План- конспект урока по теме « География сельского хозяйства мира. Растениеводство»
план-конспект урока по географии (10 класс) на тему
Пояснение: данный урок можно провести как с использованием ИКТ так и при отсутствии такового.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kravchenko_valentina_petrovna.docx | 22.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Кравченко Валентина Петровна
Учитель географии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Пионерский Советский район Тюменская область ХМАО –Югра.
План- конспект урока по теме « География сельского хозяйства мира. Растениеводство»
Пояснение: данный урок можно провести как с использованием ИКТ так и при отсутствии такового.
Оборудование урока: презентация «Сельское хозяйство мира», статистический материал на листах: урожайность пшеницы в разных странах, производство пшеницы в странах, урожайность пшеницы, производство молока в мире.
Класс поделен на две группы.
- Введение в тему.
Мы начинаем изучать тему 5 «География отраслей мирового хозяйства. Пользуясь схемой в учебнике стр 122 , скажите, какие блоки изучения включает в себя тема?
Мы сегодня начинаем изучать тему 5 с географии сельского хозяйства мира. Но сельское хозяйство не является ведущей отраслью в экономике большинства стран мира. Его доля в ВВП мира составляет лишь 10 %. Тогда почему мы начинаем изучать отрасли мирового хозяйства именно с этой отрасли? Выскажите свои предположения.
Ожидаемые ответы:
- с\х д древняя отрасль, появилась на ранних этапах развития человечества
- с\х наиболее распространенная отрасль. В мире нет такой страны, в которой не существует с\х
- в с\х занято более 2,5 млд. Человек- это 50% экономически активного населения мира.
Учитель: итак, запишем тему в тетрадях. Чтобы вы хотели узнать о с\х мира?
Это и есть задачи нашего урока. (слайд №1 или объявление словесное задач)
- Изучение нового.
Вспомним из курса «География России» 9 класс что такое АПК? Каков состав АПК?
( слайд №2 или ответы учащихся)
(слайд №4 карта «Занятость населения мира в промышленности и с\х»)
Вопрос: в какой группе стран преобладает доля занятых в с\х ?
0жидаемые ответы
- в развивающихся странах более 80 % занятых, в развитых менее 10 %
Учитель: почему такое различие занятых? Наша задача разобраться в дальнейшем!
Вспомним, от каких факторов зависит растениеводство и в целом развитие с\х?
(уч-ся обычно называют природно –климатические факторы)
Но только ли природные факторы являются ведущими в развитии с\х?
Чтобы ответить на этот вопрос выполните задание : пользуясь статистическими данными на ваших столах, выберите показатели по предложенным странам , указанных в таблице №1 .заполните таблицу и сделайте вывод.
Вид заполненной таблицы
страны | Климатический пояс | Производство пшеницы ( млн.т) | Урожайность пшеницы(ц\га) | Производство молока (млн.т) |
Франция | умеренный | 35,4 | 67,4 | 24,2 |
Турция | умеренный | 20 | 21,5 | 10 |
США | субтропический | 57,3 | 28,3 | 82,5 |
Алжир | субтропический | 2,7 | 15,1 | 1,5 |
Бразилия | Тропический | 2,5 | 15,9 | 25,3 |
Эфиопия | тропический | 2,8 | 18,1 | 1,7 |
Вывод: развитие с\х зависит не только от природных условий, в большей степени влияют экономические факторы
Учитель: с\х есть в каждой стране мира. Типов с\х насчитывается более 50. Но все типы можно объединить в две группы:
( на доске высвечивается Группы сельского хозяйства
/ \
Товарное потребительское)
Задание: каждая группа с\х имеет свою характеристику. Пользуясь учебником стр 140 и опорными словами (слова выписаны либо на доске ,либо на слайде , либо на карточках) 1 группа учащихся выбирает предложения и слова товарного хозяйства , а 2 – потребительского
/ \
Крупные ,хорошо организованные плужное и мотыжное земледелие,
плантации и фермы кочевое скотоводство,
высокомеханизированное земледелие, собирательство и охота,
интенсивное животноводство, малотоварное, обеспечивающее
внедрение автоматизации и микроэле - пропитание семьи,
ктроники. Слабомеханизированное.
(по ходу беседы выполняем в тетради схемоконспект)
- для каких стран характерна каждая группа с\х?
/ \
Экономически развитые страны развивающиеся страны
- слово «статисту» (опережающее задание; подобрать материалы из учебника «Интересные факты стр 167)
/ \
Районы «сытости» Районы «голода»
- Что делать районам «голода» , чтобы накормить свое население? Покупать продукты питания у экономически развитых стран? Но за них надо расплачиваться валютой.
Тогда вспомним историю. Когда проявляется недовольство классовых слоев в стране, какие события происходят?
( ответы учащихся; переворот, война, бунт,револбция)
- какие исторические революции вы знаете?
- в 60-е годы в с\х тоже прошла « зеленая «революция. Какая у нее была цель? Каковы результаты? (Ответ на стр 142 учебника или (слайд №7)
- районам «сытости» революция не нужна. Какую политику ведения с\х они предпринимают? (ответ стр учебника 140)
/ \
Агробизнес « зеленая « революция
Учитель: в мировом с\х отрасль растениеводства занимает ведущую роль, оно наиболее распространено. Причем , зерновые культуры лидируют по занимаемой площади. В мире есть 3 «хлеба»- пшеница, рис , кукуруза.
Задание : пользуясь картами учебника стр 144-145 заполните обобщающую таблицу «Основные зерновые культуры мира» и сделайте вывод
Вид заполненной таблицы
культура | Районы выращивания | Страны-лидеры по выращиванию | Страны-экспортеры |
пшеница | Китай, Индия , Россия , США , Франция | США, Франция, Канада, Австралия, Аргентина | |
рис | Китай, Индия, Вьетнам, Бангладеш, Индонезия | Мьянма, Таиланд | |
кукуруза | США, Китай , Ю. Америка , Центр и Вост Африка | США , Канада , Бразилия, Китай , Мексика, Франция | США , Канада, Бразилия |
-итак, что мы узнали о с\х на уроке?
- какие главные выводы вы усвоили?
- о чем бы вы хотели узнать подробнее?
- Тест на усвоение
1.Наибольшее количество зерна на душу населения производится в:
- Индии и Канаде
- Аргентине и Франции
- Нигерии и Египте
- Дании и Венесуэле
- Крупнейшими мировыми производителями пшеницы являются:
1)Бразилия и Австралия
2) Китай и Индия
3) Германия и Польша
4) Аргентина и Индонезия
3. Ведущей зерновой культурой в большинстве стран Европы и Юго-Западной Азии является:
1) рис 2) кукуруза 3) рожь 4) пшеница
- Ведущей зерновой культурой в большинстве стран Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии является:
- Кукуруза 2) просо 3) рис 4) пшеница
- Ведущей зерновой культурой в большинстве стран Латинской Америки и Восточной Африки является:
- Ячмень 2) кукуруза 3) пшеница 4) рис
- Из перечисленных стран крупными мировыми экспортерами пшеницы являются:
- Вьетнам и Япония 2) Аргентина и Норвегия
3)Канада и Австралия 4) Египет и Великобритания
( ответы 1-2, 2-2, 3-4, 4-3, 5-2, 6-3.)
- Домашнее задание прочитать самостоятельно о других культурах растениеводства стр143-148 . приготовить презентацию о национальных блюдах Франции, Турции, Египта, России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока географии на тему "Сельское хозяйство мира"
Методическая разработка урока "Сельское хозяйство мира" для 10 класса....
План-конспект урока истории "Коллективизация сельского хозяйства" в 9 классе
Разработка урока составлена по учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной "История России, ХХ – начало XXI века"...
Практическая работа «География сельского хозяйства мира»
Данная практическая работа выполняется обучающимися при изучении соответствующей темы в курсе "Экономическая и социальная география мира"...
презентация по географии к уроку "Сельское хозяйство мира"
презентация содержит иллюстративный, статистический материал, необходимый при изучении данной темы...
Элективный курс "География сельского хозяйства и почв мира"
Элективный курс "География сельского хозяйства и почв мира" предназначена для предпроыфильного образования в старшей школе....
Презентация по географии 10 класс (В.П.Максаковский) на тему "География сельского хозяйства и рыболовства"
Презентация для изучения нового материала по теме "География сельского хозяйства и рыболовства"...
География сельского хозяйства мира.
Методическая разработка...