Разработка урока обществознания по теме "Социальная структура общества"
методическая разработка по обществознанию (10 класс) на тему

Зотова Оксана Владимировна

Данную разработку можно использовать на уроке обществознания в 10 классе при изучении темы "Социальная структура общества"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obshchestvoznaniya_po_teme.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Социальная структура общества.

Цель урока:

 подвести учащихся к пониманию социальной структуры как определённого способа связи и взаимодействия индивидов, занимающих определённые социальные статусы и выполняющих социальные роли в соответствии с принятыми в социальной структуре общества нормами и ценностями.

Задачи:

  1. Опираясь на знания учащихся о социальной структуре общества и о социальном неравенстве, познакомить с видами социальной мобильности, социальной стратификацией.
  2. Продолжить формирование умения работать с учебником и историческим документом, иллюстрирующим социальную мобильность.
  3. Развитие познавательного интереса с помощью фрагментов из художественных фильмов.
  4. Развитие умения сравнивать, выделять главное в тексте документа, делать выводы.
  5. Формирование умения работать в группе, выполнять рефлексию.
  6. Осознание возможности изменения социального положения человека в обществе.

Тип урока: изучение нового материала.

План урока:

1. Многообразие социальных групп.
2. Социальное неравенство.
3. Социальная стратификация.
4. Социальная мобильность.

Оборудование урока: компьютер, медиа-проектор, презентация, рабочие листы.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2.Фронтальный опрос.

Назовите главные вопросы экономики.

Что такое экономика?

Перечислите основные экономические системы.

Какова структура экономики?

Назовите основные производственные ресурсы.

Что такое инфляция?

- Составьте экономические термины.

БИЛЬПРЫ – прибыль

ЯЛЦИФЯИН – инфляция

ГАЛОН – налог

ЦКРОНКУЯЕНИ – конкуренция

СОНОСТЬБСВНЕТ - собственность

3. Изучение нового материала.

(Слайд 1.Введение в тему, постановка цели урока учащимися, план урока.)

Что объединяет эти иллюстрации из фильмов?

Определите, каково было положение этих групп? (Они являлись 1- боярами, 2 - дворянами, землевладельцами, привилегированным сословием. Имели землю, власть, доход. 3 - средний класс в современном обществе. Он является основой современного демократического государства, стабилизирующей силой.)

Почему именно их я выбрала Вам? (Они являются представителями различных сословных групп)

Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Сайд 2)

План урока. (Слайд 3)

Объяснение нового материала.

Многообразие социальных групп. (Слайд 4)

По известной вам классификации социальные группы делятся на большие и малые; формальные и неформальные; реальные, условные; положительные и отрицательные.

Приведите примеры больших и малых социальных групп (классы, сословия, нации – большие; спортивная команда, дружеская компания, учебный класс – малые).

Ученые выделяют биосоциальные группы: (Слайд 5)

- по полу;

- по возрасту;

- по расовой принадлежности.

Помимо этих групп социологи выделяют маргинальные группы (Слайд 6). Маргинал – человек, находящийся на обочине общественной жизни. Он «ушел» из своей социальной группы, но не примкнул к другой. Примеры: безработные, инвалиды, иммигранты.

Работа в тетрадях.

Записать определение маргинала.

Проиллюстрировать попытки выходцев из деревни «встроиться» в новую социальную среду в период массовой миграции населения в города можно, используя свидетельства самих участников этого процесса, запечатленные в дневниках и мемуарах.

Работа с документом (работа в парах) – Приложение 1.

Кроме этого, существуют люмпены – люди, опустившиеся на «социальное дно» общества. Приведите примеры. (Ответы: бомжи, нищие.) (Слайд 7)

Работа в тетрадях.

Записать определение люмпена.

Это говорит о том, что в обществе существует социальное неравенство. (Слайд 8)

Работа в тетрадях.

Записать определение социальной дифференциации.

На примере эпохи Средневековья, определите, в чем выражалось социальное неравенство между дворянством, духовенством и третьим сословием. (Ответы: у этих сословий было различное отношение к власти, собственности, уровню образования, культуры, даже своя одежда.)

Можно ли было изменить социальную принадлежность в Средние века в Европе? (Практически нет.)

Вывод: общество состоит из различных социальных групп.

В современной социологии принято выделять страты – слои. Социальная стратификация– деление общества на страты. Понятие страта ввёл социолог Питирим Сорокин.

Работа в группах. (Слайд 9 – 12)

Приложение 2.

Охарактеризуйте себя, как представителя социальной структуры общества.

1.Возраст –

2.Вид деятельности –

3.Место жительства –

4.Пол –

5.Уровень образования –

6.Религиозная принадлежность –

7.Национальность –

3. Закрепление.

Решение задания на рабочих листах. Приложение 3. (задание из ЕГЭ). Взаимопроверка и оценивание друг друга (работа в парах).

4. Итог. Рефлексия. (Слайд 13)

  1. Сегодня я узнал ...
  2. Было интересно ...
  3. Было трудно ...
  4. Я выполнял задания ...
  5. Я понял, что ...
  6. Теперь я могу ...
  7. Я почувствовал, что ...
  8. Я приобрел ...
  9. Я научился ...
  10. У меня получилось ...
  11. Я смог ...
  12. Я попробую ...
  13. Меня удивило ...
  14. Урок дал мне для жизни ...
  15. Мне захотелось ...

5. Домашнее задание.

Параграф 14 . Составить план ответа по теме «Социальная структура общества»

Приложение 1.

Задание: прочитать отрывок из дневника молодого человека, сына высланного кулака, родом из Украины, стремящегося закрепиться в Москве:

«Сильно наблюдаю за людьми. Наблюдаю за поведением ребят, мне равных. Как они ведут себя в подобных случаях. Учусь копировать манеры... Все это нечеловечески трудно, убивает мою силу. В то же время заставляет меняться, быть профессионально осторожным, наблюдательным». «Какое громадное значение имеет обстановка, в которой находишься, люди, среди которых вращаешься. Заимел хороший костюм. На днях купил плащ. Одет культурно, чисто и сам в смысле чистоты аккуратен... Прорыв громадный в материальной стороне. Это прорыв, куда надо бросить все силы, всю энергию, пока не поздно, а то времени осталось совсем немного». «...Купил себе мандолину. Вторая вещь, которую я купил за свои собственные деньги, добытые трудом. Первая вещь были часы, купленные в июне 1932 г. Отпуск погулял с ними с форсом. Ну, пора спать. Зачитался газетами. Сегодня интересный доклад Мануильского». (Фрагмент из журнала «Знание-сила», 1996. - №7. Статья Козлова Н. Послания из прошлого.)

Ответить на вопросы:

1.С каких внешних форм начиналось освоение нового образа жизни?

2.Укажите «достижения» маргинала.

3.Как внутренне менялся человек?

Приложение 2.

Рабочая карта

Группа 1.

Шаг 1. Прочитайте пункт «Социальная стратификация» пор.14.

Шаг 2. Проанализируйте, полученную информацию и представьте ее графически (схема, кластер или таблица).

Шаг 3. Подготовьте выступающих.

Шаг 4. Защитите свой проект перед одноклассниками.

Рабочая карта

Группа 2.

Шаг 1. Прочитайте пункт «Социальная мобильность» пор.14.

Шаг 2. Проанализируйте, полученную информацию и представьте ее графически (схема, кластер или таблица).

Шаг 3. Подготовьте выступающих.

Шаг 4. Защитите свой проект перед одноклассниками.

Приложение 3.

Выполните задания.

1.Установите соответствие между примерами социальных групп и их видами. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

Примеры социальных групп                                                Виды социальных групп

А) русские                                                                                   1) малая

Б) соседи в салоне самолета                                                      2) большая

В) предприниматели

Г) туристическая группа

Д) экипаж космического корабля

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В

Г

Д

2. Выберите верные суждения о социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальная мобильность всегда предполагает только добровольное перемещение индивидов или групп.

2) Образование, личные качества помогают индивиду продвигаться вверх по социальной лестнице.

3) Вертикальная социальная мобильность подразумевает переход человека в группу, имеющую тот же социальный статус.

4) Социальная мобильность – это разделение общества на группы, занимающие разное положение.

5) Войны и революции усиливают социальную мобильность индивидов и групп.

Ответ: _________________________________

МКОУ Краснофлотская СОШ

Открытый урок по обществознанию

10 класс

Тема: «Социальная структура общества»

                                                                                Провела: Зотова О.В.

                                                                                учитель истории и обществознания

2015-2016 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обществознания "Общество как система" для 10 класса

Урок разработан с применением технологии развития критического мышления, отражает деятельностный подход к обучению школьников и направлен на развитие метапредметных знаний и умений....

Разработка урока обществознания в 9 классе "ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО".

Разработка урока обществознания,призванного сформировать представление у учащихся о государстве, как основном политическом институте и причинах возникновения, структуре и признаках гражданского общест...

Методическая разработка урока обществознания в 10 классе по теме "Выборы в демократическом обществе"

Конспект урока может быть использован в 10 классе при изучении раздела "Политическая сфера"...

Методическая разработка урока обществознания в 6 классе "Духовные богатства общества и культурное наследие"

Технологическая карта и презентация урока  обществознания в 6 классе по теме "Духовные богатства общества и культурное наследие" по учебнику "Обществознания" под редакцией А.И...

Методическая разработка урока обществознания в 11-м классе. Тема урока: «Политическая система и ее роль в жизни общества».

Тема урока: «Политическая система и ее роль в жизни общества».Разделы: История и обществознание, искусствоЦель: закрепление раннее изученных знаний и навыков работы с заданиями ЕГЭТип урок...

Методическая разработка урока обществознания 8 класс, Человек, общество, природа

Методическая разработка комбинированного урока урока по обществу 8 класс по теме: "Человек, общество, природа". Используются образовательные технологии активного редуктивного чтения, критиче...

Методическая разработка урока обществознания для 10 класса по теме "Религия: понятие, структура, функции и виды"

Урок рассчитан на учащихся 10 класса, изучающих обществознание на базовом уровне и учитывает их способности и познавательные потребности. В уроке использованы элементы следующих современных образовате...