Интегрированный урок по теме "Глобальные проблемы человечества".
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме

Данный урок проводился в 10-12 классах двумя учителями : учителем географии и учмтелем истории в Дудинской вечерней школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_gl_pr.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  интегрированного урока: «Глобальные проблемы человечества»

 (география—обществоведение 10—12классы)

Цели и задачи:

  • обобщить и систематизировать знания о глобальных проблемах человечества, их сущности, причинах возникновения и путей решения каждой из этих проблем;
  • научить обосновывать главную мировоззренческую идею темы «Ядерная война не может быть средством достижения целей».

Средства обучения: карты (политическая – мира, «экологические проблемы» видеофильм «Природная среда. Состояние и контроль», дополнительные материалы к уроку.

  1. Организационный момент:

А). Актуализация  темы. Учитель  истории:

Глобальные проблемы охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего, требуют для их решения объединенных усилий, совместных действий всех государств, образуют треугольник: население – социальное и экономическое развитие – окружающая среда.

 Мы не унаследовали землю от наших предков, Мы взяли ее взаймы у наших потомков. Каковы формы и факторы воздействия на окружающую среду? В какой мере решение проблемы окружающей среды зависит от каждого жителя нашей планеты?

Б) .Учитель географии :

  1.  Экологическая проблема – проблема взаимоотношения общества и природы, сохранения окружающей среды – так можно определить эту проблему с географической
    точки зрения.
  2. Проблема мира и разоружения.
  3. Демографическая.
  4.  Проблема дефицита сырья, топлива и продовольствия.
  5. Освоение Космоса и Мирового океана.
  6. Преодоления экономической отсталости отдельных стран мира («Север» --«Юг»).
  7. Социальные проблемы общества.

2.Изучение темы:

 Учитель географии о экологической проблеме : Экологическая проблема – проблема взаимоотношения общества и природы, сохранения окружающей среды – так можно определить эту проблему с географической точки зрения.

Еще в 40-х гг. академик В.И. Вернадский писал о том, что хозяйственная деятельность людей оказывает на географическую среду воздействие не менее сильное, чем геологические процессы, происходящие в самой природе. Расширяя потребление природных ресурсов, человечество ускорило свое развитие. Завоевывая природу, люди в значительной степени подорвали естественные основы собственной жизнедеятельности, стабильность мировых экологических систем, уменьшили биологическое разнообразие на планете, что привело к заметному ухудшению состояния окружающей среды. «Раньше природа устрашала человека, а теперь человек устрашает природу», – сказал французский океанолог Жак-Ив Кусто. В некоторых странах и районах экологическая ситуация достигла уровня экологического кризиса. Возникла мировая экологическая угроза не только нынешнему, но и грядущим поколениям. Драматична ситуация с обеспеченностью водой. Пресная вода планеты составляет всего 3% от общих запасов воды, причем 3/4 пресной воды заморожено в Арктике и Антарктике, 1/5 часть составляет подземные воды, и лишь 1% циркулирует в реках, озерах, болотах, плывет над Землей в виде облаков. Запасы пресной воды незначительны и составляют около 30 млн. куб. км. Примерно 40% человечества чувствует «водный голод»,

 60% суши занимают аридные (пустынные) и полупустынные земли. Стоит ли удивляться статистике: в некоторых районах земли 80% всех болезней вызваны недоброкачественной водой. Земля – маленький шар во Вселенной, и это единственное место, где человечество может выжить или погибнуть. Экологическая беда коснулась всей планеты. Химикаты обнаружены даже в теле пингвинов. В начале века исчезал один вид животных за год, а сейчас один вид исчезает ежедневно. . Воздействие, человека на природу огромно: вырубка лесов, опустынивание земли, распашка последних пригодных для земледелия площадей, загрязнение, вод, заражение земли химикатами. Выбросы в атмосферу различных газов создают парниковый эффект. Ежедневно в атмосферу выбрасывается 5 млрд. тонн углекислого газа (по тонне на человека) , истощается озоновый слой вокруг планеты. Следствием этого будет всемирное потепление, растают льды Арктики и Антарктики. Уровень воды в океане может подняться на 66 м и затопить прибрежные низменности, где проживает 25% населения. Сместятся природные зоны. За последние 100 лет температура на Земле поднялась на 0,6 градусов. Расчеты показали, что при развитии парникового эффекта она может увеличиваться на 0,5 градусов каждые 10 лет. В совокупности с другими экологическими проблемами глобальное потепление может оказаться роковым для судьбы человечества.  

Загрязнение воды морей и океанов продолжает волновать мировую общественность, особенно большую опасность представляют загрязнения продуктами радиоактивного распада. У многих беспозвоночных животных и рыб, выловленных в океане, радиоактивная зараженность была в сотни и в тысячи раз выше радиоактивности воды, в которой они обитали. Морские животные и растения накапливают в себе углеводороды нефти, пестициды и другие химические соединения. А питанием человека служат рыба, моллюски, ракообразные и т.п. Используя эти морепродукты, человек может сам стать жертвой своей же деятельности

 Девиз ООН – «Земля у нас одна!». «Всемирная стратегия охраны природы» – это развернутая программа действия всех стран мирового сообщества, принятая ООН. Главный путь решения экологической проблемы –организация производственной деятельности людей, которая бы обеспечила нормальное экоразвитие – преобразование (формирование) окружающей среды в интересах всего человечества и каждого человека.

Учитель  истории о проблеме мира и разоружения:

В чем сущность проблемы мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны, т.е. глобальной проблемы №1?

 Ученые подсчитали, что за последние 5,5 тысячелетия на нашей планете было 15 тыс. войн. Но никогда прежде не было реальной возможности уничтожения целых стран и континентов. Она возникла в связи с созданием ядерного, химического, бактериологического оружия в сочетании с ракетной техникой. На пороге XXI века возник вопрос и о космическом оружии – оружии «звездных войн». А военно-техническая революция продолжается. В 80-е годы в мире на военные цели расходовалось более 1 трлн. $ в год. Вооруженные силы всех стран насчитывали 30 млн. чел., а всего в сферу военных приготовлений было вовлечено около 100 млн. чел. В мире уже накоплены чудовищные средства массового уничтожения, достаточные для многократного истребления всего живого на нашей планете. Мир подошел к такой критической черте, когда гамлетовский вопрос «Быть или не быть?» встал уже не перед отдельными людьми, а перед всем человеческим родом! Географы так оценивают возможные климатические последствия ядерной войны. Возникновение массовых пожаров после обмена ядерными ударами способствовало бы образованию в атмосфере сплошного облака из сажи, дыма, гари, вызвало бы затемнение всей земной поверхности – «ядерную ночь», что привело бы к понижению температуры на 15-20 градусов, а в некоторых районах до 40 градусов, т.е. к наступлению «ядерной зимы» и массовой гибели флоры и фауны. Вот почему проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны, выживания и самосохранения человечества стала поистине проблемой №1 современности. В последние годы идеи необходимости вступления человечества в мирный период становятся господствующими в международных отношениях. Оказались возможными и первые реальные шаги в деле оздоровления международной ситуации и разоружения, улучшения взаимопонимания и доверия между нашей страной и США. Международная напряженность пошла на убыль, в мире стало безопаснее, приостановлена холодная война .

Разум человека – это разум. 
Разум человечества – это мир.

Р. Рождественский

Учитель географии о демографической проблеме:  Демографическая проблема – одна из проблем века. Демографический кризис развитых стран привел к нарушению воспроизводства населения, к сокращению его численности. Демографы называют такой процесс депопуляцией. В развитых странах Европы на долю детей до 14 лет приходится 24%, а в странах Африки – 44%, на долю пожилых людей старше 59 лет в Европе – 17%, а в странах Африки – 5%. Демографический взрыв Африки, Азии, Латинской Америки, с одной стороны, обеспечивает прилив свежих сил, рост трудовых ресурсов, а с другой – создает дополнительные трудности в борьбе с преодолением экономической отсталости, осложняет решение многих социальных вопросов. Быстрый рост численности населения наступил во второй половине XX века. В наши дни абсолютный прирост населения Земли достигает 80 млн. чел., а в начале XX века составлял 10-15 млн. В начале нашей эры на планете проживало 175 млн. чел. На появление первого миллиарда потребовалось около 1800 лет, на появление второго – 100 лет, третьего – 50 лет, четвертого – 30 лет, пятого – около 12 лет, а в 2012 г. родился 7-и млрд. житель планеты. Ученые считают, что пик демографического взрыва позади. В начале 60-х годов прирост населения составлял 2%, в конце 70-х – 1,7%, в конце столетия 1,5%, а в начале XXI в. – 1%. В гипотезе стабилизации численности населения говорится, что стабилизация должна произойти при условии, что средняя продолжительность жизни мужчин и женщин составит около 75 лет, а показатели рождаемости и смертности сравняются на уровне 13,4 человека на 1000 жителей.

 В 1900 г. из 15 крупнейших стран мира по числу жителей семь находилось в Европе, пять в Азии, три в Америке.  К 2о12 г. Пять из 10  крупнейших по числу жителей стран  азиатские ( КНР , Индия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Япония)

1

 КНР[1]

1 351 040 000

19.39%

2

 Индия

1 226 313 000

17.41%

3

 США

313 328 000

4.51%

4

 Индонезия

237 641 326

3.41%

5

 Бразилия

196 447 000

2.82%

6

 Пакистан

175 657 500

2.52%

7

 Нигерия

162 470 737

2.33%

8

 Россия

143 056 383

2.05%

9

 Бангладеш

142 319 000

2.04%

10

Япония

127 960 000

1.83%

Из 209 стран мира в 101 больше женщин, в 84 больше мужчин, в 24 их примерно равное количество. Демографическая политика – регулирование воспроизводства населения определяется демографической ситуацией в стране. Возраст является главным критерием при определении трудовых ресурсов. Численность активной части населения мира составляет 2 млрд. чел. Уровень грамотности, общего и специального образования, условия жизни, питания, здоровье, способность к восприятию нововведений являются показателями качества населения.

 Какие процессы окажут воздействие на стабилизацию численности населения стран Азии, Африки, Латинской Америки?

 По расчетам ученых, стабилизация численности наступит в начале ХXI века при уровне 10-12 млрд. чел. Но в различных регионах Земли такая стабилизация произойдет в разное время, начиная с середины XXI века. Начнется она с Европы. На стабилизацию численности развивающихся стран оказывает решающее воздействие качество жизни: рост экономики, культуры, образование, развитие, урбанизация. Это повлечет за собой увеличение занятости женщин на производстве. Возрастная диаграмма станет похожа на возрастную диаграмму развитых стран. Постепенно население постареет, т.е. возрастет до старших возрастов.

К числу важнейших социально-экономических процессов современности относится урбанизация – рост городов, повышение удельного веса городского населения, повышение роли городов в жизни общества. Не случайно Н.Н. Баранский назвал города «командным составом» территории каждой страны. В начале XX века в мире насчитывалось 360 больших городов (с населением свыше 10 тыс. жит.), в которых проживало лишь 5% всего населения. В конце 80-х годов таких городов было уже 2,5 тыс., а доля их в мировом населении превысила 25%. В начале XX века городов-миллионеров было всего 10, а в начале 80-х гг. более 200. К концу столетия -- 350-400. Около 30 городов мира уже имеют более 5 млн. жит. каждый, а к концу века -- 60. К числу нежелательных последствий урбанизации относятся: очень большая скученность населения, превышение допустимых норм шума, недостаток зеленых насаждений, загрязнение окружающей среды. Все города мира ежегодно выбрасывают в окружающую среду 3 млрд. тонн твердых промышленных и бытовых отходов, свыше 500 км промышленных и бытовых стоков, около 1 млрд. тонн различных аэрозолей. Для сравнения: на Земле 578 активных вулканов извергают лавы, пепла, водяных паров и газов 2.5 млрд. тонн, т.е. почти в 2 раза меньше. С целью решения демографической проблемы ООН приняла Всемирный план действий в области народонаселения. Прогрессивные силы считают, что программа планирования семьи может содействовать улучшению воспроизводства населения.

Но одной демографической политики недостаточно. Главный путь решения демографической проблемы – изменение экономических и социальных условий жизни.

Учитель  истории о проблеме «Преодоления экономической отсталости отдельных стран мира»(«Север» --«Юг»).

 Преодоление отсталости развивающихся стран – крупнейшая общемировая проблема. Экономическое и социальное развитие в них осложняется наследием колониального прошлого, действиями современных монополий, которым удалось во многом сохранить систему эксплуатации стран Азии, Африки и Латинской Америки. Последствия этого трагичны и выражаются в огромных масштабах их отсталости. В наименее развитых странах 66% взрослого населения неграмотно, а душевой доход составляет 100-200 $ в год, т.е. в 30 раз меньше, чем в развитых странах. К их числу относятся Мали, Нигер, Чад, Центральноафриканская Республика, Эфиопия, Сомали, Бангладеш, Непал, Бирма, Йемен, Гаити. Эти беднейшие страны иногда именуются также «четвертым миром». Из-за болезней, связанных с голодом и недоеданием, в развивающихся странах ежегодно умирает 30-40 млн. чел., в том числе 15-17 млн. детей.

 Уровень безработицы в этих странах таков, что фактически от 33% до 50% трудоспособного населения не имеют возможности участвовать в общественном производстве. В этих странах отстает наука и образование. В наши дни центр тяжести глобальных проблем все больше перемещается в страны «третьего мира». При этом пропасть между развитыми и большинством развивающихся стран постоянно возрастает. Поэтому бедственное положение их стало крупнейшей общемировой, общечеловеческой проблемой. Главный путь ее решения – проведение коренных социально-экономических преобразований во всех сферах жизни и деятельности этих стран. Это потребует продолжительного исторического срока, измеряемого жизнью нескольких поколений. Велика задолженность развивающихся стран, например долг Бразилии составляет 115 млрд. $, Мексики – 105, Аргентины – 49, Индонезии – 43. Поэтому одно из условий преодоления отсталости – установление более справедливого международного экономического порядка; сокращение военных расходов и использований сэкономленных средств на помощь народам этих стран. Сохраняющаяся ситуация в развивающихся странах грозит социально-экономическими потрясениями мирового масштаба и вызывает обострение других глобальных проблем.

Учитель географии о причинах возникновения, сущности, путях решения глобальных энергетической и сырьевой проблем. Есть ли связь между этими проблемами?

 В глобальных масштабах энергетическая и сырьевая проблемы – проблемы близнецы. Проявились они в 70-е годы. Проблемы ресурсообеспеченности и раньше приобретали определенную остроту, но обычно это относилось к отдельным районам и странам. Лишь за три послевоенных десятилетия из недр Земли было извлечено больше минерального топлива и сырья, чем за всю предшествующую историю человечества. Объем мировой добычи полезных ископаемых стал удваиваться каждые 10-15 лет. Это способствовало возникновению энергетического и сырьевого кризисов. Согласно подсчету ученых, за всю историю человечества из недр Земли было извлечено 180 млрд. тонн угля, 85 млрд. тонн нефти, 40 млрд. тонн железной руды, 1,5 млрд. тонн бокситов, 280 млн. тонн медной руды, 100 тыс. тонн золота, 60 тыс. тонн урана. Из этого количества на последние 30 лет приходится 50-85% всей добычи. Все минеральное сырье, извлекаемое из недр Земли за один год, заняло бы железнодорожный состав протяженностью 700 тыс. км, который мог бы 17 раз опоясать земной шар по экватору.

 Ухудшаются горно-геологические условия, разведка и добыча полезных ископаемых; становится дороже. Энергетическая и сырьевая проблемы становятся, поэтому, общечеловеческими, глобальными. В нашу эпоху, как никогда прежде, необходимо рациональное использование и воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов. Огромные возможности для этого открывает научно-техническая революция. Общее же количество энергии и сырья, содержащееся в земных недрах и возникающее на Земле и в околоземном пространстве, настолько велико, что теоретически, по-видимому, нельзя говорить об их исчезновении. Необходимо использовать альтернативные источники энергии, такие как солнечные батареи, энергию ветра, приливную, геотермальную т т. д.

В России рассматривается возможность сооружения Мезенской (15 млн. кВт) – гигантской приливной электростанции на Белом море, Тугурской ПЭС (8 млн. кВт) на Охотском море, во Франции ПЭС, на побережье Ла-Манша у полуострова Котантен (50 млн. кВт), в Великобритании – в Бристольском заливе в устье реки Северн, в Индии – в заливе Кач Аравийского моря. В США создан проект использования энергии Гольфстрима, предусматривающий установку в толще воды турбин диаметром 80 м. Расположив эти турбины в ряд на большом протяжении, в общей сложности удалось бы получить мощность 100 млн. кВт.

3.Закрепление .Просмотр фильма (презентации)

Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невозможно решить каждую из них по отдельности: человечество должно решать их сообща, ради сохранения жизни на планете.

  • Формирование нового планетарного сознания. Воспитание человека на принципах гуманизма. Широкое информирование людей о глобальных проблемах.
  • Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем
  • Концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем. Необходимо сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра по изучению глобальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмена информации.
  • Вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень
  • Наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете. Получение объективной информации от каждой страны и международных исследований необходимо для прогнозирования и принятия решений.
  • Четкая международная система прогнозирования.

 4. Контроль .

Самостоятельная работа . Освящение одной из проблем современностей , по плану: суть проблемы, пути её решения.

Пресная вода планеты составляет всего 3% от общих запасов воды, причем ¾ пресной воды заморожено в Арктике и Антарктике, 1/5 часть составляет подземные воды, и лишь 1% циркулирует в реках, озерах, болотах, плывет над Землей . «Раньше природа устрашала человека, а теперь человек устрашает природу» Жак-Ив Кусто

60% суши занимают аридные (пустынные) и полупустынные земли.

 В начале века исчезал один вид животных за год, а сейчас один вид исчезает ежедневно.

Ежедневно в атмосферу выбрасывается 5 млрд. тонн углекислого газа (по тонне на человека), истощается озоновый слой вокруг планеты.

 В развитых странах

Европы на долю детей до 14 лет приходится 24%, а в странах Африки – 44%, на долю пожилых людей старше 59 лет в Европе – 17%, а в странах Африки – 5%.

На появление первого миллиарда потребовалось около 1800 лет, на появление второго – 100 лет, третьего – 50 лет, четвертого – 30 лет, пятого – около 12 лет, а в 2012 г. родился 7-и млрд. житель планеты.

Все минеральное сырье, извлекаемое из недр Земли за один год, заняло бы железнодорожный состав протяженностью 700 тыс. км, который мог бы 17 раз опоясать земной шар по экватору.

1

 КНР

1 351 040 000

19.39%

2

 Индия

1 226 313 000

17.41%

3

 США

313 328 000

4.51%

4

 Индонезия

237 641 326

3.41%

5

 Бразилия

196 447 000

2.82%

6

 Пакистан

175 657 500

2.52%

7

 Нигерия

162 470 737

2.33%

8

 Россия

143 056 383

2.05%

9

 Бангладеш

142 319 000

2.04%

10

Япония

127 960 000

1.83%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глобальные проблемы человечества. Проблемы мира и разоружения

Причины войн, жертвы, проблема контроля вооружений....

Интегрированный урок по экологии и географии "Глобальные проблемы человечества"

Цель урока: Обобщить знания по теме: "Современные проблемы охраны природы", рассказать о рациональном использовании природных ресурсов, дать основные понятия по глобальным проблемам человечества, прив...

Тема: Глобальные проблемы человечества. Проблема здоровья и долголетия. Проблема суицида.

Урок географии  по теме “Глобальные проблемы человечества” проводился в 11 классе естественно-математического профиляВ соответствии с учебным планом изучение географии в профильном классе, ...

Методическая разработка интегрированного урока «Наш дом – Земля. Экология Земли – глобальная проблема человечества»

Методическая разработка интегрированного урока по биологии и географии, в рамках темы "Глобальные проблемы человечества". основным элементом структуры и содержания урока является документальный фильм....

Презентация "Глобальные проблемы человечества. Демографическая проблема"

Презентация "Глобальные проблемы человечества. Демографическая проблема" может быть использована на уроках географии в старшей школе....

«Экологическая проблема — глобальная проблема человечества»

методическая разработка урока географии 10 класс...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 11 классе ПО ТЕМЕ: «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 11 классе  ПО ТЕМЕ: «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.  ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»...