Рабочая программа по обществознанию, 10 кл.
рабочая программа по обществознанию (10 класс) по теме
Рабочая программа по обществознанию для 10 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Примерной программы среднего общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова. При составлении программы использованы материалы с CD-диска "Обществознание. Рабочие программы. Технологические карты уроков по учебникам под реакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. 10-11 классы. [Электронный ресурс]: пособие для учителя. – Изд-во «Учитель», 2015.", материалы адаптированы к требованиям школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_obshchestvoznaniyu_10_klass.docx | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования Администрации муниципального образования «Усть-Илимский район»
Муниципальное образовательное учреждение «Седановская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей гуманитарных наук Протокол № 1 от «28» августа 2015г. Руководитель МО ___________Ложникова Е.Ф. | СОГЛАСОВАНО с методическим советом Протокол № от « » 2015г. Заместитель директора по УВР ________________Кускова Т.В. | УТВЕРЖДАЮ Приказ № от « » 2015г. Директор МОУ «Седановская СОШ» ________________________ Соколова И.Ю. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Класс – 10
Учебный год – 2015-16 гг.
Предметная область – обществознание
Тип программы – общеобразовательная
Уровень реализации – базовый
Разработчик программы – учитель высшей кв. категории Беляева Н.К.
п. Седаново
Усть-Илимский район
Иркутская область
2015 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию для 10 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации от «5» марта 2004 г. №1089), Примерной программы среднего общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Обществознание. 10 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, Н. И. Городецкая [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2013.
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10–11 классы [Текст] : пособие для учителя / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. – М. : Просвещение, 2007.
Школьный словарь по обществознанию. 10–11 классы [Текст] : пособие для учащихся / под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. – М. : Просвещение, 2013.
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.
Реализация рабочей программы способствует:
– развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитию способности к самоопределению и самореализации, интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
– воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
– освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
– овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать и систематизировать полученные данные, осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
– формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; соотнесению своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействию правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
2. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 70 учебных часов (в том числе 2 часа в резерве) из расчета 2 учебных часа в неделю в соответствии с инвариантной частью учебного плана образовательной организации.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения обществознания ученик должен:
∙ знать / понимать:
– биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
– тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
– необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
– особенности социально-гуманитарного познания;
∙ уметь:
– характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
– анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
– объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
– раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
– осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
– извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
– оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
– формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
– подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
– применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
∙ использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
– совершенствования собственной познавательной деятельности;
– критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и через средства массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
– решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
– ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах, определения своей личной и гражданской позиции;
– предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
– оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
– реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
– осуществления конструктивного взаимодействия с людьми разных убеждений, с различными культурными ценностями, социальным положением.
4. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Темы разделов, глав | Количество часов |
I | Общество и человек | 14 |
1 | Общество | 4 |
2 | Человек | 10 |
II | Основные сферы общественной жизни | 39 |
3 | Духовная культура | 8 |
4 | Экономика | 4 |
5 | Социальная сфера | 15 |
6 | Политическая сфера | 12 |
III | Право | 15 |
7 | Право как особая система норм | 15 |
8 | Резерв | 2 |
Всего часов: | 70 |
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания | Домашнее задание | Дата проведения | |||
План | Факт | |||||||||||
Раздел I. Общество и человек (14 ч) | ||||||||||||
1 | Что такое общество | 1 | Урок изучения нового материала. Лекция | Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества. Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура. Важнейшие институты общества | Знать элементы и подсистемы общества; основные институты общества. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятию «общество», выделяя его характерные признаки | Составление тезисов по теме «Что такое общество». Проблемные задания | Феномен «второй природы» | § 1, 1–2, с. 17 | IX-1 IX-1 | |||
2 | Общество и культура | 1 | Комбинированный урок | § 1, 3–4, с. 17 | ||||||||
3 | Общество как сложная динамическая система | 1 | Комбинированный урок | Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Взаимосвязь, взаимоотношение общества и природы. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Глобальные экологические проблемы. Природные бедствия. Развитие культуры, новаторство, традиции в культуре. Феномен «второй природы». Культура материальная. Проблема сохранения культурного наследия. Законодательство об охране памятников истории и культуры | Знать основные признаки общества; понятия: «общество», «страна», «государство». Уметь объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах; характеризовать глобальные проблемы современности, проблемы сохранения культурного наследия; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; уметь работать с текстом учебника, выделять главное; решать проблемные вопросы; работать с материалами СМИ | Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий | Процессы глобализации | § 2, § 2, документ, с. 25–26 | IX-2 | |||
4 | Общество | 1 | Повторение и обобщение изученного материала | Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие | Знать элементы и подсистемы общества; основные институты общества. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий | Самостоятельная работа | Эволюция и революция как формы социального изменения | § 2, документ, с. 25–26 | IX-2 | |||
Глава 2. Человек (10 ч) | ||||||||||||
5 | Природа человека | 1 | Комбинированный урок | Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей | Знать, что такое «природа» в узком и широком смысле слова; знать и применять разработанные человеком способы защиты природы. Уметь объяснять взаимосвязь человека, общества | Беседа, фронтальный опрос, выполнение практических заданий | § 3, задания 1–4, с. 35 | IX-3 | ||||
6 | Человек как духовное существо | 1 | Комбинированный урок | Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло. Мировоззрение и его роль в жизни человека | Знать, что такое мировоззрение, философия; проблема познаваемости мира. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий; характеризовать моральные ценности; объяснять сущность мировоззрения | Устный опрос. Практические задания | Традиции и новатор-ство в культуре | § 4, документ, с. 44–45 | IX-3 IX-4 | |||
7 | Мировоз-зрение и его роль в жизни человека | 1 | Комбинированный урок | § 4, задания 1–4, с. 45–46 | ||||||||
8 | Деятельность – способ существования людей | 1 | Урок изучения нового материала. Лекция | Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. | Знать, что такое деятельность; что такое потребности; иерархическая теория Уметь характеризовать основные черты деятельности; определять мотивы деятельности; раскрывать | Составление тезисов на тему «Деятельность как способ существования». Устный опрос | Проблема познаваемости мира | § 5, документ, с. 53–54 | IX-4 X-1 | |||
9 | Многообразие видов деятельности | 1 | Комбинированный урок | § 5, задания 1–4, | ||||||||
10 | Познание и знание | 1 | Комбинированный урок | Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме. Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания | Знать проблемы познаваемости мира; что такое наука; Уметь объяснять сущность чувственного и рационального познания, противоречия реальной жизни и находить возможный вариант их разрешения; делать выводы, отвечать на вопросы; работать | Беседа, фронтальный опрос | Понятие истины, ее критерии | § 6, подготовить материал о рациональном | X-1 | |||
11 | Истина и ее критерии | 1 | Комбинированный урок | Особенности научного познания. Научное мышление и современный человек. Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смысл. Что такое мировоззрение. Типы мировоззрения: обыденное, религиозное, научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность | Выполнение дифференцированных заданий | § 6, задания 1–4, | X-2 | |||||
12 | Человек в системе социальных связей | 1 | Комбинированный урок | Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности. Факторы социального поведения. Познание человеком самого себя. Самооценка | Знать связь свободы и необходимости; что такое самосознание и самооценка. Уметь характеризовать основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке; выделять основные признаки понятия «личность»; объяснять, в каких сферах происходит социализация личности; определять связь между самоопределением | Работа с таблицей | § 7, с. 75 | X-2 | ||||
13 | Самосознание и само- | 1 | Комбинированный урок | Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий | § 7, | X-3 | ||||||
14 | Общество и человек | 1 | Повторение и обобщение изученного материала | Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Девиантное поведение. Общественная значимость и личностный смысл образования | Знать, что такое общественное и индивидуальное сознание, социальная роль, социализация и самосознание индивида, девиантное поведение, свобода и ответственность. Уметь характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, правильно употреблять основные понятия | Контрольная работа | § 8, документ, с. 75 | X-3 | ||||
Раздел II. Основные сферы общественной жизни (39 ч) Глава 3. Духовная культура (8 ч) | ||||||||||||
15 | Культура и духовная жизнь общества | 1 | Урок изучения нового материала. Лекция | Традиции и новаторство Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении | Знать, что такое массовая, народная и элитарная культура, что такое этикет, его происхождение и правила; формы и разновидности культур, элементы культуры, проблемы сохранения культурного наследия. Уметь анализировать особенности культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия; делать выводы, отвечать | Устный опрос в форме диспута; проверка домашнего задания. Составление тезисов на тему «Многообразие культур» | § 8, документ, с. 88 | X-4 | ||||
16 | Многообразие культур | 1 | Комбинированный урок | § 8, задания 1–4, с. 89 | X-4 | |||||||
17 | Наука и образование | 1 | Урок изучения нового материала. Лекция | Основные задачи и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное | Знать, что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки; что представляет собой высшая школа, какие виды высших учебных Уметь осознанно выбирать вуз для продолжения обучения, разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней; разъяснять особенности правового статуса ученика современной школы; делать выводы, отвечать | Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий. Решение познавательных задач, работа в группах | § 9, документ, с. 98–99 | X-5 | ||||
18 | Этика науки | 1 | Повторение и обобщение изученного материала | § 9, задания 1–4, с. 99 | X-5 | |||||||
19 | Мораль | 1 | Комбинированный урок | Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире. Различные определения религии, ее значение и роль Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых | Знать роль морали в жизни человека и общества; этапы становления нравственного в человеке; что такое религия, ее значение в жизни общества; особенности и многообразие мировых религий. Иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме, тотемизме, магии Уметь делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать свое мнение, работать | Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий | Многообразие и диалог культур как черта современного мира | § 10, документ, с. 111 | XI-2 | |||
20 | Религия | 1 | Комбинированный урок | § 10, задания 1–4, 113 | XI-2 | |||||||
21 | Искусство и духовная жизнь | 1 | Комбинированный урок | Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства» | Знать основные положения по теме урока: что такое искусство и как оно соотносится с художественной Уметь объяснять, кто является субъектом художественной культуры; анализировать произведение искусства, определяя ценности, | Тест (20 мин) | § 11, задания 1–4, с. 125 | XI-3 | ||||
22 | Духовная культура | 1 | Повторение и обобщение изученного материала | Духовная жизнь человека. Религия. Искусство. Мораль и право | Знать, что такое мораль Уметь анализировать, | Беседа, фронтальный опрос |
| XI-3 | ||||
Глава 4. Экономика (4 ч) | ||||||||||||
23 | Роль экономики в жизни общества | 1 | Урок изучения нового материала. Лекция | Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда | Знать, что такое экономика, какова ее структура и какую роль она играет в человеческом обществе. Понимать сущность информационных и человеческих ресурсов экономики, а также других факторов производства; что представляет собой производство. Уметь определять, каким должно быть поведение предпринимателя, менеджера, наемного работника в экономической сфере; определять отраслевую принадлежность хозяйственных единиц и их роль в развитии общества; решать творческие задачи по проблемам ориентации человека в сложных процессах экономической жизни | Работа Решение познавательных | Рыночные структуры, фондовый рынок. Основные принципы менедж-мента. Основы марке-тинга | § 12, документ, с. 135 | XI-4 | |||
24 | Экономика и социальная структура общества | 1 | Комбинированный урок | § 12, задания 1–4, с. 136 | XI-4 | |||||||
25 | Экономическая культура | 1 | Комбинирован- ный урок | Экономическая культура: сущность и структура. Экономическая культура личности. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Роль экономической культуры и деятельности | Знать основные элементы экономической культуры. Уметь определять значение экономической направленности и социальных установок личности; от чего зависит выбор человеком эталона экономического поведения; объяснять, в чем суть | Решение познавательных задач, | Экономическая политика Российской Федерации | § 13, задания 1–4, с. 150– 151 | XII-1 | |||
26 | Экономика | 1 | Урок-практикум | Экономика и экономическая наука. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские затраты и прибыль. Постоянные и переменные затраты, необратимые затраты. Основные источники | Знать понятия: «экономика», «экономическая наука», «государственный бюджет», «мировая экономика», ВВП; что такое спрос и предложение, основные источники финансирования бизнеса, виды, причины и последствия инфляции, глобальные экономические проблемы, особенности современной экономики России. Уметь формулировать | Решение познавательных | Государственный долг. Государственная политика циклы | XII-1 | ||||
Глава 5. Социальная сфера (15 ч) | ||||||||||||
27– 28 | Социальная структура общества | 2 | Урок изучения нового материала. Лекция | Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Статусные символы | Знать основные положения по теме урока: что такое социальный статус личности Уметь разъяснять, подкрепляя конкретными примерами, социальную структуру любого общества; анализировать социальный образ, имидж личности, положение человека в обществе; работать с текстом учебника, выделять главное, применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам; объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью | Составление тезисов на тему «Социальная структура общества» | § 14, документ, с. 160– 161 | XII-2 | ||||
29 | Социальная стратификация | 1 | Повторение и обобщение изученного материала | Решение познавательных | § 14, задания 1–4, с. 161 | XII-3 | ||||||
30 | Социальное взаимодействие | 1 | Урок изучения нового материала. Лекция | Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «новые» богатые. Средний класс и при- личествующий уровень жизни. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Социальные аспекты труда. Культура труда | Знать, что такое социальная связь и социальное взаимодействие; каковы причины социальных конфликтов; как проявляется неравенство в обществе, в чем сущность богатства, бедности и какими социальными характеристиками они обладают. Уметь определять последствия социальных конфликтов; объяснять социальные аспекты труда, сущность и значение культуры труда; анализировать влияние неравенства на трудовую деятельность | Опрос. Диспут по теме и дети». Тест (20 мин) | § 15, документ, с. 171 | XII-3 | ||||
31– 32 | Социальные аспекты труда. Культура труда | 2 | Урок-практикум. Повторение и обобщение изученного материала | § 15, сочинение-размышление на тему «Современные отцы и дети»; задания 1–4, с. 172 | XII-4 | |||||||
33 | Социальные нормы и социальный контроль | 1 | Урок изучения нового материала. Лекция | Социальные нормы. Моральные нормы. Политические | Знать, что такое социальные нормы и социальный контроль; в чем состоит значение самоконтроля. Уметь приводить примеры, характеризующие виды социальных норм; определять причины отклоняющегося поведения; объяснять социальную опасность преступности; осуществлять поиск социальной информации; применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам | Работа с таблицей. Решение проблемных задач, работа в группах. Работа с документами | Социальная мобильность | § 16, документ, с. 182– 183 | I-2 | |||
34– 35 | Отклоняющееся поведение. Преступность | 2 | Урок-практикум. Повторение и обобщение изученного материала | § 16, задания 1–4, с. 183 | I-2,3 | |||||||
36 | Нации и межнациональные отношения | 1 | Урок изучения нового материала. Лекция | Отношения между разными | Знать основные положения по теме урока: что такое межнациональные отношения. Уметь разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства | Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий | § 17, документ, с. 193– 194 | I-3 | ||||
37 | Межнациональное сотрудничество | 1 | Обобщение и систематизация знаний | § 17, задания 1–4, с. 195 | I-4 | |||||||
38 | Семья и быт | 1 | Урок изучения нового материала. Лекция | Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы | Знать основные положения по теме урока: что такое семья с социологической точки зрения, какие могут быть семьи. Уметь описывать жизненный цикл семьи; анализировать мотивы и причины распада семей, семейные | Работа с источниками. Выполнение дифференци-рованных заданий | Проблема неполных семей | § 18, документ, с. 205– 206 | I-4 | |||
39 | Семья в современном обществе | 1 | Обобщение и систематизация знаний | § 18, 1–4, с. 207 | II-1 | |||||||
40 | Социальное развитие и молодежь | 1 | Комбинированный урок | Социальные процессы в современной России. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура | Знать актуальные проблемы нашего общества и молодежи; как изменяются социальные роли человека. Уметь характеризовать особенности молодежи как социальной группы | Беседа, фронтальный опрос, | § 19, задания 1–4, с. 217– 218 | II-1 | ||||
41 | Социальная сфера | 1 | Повторение и обобщение изученного материала | Социальные группы. Социальная стратификация. Социальный конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль. Молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Религиозные объединения | Знать, что такое социальная стратификация и социальная мобильность, этнические общности, социальный контроль. Уметь определять особенности молодежной субкультуры; характеризовать современную демографическую | Тест (20 мин) | II-2 | |||||
Глава 6. Политическая сфера (12 ч) | ||||||||||||
42 | Политика и власть | 1 | Урок изучения нового материала. Лекция | Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть | Знать, какие существуют формы проявления влияния Уметь анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой | Беседа, фронтальный опрос | § 20, задания 1–4, с. 228– 229 | II-2 | ||||
43 | Политическая система | 1 | Урок изучения нового материала. Лекция | Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Определение политической системы общества. Общие признаки | Знать основные положения по теме урока: что такое политическая система общества и какова роль государства в ней; основные признаки Уметь давать разъяснение слову «государство», употребляемому в различных значениях; анализировать причины и условия возникновения государства, основные функции государства, виды монополии, виды политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории и современности | Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий | § 21, документ, с. 239– 240 | II-3 | ||||
44 | Политический | 1 | Обобщение и систематизация знаний | § 21, задания 1–4, с. 240– 241 | II-3 | |||||||
45 | Гражданское общество | 1 | Урок изучения нового материала. Лекция | Международные документы о правах человека. Защита прав человека. Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства. Средства массовой информации в политике | Знать признаки гражданского общества, признаки правового государства, черты тоталитарного режима. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать | Фронтальный опрос, выполнение дифферен- цированных заданий. Работа с документами. Выступления учащихся с индивидуальными заданиями | § 22, документ, с. 250 | II-4 | ||||
46 | Правовое государство | 1 | Комбинированный урок | § 22, задания 1–4, с. 251 | II-4 III-1 III-1 | |||||||
47 | Защита прав | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Индивидуальные задания, подготовка к семинару | ||||||||
48 | СМИ в поли- тике | 1 | Урок-семинар | |||||||||
49 | Демократические выборы | 1 | Урок изучения нового материала | Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. Избирательное право. Типы избирательных систем (мажоритарная, пропорциональная, смешанная). Многопартийность и партийные | Знать, что представляет собой политическая система. Уметь определять сходство и различие мажоритарной | Фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий | § 23, документ, с. 260– 261. | III-2 III-2 | ||||
50 | Политические партии | 1 | Повторение и обобщение изученного материала | § 23, задания 1–4, с. 261– 262 | ||||||||
51– 52 | Участие гражданина в политической жизни. Политическая культура | 2 | Урок изучения нового материала. Лекция. Обобщение и систематизация знаний | Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни общества | Знать, что представляют собой голосование, референдум и каков их механизм; Уметь объяснять сущность активного и пассивного избирательного права; анализировать собственные и чужие политические симпатии и определять факторы, способствующие политической активности населения | Беседа, фронтальный опрос. Выполнение дифференцированных | Политическая психология и политическое поведение | § 24, документ, с. 270– 271 | III-3 | |||
§ 23, задания 1–4, с. 271– 272 | III-3 | |||||||||||
53 | Политическая сфера | 1 | Повторение и обобщение изученного материала | Понятие власти. Государство, его функции. Политическая система. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. | Знать, что такое гражданское общество и государство, функции государства, типологию политических режимов, основные признаки демократического общества. Уметь характеризовать роль средств массовой информации в политической жизни общества, особенности политических процессов в РФ; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Тест | IV-1 | |||||
Раздел III. Право (15 ч) | ||||||||||||
54 | Право в системе социальных норм | 1 | Урок изучения нового материала. Лекция | Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов | Знать, чем отличаются подходы к определению права; общее в морали и праве; роль системы права в регулировании общественных отношений; что представляют собой социальные нормы и каково их видовое разнообразие. Уметь объяснять, в чем заключается взаимосвязь права и закона и какие существуют между ними различия; разъяснять сущность права, его различные значения | Беседа, фронтальный опрос. | § 25, документ, с. 282 | IV-1 IV-2 | ||||
55 | Нормы и отрасли права | 1 | Обобщение и систематизация знаний | § 25, задания 1–4, с. 284 | ||||||||
56 | Источники права | 1 | Комбинированный урок | Что такое источники права. Основные источники права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт, естественное право. Виды нормативных актов (законные и подзаконные акты) | Знать основные источники права. Уметь определять, нормами каких отраслей права регулируется определенная жизненная ситуация и куда следует обратиться, чтобы узнать модель верного поведения участников правоотношений | Фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий | § 26, задания 1–4, с. 295 | IV-2 | ||||
57 | Правоотношения и правонарушения | 1 | Урок изучения нового материала. Лекция | Что такое правоотношение. Что такое правонарушение. Противоправность. Преступления. Проступки. Правосознание и правовая культура | Знать, что такое правоотношения и правонарушения. Уметь раскрывать важнейшие признаки правоотношений; определять особенности правонарушений; объяснять различия между проступком и преступлением; | Опрос. Решение проблемных задач | § 27, задания 1–4, с. 305 | IV-3 | ||||
58 | Юридическая ответственность | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Выступления учащихся | Подготовка индивидуальных к семи-нару | IV-3 IV-4 | ||||||
59 | Развитие права в современной России | 1 | Урок-семинар | Развитие права в современной России | ||||||||
60 | Современное российское законодательство | 1 | Урок изучения нового материала. Лекция | Конституционное право. Административное право. Гражданское право. Семейное право. Права и обязанности родителей и детей. Уголовное право. Экологическое право. Эколого-правовая ответственность. Трудовое право. | Знать общие черты и специфику отраслей российского права; отличие трудового договора от гражданско-правовых договоров; различие проступка и преступления. Уметь применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам | Опрос. Решение проблемных задач | § 28, задания 1–4, с. 317– 318 | IV-4 V-1 | ||||
61 | Трудовое право | 1 | Обобщение и систематизация знаний | § 28, документ с. 316– 317 | ||||||||
62 | Предпосылки правомерного поведения | 1 | Комбинированный урок | Правосознание. Правовая идеология. Правовая установка. Правовая психология. Правовая культура личности. Правовая культура общества. Правомерное поведение | Знать основные элементы правосознания; каким образом взаимодействуют право и правосознание. Уметь отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения; работать с текстом учебника | Фронтальный опрос. Работа с таблицей | § 29, задания с. 327– 328 | V-1 | ||||
63– 64 | Общество в раз- витии. Проблема общественного прогресса | 2 | Урок изучения нового материала. Лекция. Обобщение и систематизация знаний | Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного общества. Проблема общественного прогресса. Общественный прогресс. Критерии общественно го прогресса. Формы общественного прогресса | Знать, что такое процесс глобализации; каковы проявления глобализации в экономической сфере; основные глобальные проблемы современности. Уметь отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника | Беседа, фронтальный опрос. Выполнение дифференцированных заданий | § 30, документ, с. 340– 341. § 30, задания 1–4, с. 341– 342 | V-2 | ||||
65 | Общество вступило в XXI век | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Что такое общество. Общество как сложная динамическая система. Человек как духовное существо. Деятельность как способ существования людей. Познания и знания. Человек в системе социальных | Знать основные положения раздела «Общество и человек». Уметь анализировать, делать выводы, отвечать | Выполнение дифференцированных заданий | Вопросы и задания для итогового повторения, с. 343– 345 | V-3 | ||||
66 | Основные | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Духовная культура. Наука. Образование. Мораль. Религия. Экономика. Роль экономики в жизни общества. Экономическая культура. Социальная сфера жизни общества. | Знать основные положения раздела «Основные сферы общественной жизни». Уметь анализировать, делать выводы, отвечать | Решение проблемных задач | Вопросы и задания для итогового повторения, с. 345– 350 | V-3 | ||||
67 | Право | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Право в системе социальных норм. Источники права. Правоотношения и правонарушения. Современное российское законодательство. Предпосылки правомерного поведения | Знать основные положения раздела «Право». Уметь анализировать, делать выводы, отвечать | Решение проблемных задач | Вопросы и задания для итогового повторения, с. 350– 351 | V-4 | ||||
68 | Итоговый урок | 1 | Контрольное тестирование | Материал курса «Обществознание. 10 класс», основные понятия, термины | Знать материал курса «Обществознание. 10 класс», основные понятия, термины | Контрольное тестирование | V-4 | |||||
69-70 | Резерв | 2 |
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ЛИТЕРАТУРА
Методические пособия для учителя:
- Обществознание. 10 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, Н. И. Городецкая [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2013.
- Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10–11 классы [Текст] : пособие для учителя / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. – М. : Просвещение, 2007.
- Школьный словарь по обществознанию. 10–11 классы [Текст] : пособие для учащихся / под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. – М. : Просвещение, 2013.
- Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень. 10 класс. – М.: ВАКО, 2014. – 288 с.
- Обществознание. 10 класс: технологические карты уроков по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова / авт.-сост. И.Ю. Буйволова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 174 с.
- Обществознание. 10 класс: поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Л.Н. Боголюбов и др.; под ред. Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2012.
- Баранов П.А. Обществознание: рабочая тетрадь: тематические тренировочные задания частей 1(А), 2(В) , 3(С) для подготовки к ЕГЭ. – М.: АСТ: Астрель: Владимир: ВКТ, 2011. ЕГЭ-2013: Обществознание: самое полное издание типовых заданий /авт.-сост. О.А.Котова, Т.Е.Лискова-Москва: Астрель, 2013
- Обществознание: разноуровневые тесты, задания повышенной сложности / авт.-сост. Н.В. Кашлева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 191 с.
- Олимпиадные задания по обществознанию. 9-11 классы / авт.-сост. С.Н. Степанько. Изд. 3-е. – Волгоград: Учитель, 2016. – 270 с.
Дополнительная литература для учителя:
- Гражданский кодекс Российской Федерации.
- Кодекс об административных правонарушениях РФ.
- Конституция Российской Федерации.
- Семейный кодекс РФ.
- Трудовой кодекс РФ.
- Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс [Текст] / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. – М. : Айрис-Пресс, 2010.
- Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания [Текст] : учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений : в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. – М. : Гуманит. ИЦ «Владос», 2001.
- Бекешев, К. А. Обществознание [Текст] : учеб. пособие / К. А. Бекешев. – М. : Проспект, 2010.
- Ибрагимов, Р. Ю. Сдаем основы социологии и политологии [Текст] : для средн. профессион. образования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. – Ростов н/Д. : Феникс, 2005.
- Карагодана, Л. Н. Тесты по обществознанию. 11 класс [Текст] : пособие для учителя / Л. Н. Карагодана. – М. : Просвещение, 2007.
- Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию [Текст] : вопросы и ответы ; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. – М. : Рольф : Айрис-Пресс, 2010.
- Политика и право. Школьный практикум. 10–11 классы [Текст] : пособие для уч-ся общеобразоват. учеб. заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеев. – М. : Дрофа, 1997.
- Сычев, А. А. Обществознание [Текст] : учеб. пособие / А. А. Сычев. – М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2010.
- Сидельникова, Т. Т. Политология : комментарии, схемы, афоризмы [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темникова, И. А. Шарагин. – М. : Гуманит. ИЦ «Владос», 1999.
- Тюляева, Т. И. Обществознание [Текст] : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. – М. : Астрель, 2010.
Дополнительная литература для учащихся:
- Джегутанов, Б. К. Обществознание. Ответы для школьников и абитуриентов [Текст] / Б. К. Джегутанов, В. С. Олейников. – СПб. : Питер, 2010.
- Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2011.
- Мехалкина, Е. В. Обществознание [Текст] : пособие для подготовки к ЕГЭ / Е. В. Мехалкина. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
- Корсанов, Г. Г. Репетитор по обществознанию для учащихся старших классов [Текст] / Г. Г. Корсанов. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
- Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах [Текст] / Г. Г. Сазонова. – М. : Виктория Плюс, 2007.
Учебно-методическое обеспечение.
1. Информационно-коммуникативные средства.
- Обществознание. Рабочие программы. Технологические карты уроков по учебникам под реакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. 10-11 классы. [Электронный ресурс]: пособие для учителя. – Изд-во «Учитель», 2015.
- Обществознание. Рекомендации. Разработки. . [Электронный ресурс]: пособие для учителя. – Изд-во «Учитель», 2015.
- Экспресс-подготовка к экзамену 2008-2009. 9-11. (CD).
2. Технические средства обучения.
Мультимедийный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
3. Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
Шкаф для хранения карт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...