое вина ? Найдите определение на стр 86.
Слайд 7 – вина
ВИНА-это психическое отношение правонарушителя к собственному поведению и его результатам.( запись в тетрадь)
Вина связана с тем, есть ли у человека желание совершить правонарушение или нет, осознанно ли он совершал деяние, как он относится к наступившим последствиям.
Рассмотрим ситуации и определим виновность человека:
Рассмотрим ситуации и определим виновность человека:
I группа .
Неуравновешенный человек в маске открыл стрельбу на улице, в результате которой были ранены прохожие.
II группа.
Водитель ведет автомобиль на недозволенно высокой скорости, рассчитывая на свой профессионализм, и вдруг сбивает пешехода.
III группа.
Ученик Киселев совершил кражу компьютера из кабинета физики средней школы №32 г. Лыково.
IVгруппа. Туристы оставили костер в лесу, в результате которого случился пожар.
Определите можно ли граждан, совершавших деяния считать виновными?
(ответы учеников) Опираясь, на ваши ответы делаем вывод. Вина может быть выражена в различных формах:
Анимация 8 слайда.
Неосторожность САМОНОДЕЯННОСТЬ (лицо знало о последствиях, но рассчитывало их избежать), ХАЛАТНОСТЬ (лицо знало о последствиях, хотя и могло их предотвратить)
Умысел ПРЯМОЙ (лицо желало последствий), КОСВЕННЫЙ (лицо допускало последствия)
Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков не позволяет рассматривать действие как правонарушение.
Итак, мы выяснили, что правонарушение – это опасное деяние, которое предполагает наличие субъекта (лица) совершавшее действие и объекта на которого это действие направленно.
Что может являться объектом правонарушения?(человек, государство, имущество, общество)
Субъектом правонарушение может считаться дееспособное лицо.
Для того что бы узнать, что такое дееспособность обратимся к нашим юридическим консультантам. (Гражданский кодекс)
Дайте определения понятию – «дееспособность». С какого возраста она наступает?
Дееспособность-способность распоряжаться правами и нести ответственность. ( запись в тетрадь)
С какого возраста наступает полная дееспособность?
Слайд 9 – дееспособность
Мы с вами готовы сделать первый вывод после цепочки рассуждений. Что такое правонарушение?
Слайд 10 – определение.
Правонарушение - это виновное общественно опасное деяние, которое совершает дееспособный субъект и которое противоречит праву.
Мы можем определить виды правонарушения по степени общественной опасности. Их можно разделить на виды:
Слайд №11(запись в тетрадь)
• преступление
• проступок
Чем проступок отличается от преступления?
Рассмотрим ситуации. В каком случае будет проступок, а в каком преступление?
Рассмотрим ситуации.
1.Водитель автомобиля решил проскочить на красный свет светофора, опаздывая на работу. Пешеходов и машин вблизи не было.
2.Водитель автомобиля решил проскочить на красный свет светофора, опаздывая на работу. Пешеходов и машин вблизи не было. Но вдруг на дорогу выбежал мальчик, водитель не успел затормозить, и мальчик получил увечья.
В какой ситуации действия водителя будут рассматриваться как проступок, а в какой как преступления?
Рассматривая эту ситуацию, какой вывод мы можем сделать?
Вывод: проступок от преступления отделяет тонкая условная грань, в любую минуту он может стать особо опасным. Давайте рассмотрим это на примерах.
Выполните задание № 2 стр 93(в классе и дома)
Итак, мы с вами выяснили, что преступление является наиболее опасным видом правонарушения. Одним из признаков преступления является признание человека виновным.
Мы решили задачу «Какие проступки считаются противоправными»( на доску 3 задача)
Кто определяет, виновен человек или нет?
Виновность человека может быть признана только судом, исходя из состава преступления. Мы переходим к рассмотрению 4 задачи – вывешиваю на доску
Слайд 13- преступление.
Дайте определение понятию – преступление.
Слайд№16
Работа в группах. Рассмотрите ситуации, определите какое преступление было совершено?
I группа.
Иванов и Сидоров, имевшие при себе пистолет ПМ, совершили налет на пункт обмена валюты. Они разоружили охранников и потребовали отдать всю валюту.
II группа.
Гражданин И. с 16-летним сыном ехал на автомобили с дачи. По пути домой отцу стало плохо, и он передал управления автомобилем сыну. Но сын не сумел проехать на повороте и с толкнулся с «Волгой». От удара шофер получил телесные повреждения.
III группа.
Выйдя на свободу, Горинов познакомился с группой несовершеннолетних, решив приучить их к романтике жизни. По его плану несовершеннолетние проникли на дачу к профессору и вынесли драгоценности и телевизор.
IVгруппа.
Чулков обратился с просьбой к Ивановой сдать ему квартиру. Иванова не согласилась из-за разногласий в цене. Через несколько дней Чулков подложил под дверь квартиры взрывное устройство, которое привело к сильному пожару в этой квартире.
С какого возраста наступает ответственность за совершение преступлений?
Слайд 14- (за особо тяжкие преступления)
Я предлагаю вам послушать ещё одну притчу.
Жили-были в соседних домах две семьи: верующая и семья неверующих. Неверующие все время ссорятся, бьются, а у верующих всегда тишина и взаимопонимания. Жена неверующего соседа говорит мужу:
– Сходи к соседям и посмотри, что такого они делают, почему у них всегда все хорошо?
Ушел муж, укрылся недалеко и наблюдает. Вот видит, женщина моет пол в доме, вдруг что-то ее отвлекло, и она побежала на кухню. В это время ее мужу надо было срочно в дом. Он не заметил ведро с водой, зацепил его и вода разлилась.
Тут пришла жена, извиняется перед мужем, говорит:
– Прости, дорогой, я виновата: я оставила ведро на проходе. Он:
– Нет, ты извини, я виноват: не увидел его у себя под ногами.
Неверующий человек расстроился и пошел домой. В доме жена спрашивает:
– Ну что, посмотрел?
Мужчина:
– Да!
Жена:
– Ну и что?
Мужчина:
– Все понял! У нас всегда ВСЕ ПРАВЫ, а у них всегда ВСЕ ВИНОВАТЫЕ.
О чем эта притча поведала нам?
Вот таким тонким житейским примером притча дает нам понять о важности умения брать на себя ответственность. И так второй частью темой нашего урока будет юридическая ответственность.
Что такое юридическая ответственность? (ответственность перед законом и судом) – в тетрадь.
Какую цель мы поставим?
Цель: какие виды ответственности существуют;
Слайд 15- юрид ответственность
Уголовная
Административная
Гражданская.
Дисциплинарная и материальная.
В каких случаях наступает уголовная ответственность?
Особо надо сказать об административной ответственности. Её несут те, кто совершил административное правонарушение (мелкое хулиганство, появление в нетрезвом виде в общественных местах, нарушение паспортных правил, неявка по вывозу в военный комиссариат и т.д.).
Наиболее распространенными административными проступками являются нецензурная брань, распитие спиртных напитков, появление в общественных местах в состоянии опьянения и т.д.
Какая ответственность наступает за эти правонарушения?
Обратимся за консультацией в юридическуюконкультацию.
Статья | Правонарушение | Ответственность |
20.1. | Мелкое хулиганство, т.е. демонстративное нарушение общественного порядка (нецензурная брань в общественных местах, шум, мешающий спать, после 23 чесов и т.п.) | Штраф: 5-10 МРОТ или арест до 15 суток |
20.4. | Нарушение правил пожарной безопасности (в т.ч. курение в неположенном месте) | Штраф: 5-10 МРОТ, а если нарушение привело к пожару, штраф-15-20 МРОТ |
20.20. | Распитие спиртных напитков в общественных местах. | Штраф: 3-5 МРОТ |
20.21. | Появление в общественных местах в состоянии опьянения. | Штраф: 1-5 МРОТ или арест до 15 суток. |
Кроме штрафа и ареста к административным взысканиям относят:
Предупреждение, возмездное изъятие предмета конфискация, лишение специального права, исправительные работы, административное выдворение за пределы РФ (применяется к иностранцам, лицам без гражданства).
В каких случаях наступает дисциплинарная ответственность? за нарушение правил службы, трудовой дисциплины.
В кодексе законов о труде указаны виды дисциплинарных взысканий. Это замечание, выговор, строгий выговор и увольнение.
В результате нарушения гражданских правоотношений возникает гражданско-правовая ответственность, предусматривающая полное возмещение вреда.
Закрепление материала
- Под какую ответственность подпадают:
А) ограбление банка;
Б) опоздание на работу;
В) проезд без билета в общественном транспорте;
Г) нелегальное хранение оружия;
Д) превышение скорости на личной машине;
Е) нанесение тяжких телесных повреждений в драке;
Ж) подделка паспорта.
Ученик переходил улицу на красный сигнал светофора (административный проступок).
2. Подростки поджигали кнопки лифтов жилых домов и писали на стенах нецензурные слова (административные проступок).
3. Гражданка Коврова не выполняла свои договорные обязательства о найме жилья (гражданские проступок).
4. Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики (уголовное преступление).
5. Гражданин Самохвалов не явился в суд для исполнения обязанностей присяжных заседателей (административный проступок).
Слайд 16 – виды наказаний
Что такое презумпция невиновности?
Слайд 17- презумпция
Какие задачи нам удалось сегодня решить?
Слайд 18- слова Вольтера.
Великие всегда дают мудрые советы
Рефлексия:
Я предлагаю выбрать вам шляпу и объяснить свой выбор.
Д/З п 10 стр 85-93, задание № 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обществознания 11 класс. Тема урока. Глобализация – понимание, основные направления, противоречия и возникающие проблемы.
Компонент знаний- давать определения основным понятиям, связанным с глобализацией;-называть основные сферы и характеристики процесса глобализации, позитивы и издержки процесса глобал...
Урок обществознания в 9-м классе "Правонарушения и виды юридической ответственности"
Урок обществознания в 9-м классе "Правонарушения и виды юридической ответственности"...
Разработка урока в 9 классе "Правонарушение и виды юридической ответственности"
Материал по разделу "Право" о понятии, признаках, видах правонарушений и юридической отвественности...
Урок обществознания в 9 классе "Правонарушения и виды юридической ответственности"
Применение современной образовательной технологии - "Технология развития критического мышления"...
Урок обществознания 7 класс тема:Правонарушения и юридическая ответственность
урок обществознания 7 класс по теме: Правонарушения и юридическая ответственность....
Презентация к урока обществознание в классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность"
Презентация по параграфу "Првонарушения и юр.ответственность" 9 класс...
Образовательное занятие по обществознанию в 9 кл "Правонарушения и юридическая ответственность"
Обучающее занятие практико-ориентированное. Выполнение предложеных заданий поможет детям разобраться в терминологии и правильно определять проступок и правонарушение, что позволит хорошо сдать ОГЭ....