Литературная игра «Умники и умницы» по творчеству Ф.М.Достоевского и роману «Преступление и наказание», 10 класс.
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему
С целью привития интереса к литературе, выработки внимательного отношения к деталям, слову художественного произведения на заключительном уроке проводится литературная игра по произведению "Преступление и наказание".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_igra_dostoevskiy.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Составила: учитель русского языка и литературы
Борисова С.Г.
Литературная игра «Умники и умницы»
по творчеству Ф.М.Достоевского и роману «Преступление и наказание».
Цели: 1. Обобщить знания учащихся по теме: «Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание».
2. Развивать умение четко и лаконично излагать свои мысли, рассуждать.
3. Воспитывать интерес к литературе, внимательное отношение деталям, слову; самостоятельность.
Первый агон.
Вопросы для розыгрыша дорожек:
1.Из какого рода происходили Достоевские? (Ртищевы)
2. Где прошло отрочество писателя? (в Военно-инженерном училище)
3. Как назывался первый роман писателя? («Бедные люди»)
4.Какой кружок посещал Ф.М.Достоевский? (Петрашевского)
Зеленая дорожка.
- Назовите имя любимой жены Достоевского. (Анна Сниткина)
- Во сколько обошлись Раскольникову похороны Мармеладова? (25 рублей)
- Чей это портрет?
Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, с еще прекрасными темно-русыми волосами и... с раскрасневшимися до пятен щеками. Глаза ее блестели как в лихорадке, но взгляд был резок и неподвижен...
(Катерина Ивановна)
- Чья это комната?
Это была крошечная клетушка, шагов десять длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отстававшими от стен обоями.. Было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг… (Раскольников)
Желтая дорожка.
1.Назовите три произведения Ф.М.Достоевского, помимо «Преступления и наказания».
2. Вспомните, во сколько обходятся Раскольникову проценты с заложенных у Алены Ивановны часов и кольца. (проценты у Алены Ивановны составляли 10 копеек с рубля в месяц; таким образом, за часы Родя был должен 15 копеек, а за кольцо – 20)
3. Чья это комната?
Это была большая комната, но чрезвычайно низкая.. Комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника… Один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя хорошенько; другой угол был слишком безобразно тупой. (Соня Мармеладова)
Красная дорожка.
- Чей это портрет?
Это был человек лет тридцати пяти.. полный даже с брюшком, выбритый, без усов и бакенбард… Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого…Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском..
(Порфирий Петрович)
2. Заглавие «Преступление и наказание» обращает читателя к «юридической» стороне романного действия. Вспомните, какие персонажи романа по профессии юристы. (Порфирий Петрович, Заметов – судебные следователи; Илья Петрович – помощник квартального; Лужин – адвокат; но и сам Раскольников учился когда-то на юридическом факультете).
Второй агон.
Вопросы для розыгрыша дорожек.
- Какие недуги преследовали писателя? (эпилепсия)
- Он был отъявленным игроком, какая же игра так влекла его? (рулетка)
- Какое прозвище носила жена Достоевского в своей семье до замужества? (Неточка Незванова, так звали героиню одноименной повести Достоевского)
- Сколько лет разницы была у писателя с женой? (15-17)
Зеленая дорожка.
- Чей это портрет?
Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. (Раскольников)
2. Как Достоевский называет Петербург. Какое дает ему определение? (безобразный город)
3. Какие знаки препинания наиболее точно выражают эмоциональную атмосферу «Преступления и наказания»? (в тексте максимальная нагрузка приходится на ! и ? знаки, а также на комбинированные – «!…», «!?».
4. Какого политического деятеля часто упоминает автор на страницах романа? (Наполеона)
Желтая дорожка.
1.Чья это комната?
Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы…туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках.
(комната Алены Ивановны)
- Назовите основные «уроки Мармеладова». (бедность – не порок, нищета-порок; каждому человеку, даже опустившемуся, надо, чтобы было куда пойти, ища сострадания)
- Какие исторические места Петербурга упоминает писатель? (Сенная площадь, Исакиевский собор?)
Красная дорожка.
- По какому композиционному принципу строятся в романе следующие эпизоды:
- драка хозяйки Раскольникова и Ильи Петровича – помощника надзирателя;
- моровая язва, идущая из Азии в Европу;
- встреча Свидригайлова с шестилетней проституткой? (Сны Раскольникова и Свидригайлова)
- Какие из перечисленных имен мифологических персонажей упоминаются в «Преступлении и наказании»?:
Марфа, Лазарь, Понтий Пилат, Мария, Иосиф из Аримафеи, Петр.
(Лазарь, Марфа и Мария).
Финал.
Вопрос для финалистов:
Чем понравился вам Ф.М.Достоевский как личность?
(выступление 1 мин)
Зеленая дорожка.
1.Чем в последнее время занимался Разумихин, до болезни Раскольникова? (переводами мед.статей)
2. Кого убил Раскольников? (старуху-процентщицу)
3. Назовите орудие преступления? (топор)
4.Какое наказание понес герой «Преступления и наказания»?
(был отправлен в ссылку)
Желтая дорожка.
1. Сколько языков знал Разумихин? (три)
2.Когда Соня впервые познакомилась с Раскольниковым?
(когда отец попал под телегу, и позвали Раскольникова)
- Чья это комната: «Это была крошечная клетушка, щагов десять длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями.. Было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг».
(комната Раскольникова)
Красная дорожка.
- Назовите «двойников» Раскольников? (Лужин, Свидригайлов)
- Назовите основные положения философии Раскольникова.
Подведение итогов:
- Понравилась ли вам такая форма урока?
- Как вы думаете на что нужно обращать внимание при подготовке к такому типу урока?
Выставление оценок.
Спасибо за участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе в 10 классе по теме "Петербург Достоевского в романе "Преступление и наказание"
Урок представляет собой проблемный учебный диалог, помогает учащимся сопоставить изображение Петербурга Пушкиным, Гоголем и Достоевским и определить влияние города на психологическое состояние главног...
Интегрированный урок МХК и литературы на тему: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)
Цели урока: расширить познания в области архитектуры русского барокко и классицизма; познакомить с архитектурой Петербурга; помочь учащимся увидеть Петербург Достоевского; показать, ...
Презентация к уроку: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)
Использование ИКТ в образовательном процессе нацеливает на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосферу делового сотрудничества уч...
Литературная игра "Умники и умницы" по роману Л.Н.Толстого "Война и мир".
В литературной викторине "Умники и умницы" по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" 3 агона и финал.В каждом агоне разыгрываются зелёная, жёлтая и красная дорожки. Чтобы стать победителем зелё...
Литературная игра "Умники и умницы" по роману Л.Н.Толстого "Война и мир".
В литературной викторине "Умники и умницы" по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" 3 агона и финал.В каждом агоне разыгрываются зелёная, жёлтая и красная дорожки. Чтобы стать победителем зелё...
Литературная игра «УМНИКИ И УМНИЦЫ» по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» для 10-ого класса.
Авторская разработка мероприятия.Литературная игра «УМНИКИ И УМНИЦЫ» по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» для 10-ого класса.Авторская разработка мероприятия.Литературная игра «УМНИКИ И...
10 класс. Итоговый тест по жизни и творчеству Ф.М.Достоевского ( по роману «Преступление и наказание»)
Тест предназначен для проверки уровня знаний жизни и творчество писателя. Тест состоит из 18 заданий с выбором ответа....