Конспект урока " Социальная структура современного Российского общества"
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему
Урок- проблема по обществознанию на тему: " Социальная структура современного Российского общества" 11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt_uroka_na_temu_11_klass.docx | 23.78 КБ |
Предварительный просмотр:
План конспект урока на тему: « Социальная структура российского общества»
Тип урока: Урок- проблема.
Ход урока. Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы продолжаем с Вами изучать социальное развитие современного общества. О социальной структуре в целом мы с вами уже говорили на уроках обществознания в 8 и 11 классах, когда рассматривали тему социальная структура и социальные отношения.
Тема нашего сегодняшнего урока « Социальная структура российского общества»
У Вас на столах лежат листы самоконтроля заполните пожалуйста графу , что я знаю по теме урока. ( Заполнив, откладывают лист самоконтороля в сторону.
ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ УЧЕНИКА(ЦЫ)________________________________________________________________.
Тема урока | Что я знаю по теме урока | Личная оценка качества усвоения материала | Личная оценка активности на уроке | Я не знал………….. теперь знаю |
Социальная структура современного российского общества |
А сейчас посмотрите пожалуйста на слайд, что вы видите на данной картинке. ( Ответы учащихся)
Обратите внимание, сегодня мы будем говорить о социальной структуре российского общества.
О чем бы вы хотели узнать на нашем уроке, какие цели и задачи мы с вами поставим для изучения данной темы? ( формируют цели и задачи урока)
Цели и задачи:
- Познакомить с социальной стратификацией современного российского общества, исследовать природу изменения положения отдельных групп населения в нашей стране, проанализировать социальную политику государства, выявить главные направления борьбы с бедностью;
- Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально- гуманитарных наук, участвовать в дискуссии , работать с документами;
- Формировать отношение к социальным проблемам общества, собственной роли в их решении.
Оборудование: проектор, документы.
- Организационный момент
Социальная структура российского общества, пожалуй, самый дискуссионный и неисследованный вопрос. Отечественные социологи многие годы изучают проблемы социальной структуры нашего общества, но все это время на их результаты оказывала влияние идеология. Только недавно появились условия для того, чтобы объективно и беспристрастно разобраться в сути дела. Такие социологи, как Татьяна Заславская, Вадим Радаев, Владимир Ильин и др., предложили новые подходы к анализу социальной стратификации российского общества, что позволяет охарактеризовать социальную структуру нашего общества и рассмотреть его динамику. Этим мы и займемся на нашем уроке.
План урока
- Российское общество сегодня: социальный срез.
- Тенденция развития социальных отношений в нашем обществе.
- Конституционные основы социальной политики.
- Государственная стратегия борьбы с бедностью.
II. Изучение нового материала
Перед началом изучения новой темы мне вспомнился исторический анекдот.
В квартиру внучки известного декабриста врываются матросы и упрекают ее в « буржуйском богатстве» и собираются все конфисковать, чтобы она, хозяйка ничем не выделялась среди бедноты.
- Странно,- сказала им в ответ внучка декабриста, - а мой дедушка мечтал о том, что все мы будем не одинаково бедными, а одинаково богатыми людьми.
Так какие мы: одинаково бедные, богатые? Проведем исследование проблемы. Для эффективности нашей работы, вы поделены на три группы. Каждая группа получила опережающее задание.
Первая группа, должна была поработать с пунктом 1 параграфа 14, с документами и интернет ресурсами и наглядно охарактеризовать социальную стратификацию современного российского общества.
Первая группа представляет результат своей работы.
Вторая группа должна была поработать с пунктом 2 параграфа 14 составить таблицу « Тенденции развития социальных отношений в нашем обществе»
( презентуют результат своей работы)
Третья группа должна была поработать с пунктом 3 параграфа 14 , дополнительными источниками и Конституцией РФ , раскрыть конституционные основы социальной политики РФ.
( презентация работы третьей группы)
Учитель благодарит учащихся за проделанную работу.
Переходим к четвертому пункту нашего плана Государственная стратегия борьбы с бедностью.
Ребята, у вас на столах лежат определения
Первая группа – ЧТО ТАКОЕ БЕДНОСТЬ.
Вторая группа- ЧТО ТАКОЕ АБСОЛЮТНАЯ БЕДНОСТЬ
Третья группа- КАКОВО ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К БЕДНЫМ?
Ребята, возьмите каждый по листочку на ваших столах. Первая группа пишет определение бедность и какие ассоциации у вас вызывает это слово.
Вторая группа пишет определение абсолютная бедность и ассоциации к этому определению.
Третья группа пишет свое отношение к бедным.
По окончании работы каждая группа обменивается написанным со своими соседями по столу и дописывает то , что есть у соседа, но нет у него.
По окончании работы каждая группа озвучивает свой результат.
Учитель благодарит ребят.
Следующее задание- работа с текстом.
Ребята, давайте откроем задание 2 на стр.149 и прочитаем текст «Застойная бедность» Ознакомьтесь с текстом , раскройте мысль автора о последствиях застойной бедности- социальной деградации и социальной агрессии.
Текст. Самая опасная форма бедности- застойная бедность. Люди, бедные длительное время, уже не ощущают себя бедными. Таких людей в России, по оценкам социологов, 6-8%. Вот какие характеристики дает исследователь такой категории людей: « Чем дольше человек в этом состоянии, тем слабее желание из него выйти. Трехлетнее пребывание в бедности уже меняет приоритеты: главным становится стремление экономить, которое оттесняет поиски заработка на второй план. Следующая точка- семь лет: человек уже окончательно погружается в заботы об экономии и на предложения работать почти не реагирует. Это социальная деградация, вторая, наряду с социальной агрессией, серьезная опасность, которая несет с собой бедность»
- Раскройте мысль автора о последствиях застойной бедности- социальной деградации и социальной агрессии.
- Как вы думаете, нужно ли бороться с бедностью. Мнение аргументируйте.
Спасибо ребята.
У нас в классе развешаны 4таблички. 4 варианта борьбы с таким социальным явлением как бедность. Какой путь избрали бы вы и почему? Подойдите к тому варианту решения проблемы, который вы выбираете.
Первый путь: повысить зарплаты всем работающим
Второй путь: помочь включится в трудовую деятельность незанятым трудоспособным- официально зарегистрированным безработным( учеба на курсах переподготовки, широкое информирование о вакансиях и т.п.).
Третий путь: оказывать социальную помощь всем малообеспеченным и нетрудоспособным( повысить пенсии, стипендии, различного рода социальные выплаты, предоставлять разнообразные льготы: бесплатный проезд на транспорте, небольшая квартплата и т.п.)
Четвертый путь: добиться значительного роста экономики страны, что позволит реально повысить благосостояние населения.
Ребята подходят к тому варианту, который им кажется более оптимальным. Проговаривают друг другу, почему они выбрали именно этот путь. Затем, каждая группа озвучивает свой ответ.
III. Итог урока
- Как вы можете оценить такой масштаб социального расслоения в нашей стране? Чем оно вызвано?
А сейчас снова вернемся к листу самоконтроля и запишите, что вы узнали на уроке. Сравните, что вы знали по этой теме в начале урока и что узнали нового по завершению. Также не забудьте оценить себя.
Домашнее задание параграф 14.
Дополнительное задание на 5
Подумайте:
1) Историк М. Гефтер высказал мнение: «Россия – маргинал всемирно-исторического процесса». Что дало возможность историку сделать такой вывод? Согласны ли вы с ним?
Дополнительное задание на 4
Существует ли в нашей стране социальная база для:
а) социальных конфликтов;
б) реформ;
в) контрреформ?
Свое мнение аргументируйте
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории "Государство и российское общество в конце 19 - начале 20в."
Актуализировать необходимые знание учащихся из курса истории России 19 века. Подвести учащихся к пониманию того, что Россия в начале 20 века - среднеразвитая аграрно-индустриальная страна....
Презентация к уроку "Социальная структура общества".
Данная презентация поможет раскрыть основные вопросы социальной структуры общества....
Проблемы социального сиротства в современном российском обществе.
Рассматриваются вопроы социального сиротства, вопросы взаимодействия семьи и школы для решения этой проблемы....
Конспект урока "Социальная структура общества"
Конспект урока "Социальная структура общества"...
Конспект и презентация урока "Социальное развитие современного общества"
Конспект и презентация урока обществознания в 11 классе "Социальное развитие современного общества"...
Технологическая карта урока "Социальная структура общества"
Предмет: ОбществознаниеТема урока: Социальная структура обществаТип урока: Урок систематизация знанийПрогнозируемые результатыличностные:- мотивированность на посильное участие в жизни общес...
Презентация к уроку "Социальная структура общества" 8 класс обществознание
Презентация к уроку "Социальная структура обества: социальные группы" 8 класс, обествознание...