Интеллектуальная игра по роману Ф.Достоевского "Преступление и наказание"
методическая разработка (10 класс) по теме
Игра позволяет ученикам продемонстрировать знание текста романа и обратить внимание на эпизоды, которые подробно не рассматривались на уроке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dostoevskiy_umniki.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Батяева Людмила Алексеевна.
МОУ СОШ № 9 г.Сердобска Пензенской области.
Учитель русского языка и литературы.
Высшая квалификационная категория.
2.Интеллектуальная игра по литературе «По страницам романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» для 10 класса.
3.Учителю литературы. Игра может быть проведена либо как урок контроля знания текста, либо как внеклассное мероприятие (выбор зависит от уровня подготовленности класса).
4. Форма проведения - «Умницы и умники» - заимствована из одноимённой телевизионной передачи.
Игра состоит из трёх этапов (агонов), в каждом по три участника. Участники движутся по зелёной, жёлтой и красной дорожкам. Вопросы для розыгрыша дорожек готовятся отдельно по биографии писателя, творчеству, истории экранизации его произведений (выбор зависит от того, как построено изучение романа). В своём варианте для розыгрыша дорожек я использовала портреты героев. Вопросы на каждой дорожке посвящены одному из героев романа. Победители агонов встречаются в финале. Ведёт игру учитель, ученик-ассистент озвучивает верные ответы. Игрок может давать ответ своими словами, но ассистент всегда точно цитирует текст, где это возможно. Оценивает ответы жюри из учителей литературы. Если игрок не даёт ответа или даёт ошибочный ответ, возможность ответить предоставляется зрителям. Зв верный ответ зритель награждается орденом Умника.
Цель игры – привлечь внимание учащихся к эпизодам романа, которые подробно не рассматривались на уроках; убедить, что в «пройденном» произведении остаётся много непознанного, интересного; мотивировать повторное обращение к содержанию романа.
I агон
Розыгрыш дорожек. Узнайте героя или героиню по портрету.
- «Это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень ещё молоденькая, почти похожая на девочку, с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом. На ней было простенькое домашнее платьице, на голове старая, прежнего фасона шляпка; только в руках был, по-вчерашнему, зонтик ».
- «Это был человек лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутуловатый вид. Был он щегольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином. В руках его была красивая трость …, а руки были в свежих перчатках. Широкое, скуластое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, ещё очень густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, густая борода, спускавшаяся лопатой, была ещё светлее … волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво…»
- «Лицо её всё ещё сохраняло в себе остатки прежней красоты, и к тому же она казалась гораздо моложе своих лет, что бывает почти всегда с женщинами, сохранившими ясность духа, свежесть впечатлений и честный, чистый жар сердца до старости. < … > Волосы её уже начинали седеть и редеть, маленькие лучистые морщинки уже давно появились около глаз, щёки впали и высохли от заботы и горя, и всё-таки это лицо было прекрасно».
Ответы.
1. Соня Мармеладова. Вопросы о ней – на зелёной дорожке.
2. Аркадий Иванович Свидригайлов. Жёлтая дорожка.
3. Пульхерия Александровна Раскольникова. Красная дорожка.
Примечание. Правильно назвав героя, игрок выбирает цвет дорожки по желанию. И только когда все дорожки выбраны, я объявляю, о ком будут вопросы на каждой из них.
Зелёная дорожка.
1.Такой, как вы только что услышали, Соню впервые увидели Дуня, Пульхерия Александровна и Разумихин. Соня пришла к Родиону Раскольникову. С какой целью?
«- Я от Катерины Ивановны, а ей послать было некого… А Катерина Ивановна приказала вас очень просить быть завтра на отпевании, утром… за обедней… на Митрофаниевском, а потом у нас… у ней… откушать… Честь ей сделать… Она велела просить».
2.Какое образование получила Соня? Кто был её учителями?
Отец Сони рассказал Раскольникову:
« - Воспитания, как и представить можете, Соня не получила. Пробовал я с ней, года четыре тому, географию и всемирную историю проходить; но как я сам в познании сем был некрепок, да и приличных к тому руководств не имелось <…>, то тем и кончилось всё обучение. На Кире Персидском остановились. Потом, уже достигнув зрелого возраста, прочла она несколько книг содержания романтического, да недавно ещё, через посредство господина Лебезятникова, одну книжку – "Физиологию" Льюиса».
3.Во время своего второго визита к Соне Раскольников предлагает её решить дилемму. Какую? И что отвечает Соня?
«…Если бы вдруг всё это на ваше решение отдали: … Лужину ли жить и делать мерзости, или умереть Катерине Ивановне? То как бы вы решили: кому из них умереть?»
«Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьёй поставил: кому жить, кому не жить?»
4.Соня с болью рассказывает Раскольникову, как однажды обидела Катерину Ивановну. В чём заключалась эта обида?
«Мне Лизавета, торговка, воротнички и нарукавнички дёшево принесла, хорошие, новенькие и с узором. А Катерине Ивановне очень понравились, она надела и в зеркало посмотрела на себя: "подари мне, говорит, их, Соня, пожалуйста". Пожалуйста попросила, и уж так ей хотелось! А куда ей надевать? Так: прежнее, счастливое время только вспомнилось. < … > А я и отдать пожалела, "на что вам, говорю, Катерина Ивановна?" < … > Она так на меня посмотрела, и так ей тяжело-тяжело стало, что я отказала».
Жёлтая дорожка.
1.Как Свидригайлов представляет себе вечность?
«И вдруг, вместо всего этого, представьте себе, будет там одна комнатка, вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность».
2. Свидригайлов хвалится, что знает «величайшее и незыблемое средство к покорению женского сердца, средство, которое никогда и никого не обманет и которое действует решительно на всех до единой, без всякого исключения». Какое это средство?
Лесть.
3.Откуда у Свидригайлова пистолет, из которого он застрелился?
Пистолет принесла на встречу со Свидригайловым Дуня, опасаясь за свою жизнь. Сделав два выстрела, она бросила его в сторону и забыла о нём.
«Револьвер, отброшенный Дуней и отлетевший к дверям, вдруг попался ему на глаза. Он поднял и осмотрел его. Это был маленький, карманный трёхударный револьвер, старого устройства; в нём осталось ещё два заряда и один капсюль. Один раз можно было выстрелить. Он подумал, сунул револьвер в карман, взял шляпу и вышел».
Красная дорожка.
1.Сколько лет Пульхерии Александровне?
43 года.
2.После второй встречи с Родионом в Петербурге Пульхерия Александровна говорит: «Знаешь, Дуня, смотрела я на вас обоих, совершенный ты его портрет, и не столько лицом, сколько душою». В чём видит она сходство дочери и сына?
«Оба вы меланхолики, оба угрюмые и вспыльчивые, оба высокомерные и оба великодушные»
II агон
Розыгрыш дорожек. Узнайте героя или героиню по портрету.
- Она «… была замечательно хороша собою – высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная – что высказывалось во всяком жесте её и что, впрочем, нисколько не отнимало у её движений мягкости и грациозности. Волосы у неё были тёмно-русые, глаза почти чёрные, сверкающие, гордые и в то же время иногда минутами необыкновенно добрые. … Лицо её сияло свежестью и здоровьем».
- «Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, тёмно-жёлтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами. Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурой, имевшею в себе даже что-то бабье, и придавал ей нечто гораздо более серьёзное, чем с первого раза можно было от неё ожидать».
- «Это был человек лет уже за 50, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отёкшим от постоянного пьянства жёлтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щёлочки, но одушевлённые красноватые глазки. Но что-то было в нём странное: во взгляде его светилась как будто даже восторженность, - пожалуй, был и смысл, и ум, - но в то же время мелькало как будто и безумие».
Ответы.
1. Дуня Раскольникова. Зелёная дорожка.
2. Пристав следственных дел Порфирий Петрович. Жёлтая дорожка.
3. Семён Захарыч Мармеладов. Красная дорожка.
Зелёная дорожка.
1. Одета Дуня очень бедно, но на шее у неё висят на тоненькой венецианской цепочке великолепные золотые часы с эмалью. Откуда у Дуни такая дорогая вещь?
Эти часы – подарок Марфы Петровны Свидригайловой.
2. Чем Дуня зарабатывала на жизнь до приезда в Петербург?
Служила гувернанткой в помещичьих домах. Родион говорит о ней: «Тяжело за двести рублей всю жизнь в гувернантках по губерниям шляться».
3.Во время последней встречи с Дуней, перед тем как пойти в полицию с признанием, Раскольников передаёт сестре одну вещицу. Какую?
«… Маленький портретик, акварелью, на слоновой кости. Это был портрет хозяйкиной дочери, его бывшей невесты, умершей в горячке, той самой странной девушки, которая хотела идти в монастырь».
4. Какую сумму оставила Дуне по завещанию Марфа Петровна?
«Передайте, Родион Романович, вашей сестрице, что в завещании Марфы Петровны она упомянута в трёх тысячах. Это положительно верно. Марфа Петровна распорядилась за неделю до смерти, и при мне это было. Недели через две-три Авдотья Романовна может и деньги получить», - говорит Свидригайлов.
Жёлтая дорожка.
1.Порфирий Петрович беседует с Родионом Раскольниковым три раза. Где происходят эти беседы?
Первая – на квартире пристава, вторая – в его кабинете в полицейской части, третья – в каморке Раскольникова.
2.Разумихин рассказывает Раскольникову и Заметову, что Порфирий Петрович любит дурачить своих знакомых, с самым серьёзным видом рассказывая о себе небылицы. Какие два последних розыгрыша вспоминает Разумихин?
«Прошлого года уверил нас для чего-то, что в монахи идёт. … Недавно вздумал уверять, что женится.»
3. Разумихин называет Порфирия Петровича на «ты», приводит к нему без предупреждения своего друга, вообще обращается с ним без церемоний. Чем объясняется такая свобода в обращении с официальным лицом?
Разумихин и Порфирий Петрович – родственники. Из разговора Разумихина и Зосимова:
« - Порфирий Петрович придёт: здешний пристав следственных дел… правовед. Да, ведь ты его знаешь…
- Он тоже какой-то твой родственник?
- Самый дальний какой-то».
Красная дорожка.
1.Раскольников знакомится с Мармеладовым в распивочной и провожает его домой. «Смущение и страх всё более и более овладевали пьяницей по мере приближения к дому». Чего боится Мармеладов?
«Я не Катерины Ивановны теперь боюсь, - бормотал он в волнении, - и не того, что она мне волосы драть начнёт. < … > Я … глаз её боюсь … да … глаз… Красных пятен на щеках тоже боюсь… и ещё – её дыхания боюсь… Видал ты, как в этой болезни дышат… при взволнованных чувствах? Детского плача тоже боюсь… Потому как если Соня не накормила, то… уж не знаю что! Не знаю! А побоев не боюсь…»
2.Кого из маленьких детей Мармеладов любит больше всех?
«Он Лидочку больше всех любил, потому любил, что она маленькая, и оттого ещё, что больная, и ей всегда гостинцу носил», - говорит Поля Раскольникову.
III агон
Розыгрыш дорожек. Узнайте героя по портрету.
1. «… Он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен…
Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу»
2. «Это был необыкновенно весёлый и сообщительный парень, добрый до простоты. Впрочем, за этой простотой таились и глубина, и достоинство… Наружность его была выразительная – высокий, худой, всегда худо выбритый, черноволосый. Иногда он буянил и слыл за силача».
3. «Это был худосочный и золотушный человечек, малого роста … и до странности белокурый, с бакенбардами, в виде котлет, которыми он очень гордился. Сверх того, у него почти постоянно болели глаза. Сердце у него было довольно мягкое, но речь весьма самоуверенная, а иной раз чрезвычайно заносчивая, - что, в сравнении с фигуркой его, почти всегда выходило смешно».
Ответы.
- Родион Раскольников. Зелёная дорожка.
- Дмитрий Разумихин. Жёлтая дорожка.
- Андрей Семёнович Лебезятников.
Зелёная дорожка.
1.Сколько денег получил Родион от матери и на что их потратил?
Мать прислала ему 35 рублей. Из них на 10 рублей Разумихин купил Родиону одежду на рынке (брюки, сапоги, фуражку и рубашки). Остальные Раскольников отдал Катерине Ивановне на похороны Мармеладова.
2.Комнату Раскольникова автор называет то каморкой, то шкафом. А кто говорит, что его комната похожа на гроб?
«Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб, … я уверена, что ты наполовину от квартиры стал такой меланхолик», - говорит ему мать.
3.Родион приходит в контору, чтобы сделать признание. Застаёт там одного Илью Петровича Пороха и, поговорив с ним о Заметове, уходит. Что заставило его вернуться и признаться в убийстве?
«Он сошёл вниз и вышел во двор. Тут на дворе, недалеко от выхода, стояла бледная, вся помертвевшая, Соня и дико, дико на него посмотрела. Он остановился перед нею. Что-то больное и измученное выразилось в лице её, что-то отчаянное. Она всплеснула руками. Безобразная, потерянная улыбка выдавилась на его устах. Он постоял, усмехнулся и поворотил наверх, опять в контору».
4.Какую сцену из Евангелия попросил прочитать Раскольников Соню?
«Про воскресение Лазаря где? Отыщи мне, Соня. < … > Найди и прочти мне».
Жёлтая дорожка
1.Автор говорит о Разумихине, что он знал бездну источников для зарабатывания денег. Какой способ он предлагает Дуне, уговаривая её не уезжать из Петербурга после встречи с Лужиным?
Он возьмёт у дяди тысячу рублей под проценты, тысячу добавит Дуня из полученных по завещанию Марфы Петровны, они станут компаньонами, будут переводить и издавать книги, пользующиеся спросом.
«Конечно, нужно много труда, но мы будем трудиться, вы, Авдотья Романовна, я, Родион… иные издания дают теперь славный процент! А главная основа предприятия в том, что будем знать, что именно надо переводить. Будем и переводить, и издавать, и учиться, всё вместе».
2.Разумихин долгое время не догадывается о том, что творится в душе друга, так как не знает о его преступлении. А странности его поведения, замкнутость, скрытность объясняет другими причинами. Какими?
«Это политический заговорщик! Наверно! И он накануне какого-нибудь решительного шага – это наверно! Иначе быть не может и … и Дуня знает…»
3.Какие сведения из биографии Раскольникова сообщил Разумихин на суде, чтобы смягчить участь товарища?
«Бывший студент Разумихин откопал откуда-то сведения и представил доказательства, что преступник Раскольников, в бытность свою в университете, из последних средств своих помогал одному своему бедному и чахоточному товарищу и почти содержал его в продолжение полугода. Когда же тот умер, ходил за оставшимся в живых старым и расслабленным отцом умершего товарища … поместил наконец этого старика в больницу, и когда тот тоже умер, похоронил его. Все эти сведения имели некоторое благоприятное влияние на решение судьбы Раскольникова».
Красная дорожка.
1.За какие заслуги Лебезятников числился у Амалии Ивановны в ряду довольно почётных жильцов?
« У Амалии Ивановны он считался, впрочем, в числе довольно почётных жильцов, то есть не пьянствовал и за квартиру платил исправно».
2.В разговоре с Лужиным Лебезятников заявляет: «"Благороднее", "великодушнее" – всё это вздор, нелепости, старые предрассудочные слова, которые я отрицаю! Всё, что полезно человечеству, то и благородно! Я понимаю только одно слово: полезно!»
Монолог какого литературного героя напоминает это заявление?
Монолог Евгения Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Финал.
Розыгрыш дорожек. Узнайте героя или героиню по портрету.
1. «Это был господин немолодых уже лет, чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией, который начал тем, что остановился в дверях, озираясь кругом с обидно-нескрываемым удивлением и как будто спрашивая взглядами: "Куда это я попал?" Недоверчиво и даже с аффектацией некоторого испуга, чуть ли даже не оскорбления, озирал он тесную и низкую каморку».
2. «Это был очень молодой человек, лет двадцати двух, с смуглою и подвижною физиономией, казавшеюся старее своих лет, одетый по моде и фатом, с пробором на затылке, расчёсанный и распомаженный, со множеством перстней и колец на белых очищенных щётками пальцах и золотыми цепями на жилете».
3. «Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, ещё с прекрасными тёмно-русыми волосами и … с раскрасневшимися до пятен щеками. Она ходила взад и вперёд, сжав руки на груди, с запёкшимися губами и неровно, прерывисто дышала. Глаза её блестели, как в лихорадке, но взгляд был резок и неподвижен».
Ответы.
- Пётр Петрович Лужин. Зелёная дорожка.
- Письмоводитель Заметов. Жёлтая дорожка.
- Катерина Ивановна Мармеладова. Красная дорожка.
Зелёная дорожка
1.Назовите чин Петра Петровича Лужина.
Надворный советник.
2.Из письма матери Родион Раскольников узнаёт, что Лужин – жених Дуни. Расскажите подробнее, каким образом сделал он предложение невесте.
«Он … дальний родственник Марфы Петровны, которая многому в этом способствовала. Начал с того, что через неё изъявил желание познакомиться, был как следует принят, пил кофе, а на другой же день прислал письмо, в котором весьма вежливо изъяснил своё предложение и просил скорого и решительного ответа. Человек он деловой и занятый, и спешит теперь в Петербург, так что дорожит каждою минутой».
3.Какие приготовления к свадьбе сделал Лужин в Петербурге?
Нанял квартиру и стал её отделывать, купил мебель, сменил гардероб.
4.После решительного отказа, полученного от Дуни в Петербурге, Лужин корит себя за промах в отношениях с ней. В чём он видит этот промах?
«Ошибка была … в том, что я им денег совсем не давал < … > Я думал их в чёрном теле попридержать и довести их, чтобы они на меня как на провидение смотрели, а они вон!.. Нет, если б я выдал им за всё это время, например тысячи полторы на приданое, да на подарки … так было бы дело почище и покрепче! Не так легко бы мне теперь отказали! Это народ такого склада, что непременно почли бы за обязанность возвратить в случае отказа и подарки, и деньги; а возвращать-то было бы тяжеленько и жалко! Да и совесть бы щекотала: как, дескать, так вдруг прогнать человека, который до сих пор был так щедр и довольно деликатен?»
Жёлтая дорожка
1.Увидев Раскольникова в конторе, Заметов захотел познакомиться с ним. Разумихин привёл его на квартиру к больному Раскольникову. Что разыскивал там Заметов и подавал своими «вымытыми в духах ручками»?
Носки, о которых говорил в бреду Родион.
2.Где и при каких обстоятельствах состоялась следующая встреча Заметова с Раскольниковым?
В трактире «Хрустальный дворец», куда Раскольников забрёл, чтобы прочитать, что пишут в газетах про убийство старухи.
3.Почему Заметова не оказалось в конторе, когда Раскольников пришёл туда с повинной?
Заметов перешёл на новое место службы, собираясь держать экзамен. А перед этим перессорился со всеми.
Красная дорожка
1.Рассказывая о своей юности, Катерина Ивановна называет себя «полковничьей» дочерью, говорит, что отец её был чуть ли не губернатор. Какой чин на самом деле имел её отец?
В её похвальном листе написано, «что она дочь надворного советника и кавалера, а следовательно, и в самом деле почти полковничья дочь».
2.Умирающий Мармеладов просит пригласить священника, беспокойно и настойчиво повторяя просьбу. Катерина Ивановна перед смертью от священника отказывается. Как она мотивирует свой отказ?
«Что? Священника? … Не надо … Где у вас лишний целковый? … На мне нет грехов!.. Бог и без того должен простить… Сам знает, как я страдала!.. А не простит, так и не надо!..»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра "Умники и умницы" (по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети")
Игра рассчитана для проведения на уроке литературы в 10 классе на этапе обобщения и систематизации знаний....
Фотоотчёт "Интеллектуальная игра по роману А.С. Пушкина "Дубровский" - 6А класс.
Известно, что участие в интеллектуальных играх позволяет школьникам мобилизовать все свои знания: думать, подбирать подходящее, отбрасывать негодное, сопоставлять, оценивать. В ходе игры, как правило,...
Интеллектуальная игра по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Презентация. 9 класс.
Материал представляет собой интерактивную художественную презентацию для проведения интеллектуальной игры по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Сценарий рассчитан на участие в ту...
Интеллектуальная игра по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Презентация. 8 класс.
Размещённый контент представляет собой интерактивную художественную презентацию для проведения интеллектуального турнира по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Сценарий рассчитан на уча...
Интеллектуальная игра по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Игра на знание биографии писателя и романа "Преступление и наказание"...
Литературная игра по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Литературная игра проводится после изучения романа на уроках с целью обобщить и углубить знания обучающихся о произведении....
Игра по роману "Преступление и наказание"
После прочтения...
- Мне нравится (1)