Конспект урока: "Географический рисунок расселения и хозяйства Европы" 11 класс
план-конспект урока по географии (11 класс) на тему
Географический рисунок хозяйства в Европе существенно отличается от других регионов мира. Урок проводится в виде групповой работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geograficheskiy_risunok_rasseleniya_i_hozyaystva_evropy.docx | 32.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Географический рисунок расселения и хозяйства Европы.
Цель урока: изучение географического рисунка расселения и хозяйства стран Зарубежной Европы.
Задачи урока:
- рассмотреть главные особенности географического рисунка расселения и хозяйства Зарубежной Европы, выявить причины его формирования;
- развивать познавательную самостоятельность, творческие способности, продолжить формирование географических умений: анализировать карты, статистические материалы, составлять схемы; продолжать формирование общеучебных умений: анализировать текст, сравнивать и обобщать, слушать, рецензировать, составлять краткие характеристики;
-воспитывать культуру общения, способствовать проявлению интереса к совместной деятельности, вызвать заинтересованность к коллективной работе (работе в группах)
Планируемые результаты:
Знать: особенности географического рисунка расселения и хозяйства стран Зарубежной Европы.
Уметь: применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за социально-экономическими процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;сопоставлять географические карты различной тематики;
Техническое обеспечение урока:
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы):атласы 10 класс, учебник, раздаточный материал, распечатанный материал «Политическая карта Европы» на магнитной доске.
Ход урока
- Организационный момент - 1 мин
- Изучение нового материала – 24 мин
- Обратите ваше внимание на доску. Подумайте, о чем мы сегодня с вами будем говорить? (на магнитной доске «Политическая карта Европы» (формат А3), термин «Географический рисунок хозяйства»). Учащиеся определяют тему урока и ставят задачи.
- Верно, тема нашего занятия «Географический рисунок расселения и хозяйства Зарубежной Европы».
«?»: - Как вы думаете, что такое географический рисунок хозяйства? Из каких показателей складывается географический рисунок хозяйства? (Учащиеся формулируют определение, корректировка учителем).
Географический рисунок хозяйства – это расположение городских и промышленных районов, сельскохозяйственных зон, рекреационных территорий, крупных транспортных магистралей.
Географический рисунок
Моноцентрический (одноцентровый) Полицентрический (многоцентровый)
Географический (или пространственный) рисунок хозяйства в Европе существенно отличается от других регионов мира. У него две главные специфические черты. Во-первых, освоенность территории. В Европе почти нет неосвоенных районов. Во-вторых, относительно небольшая территория и высокий уровень развития хозяйства обусловили хозяйственное единство Европы. Не случайно часто говорят о едином экономическом пространстве региона от Атлантики до Урала.
В процессе исторического развития географический рисунок европейского хозяйства менялся и все более усложнялся. На определенных этапах развития главными в экономическом отношении были различные территории: происходила смена лидеров в европейской хозяйственной иерархии. На протяжении последних двух тысяч лет (н. э.) было несколько специфических периодов, которые оставили свой след в современном пространственном рисунке европейского хозяйства.
В начале нашей эры основной «центр тяжести» европейского хозяйства концентрировался на юге региона, в Средиземноморье. Во времена Римской империи именно вокруг Средиземного моря были сосредоточены главные хозяйственные очаги. Чем дальше от побережья, тем менее развитым было хозяйство. Хозяйственной периферией в то время были такие территории, как современная Англия, Германия и Скандинавия.
В период раннего феодализма (V—X вв.) самым экономически развитым было Франкское государство. В его границы входили территории многих современных стран. Земледельческое франкское государство было первым классическим феодальным образованием в Европе. Помимо земледелия франки занимались и животноводством, особенно было распространено свиноводство. В то время свиней обычно держали круглый год в лесу, на подножном корму.
В период развитого феодализма (XI—XIV вв.) хозяйственная деятельность опять перемещается к морю. Развитие ремесел, а позднее и торговли, дали приморским территориям солидное преимущество. В отличие от времен Римской империи большое значение имели не только южные, но и северные моря. На юге самыми мощными были городские республики Северной Италии (Венеция, Генуя, Флоренция). На севере наиболее развитыми и богатыми были прибрежные районы Балтийского и Северного морей. Ганзейский союз объединил большинство торговых городов Балтики и Северного моря.
XV—XVII вв. — эпоха позднего феодализма и Великих географических открытий. Европа «повернулась» в сторону Атлантики, оставив в «экономической тени» и Средиземноморье и Балтику. Произошла смена лидеров. На европейскую авансцену выдвигаются страны Пиренейского полуострова — Испания и Португалия, более всего выдвинутые к Атлантике. Другие лидеры — Англия и Нидерланды, отставая от Пиренейских стран по колониальным захватам, развивают свое хозяйство — мануфактуру, торговлю, финансовую сферу. Приток золота и серебра из американских колоний подорвал производство в Испании и Португалии.
В XVIII—XIX вв. развитие промышленности происходило в первую очередь в районах, хорошо обеспеченных природными и трудовыми ресурсами. В среднеевропейских государствах и России формируются настоящие промышленные районы, сложившиеся к середине XIX в. Это самые старые в мире индустриальные районы (В то время сложились такие крупные промышленные районы Европы, как Рур, Средняя Англия, Силезия, Центральная Россия, Урал, Донецко-Приднепровский.). Именно тогда были заложены основы современной географии европейского хозяйства. Главные в экономическом отношении территории — это изначально индустриальные районы.
В первой половине XX в. больших изменений в географии хозяйства не произошло. Происходило дальнейшее усиление старых индустриальных районов. Главное изменение было связано с усилением экономического потенциала Советского Союза в результате мощной социалистической индустриализации. Однако территориальных сдвигов это не вызвало, так как индустриализация охватила опять-таки старые промышленные районы. Единственным исключением стало Поволжье, где нефтяная промышленность и машиностроение сформировали практически новый крупный район.
В «экономической тени» по-прежнему оставалась большая часть Восточной Европы, которой отводилась роль «санитарного кордона» между Советским Союзом и остальной Европой.
Образование группы социалистических государств на востоке Европы после второй мировой войны и индустриализация ранее отсталых европейских городов создала новый, довольно крупный экономический очаг в Европе.
В настоящее время в европейской экономике наибольшее значение имеют несколько ареалов. Их условно можно назвать западно-, центрально- и восточно-европейскими. В их границах сосредоточена основная часть промышленной и нематериальной сферы. Таков современный пространственный рисунок европейского хозяйства — три ареала концентрации экономики, причем два из них объединяются вместе с прилегающими территориями в так называемое «европейское экономическое ядро».
Европейский хозяйственный рисунок можно увидеть и на примере экономических центров и главных направлений международных экономических связей. «Центр тяжести» европейского хозяйства размещен на западе региона и охватывает небольшую часть Европы, образуя главную европейскую экономическую ось, протягивающуюся от Глазго до Рима.
В границах европейского экономического ядра происходит формирование новых хозяйственных центров Европы, получивших наименование «еврогородов», т. к. они работают на всю Европу и их значимость давно перешагнула государственные границы.
Практическое задание (практическая работа) на формирование учебных действий
Составление картосхемы «Географический рисунок расселения и хозяйства Зарубежной Европы», выделение «центральной оси» развития региона и районов: высокоразвитых, старопромышленных, отсталых аграрных, нового освоения.214
- Предлагаю поработать сегодня в группах для достижения целей и задач урока. Каждая группа получит свое задание и инструкцию. В конце работы каждая группа представит свой конечный результат, итогом которого будет оформление современного рисунка хозяйства Европы на копии «Политическая карта Европы» на доске (результаты сравнения отразить на карте в виде прямоугольника, в пределах которого высокая концентрация хозяйства).Время работы 15 мин
1 группа:Цель: Изучение «Центральная ось» развития Европы
Задание:
- Ознакомьтесь с текстом учебника на странице 197-198
- Проанализируйте полученную информацию.
- Выделите факторы формирования современного географического рисунка Европы
- Составьте схему «Центральная ось развития Европы» на основе данного материала
- Оформите схему на формате А3 для презентации
- Выберите выступающего из состава группы
2 группа:Цель: Изучение высокоразвитых районов Европы
Задание:
- Ознакомьтесь с текстом учебника на странице 198-200
- Выявлять особенности заселения и истории хозяйственного освоения территории Зарубежной Европы.
- Проанализируйте полученную информацию
- Выделите лидирующие отрасли экономики и экономические центры высокоразвитых районов Европы.
- На основе полученной информации определите географию высокоразвитых районов Европы, оформите в контурной карте
- Выявлять проблемы и перспективы социально-экономического развития региона.
- Выберите выступающего из состава группы
3 группа:Цель: Изучение старопромышленных районов Европы
Задание:
- Ознакомьтесь с текстом учебника на странице 200-201
- Выявлять особенности заселения и истории хозяйственного освоения территории Зарубежной Европы.
- Проанализируйте полученную информацию
- Выделите главный фактор для размещения старопромышленных районов и отрасли специализации хозяйства
- На основе полученной информации оформите карту «География старопромышленных районов Европы».
- Выявлять проблемы и перспективы социально-экономического развития региона.
- Выберите выступающего из состава группы.
4 группа:Цель: изучение отсталых аграрных районов Европы.
Задание:
- Ознакомьтесь с текстом учебника на странице 201.
- Выявлять особенности заселения и истории хозяйственного освоения территории Зарубежной Европы.
- Проанализируйте полученную информацию.
- Выделите экономические проблемы аграрных районов и их причины.
- Предложите пути решения этих проблем.
- На основе полученной информации определите географию аграрных районов Европы, оформите в контурной карте
- Выявлять проблемы и перспективы социально-экономического развития региона.
- Выберите выступающего из состава группы.
5 группа:Цель: изучение районо Нового освоения Европы
Задание:
- Ознакомьтесь с текстом учебника на странице 199, 201.
- Проанализируйте полученную информацию.
- Определите отрасли специализации для районов нового освоения Европы.
- Определите круг экологических проблем районов Нового освоения
- Нанесите на контурную карту район Нового освоения Европы
- Выявлять проблемы и перспективы социально-экономического развития региона.
- Выберите выступающего из состава группы.
Выступление групп –10 мин. В результате работы групп у каждого учащегося в тетради краткие записи сделанные группами, на доске - «Современный рисунок хозяйства Европы».
1.Наиболее яркими примерами высокоразвитых районов, которые концентрируют новейшие отрасли промышленности, инфраструктуру, науку, культуру, сферу услуг, могут служить столичные регионы Большого Лондона и Большого Парижа.
Фишки для любознательных. Интересные факты про Париж
1.В парижском метро пассажиры самостоятельно должны открывать и закрывать двери в вагонах. Кроме того, в парижском метро (которое имеет небольшую глубину) не объявляют названия станций, а у турникетов вы не найдете служащих метрополитена – это своеобразная система самообслуживания.
2.Французы очень ревностно относятся к своему языку. В 1994 году был принят специальный закон, который регламентирует нормы по употреблению английских слов. Ряд новых терминов и понятий был введен лингвистами Франции специально для замены тех, появление которых было обусловлено новыми зарубежными научными разработками и развитием технологий. Жители Парижа более чем уверены, что их родной язык ничем не хуже английского и довольно часто делают вид, что не знают английского вообще.
Найдите подобные интересные факты про Лондон с помощью интернета и расскажите другой части класса про них. Для выполнения задания ученики делятся на несколько команд (количество таких групп определяется учителем в зависимости от количества учеников и компьютеров в классе).
Учитель рассказывает, почему Париж и Лондон считаются крупнейшими промышленными центрами.
2. Ни в одном другом регионе мира нет такого количества старопромышленных районов с преобладанием базовых отраслей, как в зарубежной Европе. Наиболее крупные из них возникли на базе каменноугольных бассейнов. Но и среди таких районов особенно выделяется Рурский, который на протяжении многих десятилетий по праву считается индустриальным сердцем Германии.
В зарубежной Европе есть еще немало довольно отсталых, преимущественно аграрных районов. Яркий пример такого рода - Юг Италии, который занимает 40% территории страны, концентрирует более 35% населения и только 18% занятых в промышленности. Доход на душу населения здесь почти в два раза ниже, чем на Севере.
Интересные факты:
3. Учитель рассказывает о влиянии международной экономической интеграции на территориальную структуру хозяйства.
Рецензирование работ групп.
- Закрепление изученного материала – 8 мин
Фронтальный опрос:
1) О каком городе Зарубежной Европе идет речь? На гербе данного города изображен серебристый кораблик с надписью «Его качает, но он не тонет»
2) О каком районе Зарубежной Европы идет речь?
А)В данном районе возникла экологическая катастрофа, так как буквально море нашпиговано буровыми платформами, здесь находится крупное месторождение газа –Слохтерен -
Б)В данном районе концентрируются новейшие отрасли промышленности, инфраструктура, наука, культура, сфера услуг -
В) Индустриальное сердце Германии
Г)Данный район перепрофилировался с сельского хозяйства, здесь построены крупные металлургические, нефтехимические комбинаты, которые работают на привозном сырье -
3) Продолжите:
А) «Главная улица Европы» - …, почему?...
Б) «Западные ворота» города Рура…
В)Бывшая сточная канава Европы - …
Г) Для разработки газового месторождения…в районе нового освоения (Северное море), была построена гигантская буровая платформа, данная платформа превосходит Эйфелеву башню
Д)В столице данной страны размещается более 700 международных политических, экономических и общественных организаций, среди них ЮНЕСКО, Международная торговая палата, Международное энергетическое агенство, Международная организация криминальной полиции (Интерпол). О каком городе идет речь?....
V. Закрепление, подведение итогов, рефлексия - 3 мин
Задает учащимся вопросы: «Достигли ли мы поставленной цели урока? Какой вывод из всего изложенного можно сделать?»
В результате практической работы вы выявили типичные черты хозяйства развитых стран Зарубежной Европы, учились анализировать картографические и статистические материалы, составлять схемы и таблицы, давать краткую характеристику отраслям. Вы работали в малых группах, учились делать совместные выводы, принимать общие решения. Вы повторили необходимые понятия и термины и выполняли задания по изучения нового материала. В ходе практической работы вы делали закрепление нового материала - заполняли таблицы, формулировали выводы.
Ученики, слушая ответы одноклассников, делали записи в тетради, оформляли таблицы и схемы.
В итоге, мы пришли к общему выводу, что четвёртка стран: ФРГ, Великобритания, Франция, Италия имеет самый высокий уровень развития, многоотраслевую структуру хозяйства, сформировавшую территориальную структуру и активно участвуют в интеграционных процессах. Каждый ученик оценивает свою деятельность на уроке, свою активность в работе в группе, анализирует, что у него получилось, а в чём были затруднения.
Выставление и комментирование оценок.
VIII. Домашнее задание – 1 мин
Проанализируйте записи, сделанные на уроке, с.218-221
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Географический рисунок расселения и хозяйства"
Презентация позволяет более углубленно изучить данный материал. Содержит слайды новейших, старых, депрессивных районов и раойнов нового освоения. Урок расчитан для учащихся 11 классов. Применим ...
конспект урока Географическое положение Африки 7 класс
Конспект урока 7 класс Географическое положение Африки Учитель МОУ СОШ №1 Коротицкая Л.Ю....
План конспект урока "Географические координаты" 6 класс
Работа посвящена закреплению и систематизации знания и умения по определению географических координат по карте и глобусу с героями фильма "Остров сокровищ", с использованием интерактивной доски....
конспект урока "Географическое положение Африки" 7 класс
Урок практикум по теме "ГП Африки" Первый урок по теме "Африка"...
Конспект урока "Географическое положение Южной Америки. История исследования" 7 класс ФГОС
Данный урок географии в 7 классе относится к разделу «Материки планеты Земля». Курс географии рассчитан на 70 часов в учебный год (т.е. 2 часа в неделю).Цель занятия: создание условия для активной поз...
Конспект урока "Географическое положение РФ" 8 класс
план урока...
Географический рисунок расселения и хозяйства Зарубежной Европы.
Материал к уроку....