Игра - занятие "Правонарушения и наказания"
план-конспект занятия по обществознанию (7, 8, 9 класс) на тему

Кобелева Варвара Владимировна

Данная разработка поможет провести   урок по обществознанию в 7-9 классах,  или  внеклассное мероприятие по теме  " Правонарушения и наказания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_zanyatie_pravonarusheniya_i_nakazaniya.docx66.9 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Правонарушения и наказания».

 

 

Цель занятия: закрепить и обобщить знания учащихся о правонарушениях и наказаниях.

Задачи:

Образовательные:

  • обобщить знания о правонарушениях и наказаниях;
  • формировать понятие о неприкосновенности собственности, о праве граждан на защиту от преступных посягательств;
  • продолжить работу по формированию умений анализировать, обобщать, оценивать, работать в группе, толерантно относиться к чужим мнениям и друг к другу в процессе учебной деятельности;

Развивающие:

  • развить представления учащихся о неизбежности наказания за преступления; показать, что степень строгости взысканий и наказаний зависит от условий и обстоятельств совершения правонарушении;
  • развивать способность реализовывать свои права в повседневной жизни;
  • содействовать развитию правовой культуры учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся осознанное отношение к своим правам и правам другого человека.
  • воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам

Оборудование:

  • Карточки с заданиями:
  • Сокращенный вариант Всеобщей декларации прав человека
  • Компьютер.
  1. Организационный момент.

 

Позорно не наказание, а преступление.

И. Гербер

- Занятие начнем немножко необычно. Класс у нас разделен на 2 команды. Даны анаграммы, и вам нужно поменять буквы и получить слова.

                I - команда

II - команда

Урнаишеня

Акнаизаня

                I - команда

II - команда

нарушения

Наказания

- Правильно, ребята «Нарушения» и «наказания». Добавим слово «Право» и получится название сегодняшний урока  «Обобщающий урок по теме: «Правонарушения и наказания».

- Мы  с вами обобщим знания полученные на предыдущих уроках по этой теме, закрепим и постараемся применить их на практике. (Презентация)Слово «правонарушение» в словаре Ожегова приводится как нарушение права, проступок, преступление. А «наказание» как мера воздействия на того, кто совершил проступок, преступление» (на доске).

- Из этого можно сделать какой вывод? (за каждое нарушение права, проступок, преступление наступает соответствующее наказание).

Записывают тему и эпиграф.

- Ребята  согласны вы с этим высказыванием?

- Да, позорно совершать преступление. Все осуждают, стараются быть подальше от такого человека. Я не хотел бы оказаться на его месте. Но человек может оступиться, и если потом он понял свою вину  и достойно понес наказание, то это я считаю правильно. Если нарушил, то должен знать, что наступит наказание. Очень часто обвиняют других людей, или судьбу. И редко кто признает свою вину.

- Чтобы знать, когда нарушает, а когда нет, человек должен знать свои права и что бывает за нарушение прав других людей.

I - Сначала вспомним, в каких основных документах записаны наши права? Для этого ответьте на вопросы:

Презентация:

  1. именно так называется главный международный документ по защите прав детей. (это «Конвенция о правах ребенка». Она была принята 20 ноября 1989 года).
  2. этот документ был принят 10 декабря 1948 года. (После тщательного изучения и 1400 этапов голосования Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. Это произошло 10 декабря 1948 года, в Париже, в только что построенном Дворце де Шайо. декларация, в которой содержалось подробное изложение прав и свобод каждого человека, явилась беспрецедентным документом. Она по-прежнему остается главным источником права в правозащитной области).

- какой день празднуется как день ООН? (24 октября. В этот день в 1945 году вступил в силу Устав ООН).

  1. основной закон государства. (Это Конституция – основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан).

II- Права одного человека кончаются там, где начинаются права другого человека. А хорошо ли мы знаем свои права? Давайте проверим.

Конкурс «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»

Командам раздаются карточки с незаконченными фразами, в которых упомянуты различные сказочные герои. Необходимо определить какое право сказочного персонажа нарушено и дописать его в продолжение фразы. При этом руководствоваться команды должны положениями «Всеобщей декларации прав человека». Время на размышление – 3 минуты. За каждую правильно законченную фразу команда получает 0,5 балла. Всего предлагается 6 таких фраз. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 3 балла.

  1. В сказке «Колобок» лиса съела колобка, нарушив тем самым его право ________________________ (на жизнь Ст.3).
  2. Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом ___________________ (на свободное передвижение Ст.13).
  3. Буратино из сказки А. Толстого «Золотой ключик», схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право _________________________ (на личную неприкосновенность Ст.3).
  4. Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушили его право ____________________ (на неприкосновенность жилища Ст.12 ). 
  5. Балда из «Сказки о попе и о его работнике Балде» А. Пушкина, нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом _______________________ ( на труд Ст.23).
  6. Иван-царевич из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право _______________________ (на частную собственность Ст.17).
  7. В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Иван-царевича, нарушив тем самым его право _________________________ ( на жизнь и личную неприкосновенность Ст.3).

III – мы очень хорошо знаем, за каждое правонарушение наступает что? (Юридическая ответственность)

-правильно, ребята, а не знание закона освобождает от ответственности? (нет). Юридическая ответственность бывает разной, а какой сейчас мы вспомним. Назовите все виды юридической ответственности. (дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная). 

Конкурс «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

Команды получают карточки с описанием ситуаций. Необходимо разложить эти карточки в четыре стопки в зависимости от того, какой вид юридической ответственности наступает в этих случаях. На каждую стопку карточек команда должна положить полоску бумаги, на которой написать соответствующий вид ответственности. Время на размышление – 5 минут. За каждую карточку правильно соотнесенную с видом юридической ответственности, команда получает 0,5 балла. Всего карточек 14. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 7 баллов.

  1. Рабочий опоздал на работу (дисциплинарная ответственность).
  2. Пассажир автобуса не оплатил проезд (административная ответственность).
  3. Ученик разбил стекло в школе (гражданско-правовая ответственность).
  4. Пешеход перешел улицу в запрещенном месте (административная ответственность).
  5. Гражданин купил ворованную вещь, зная о ее происхождении (уголовная ответственность).
  6. Водитель автомашины не справился с управлением и повредил стоявшую «Волгу» (гражданско-правовая ответственность).
  7. Суд удовлетворил иск гражданина к соседям, залившим водой его квартиру (гражданско-правовая ответственность).
  8. Гражданин из мести поджег дом соседа (уголовная ответственность).
  9. Школьник случайно попал из рогата в глаз прохожему (уголовная ответственность).
  10. Солдат не исполнил приказ командира (дисциплинарная ответственность).
  11. Учащиеся техникума угнали автомашину и разбили ее (уголовная ответственность).
  12. Суд признал вину подростка, укравшего вещи из автомобиля (уголовная ответственность).
  13. Ученик нахамил учительнице во время урока (административная ответственность).
  14. В мастерской отказались отремонтировать бракованный магнитофон (гражданско-правоара ответственность).

IV – Какой вид юридической ответственности является самым строгим? (Уголовный)

- С какого возраста наступает уголовная ответственность? (В статье 20 Уголовного кодекса сказано: с шестнадцати. Но это – за все преступления, без исключений. В этой же статье приводится перечень преступлений. За которые ответственность наступает с 14 лет).

Правонарушения бывают разные, а наказания за них соответственно  тоже бывает разной и все они записаны в Уголовном кодексе РФ. Сейчас вы должны выбрать только те наказания, которые предусмотрены Уголовным кодексом РФ, за правильно выполненное задание получите 4 балла:

Презентация :

  • Лишение свободы;
  • Ссылка;
  • Высылка;
  • Предание публичному позору;
  • Штраф;
  • Четвертование;
  • Избиение плетьми;
  • Смертная казнь;
  •  Бессрочная каторга;
  • Конфискация имущества.

Правильный ответ: лишение свободы, штраф, смертная казнь, конфискация имущества.

Физминутка:  Товарищи взрослые и дети!

За свое будущее мы все в ответе!

Права и обязанности свои знайте,

Хорошими людьми вырастайте!

V –  обстоятельства совершения преступлений бывают разные: отягчающие и смягчающие. Вам дается текст, в котором описано преступление и вам предстоит выявить смягчающие и отягчающие обстоятельства, вписав их в «Контрольные листы» и определить роль каждого участника  в совершении преступления.

Конкурс «ОБСТОЯТЕЛЬСТВА СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ»

Команды получают «Контрольные листы» следующей формы:

Обстоятельства, смягчающие наказание

Обстоятельства, отягчающие наказание

Команды читают текст, в котором описано преступление и выявляют обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, вписав их в соответствующие столбцы «Контрольного листа». Кроме этого, необходимо определить роль каждого участника в совершении преступления. Время на выполнение задания – 4 минуты. За каждое правильно выявленное обстоятельство совершения преступления команда получает 0,5 балла. Всего в данной ситуации можно выявить 3 обстоятельства, смягчающих наказание и 3 – отягчающих. Таким образом, правильно выявив все 6 обстоятельств, команды могут получить в этом конкурсе 3 балла. Кроме этого, за  правильно определенную роль участников преступления, команды получают по 2 балла.

Текст. 

Октябрьским вечером шестеро подростков, прогуливаясь по улице, встретили 20-летнего знакомого Сергея, ранее судимого за драку. Тот предложил посидеть на веранде детского сада. Обнаружив, что веранда закрыта, подростки выбили дверь. Угостив ребят вином и сигаретами, Сергей сказал, что в киоске неподалеку открыта дверь. Продавец спит пьяный, поэтому можно взять там еще вина, сигарет и шоколада.

К киоску отправили 13-летнего Олега, 12-летнего Максима и 15-летнего Юрия. Подойдя к киоску, подростки увидели, что дверь открыта, а продавец Ш. спит. Максима оставили следить за улицей, а Юрий и Олег вошли в киоск и стали складывать в сумку спиртар, шоколад и сигареты. Шум разбудил продавца, который попытался схватить Юрия. Тот ударил продавца ногой в пах. Ш. упал, сильно стукнувшись головой о кассовый аппарат. Услышав крик, Максим заглянул в киоск и услышал, как Ш. звал на помощь. Подростки убежали. Максим, впервые совершивший преступление, испугался последствий этого правонарушения и пошел в милицию, где рассказал обо всем, что произошло в тот злополучный день.

Ответ. Обстоятельства, смягчающие наказание: А) несовершеннолетие Олега и Макара; Б) Явка Максима с повинной, чистосердечное признание; В) совершение преступления впервые. Обстоятельства, отягчающие наказание: А) групповое совершение преступления; Б) привлечение к совершению преступления несовершеннолетних; В) совершение преступления лицом, ранее совершившим преступления.

Роли участников преступления: Сергей – организатор; Юрий и Олег – исполнители; Максим – пособник.

- Кто из перечисленных участников вообще не наказывается? (наказываются все)

- Кто строже всех наказывается? (организатор).

VI - Все преступления делятся на 2 типа. На какие? (корыстные и некорыстные).

- Какие называются корыстными преступлениями? (Те преступления которые совершаются ради наживы)

- А какие называются некорыстными? (Те, которые совершаются не ради наживы, например, уничтожение чужого имущества).

Конкурс «Корыстные и некорыстные преступления»

Дан волшебный квадрат, где спрятаны 10 преступлений: 5 корыстных и 5 некорыстных. Нужно их найти. Можно искать по вертикали, по горизонтали, сверху вниз, снизу вверх и по диагонали. За каждый ответ по 1 баллу.

А

К

М

Н

Т

И

Л

Ь

О

Б

Р

Ы

У

Ф

В

М

А

Ш

Е

Н

Н

И

Ч

Е

С

Т

В

О

Ы

Ш

П

Л

Г

Р

А

Б

Е

Ж

Й

К

О

Я

М

Ь

З

О

П

Ы

Б

Х

Н

И

Й

Ц

Ь

Ъ

О

Ц

Е

Х

К

Ш

О

Ь

У

Т

Н

Ь

Ф

Ь

Г

Ф

Е

Ч

Э

Р

О

Н

Э

Л

О

А

Ы

Ь

А

Я

Ь

Ж

К

Ы

А

Р

Е

Ю

И

У

В

Э

Т

Н

Ф

О

Ь

В

Я

Ж

Т

Ц

Й

Г

Ь

О

Е

Е

Й

П

У

Б

Ь

С

А

Ь

Ъ

И

А

Е

Л

У

Р

А

З

Б

О

Й

О

Э

Ь

Р

Р

Н

Ь

И

О

Р

Э

Я

И

Й

Р

Й

Ю

К

И

Ж

С

Ъ

С

Б

О

Ь

Я

Й

И

Ъ

У

Ч

Д

Ь

Т

Т

И

А

Ъ

Р

Ю

Э

С

Д

Ь

Э

Я

Э

В

Ф

В

Э

Н

Ц

И

Ф

Ь

Т

Ь

Э

Е

Б

О

А

Э

О

Ю

З

Ф

З

Э

О

В

Ф

Ю

Ч

В

А

Н

Д

А

Л

И

З

М

Ь

М

О

Я

В

Ь

Корыстные     преступления

Некорыстные преступления

ВЫМОГАТЕЛЬСТВО

ТЕРРОРИЗМ

МАШЕННИЧЕСТВО

ВАНДАЛИЗМ

ГРАБЕЖ

ХУЛИГАНСТВО

РАЗБОЙ

ИЗНАСИЛОВАНИЕ

КРАЖА

УБИЙСТВО

VII – Скоро вы закончите школу и начнете выбирать профессии. Кто знает, может кто-то  из вас пойдет в юридическое и станет юристом, прокурором, адвокатом или профессиональным сыщиком. В этой профессии одной из важных черт является внимательность: ни одну мелочь нельзя упускать из вида. Сейчас проверим на сколько вы готовы стать сыщиком.

-А теперь посмотрим сценку: задание будет на внимательность
Конкурс «ДЕТЕКТИВ»

Перед командами разыгрывается сценка с участием детектива Мегрэ. Затем командам выдаются карточки с рисунков и вопросом. Время на обсуждение – 1 минута. За правильный ответ команды получают 2 балла.

Сценка.

— Что-нибудь прояснилось, Лапуэнт?

Мегрэ наконец раскурил туго набитую трубку и откинулся на спинку кресла.

— Да, патрон,— ответил Лапуэнт, присаживаясь к стоа комиссара,— стопроцентное алиби.

— Ну-ну…

— Он находился не менее чем в двух километрах от места убийства.

— Время? — выдохнул облако дыма комиссар.

— Минута в минуту.

— Даже так?

— Смотрите сами, патрон.— Лапуэнт протянул через стол фотографию.— Снимали вчера, ровно в полдень, кинотеатр «Орион», за двадцать минут до начала сеанса, есть билет…

— Очень хорошо.

Мегрэ глубоко затянулся и со стуком положил трубку на стол.

— Поторопись, Лапуэнт.

— Куда?

— К прокурору. Возьмешь ордер на арест.

— Но ведь…

— Если эта фотография — алиби, то я — Бонапарт!

— Я не понимаю, патрон…

— Протри глаза — поймешь.

- Внимание вопрос: Что должен был понять Лапуэнт, глядя на эту фотографию?

Ответ: Взглянув повнимательнее на фотографию, Лапуэнт должен был бы отметить несоответствие между временем, которое показывают уличные часы, и тенями, отбрасываемыми фигурой человека и окружающими предметами.

- Кажется такая мелочь, но это решает чью-то судьбу: кого-то могут оправдать, а кто-то окажется за решеткой. Но это решает только суд и только по закону.

VIII – А теперь проверим ваши знания по словарю. Для этого  предлагается кроссворд и вам предстоит разгадать его.

Конкурс «КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ КРОССВОРД»

Командам выдаются кроссворды в форме револьвера. За 6 минут команды должны его разгадать, вписав правильные ответы в соответствующие квадратики. За каждое правильно вписанное в кроссворд слово команда получает 0,5 балла. Всего в кроссворде загадано 22 слова. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 11 баллов.

По горизонтали: 1. Излюбленный головной убор комиссара Мегрэ. 5. Психическое отношение обвиняемого к своему противоправному поведению. 6. Сильное и глубокое переживание. 7. Одна из форм расследования. 9. Запрет. 10. Знаменитый сыщик. 12. Способность предвидения. 14. Адвокат в судебном процессе. 15. Сподвижник Эркюля Пуаро. 16. Оптический прибор. 18. Сыщик-священнослужитель. 19. Похищение имущества без применения насилия. 20. Эквивалент товара. 21. Система револьвера.

По вертикали: 2. Предъявление объекта свидетелю в ходе следствия. 3. Транспортное средство в старой Англии. 4. Автор детективных романов. 6. Мера пресечения. 8. Обстоятельство, исключающее пребывание подозреваемого на месте преступления. 9. Предположение о наличии события преступления. 11. Незаконное перемещение товаров через государственную границу. 13. Наука о преступности. 17. Механический прибор сыщика. 20. Раздел криминалистики, изучающий строение кожных узоров рук. 22. Один из помощников комисара Мегрэ.

Ответ.

По горизонтали: 1. Котелок. 5. Вина. 6. Аффект. 7. Дознание. 9. Вето. 10. Пинкертон. 12. Интуиция. 14. Защитник. 15. Хастингс. 16. Лупа. 18. Браун. 19. Грабеж. 20. Деньги. 21. Кольт.

По вертикали: 2. Опознание. 3. Кэб. 4. Сименон. 6. Арест. 8. Алиби. 9. Версия. 11. Контрабанда. 13. Криминология. 17. Наручники. 20. Дактилоскопия. 22. Лапуэнт.

 Подведение итогов игры.

 - Подведем итоги: командной игры. - Слово дается жюри.    (Выступление жюри).

3. Подведение итогов урока.

- Чем мы занимались на уроке?

(обобщили тему «Правонарушения и наказания. Вспомнили важные правовые документы, виды ответственности, ответственность за групповые преступления)

- какие выводы можно сделать с этого урока?

(Нужно знать свои права и уметь применять их, всегда помнить, что за каждое правонарушение бывает наказание и не знание закона не освобождает от наказания).

- Чтобы жить по закону мы должны знать свои права и не нарушать чужие и мне хочется пожелать, чтобы вашим девизом стали слова древнегреческого философа Аристотеля: «Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот больше идет назад, чем вперед».

  - Дети, идите же только вперед! И спасибо за урок!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по роману Ф.Достоевского "Преступление и наказание"

Игра позволяет ученикам продемонстрировать знание текста романа и обратить внимание на эпизоды, которые подробно не рассматривались на уроке...

Литературная игра «Умники и умницы» по творчеству Ф.М.Достоевского и роману «Преступление и наказание», 10 класс.

С целью привития интереса к литературе, выработки внимательного отношения к деталям, слову художественного произведения на заключительном уроке проводится литературная игра по произведению "Прест...

"Своя игра" к уроку по роману "Преступление и наказание" Достоевского

Перед началом изучения романа - для стимулирования учащихся к прочтению текста...

Интеллектуальная игра по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Игра на знание биографии писателя и романа "Преступление и наказание"...

Литературная игра по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Литературная игра проводится после изучения романа на уроках с целью обобщить и углубить знания обучающихся о произведении....

Игра шашки по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Разработка игры в шашки по роману "Преступление и наказание" подойдет для выявления и закрепления знаний учащихся. Способствует привлечению учащихся к прочтению произведения. Развивает крити...