Конспект урока по обществознанию в 6 классе "Семейное хозяйство"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему

Баранова Екатерина Андреевна

Конспект урока по обществознанию в 6 классе "Семейное хозяйство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_semeynoe_hozyaystvo.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Семейное хозяйство.

Цель: сформировать представления об особенностях организации и ведения домашнего хозяйства

Задачи:

Образовательные: 

  • закрепить понятия «семья», «брак»;
  • познакомить с понятиями «экономика», «хозяйство», «ресурсы» «рачительность».

Развивающие: 

  • развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск при работе с учебником,
  • сравнивать методы ведения домашнего хозяйства в Древней Руси и в современное время,
  • анализировать документы, делать выводы.

Воспитательные: 

  • обучение сотрудничеству, формирование навыков взаимодействия, развитие коммуникативных качеств;
  • уметь слушать и уважать мнение товарища;
  • способствовать формирование позитивного отношения к семье.

Планируемый результаты:

Личностные:  овладение навыком самоорганизации;

- убежденность в важности для общества семьи и семейных традиций;

- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.        

Регулятивные:

- умение формулировать учебные задачи,

- оценивать правильность их выполнения, собственные возможности их решения.

 Познавательные:

- умение определять понятия;

- устанавливать причинно-следственные связи,

- делать выводы;

- смысловое чтение.

Коммуникативные:

- готовность получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения;                        

- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и работать в группе;                                                            

- умение скорректировать свои действия.

Методы: практический, частично-поисковый, проблемный.

Используемые технологии: информационно-коммуникационные.

Формы работы: беседа, комментированное чтение, работа с  иллюстрациями, документами,  групповая работа фронтальная работа, работа в парах.

Ход урока

Проблемный вопрос «Для чего необходим совместный труд в семье и как лучше распределить  семейные трудовые обязанности?».

1.Проверка дом.задания.

Вставь нужное слово.

Ответьте на вопрос: Зачем человек создает семью?

В текст вставь нужные слова, которые записаны внизу. Обрати внимание, что из предложенных слов нужно выбрать те, которое подходит по смыслу предложения (слова записаны в именительном падеже).

Меня спросили: “Что такое семья?”. Семья, чаще всего, объединяет кровных……..Члены семьи ведут ………хозяйство. Их объединяет …… Семья выполняет несколько основных функций в государстве – репродуктивную (воспроизводство потомства) и …..детей. Поэтому государство заботиться о семье. Предоставляя различные…….

Любовь, единолично, внимание, льготы, родственники, совместно, ненависть, воспитание, близкие, дальние, помощь.

Выполнение теста.

  1. Изучение нового материала.

Постановка проблемного вопроса.

Притча «Витязь на распутье»

     Случилось это в Третьяковской галерее  у картины русского живописца Виктора Михайловича Васнецова (1848 – 1926) «Витязь на распутье». «А ты как бы поступил?»- спросил седовласый дедушка у своего пятилетнего внука, когда они стояли перед этой знаменитой картиной.

  «Повернул бы назад и помчался бы прямо домой!»- не задумываясь, ответил внук. Вряд ли стоит осуждать мальчика, за то, что он захотел вернуться домой. Слайд 1.

(Заросло бурьяном древнее поле. Черный ворон зловеще летает. Вокруг тлеют кости. Перед витязем камень: «Направо пойдёшь – коня потеряешь, налево пойдёшь – сам пропадешь, прямо отправишься – вместе с конём погибнешь»  Одинокой воин, сидя на коне и опустив копье, задумчиво читает надпись и решает, что делать, какой путь выбрать).

Отвечают на вопрос - От чего зависит, чтобы дом стал для каждого члена семьи местом, где всем тепло и уютно?

Постановка проблемного вопроса «Для чего необходим совместный труд в семье?»

        Обобщение ответов и подведение учеников к мысли, что одной из составляющих семьи является совместный труд и ведение хозяйства. Здесь приобретается опыт и трудовые навыки.

Обсуждение по вопросам:

*Каково твое участие в домашних делах?

* Есть ли у тебя постоянные обязанности?

* В каких домашних делах ты профессионал?

Совместный труд помогает удовлетворить потребности.

Вопрос: какие потребности удовлетворяются, прежде всего, и каким образом? (в пище, одежде, отдыхе) Виды потребностей: биологические (пища, сон); материальные (финансы), духовные (общение).

Вопрос: таким образом, попытаемся сделать вывод:

Почему труд играет важную роль в семье? (позволяет получить  трудовые навыки,  сохранить благополучие в семье ,в том числе и материальное. наладить  общение, организовать  отдых). Обобщаем сказанное.

Проблемная ситуация:

Представим вашу семью. Как распределяются у вас в семьи обязанности по дому. Затем заполняем эту же схему, но представим, что это ваша будущая семья. Сравним. Если изменения в распределении обязанностей. На что они направлены? ( создание уюта в доме) Что можно сделать, чтобы облегчить их выполнение? (использовать технику). Какие вещи облегчают домашний труд,какие создают комфорт в доме?

Давайте вспомним из истории: как распределялись обязанности в семье различные исторические эпохи. Для этого прочитаем стр.78 и используем свои знания по истории.

Вопрос: Изменилось ли содержание распределение обязанностей в семье? (обсуждение и вывод о том, что происходят изменения)

Вывод: совместный труд и правильное распределение обязанностей в первобытной общине не только позволяли ее членам удовлетворять основные потребности, но и были важнейшими условиями выживания общины.

Рассмотрите слайд

Фрагменты из каких мультфильмов и сказок представлены?

-И старуха и кот Матроскин одинаково заботились об улучшении своего хозяйства, Почему же их действия имели различный результат?

-Комфорт в доме – эт роскошь или необходимость?

-Чем экономный человек отличается от жадного? Какие из этих качеств можно назвать положительными?

Учитель: Перед вами шарада – разгадайте её и узнаете, о каком хозяине мы с вами будем говорить дальше. Слайд 6

Рачительность-старательность, усердие в исполнении чего –либо, разумная бережливость.

Подготовьте устный портрет рачительного хозяина.

Издавна люди обращали внимание на то как правильно строить семейное хозяйство, этому посвящено немало исторических документов, дайте снова вернемся к истории. Откройте учебники на стр. 81. Прочитайте документы  и выберите, на ваш взгляд, 5 самых важных правил, которые нужны и сегодня в домашнем хозяйстве. Измените, если потребуется,  эти правила на современный лад.

Закрепление изученного.

Как вы думаете, что такое домашнее хозяйство,

Какое значение имеет труд для благополучия и укрепления семьи?

Какие домашние обязанности вы знаете?

Как следует распределять домашние обязанности?

Рефлексия

Слайд

3.Запись  Д.З. параграф № 8 .вопросы 1,3,8.

4.Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 9 классе "Урал. Хозяйство"

Урок-проект. Подробный конспект урока и презентация. По данным статистических таблиц изготовляются пунсоны городов Пермь, Екатеринбург. Челябинск, Ижевск....

План -конспект урока по обществознанию "Российский парламентаризм - история и современность" (урок по технологии проблемного обучения,ИКТ)

Цель урока: на основе документов, статей Конституции РФ 1993г., общения с депутатом районного Совета депутатов Ковылкинского муниципального р-на изучить деятельность, вопросы ведения и основные полном...

План-конспект урока по обществознанию "Повторительно-обобщающий урок"

План - конспект урока по обществознанию в 5 классе на тему "Повторительно-обобщающий урок"...

Конспект урока по обществознанию в 10 классе. Тема урока Исторический процесс.

Разработка урока по обществознанию для профильного обучения в 10 классе....

План- конспект урока по теме « География сельского хозяйства мира. Растениеводство»

Пояснение: данный урок можно провести как с использованием  ИКТ так и при отсутствии такового....

Конспект урока по обществознанию в форме ФГОСС по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"

Материал опирается на учебник по обществознанию под авторством Л.Н.Боголюбова....

Конспект урока: "Географический рисунок расселения и хозяйства Европы" 11 класс

Географический рисунок хозяйства в Европе существенно отличается от других регионов мира. Урок проводится в виде групповой работы....