Образовательное занятие по обществознанию в 9 кл "Правонарушения и юридическая ответственность"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)
Обучающее занятие практико-ориентированное. Выполнение предложеных заданий поможет детям разобраться в терминологии и правильно определять проступок и правонарушение, что позволит хорошо сдать ОГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_po_obshchestvoznaniyu_9_kl_2019.docx | 30.21 КБ |
pril.ppt | 567.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательное занятие по обществознанию в 9 классе
«Правонарушения и юридическая ответственность».
Цель урока:расширить и углубить представления учащихся о юридической ответственности за совершение правонарушений.
УУД
Личностные: обеспечивать ценностно-смысловую значимость правомерного поведения; знать и понимать свои права и обязанности, уважать права окружающих людей.
Регулятивные: организация учебной деятельности учащихся путем соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно.
Коммуникативные: развитие социальной компетентности, умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Познавательные: обеспечить смысловую ориентацию учащихся на самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Ожидаемые учебные результаты
Личностные:
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества;
- осмысление социально-нравственного опыта поколений;
- формирование способности к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- формирование представления о значимости правомерного поведения современного человека на примерах их повседневной жизни.
Метапредметные:
- овладение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности;
- развитие умений работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты общественной жизни);
- развитие умения решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;
- развитие умения работать в коллективе.
Предметные:
- формирование умения систематизировать информацию из различных источников;
- формирование умения работать в команде;
- формирование умения применять полученные знания на практике и в повседневной жизни.
Основные понятия: правонарушения, виды правонарушений, преступления, проступок, юридическая ответственность.
- Изучение нового материала.
Добрый день и добрый час
Рада видеть вас сейчас.
Я занятие начинаю
И присесть вас приглашаю.
Тема нашего занятия: «Правонарушения и юридическая ответственность».
Из каких двух частей состоит тема занятия?
Значит, о чем нам предстоит говорить? Каковы цели занятия?
(Постановка целей урока вместе с учащимися)
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
«Почему люди нарушают законы, которые они же создают для урегулирования своей жизни?».
В чем причина преступности?
Как можно предотвратить преступность?
(Выслушиваем ответы детей).
-Эта проблема волновала людей давно. Существуют разные точки зрения на эту проблему.
РАБОТА В ГРУППАХ.
- Антропологи считают, что физиологические особенности организма человека влияют на преступность. У потенциальных преступников особое устройство черепа, есть психические аномалии, и другие проблемы.
- На преступность влияет воспитание и социальная среда.
- Уровень жизни предопределяет преступность в обществе. Нищета толкает человека на совершение преступлений.
-Попытайтесь доказать и одновременно опровергнуть эти тезисы.
(Выслушиваем ответы детей).
-Значит, поведение человека в обществе, с точки зрения права может быть правомерным, т.е. соответствовать нормам права, а также противоправным, т.е. нарушающим правовые нормы.
Противоправное поведение человека является опасным для общества и совершаемые в его рамках поступки являются правонарушениями.
Что такое правонарушение? (термин)
Работа в парах
-Установите соотношения между признаками правонарушений и их характеристиками.
ПРИЗНАКИ ПРАВОНАРУШЕНИЯ:
ПРИЗНАК КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Противоправность Нарушение требований действующего
правового закона, т.е. норм действующего
права.
Общественная вредность юридическая оценка (квалификация)
поведения людей с точки зрения права,
вредные последствия могут быть связаны
со смертью людей, причинением вреда
их здоровью или повреждению
имущества.
Виновность (умысел или осознанно-волевой характер
неосторожность) противоправного деяния.
Деяние (действие или активное или пассивное поведение, бездействие) которое повлекло за собой причинение
вреда человеку или обществу
-Как вы считаете, какой признак является основным в определении правонарушения? (Противоправность) Почему?
-По степени опасности правонарушение можно разделить на преступление и проступок. Дайте определение этим понятиям.
(Преступление – виновно-совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.
Проступок – отличается меньшей степенью вреда.)
- В чем их отличия, рассмотрим на примере.
1. Дмитрий Сонин, 20 лет, торопясь в зоомагазин, перебегал улицу перед близко идущим транспортом, хотя в 20 метрах находился подземный переход. Водитель грузового автомобиля Мальцев, во избежание наезда на Дмитрия, круто повернул вправо и наехал на столб уличного освещения, повредив столб и автомашину. | 2. Десятиклассник Сергей шел домой. На пустынной улице к нему подошли двое подвыпивших ребят, Вадим и Игорь. Они начали оскорблять его, жестоко избили и нанесли ему несколько ножевых ранений, затем скрылись в неизвестном направлении. От полученных травм Сергей скончался в больнице. |
Назовите три признака отличия преступления от проступка:
1. Совершенное должно быть очень опасным для человека, общества и государства.
2. Деяние должно нарушать нормы уголовного права.
3. Человек должен быть виновен в содеянном.
Поработаем с текстом в группах. Определите, что является проступком, что –преступлением, опираясь на те признаки, которые мы определили.
- Кража денег из банка (преступление)
- Повреждение дерева (проступок)
- Клевета на человека (проступок)
- Убийство человека (преступление)
- Азартные игры(проступок)
- Ограбление прохожего (преступление)
- Нарушение техники безопасности (проступок)
- Террорист попытался угнать самолет (преступление)
- Рабочий совершил прогул (проступок)
- Девушка похитила чужого ребенка (преступление)
- Дебош в общественном месте (проступок)
- Ложное сообщение об акте терроризма (преступление)
- Распитие спиртных напитков в общественном месте (проступок)
- Переход дороги на красный свет светофора (проступок)
- Прочитайте высказывание :"Каково твоё деяние, таково и воздаяние"
-Как вы думаете, что они имели в виду?
(речь идет об ответственности за правонарушения).
-Одним из средств борьбы с правонарушениями с целью обеспечения правомерного поведения является юридическая ответственность.
-Что такое юридическая ответственность? (Юридическая ответственность – применение мер государственного принуждения за совершенное правонарушение, т.е. это ответственность перед законом, перед судом, выражена в форме наказания.)
-На основе своего социального опыта назовите виды юридической ответственности (уголовная, гражданская, административная, дисциплинарная, материальная).
-А почему мы не называем здесь моральную ответственность?
-Как вы думаете, от чего зависит строгость наказания?
-Обратимся к учебнику стр. 84. Процитируйте, какое наказание наступает за нарушение перечисленных видов юридической ответственности.
А теперь поработаем с документом. На листе у вас есть текст и три вопроса, на которые вы должны дать ответы. У вас три-пять минут.
- С какого возраста наступает уголовная ответственность?
- За какие преступления уголовная ответственность наступает с 14 лет?
- В каком случае уголовная ответственность не наступает?
СТ 20 УК РФ. 1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.
2. Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кражу (статья 158), грабеж (статья 161), разбой (статья 162), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167 УК РФ), террористический акт (статья 205), прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (статья 205.3), участие в террористическом сообществе (часть вторая статьи 205.4), участие в деятельности террористической организации (часть вторая статьи 205.5), несообщение о преступлении (статья 205.6), захват заложника (статья 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), участие в незаконном вооруженном формировании (часть вторая статьи 208), угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (статья 211), участие в массовых беспорядках (часть вторая статьи 212), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (части вторая и третья статьи 213), вандализм (статья 214), незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств (статья 222.1), незаконное изготовление взрывчатых веществ или взрывных устройств (статья 223.1), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (статья 277), нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (статья 360), акт международного терроризма (статья 361 УК РФ). 3. Если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного частями первой или второй настоящей статьи, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.
3. Если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного частями первой или второй настоящей статьи, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.
- Закрепление изученного материала.
(На слайдах)
Игра «Верно или нет?»
Из предложенных ситуаций выберите те, за которые наступает уголовная ответственность.
- Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу. +
- Друзья решили посмотреть, как устроено ружье, купленное отцом одного из них. Играя, один направил ружье на другого и нажал курок. Неожиданно для обоих ружье выстрелило, один из подростков погиб. +
- Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло.
- На перемене подросток зашел в раздевалку и забрал понравившуюся чужую меховую шапку. +
- Подростки курили в школьном туалете.
- Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору школы и сообщил, что в школе заложена бомба. +
- Подросток остановил первоклассника и потребовал у него денег. +
- Подросток перебежал улицу на запрещающий сигнал светофора.
Задание № 1. Определите, к каким видам правонарушений относится деяние и какая ответственность последует:
- Ученик переходил улицу на красный сигнал светофора (административный проступок).
- Подростки поджигали кнопки лифтов жилых домов и писали на стенах нецензурные слова (административные проступок).
- Гражданка Коврова не выполняла свои договорные обязательства о найме жилья (гражданские проступок).
- Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики (уголовное преступление).
- Гражданин Самохвалов не явился в суд для исполнения обязанностей присяжных заседателей (административный проступок).
Задание № 2. О каких видах юридической ответственности идет речь? (работа в группах)
- Этот вид ответственности был установлен судом. Иного порядка ее установления, кроме судебного, законом не предусмотрено. (уголовная)
- Ответственность за данный проступок была установлена органами ГАИ, наложившими на нарушителя штраф в размере трех минимальных окладов. (административная)
- Этот вид ответственности всегда имеет имущественных характер. На этот раз суд потребовал возмещения нанесенного материального и морального ущерба. (гражданская)
- Ответственность за данное правонарушение состояла в увольнении работника, его совершившего. (дисциплинарная)
- Подведение итогов.
Т.о. что вы сегодня полезного узнали на уроке?
Пригодится ли эта информация вам в жизни?
IV. § 10, стр.93, зад.№ 1, 2.
И напоследок . интересные факты из судебной практики.
Английский судья Д. Кромби считает, что в законодательстве различных стран встречается немало «странностей». Эти «странности» он собрал в книге «Самые глупые законы мира». И вот лишь некоторые из них:
- Англия. Начиная с XII века для мужчин противозаконным поведение считается бить жену после 9 часов вечера.
- Франция. Для владельце свиней противозаконным считается называть поросенка «Наполеон».
- Запрещается сажать и парковать летающие тарелки в виноградниках по всей территории Франции.
- Канада. Подниматься на борт летящего самолета запрещено законом.
- США. Пассажирам запрещается выходить из самолета во время полета.
- Передвижение на моторной лодке по городским улицам считается правонарушением.
- США (штат Колорадо). В ходе свадебной церемонии противозаконным считается бросать туфли в жениха и невесту.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правонарушение Общественно опасное Противоправное Виновное деяние действие / бездействие
Виды правонарушений ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРОСТУПОК
ПРЕСТУПЛЕНИЕ Умышленное По неосторожности Прямой умысел Косвенный умысел Легкомыслие Небрежность
Виды ответственности Основания возникновения Наказание Уголовная Преступление Накладывается только судом (ограничение свободы, лишение свободы и др.) Административная Совершение административных проступков Предупреждение, штраф, лишение специального права и др. Дисциплинарная Нарушение трудовой дисциплины Замечание, выговор, увольнение Гражданская Нарушения имущественных и личных неимущественных прав и договорных обязательств Возмещение ущерба, уплата неустойки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по обществознанию в 9 классе "Правонарушения и юридическая ответственность".
Материал раскрывает понятия правонарушение, виды правонарушений, юридическая ответственность....
"Юридическая ответственность", презентация по обществознанию для 9 класса
Презентация предназначена для уроков обществознания и классных часов в 9 - 11 классах, доступно раскрывает виды юридической ответственности и формы наказания за правонарушения....
Урок обществознания "Правонарушения и юридическая ответственность"
дает представление учащимся о правонарушении как юридическом понятии...
Урок обществознания в 9-м классе "Правонарушения и виды юридической ответственности"
Урок обществознания в 9-м классе "Правонарушения и виды юридической ответственности"...
Презентация по обществознанию "Юридическая ответственность" 9 кл.
Данная презентация используется как основа для проведения урока обществознания в 9 классе. Содержит такие понятия, как юридическая ответственность,проступок, преступление. Помогает разобра...
Урок по обществознанию в 9 классе "Юридическая ответственность"
В данном уроке представлены основные аспекты юридисеской ответственности. Сформировать у у чащихся знания и представления о правонарушениях и видах юридической ответственности...
Методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Правонарушения и юридическая ответственность».
Технологическая карта урока обществознания в 9 классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятель...