Игра шашки по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
методическая разработка по литературе (10 класс)

Разработка игры в шашки по роману "Преступление и наказание" подойдет для выявления и закрепления знаний учащихся. Способствует привлечению учащихся к прочтению произведения. Развивает критическое мышление.

Цель: Через настольную игру в шашки, развивать интеллектуальные и критические способности школьников, а также проверить и закрепить знания учащихся по роману «Преступление и наказание».

Задачи:

1. Развитие критического мышления:

   - Стимулировать учащихся к анализу и интерпретации персонажей и событий романа через вопросы, размещенные на игровом поле.

2. Закрепление знаний:

   - Проверить знания учащихся о романе «Преступление и наказание» и биографии Ф.М. Достоевского с помощью вопросов, которые игроки должны отвечать перед каждым ходом.

3. Стимуляция интереса к литературе:

   - Повысить интерес к изучению литературного произведения через интерактивный формат игры, который объединяет элементы стратегии и знания.

4. Развитие аналитических способностей:

   - Привлечь внимание учащихся к анализу игровых ситуаций, позволяя им выбирать стратегии в зависимости от ответов на вопросы и позиций фишек на доске.

5. Улучшение памяти и внимательности:

   - Поспособствовать развитию памяти и внимательности, так как учащиеся должны запоминать не только правила игры, но и информацию о персонажах и событиях романа.

6. Введение рефлексии:

   - По окончании игры провести обсуждение, где учащиеся смогут оценить свои знания и навыки, а также поделиться тем, что они узнали о Достоевском и его произведении.

8. Создание положительной атмосферы:

   - Сформировать атмосферу увлечения и поддержки среди учащихся, чтобы каждый мог проявить свои знания и способности в дружеской конкурентной среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл -razrabotka_shashek_po_prestupleniyu_i_nakazaniyu.docx735.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема работы

Игра: шашки по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Е.С. Кислякова

Студентка Многопрофильного колледжа при КУ им. Ш.Уалиханова

г. Кокшетау, Акмолинская область

Цель: Через настольную игру в шашки, развивать интеллектуальные и критические способности школьников, а также проверить и закрепить знания учащихся по роману «Преступление и наказание».

Задачи:

1. Развитие критического мышления:

- Стимулировать учащихся к анализу и интерпретации персонажей и событий романа через вопросы, размещенные на игровом поле.

2. Закрепление знаний:

- Проверить знания учащихся о романе «Преступление и наказание» и биографии Ф.М. Достоевского с помощью вопросов, которые игроки должны отвечать перед каждым ходом.

3. Стимуляция интереса к литературе:

- Повысить интерес к изучению литературного произведения через интерактивный формат игры, который объединяет элементы стратегии и знания.

4. Развитие аналитических способностей:

- Привлечь внимание учащихся к анализу игровых ситуаций, позволяя им выбирать стратегии в зависимости от ответов на вопросы и позиций фишек на доске.

5. Улучшение памяти и внимательности:

- Поспособствовать развитию памяти и внимательности, так как учащиеся должны запоминать не только правила игры, но и информацию о персонажах и событиях романа.

6. Введение рефлексии:

- По окончании игры провести обсуждение, где учащиеся смогут оценить свои знания и навыки, а также поделиться тем, что они узнали о Достоевском и его произведении.

8. Создание положительной атмосферы:

- Сформировать атмосферу увлечения и поддержки среди учащихся, чтобы каждый мог проявить свои знания и способности в дружеской конкурентной среде.

Оборудование: Шашечная доска, шашки-фишки.

Правила игры:

Правила игры, вид игрового поля и фишек сделаны на основе классической русской игры в шашки.

Игровая доска 64 (8х8) клетки. Клетки двух контрастных цветов, располагающихся по диагоналям. На черные клетки поля распечатываются и приклеиваются заранее составленные учителем вопросы по биографии Ф.М. Достоевского и содержанию романа «Преступление и наказание» (Пример: рис. 1). Фишки стилизуются под персонажей романа (Рис. 2). Так игра станет внешне отличительной и вызовет интерес у учеников.

В игре принимают участие 2 игрока. Кому достается право первого хода решает жеребий или договоренность между игроками. В начале игры все шашки простые, перемещаются вперед по диагонали на соседнюю пустую клетку.

Если шашка дошла до противоположной горизонтали доски, то она становится «дамкой». Простую стилизованную шашку можно заменить на заранее заготовленную шашку с особой пометкой. Или же отказаться от «дамок» вовсе.

Главным изменением в правилах является невозможность сделать игроком ход, пока он не ответит на вопрос, написанный на клетке игрового поля. После ответа на вопрос игрок может сделать ход или взять шашку соперника, если та стоит рядом по диагонали и за ней есть пустая клетка. Если после этого хода имеется возможность для взятия других шашек соперника, то ход продолжается, но только после правильного ответа на вопросы. Взятие шашки соперника может производиться как вперед, так и назад.

(Рис. 1) (Рис. 2)

(Фотографии готовой игры)

Игру можно сделать универсальной. Сделать шашечное поле магнитным. К нему сделать по 64 черные магнитные клеточки с вопросами на другие темы и по другим произведениям.

Примеры вопросов к шашкам по Достоевскому «Преступление и наказание»

1. Где и в каком году родился Федор Михайлович Достоевский?

(30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве)

2. Какое учебное заведение посещал Фёдор Михайлович Достоевский?

(Николаевское инженерное училище)

3. К какому наказанию и за что был приговорён Достоевский?

(смертная казнь, в последний момент заменённая ссылкой. За чтение запрещенного «Письма Белинского Гоголю»)

4. Как назывался журнал, который Фёдор Достоевский выпускал со своим братом Михаилом? («Время», «Эпоха»)

5. Как называлось первое произведение Ф.М. Достоевского? («Бедные люди»)

6. В какой политической организации состоял Ф.М. Достоевский?

(Кружок Петрашевского)

7. Какой город неоднократно описывает в своих произведениях Ф.М. Достоевский? (Санкт-Петербург)

8. Отличительная черта героев Ф.М. Достоевского…

( герой-утопист, ищущий пути к мировой гармонии )

9. В каком году был опубликован роман? (1866)

10. Как называется журнал издавший «Преступление и наказание»?

(«Русский вестник»)

11. К какому жанру относится "Преступление и наказание" ?

(Роман)

12. Сколько частей в «Преступлении и наказании»?

(6 частей и эпилог)

13. Как у Раскольникова появляется идея убийства?

( Он подслушал разговор в трактире о старухе-процентщице)

14. Значение числовой символики в «Преступлении и наказании»

( 3 -Раскольников трижды бьет старуху топором. Над его головой трижды звенит жестяной колокольчик. Дуня стреляет в Свидригайлова, находясь от него всего лишь в трех шагах. Раскольникову приходится выдержать три разговора с Порфирием Петровичем, прежде чем явиться с повинной в полицию. Главный герой приходит к Соне, в каморке у которой три окна. Три пятипроцентных билета (3 тысячи) вручает Соне Свидригайлов, чтобы та могла начать новую жизнь. Таким образом, число три в романе автора проходит определенную эволюцию. В начале оно означает преступление. В конце — спасение, новую жизнь.

4-Ибо квартира старухи, которую собирается убить Раскольников, помещается на четвертом этаже. Украденные у старухи вещи бывший студент прячет во дворе, где строится четырехэтажный дом. Ровно четыре дня после преступления герой ходит умершим (духовно) человеком, как четверодневный Лазарь. к Мармеладову, на четвертый этаж, Раскольников поднимается не со злыми намерениями, но с добрыми, ибо хочет помочь. В каморке Сони герой читает Евангелие о воскрешении Лазаря от четвертого евангелиста — Иоанна Богослова. И на четвертый этаж полицейской конторы Раскольников восходит как на личную Голгофу. Ибо жаждет рассказать о своем преступлении и понести заслуженное наказание.

7- В начале романа это число определяет идею смертного греха, погибели. Семь глав включает в себя первая часть романа (в которой происходит убийство). До дома старухи оказывается 730 шагов. В семь часов Раскольников узнает, что сестры старухи, Лизаветы, в вечер преступления дома не будет.+ Семилетним мальчиком представляет себя Раскольников во сне. В дом Капернаумова, отца семерых детей, герой приходит, чтобы пережить духовное воскрешение. Семь лет каторги представляются ему в финале началом новой жизни.

30- В Новом Завете это число обозначает идею предательства, ибо Иуда предает Христа за 30 серебренников. Значение предательства (усиленное смыслом горя и несчастья) можно найти и в романе. Марфа Петровна выкупает Свидригайлова из долговой ямы за 30 тысяч, а он предает ее. Соня отдает отцу последние 30 копеек на похмелье. Она же отдает 30 целковых (рублей) Катерине Ивановне (это плата за ее первую встречу с мужчиной).

15. Сколько времени (до эпилога) длится действие романа? (14 дней)

16. К какому литературному направлению относится роман «ПиН»? (Реализм)

17. Почему Раскольников был против брака Дуни и Лужина?

( Девушка не любит Петра Петровича и выходит за него от безысходности)

18. Почему Раскольников убивает Лизавету, сестру процентщицы?

( Она стала свидетелем )

19. Почему Раскольников решил убить старуху-процентщицу?

(Решил проверить теорию)

20. Какую книгу Соня читает Родиону, когда юноша впервые приходит к ней?

(Новый Завет, принадлежавший Лизавете (главу о воскресенье Лазаря))

21. Охарактеризуйте Радиона Раскольникова.

(Родион Раскольников – бедный студент, молодой, гордый, бескорыстный юноша. Он «был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен»)

22. Охарактеризуйте Соню Мармеладову.

(Соня Мармеладова – родная дочь Мармеладова, пьяницы, бывшего титулярного советника. «Девушка малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами»)

23. Охарактеризуйте Авдотью Раскольникову.

(сестра Раскольникова, «твердая, благоразумная, терпеливая и великодушная, хотя и с пылким сердцем» девушка. «У нее были темно-русые, немного светлей, чем у брата, волосы; глаза почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые»)

24. Охарактеризуйте Дмитрия Разумихина

(Разумихин – студент, друг Родиона. Очень неглупый молодой человек, хотя иногда простоватый, «наружность его была выразительная — высокий, худой, всегда худо выбритый, черноволосый. Иногда он буянил и слыл за силача»)

25. Охарактеризуйте Порфирия Петровича

(Порфирий Петрович – пристав следственных дел, который занимался делом об убийстве старухи-процентщицы. «Человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард». Человек умный, «скептик, циник»)

26. Символика в сне о лошади

(Кабак является олицетворением зла и жестокости, пьянства, которое приводит к негативным последствиям. Церковь же – олицетворение чистого и светлого начала в человеке, Бога. Церковь и кабак не случайно находят недалеко друг от друга: это показывает, что каждый человек волен сам выбирать, по каким принципам ему жить, а от добра до зла может быть всего один шаг.)

27. Значение сна об Африке.

(Жажда души, стремление к чистому и прекрасному. Сон снится на кануне убийства, герой все еще может остановиться и выбрать путь чистой жизни.)

28. Символ сна об Илье Петровиче и хозяйке.

(Сцена выступает как композиционный двойник убийства старухи и Лизаветы. Родион мог остановить себя, одуматься, но ничего не сделал.)

29. Значение сна о старухе. (Сон символизирует внутреннее состояние героя. Не зря сон снится именно перед приходом Свидригайлова, который сознается, что все знает. Сон означает полный провал эксперимента над собой.

30. Значение сна о конце света. (Сон как символ обновления души, ее очищения.)

31. Смысл названия романа. (В заглавие вынесена тема произведения. Название выражает авторскую мысль о том, что преступник сам нравственно, внутренне нуждается в наказании. Слово «преступление» оказывается у Ф. М. Достоевского шире юридического термина, оно включает значение «перешагивание, переступание какой-то черты». Таким же широким понятием, как и преступление, является в романе наказание. Это не только юридическая кара, которая описана в эпилоге и стала для главного героя шагом к исцелению и возрождению. Это и жизненный урок, который получает Раскольников после убийства, пройдя через все душевные страдания. Важную смысловую нагрузку в названии несёт союз «и», указывающий на неразделимость, единство двух, казалось бы, взаимоисключающих понятий. Когда заканчивается преступление и начинается наказание? По Достоевскому, уже в момент убийства (Раскольников хотел убежать, испытывает отвращение к деньгам, трупу старухи) герой переживает вовсе не радость, облегчение или удовлетворение, хотя до официального, «законного» наказания ещё очень далеко.)

32. На какие смысловые части делится роман?

(Часть 1 Замысел и совершение преступления. Часть 2 Наказание. Часть 3 Эпилог. Раскаяние.)

Ниже будет материал для распечатки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по теме: "Художественное изображение идеи в романе Ф. Достоевского "Преступление и наказание"

Приступив к изучению романа «Преступление и наказание», мы пришли к выводу, что это роман идей. Практически каждый герой является носителем идеи. В связи с этим возникает множество вопросов.·...

Интеллектуальная игра по роману Ф.Достоевского "Преступление и наказание"

Игра позволяет ученикам продемонстрировать знание текста романа и обратить внимание на эпизоды, которые подробно не рассматривались на уроке...

Интегрированный урок "Символика цвета и пространства в романе Ф.Достоевского "Преступление и наказание"

На интегрированном уроке литературы и изобразительного искусства рассматривается символика цвета и пространства в романе Ф.Достоевского "Преступление и наказание" (1 часть)....

Мастер - класс Настольная игра шашки "Счастье"

Дать понятие о узле "ДОШКА", научить завязывать узел, воспитывать трудолюбие уважение  к традициям тувинского народа....

Разработки практических заданий по роману Ф. Достоевского "Преступление и наказание": задания и ответы

Разработки практических заданий к изучению романа Ф. Достоевского "Преступление и наказание" по темам: Образ Сонечки, Обобщение и выводы по роману. Разработки представляют из себя индивидуал...