Элективный курс.Готовимся к ЕГЭ.
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9, 10, 11 класс) на тему

Кунахова Наталья Викторовна

Обществознание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs._gotovimsya_k_ege.docx31.58 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс

Готовимся к  ЕГЭ.

                                                                                                     Кунахова Наталья Викторовна,

                                                                                       учитель МБОУ – СОШ №2 г. Аркадака.

Пояснительная записка.

        Экзамен  по обществознанию в форме ЕГЭ в настоящее время  является наиболее востребованным,  поскольку утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной, экономической, педагогической и др. Поэтому проблема подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по обществознанию остается актуальной.

Программа элективного курса  предназначена для учащихся , мотивированных на сдачу  экзамена в форме ЕГЭ по обществознанию и рассчитана на 35 часов. Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями, средствами контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию. Программа составлена на основе спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по обществознанию. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, достигнут определенной свободы в выборе эссе.

   Данный курс  включает в себя основы философии, социологии, политологии,экономики, культурологии, правоведения и предназначен для теоретической и практической помощи в подготовке к ЕГЭ.

                                                                                               

       Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся в рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи ЕГЭ.

                 Особенности организации учебного процесса и его содержание.

Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, тренинги. При планировании и организации занятий необходимо определить оптимальное соотношение теоретических и практических занятий, использовать активные и интерактивные методы обучения.

Ключевые содержательные позиции каждой линии рассмотреть на
обзорной или тематической лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал.

При проведении
семинарских занятий уделять внимание сложным теоретическим вопросам, недостаточно отраженным в школьных учебниках.

Практические занятия направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов. Особое внимание при организации практикумов также следует уделить отработке умений учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания и формулировать собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам.

Лабораторные занятия ориентированы на развитие умений учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников.

Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний.

Важно организовать личностно-ориентированную работу по овладению программой курса, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, с помощью вводного, текущего, тематического итогового контроля фиксировать продвижение каждого ученика по пути достижения целей элективного курса.

Итоговая оценка выставляется по результатам промежуточного контроля, а также итоговой письменной работы, ориентированной на проверку способности выполнять задания различных моделей, используемых в ЕГЭ по всем содержательным линиям курса.
В результате изучения данного курса учащиеся должны: 

  1.  Научиться систематизировать и углубить  теоретические знания учащихся по ключевым позициям курса;
  2. Ориентироваться  в  механизмах заданий различного уровня .
  3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование тем курса

Виды

познавательной

деятельности

Кол-во часов

1-2

Введение. Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году.

Лекция с элементами беседы

2

Тема 1.  Общество.

4

3-4

Общество - сложная, динамично развивающаяся система.

Лекция с элементами беседы, практическая работа

2

5-6

Ступени развития общества.

Лекция с элементами беседы,   практическая работа

2

Тема 2.  Человек .

4

7-8

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

2

9

Многообразие видов деятельности человека.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

10

Человек в системе социальных связей.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

Тема 3. Духовная сфера.

2

11

Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

12

Наука и образование. Мораль. Религия.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

Тема 4.  Познание.

3

13

Познание мира.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

14

Многообразие форм человеческого знания.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

15

Решение тестовых заданий различных типов.

Тренинг

1

Тема 5. Экономическая сфера.

4

16

Экономика: наука и хозяйство.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

17

Экономические системы.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

18

Многообразие рынков.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

19

Рыночные отношения.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

Тема 6. Социальная сфера.

3

20

Социальная система.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

21

Семья и брак как социальные институты.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

22

Социальный конфликт и пути его разрешения.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

Тема 7. Политическая сфера.

4

23

Политическая система.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

24

Признаки, функции и формы государства.

Лекция с элементами беседы,

лабораторная работа

1

25

Политический плюрализм.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

26

Структура политической власти в РФ.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

Тема 8. Право.

4

27

Право, система права. Источники права.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

28

Права человека. 

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

29

Конституция РФ.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

30

Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

31-32

Тема 9. Решение заданий различных типов.

тренинг

2

33-34

Тема 10. Решение заданий 2 части . Эссе.

тренинг

2

35

Итоговое тестирование.

Тестирование в формате ЕГЭ

1

Итого:

35

Содержание.

Введение (2 ч.) Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году

        Требования к ЕГЭ по обществознанию. Организация и методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений .  Кодификатор и спецификация  ЕГЭ по обществознанию.

Тема 1.  Общество (4 ч.)

        Общество - сложная, динамично развивающиеся система. Общество и природа. Общество и культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные институты.

        Ступени развития общества. Типология обществ. Социальные изменения. Прогресс и регресс. Глобальные проблемы человечества. Современный этап НТР.

Тема 2.  Человек (4 ч.)

        Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человеческого бытия. Потребности и способности человека. Степени развития способностей.

        Многообразие видов деятельности человека. Общение, Труд, Игра, Учение, Творчество.

        Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Социальная роль. Социальный статус человека. Свобода и    ответственность личности.

           Тема 3. Духовная сфера общества (2 ч.)

        Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная, элитарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ.

        Наука и образование.  Мораль. Религия. Особенности современной науки. Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование.

        Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые религии.

Тема 4. Познание (3 ч.)

        Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания. Истина и её критерии. Истина  абсолютная  и относительная. Проблема познаваемости мира в философии.

        Многообразие форм человеческого знания. Самопознание. Научное познание. Социальное познание. Науки о человеке и обществе.

           Решение тестовых заданий части А.

Тема 5. Экономическая сфера общества (4 ч.)

        Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства.

        Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная.

        Многообразие рынков. Собственность и её формы. Национализация и приватизация собственности. Конкуренция. Спрос и предложение. Многообразие рынков.

          Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Экономический рост.  Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Налоги, их виды и функции.  Рынок труда и безработица. Инфляция.

       

Тема 6. Социальная сфера общества (3 ч.)

        Социальная система. Социальные отношения. Социальные группы (касты, сословия, классы). Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные нормы и социальная ответственность. Отклоняющееся поведение личности. Социальный контроль. Социальное государство. Социальная политика государства.

        Семья и брак как социальные институты. Психологический климат семьи.

        Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм.

         

Тема 7. Политическая сфера общества (4 ч.)

        Политическая система. Структура политической системы; функции политической системы.

        Признаки, функции и формы государства. Формы государства. Политическая идеология.  Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового государства.

        Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ.

        Структура политической власти в РФ. Государственный аппарат. Избирательные системы. Выборы, референдум. Человек в политической жизни.

        

Тема 8. Правовая сфера общества (4 ч.)

        Право, система права. Источники права. Понятие права. Нормы права. Отрасли права. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. 

        Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

        Конституция РФ.  Основы конституционного строя Российской Федерации.

Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты. Правоохранительные органы. Местное самоуправление.

        Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды.

        

Тема 9. Решение заданий различных типов (2 ч.)

      Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на классификацию. Задания на распределение позиций по группам и на установление соответствия. Задания на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию. Решение задач с выбором ответа.

Тема 10. Решение заданий 2 части . (2 ч.)

Задания 28.29. Характер заданий к тексту документа. Умение выделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на вопрос.

Задание 30,31  (задание на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса).

Задание 32,33  (задание на раскрытие какого-либо теоретического положения).

Задание 34  (Решение познавательных задач).

Задание 35  (Развернутый ответ по заданной теме. Составление плана).

Эссе. Алгоритм написания эссе по обществознанию. Структура письменного рассуждения. Определение проблемы и позиции автора по высказыванию (цитате). Использование понятийного аппарата и терминологии курса «Обществознание». Изложение своих мыслей и собственной позиции по теме высказывания. Приведение аргументов «за» и «против».

Итоговое тестирование  (1 ч.).    Решение КИМов.

Список литературы

1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/под редакцией П.А. Баранова.- М.: АСТ: Астрель, 2011.

2. Дедова И.А., Токарева И.И. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ: пособие для абитуриентов. / И.А.дедова, И.И. Токарева.- Йошкар-Ола, Марийский государственный технический университет,  2011.

3.ЕГЭ. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: Е.Л. Рутковская, О.А. Котова, Т.Е. Лискова, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова – М.: Эксмо, 2011.

4.Единый государственный экзамен . Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ автор-составитель: Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр.

5. Обществознание. 10-11 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. В 2-ух книгах. Профильный уровень. / Под ред. Л.Н. Боголюбова- М.: Просвещение, 2012.

6. Обществознание. Типовые тестовые задания.   / ФИПИ авторы-составители: А.Ю.Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Е.С.Королькова-  – М.: «Экзамен».

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

            – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

  • Официальный сайт Министерства образования и науки РФ.
  • http://www.fipi.ru –  портал федерального института педагогических измерений
  • http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
  • http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека

 

                                                                   

        


                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Готовимся к ЕГЭ по математике" 10 класс

Система учебных занятий направлена на отработку практических заданий подобных ЕГЭ...

рабочая программа к элективному курсу"Готовимся к ГИА"

Элективный курс направлен на подготовку учащихся к сдаче экзамена по математике в новой форме. Основной особенностью этого курса является отработка заданий по всем разделам курса математики осно...

Программа элективного курса «Готовимся к олимпиаде по русскому языку» . Автор Заморовская Т.И.

Программа по подготовке обучающихся к олимпиадам по русскому языку....

Элективный курс "Готовимся к экзамену по русскому языку"

Актуальность данного элективного курса несомненна: учителям и выпускникам неизбежно придётся столкнуться с проблемой подготовки к Единому государственному экзамену.Особенностью данного курса является ...

Программа элективного курса «Готовимся к ЕГЭ по информатике»

Требования к уровню подготовки учащихся...

Программа элективного курса "Готовимся писать итоговое сочинение"

Введение в качестве итоговой формы аттестации по русскому языку в 11 классе  итогового сочинения,  целью которого задаются новые требования к качеству подготовки выпускников, ставит нас пере...

Рабочая программа элективного курса "Готовимся к поездке в Германию""

Рабочая программа состот из пояснительной записки, содержания учебных тем, учебно-тематического планирования, тем для самостоятельной работы учащихся, списка использованной и рекомендованной литератур...