урок обществознания в 5 классе "Гражданин России"
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему
Это открытый урок. Построен на самостоятельном изучении нового материала через решение проблемных вопросов., анализ ситуаций, работы с текстом учебника,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grazhdanin_rossii.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока
Учебный предмет: обществознание
Учитель: Игнатенко Светлана Михайловна, учитель истории и обществознания
Школа: МБОУ «Гуселетовская средняя общеобразовательная школа » Романовского района Алтайского края
Регион: Алтайский край
Класс: 5.
Автор УМК: Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова
Тема урока: Разработка урока по теме «Гражданин России»
Тип урока: комбинированный
Планируемый результат:
Личностные УУД: формирование мотивации, направленной на посильное и созидательное участие детей в жизни общества, адекватное понимание
причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Предметные: Учащиеся научатся объяснять и конкретизировать с помощью примеров значение понятий гражданин, понимать роль основных
нравственных и правовых понятий как решающих регуляторов общественной жизни, применять эти нормы и правила при анализе и
оценке реальных социальных ситуаций.
Метапредметные:
Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия.
Коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии, планирование учебного
сотрудничества, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
Познавательные: осуществлять поиск информации в различных источниках (учебник, исторический источник знаний), анализировать, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности.
Задачи:
Обучающая: способствовать формированию у пятиклассников представления о гражданине как полноправном и законопослушном представителе
постоянного населения государства
Развивающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, историческим источником; отработка активного умения
слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим; умение работать в парах;
развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.
Воспитательная: содействовать гражданской социализации, воспитанию гражданственности на положительных примерах добросовестного
выполнения обязанностей
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
1.Организационный этап Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Мотивирует учащихся на работу. Тепло и солнце. День апрельский! Оставьте позади тревогу Я поведу вас той дорогой Чтоб знанья все приобрели И пользу людям принесли. (Сегодня на уроке у нас гости. Постарайтесь проявить все свои знания, показать себя с лучшей стороны.) | Приветствуют учителя. | Что мы можем извлечь из услышанного? | Внутренняя позиция школьника. | |
2. Проверка домашнего задания | Словарные слова: государственные символы, геральдика, флаг, гимн, патриот. Фронтальный опрос - Какие цвета на флаге РФ? Что они означают? - Когда отмечается День российского флага? (слайд 1,2) - Индивидуальное сообщение: «Знамя Победы» (слайд 3) | Отвечают на вопросы, обосновывают ответы, исправляют, дополняют. | Напоминаю вам правила работы на сегодняшнем уроке: - Не шуми и не кричи - Чтобы попросить слово, подними руку; - Думай - Запоминай - Слушай - Рассуждай - Говори - Удивляйся - Только не скучай | Слушают ответы одноклассников | Строят свои ответы |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель. Формулирование темы урока. | Организует работу учащихся. В форме подводящего диалога подводит учащихся к формулированию темы урока. На прошлом уроке мы познакомились с государственными символами России, а сегодня мы постараемся выяснить нашу принадлежность к стране, в которой мы живем. Кто по улице идёт? Необычный пешеход. У него пятьсот имён: На заводе слесарь он, В яслях – он родитель, В кинотеатре – зритель, А пришёл на стадион – И уже болельщик он. Он кому-то сын и внук, Для кого-то близкий друг. Он – мечтатель в дни весны, Он – защитник в дни войны. И всегда, везде и всюду – ГРАЖДАНИН своей страны! (слайд 4) - Какое ключевое слово? Ребята, как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока? (слайд 5) На какие вопросы нам предстоит ответить? - Что такое гражданин? - Как взаимосвязаны между собой понятия «патриот» и «гражданин». - Моя хата с краю? (слайд 6) Проблемный вопрос?
(слайд 7) | Анализируют стих. Формулируют тему урока. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. | Послушайте стихотворение, определите главное слово в нем и предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке? Взаимодействуют с учителем во время постановки темы, цели и задач урока, а также при составлении вопросов плана | Знать ранее изученный материал | Мотивационная основа учебной деятельности; анализ, обобщение, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Слушать собеседника, строить высказывания Принимать и сохранять учебную цель и задачу, самоопределение в достижении цели, планируют учебные действия |
3.Актуализация знаний Цель. «Открытие новых знаний» на основе ранее изученного материала. | Красивым словом россияне называют всех граждан нашей страны. А что такое гражданин? Предлагаю вам выступить в роли исследователей. Используя материал учебника страница 107 рубрика «Путешествие в прошлое» и дополнительный материал, сформулируйте определения понятия гражданин. Вопросы для работающих по учебнику. - где сложилось понятие гражданин? - каким было Афинское государство? - что означает понятие демократия? Где принимались важнейшие решения? - все ли могли участвовать в работе Народного собрания? - какая категория граждан имела право участвовать в работе народного собрания и принимать решения? - Какие вопросы решали граждане Афинского государства? - Можно ли в России участвовать в решениях государственных дел таким же способом, как в Древних Афинах? - Какую бы формулировку вы дали понятию гражданин? Вопросы для работающих по документу. - что общего между понятиями горожанин и гражданин? - что общего и в чем различия между понятиями подданный и гражданин? - Какую бы формулировку вы дали понятию гражданин? А теперь давайте соединим эти две формулировки и составим более полную? (слайд 8) | Работа по группам (разноуровневая) Карточка№1 Работа по учебнику Карточка №2 Работа с дополнительным материалом Выбор правильного ответа Фронтальный опрос, выступают перед классом Формулируют понятие, сравнивают ответы и оценивают правильность выполнения работы. | Ответы учащихся Это человек, активно участвующий в управлении своего государства. Запись в тетради (Пометьте карандашом, дома запишите в тетрадь.) Это свободный человек своего государства, защищенный законами, имеющий много прав и обязанностей. Гражданин – это свободный человек своего государства, защищенный законами, имеющий много прав и обязанностей, активно участвующий в его управлении. | Уметь думать и размышлять. | анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия; структурирование знаний; подведение под понятие; постановка и формулирование проблемы. |
4.Физминутка | |||||
5. Закрепление знаний | На легендарном Малаховом кургане в Севастополе есть место, где в гранит вмонтирован крест из пушечных ядер. Здесь 5 октября 1854 года, руководя обороной Севастополя, погиб адмирал Корнилов. Его последние слова были: «Я счастлив, что умираю за Отечество. Отстаивайте же Севастополь!». Как вы думаете, можно ли назвать Корнилова гражданином? Почему? Но о Пушкине говорят, что он поэт и гражданин, о композиторе Глинка – что он музыкант и гражданин. (слайд 9) Проблемный вопрос: Как вы думаете, гражданином Отечества можно назвать только того, кто защищал Родину с оружием в руках? (слайд 10) Итак, кого можно назвать гражданином Отечества? (слайд 11) Проблемный вопрос: Как вы думаете, гражданином Отечества можно назвать только того, кто защищал Родину с оружием в руках или еще кого – нибудь? Итак, кто же такой гражданин? Ребята, вы наверное не раз в своей жизни слышали пословицы: - «Моя хата с краю, ничего не знаю!» - «Мое дело – сторона» - «После нас хоть потоп» Можно ли человека назвать гражданином, если он так говорит и думает? Такого человека называют – обыватель. Это полная противоположность гражданину. Каждому человеку в жизни предстоит сделать выбор. Он или становится достойным гражданином , который сам строит свою жизнь, хорошо осознавая свои действия, или проживает жизнь как простой обыватель, думая о том, как бы ему было хорошо. Определить кто гражданин, а кто обыватель.(слайд 12) Примеры достойных граждан нашего села. Вы еще очень малы, у вас вся жизнь впереди. Но даже в столь юном возрасте вы можете принести пользу своему государству? Какую например? - Вернемся к проблеме нашего урока.
Решение задачи: страница 193 методички. (слайд 13) | Ответы учащихся. Чтобы ответить на этот вопрос, ознакомьтесь с материалом учебника на странице 109 «Моя хата с краю?» и на странице 111 рубрика «Учимся быть достойными гражданами». Ответы детей. | . - Трудится во имя Родины - помогать нуждающимся - охраняет природу - соблюдать правила жизни в обществе - беречь памятники - чтить память погибших - совершать полезные дела во имя Родины Это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо народа. Так поступают достойные граждане. | Уметь рассуждать, объяснять свою мысль. Уметь определять, охарактеризовывать.личностное самоопределение сотрудничества, самоконтроль, уметь выделять главную мысль. Уметь выделять главное по тексту. Умение работы в коллективе | познавательная инициатива; структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; рефлексия способов и условий действия; построение речевых высказываний; подведение под понятие; -использование общих приемов решения задач ; самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; |
6. Рефлексия (подведение итогов занятия) Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Давайте посмотрим, на ваше настроение. А теперь постараемся оценить всех кто активно работал. | Формулируют задание для самостоятельной работы, выполняют самопроверку по образцу, устраняют допущенные ошибки. | Уметь выделять главное по тексту. Умение работы в коллективе | осуществление самоконтроля по результату и по способу действия; рефлексия способов и условий действия | |
7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Параграф 13, страницы 107, 109-110., понятия урока «5» Написать небольшое эссе на тему: «Достойные граждане – мои земляки» «4» Прочитай рубрику «Путешествие в прошлое» страница 110 и ответь на вопрос: Можно ли Минина и Пожарского назвать достойными гражданами нашего Отечества? «3» Рубрика «проверь себя» страница 111, вопросы 1,4. (слайд 14) | Уметь применять изученный материал | Извлечение необходимой информации; использование общих приемов решения задач; построение речевых высказываний; подведение итога урока | ||
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обществознания "Конституция России"
Данный урок проводился в 9 классе. В ходе урока учащиеся знакомятся с текстом Конституции нашей страны, анализируют ее статьи, учатся высказывать собсвенную точку зрения...
Урок обществознания "Какой быть России..."
Урок обществознания в 10 классе....
урок обществознания "Государственная символика России"
Урок рассчитан для учащихся 4-7 классов, посвященный к Юбилею Конституции РФ и XXII зимним Олимпийским играм....
Методическая разработка итогового урока обществознания в 10 классе. Тема урока: «Парламентаризм в России. Роль политических партий в формировании демократической системы власти».
Развитие способности понимать общественную обусловленность данного политического периода, критически анализировать полученную политико-социальную информацию, определять собственную позицию и соотносит...
Урок обществознания в 5 классе "Наша Родина - Россия" (учебник Боголюбова Л.Н., Виноградовой Н.Ф., Городецкой Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 5 класс. М., «Просвещение», 2012.)
Конспект урока обществознания с учётом ФГОС....
Конспект урока обществознания в 5 классе. Тема урока: «Hаша Родина - Россия».
Конспект урока по обществознанию в 5 классе "Наша Родина - Россия"...
Методическая разработка урока обществознания в форме круглого стола по обществознанию «Лидеры России» для учащихся 10-11 классов.
Цели урока: Образовательная цель:дать характеристику института лидерства в современной России,раскрыть понятие «политический лидер»,определить характерные черты лидера,охарактеризова...