Элективный курс.Готовимся к ЕГЭ.
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9, 10, 11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Элективный курс
Готовимся к ЕГЭ.
Кунахова Наталья Викторовна,
учитель МБОУ – СОШ №2 г. Аркадака.
Пояснительная записка.
Экзамен по обществознанию в форме ЕГЭ в настоящее время является наиболее востребованным, поскольку утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной, экономической, педагогической и др. Поэтому проблема подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по обществознанию остается актуальной.
Программа элективного курса предназначена для учащихся , мотивированных на сдачу экзамена в форме ЕГЭ по обществознанию и рассчитана на 35 часов. Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями, средствами контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию. Программа составлена на основе спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по обществознанию. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, достигнут определенной свободы в выборе эссе.
Данный курс включает в себя основы философии, социологии, политологии,экономики, культурологии, правоведения и предназначен для теоретической и практической помощи в подготовке к ЕГЭ.
Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся в рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи ЕГЭ.
Особенности организации учебного процесса и его содержание.
Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, тренинги. При планировании и организации занятий необходимо определить оптимальное соотношение теоретических и практических занятий, использовать активные и интерактивные методы обучения.
Ключевые содержательные позиции каждой линии рассмотреть на обзорной или тематической лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал.
При проведении семинарских занятий уделять внимание сложным теоретическим вопросам, недостаточно отраженным в школьных учебниках.
Практические занятия направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов. Особое внимание при организации практикумов также следует уделить отработке умений учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания и формулировать собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам.
Лабораторные занятия ориентированы на развитие умений учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников.
Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний.
Важно организовать личностно-ориентированную работу по овладению программой курса, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, с помощью вводного, текущего, тематического итогового контроля фиксировать продвижение каждого ученика по пути достижения целей элективного курса.
Итоговая оценка выставляется по результатам промежуточного контроля, а также итоговой письменной работы, ориентированной на проверку способности выполнять задания различных моделей, используемых в ЕГЭ по всем содержательным линиям курса.
В результате изучения данного курса учащиеся должны:
- Научиться систематизировать и углубить теоретические знания учащихся по ключевым позициям курса;
- Ориентироваться в механизмах заданий различного уровня .
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование тем курса | Виды познавательной деятельности | Кол-во часов |
1-2 | Введение. Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году. | Лекция с элементами беседы | 2 |
Тема 1. Общество. | 4 | ||
3-4 | Общество - сложная, динамично развивающаяся система. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 2 |
5-6 | Ступени развития общества. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 2 |
Тема 2. Человек . | 4 | ||
7-8 | Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 2 |
9 | Многообразие видов деятельности человека. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
10 | Человек в системе социальных связей. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
Тема 3. Духовная сфера. | 2 | ||
11 | Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
12 | Наука и образование. Мораль. Религия. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
Тема 4. Познание. | 3 | ||
13 | Познание мира. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
14 | Многообразие форм человеческого знания. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
15 | Решение тестовых заданий различных типов. | Тренинг | 1 |
Тема 5. Экономическая сфера. | 4 | ||
16 | Экономика: наука и хозяйство. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
17 | Экономические системы. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
18 | Многообразие рынков. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
19 | Рыночные отношения. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
Тема 6. Социальная сфера. | 3 | ||
20 | Социальная система. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
21 | Семья и брак как социальные институты. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
22 | Социальный конфликт и пути его разрешения. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
Тема 7. Политическая сфера. | 4 | ||
23 | Политическая система. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
24 | Признаки, функции и формы государства. | Лекция с элементами беседы, лабораторная работа | 1 |
25 | Политический плюрализм. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
26 | Структура политической власти в РФ. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
Тема 8. Право. | 4 | ||
27 | Право, система права. Источники права. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
28 | Права человека. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
29 | Конституция РФ. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
30 | Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
31-32 | Тема 9. Решение заданий различных типов. | тренинг | 2 |
33-34 | Тема 10. Решение заданий 2 части . Эссе. | тренинг | 2 |
35 | Итоговое тестирование. | Тестирование в формате ЕГЭ | 1 |
Итого: | 35 |
Содержание.
Введение (2 ч.) Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году
Требования к ЕГЭ по обществознанию. Организация и методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений . Кодификатор и спецификация ЕГЭ по обществознанию.
Тема 1. Общество (4 ч.)
Общество - сложная, динамично развивающиеся система. Общество и природа. Общество и культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные институты.
Ступени развития общества. Типология обществ. Социальные изменения. Прогресс и регресс. Глобальные проблемы человечества. Современный этап НТР.
Тема 2. Человек (4 ч.)
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человеческого бытия. Потребности и способности человека. Степени развития способностей.
Многообразие видов деятельности человека. Общение, Труд, Игра, Учение, Творчество.
Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Социальная роль. Социальный статус человека. Свобода и ответственность личности.
Тема 3. Духовная сфера общества (2 ч.)
Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная, элитарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ.
Наука и образование. Мораль. Религия. Особенности современной науки. Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование.
Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые религии.
Тема 4. Познание (3 ч.)
Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания. Истина и её критерии. Истина абсолютная и относительная. Проблема познаваемости мира в философии.
Многообразие форм человеческого знания. Самопознание. Научное познание. Социальное познание. Науки о человеке и обществе.
Решение тестовых заданий части А.
Тема 5. Экономическая сфера общества (4 ч.)
Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства.
Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная.
Многообразие рынков. Собственность и её формы. Национализация и приватизация собственности. Конкуренция. Спрос и предложение. Многообразие рынков.
Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Экономический рост. Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Налоги, их виды и функции. Рынок труда и безработица. Инфляция.
Тема 6. Социальная сфера общества (3 ч.)
Социальная система. Социальные отношения. Социальные группы (касты, сословия, классы). Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные нормы и социальная ответственность. Отклоняющееся поведение личности. Социальный контроль. Социальное государство. Социальная политика государства.
Семья и брак как социальные институты. Психологический климат семьи.
Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм.
Тема 7. Политическая сфера общества (4 ч.)
Политическая система. Структура политической системы; функции политической системы.
Признаки, функции и формы государства. Формы государства. Политическая идеология. Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового государства.
Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ.
Структура политической власти в РФ. Государственный аппарат. Избирательные системы. Выборы, референдум. Человек в политической жизни.
Тема 8. Правовая сфера общества (4 ч.)
Право, система права. Источники права. Понятие права. Нормы права. Отрасли права. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации.
Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации.
Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты. Правоохранительные органы. Местное самоуправление.
Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды.
Тема 9. Решение заданий различных типов (2 ч.)
Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на классификацию. Задания на распределение позиций по группам и на установление соответствия. Задания на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию. Решение задач с выбором ответа.
Тема 10. Решение заданий 2 части . (2 ч.)
Задания 28.29. Характер заданий к тексту документа. Умение выделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на вопрос.
Задание 30,31 (задание на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса).
Задание 32,33 (задание на раскрытие какого-либо теоретического положения).
Задание 34 (Решение познавательных задач).
Задание 35 (Развернутый ответ по заданной теме. Составление плана).
Эссе. Алгоритм написания эссе по обществознанию. Структура письменного рассуждения. Определение проблемы и позиции автора по высказыванию (цитате). Использование понятийного аппарата и терминологии курса «Обществознание». Изложение своих мыслей и собственной позиции по теме высказывания. Приведение аргументов «за» и «против».
Итоговое тестирование (1 ч.). Решение КИМов.
Список литературы
1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/под редакцией П.А. Баранова.- М.: АСТ: Астрель, 2011.
2. Дедова И.А., Токарева И.И. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ: пособие для абитуриентов. / И.А.дедова, И.И. Токарева.- Йошкар-Ола, Марийский государственный технический университет, 2011.
3.ЕГЭ. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: Е.Л. Рутковская, О.А. Котова, Т.Е. Лискова, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова – М.: Эксмо, 2011.
4.Единый государственный экзамен . Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ автор-составитель: Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр.
5. Обществознание. 10-11 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. В 2-ух книгах. Профильный уровень. / Под ред. Л.Н. Боголюбова- М.: Просвещение, 2012.
6. Обществознание. Типовые тестовые задания. / ФИПИ авторы-составители: А.Ю.Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Е.С.Королькова- – М.: «Экзамен».
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
– портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
- Официальный сайт Министерства образования и науки РФ.
- http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
- http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
- http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Готовимся к ЕГЭ по математике" 10 класс
Система учебных занятий направлена на отработку практических заданий подобных ЕГЭ...
рабочая программа к элективному курсу"Готовимся к ГИА"
Элективный курс направлен на подготовку учащихся к сдаче экзамена по математике в новой форме. Основной особенностью этого курса является отработка заданий по всем разделам курса математики осно...
Программа элективного курса «Готовимся к олимпиаде по русскому языку» . Автор Заморовская Т.И.
Программа по подготовке обучающихся к олимпиадам по русскому языку....
Элективный курс "Готовимся к экзамену по русскому языку"
Актуальность данного элективного курса несомненна: учителям и выпускникам неизбежно придётся столкнуться с проблемой подготовки к Единому государственному экзамену.Особенностью данного курса является ...
Программа элективного курса «Готовимся к ЕГЭ по информатике»
Требования к уровню подготовки учащихся...
Программа элективного курса "Готовимся писать итоговое сочинение"
Введение в качестве итоговой формы аттестации по русскому языку в 11 классе итогового сочинения, целью которого задаются новые требования к качеству подготовки выпускников, ставит нас пере...
Рабочая программа элективного курса "Готовимся к поездке в Германию""
Рабочая программа состот из пояснительной записки, содержания учебных тем, учебно-тематического планирования, тем для самостоятельной работы учащихся, списка использованной и рекомендованной литератур...