рабочая программа к элективному курсу"Готовимся к ГИА"
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему
Элективный курс направлен на подготовку учащихся к сдаче экзамена по математике в новой форме. Основной особенностью этого курса является отработка заданий по всем разделам курса математики основной школы: арифметике, алгебре, статистике и теории вероятностей, геометрии.
Цель: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.
Задачи:
§ Повторить и обобщить знания по алгебре за курс основной общеобразовательной школы;
§ Расширить знания по отдельным темам курса алгебра 7-9 классы;
§ Выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_elektivnomu_kursu_podgotovka_k_gia.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по элективному курсу «Подготовка к ГИА по математике» ориентирована на учащихся 9 классов и реализуется на основе следующих документов:
- Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (ст.7, ст. 32);
- Приказа Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
- Приказа Минобрнауки России от 27.12.2011 года № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»;
- Письма Минобразования России от 23.09.2003 г. № 03-93 ин/13-03 «О введении элементов комбинаторики, статистики и теории вероятностей в содержание математического образования основной школы»;
- Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования РФ № 2783 от 18.07.2002г.
Общая характеристика элективного курса
Элективный курс направлен на подготовку учащихся к сдаче экзамена по математике в новой форме. Основной особенностью этого курса является отработка заданий по всем разделам курса математики основной школы: арифметике, алгебре, статистике и теории вероятностей, геометрии.
Цель: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.
Задачи:
- Повторить и обобщить знания по алгебре за курс основной общеобразовательной школы;
- Расширить знания по отдельным темам курса алгебра 7-9 классы;
- Выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Элективный курс «Подготовка к ГИА» в 9 классе изучается из расчета 1 час в неделю, всего 34 часа.
Составленное календарно-тематическое планирование соответствует содержанию программ основного общего образования по математике и обеспечивает выполнение требований государственного стандарта математического образования.
Ожидаемые результаты:
На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:
- Овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста.
- Усвоят основные приемы мыслительного поиска.
- Выработают умения:
- самоконтроль времени выполнения заданий;
- оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;
- прикидка границ результатов;
- прием «спирального движения» (по тесту).
- Основные методические особенности:
- Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали» от простых типов заданий первой части до заданий со звездочкой второй части;
- Работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д.;
- Работа с тренировочными тестами в режиме «теста скорости»;
- Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере;
- Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.
- Структура курса
Курс рассчитан на 34 занятия. Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих тем:
Алгебра
- Приближенные значения. Округление чисел. Стандартный вид числа
- Отношения. Пропорции
- Проценты
- Арифметические действия. Сравнение чисел
- Числовые подстановки в буквенные выражения. Формулы
- Буквенные выражения
- Степень с целым показателем
- Многочлены. Преобразование выражений
- Алгебраические дроби. Преобразования рациональных выражений
- Квадратные корни
- Линейные и квадратные уравнения
- Системы двух уравнений с двумя неизвестными
- Составление математической модели по условию текстовой задачи
- Неравенство с одной переменной и системы неравенств
- Решение квадратных неравенств. Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля. Системы неравенств
- Числовые последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии
- Исследование функции и построение графика
- Представление данных в виде таблиц, диаграмм и графиков
- Алгебраические уравнения и системы нелинейных уравнений
- Решение иррациональных уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля
- Текстовые задачи
- Задачи, содержащие параметр
- Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
Геометрия
- Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин
- Треугольник
- Многоугольники
- Окружность и круг
- Формы организации учебных занятий
Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы, тренинги по использованию методов поиска решений. Основной тип занятий комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления.
Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.
В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные, рассчитанные на 5 -10 минут, контрольные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую обучающим и обучающимся корректировать свою деятельность. Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.
- Контроль и система оценивания
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических работ. Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности. Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации (сдачи экзамена по математике в форме ГИА). Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе.
Результаты обучения
Результаты обучения задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы.
Требования к уровню подготовки по математике
Уметь выполнять вычисления и преобразования
Выполнять, сочетая устные и письменные приемы, арифметические действия с рациональными числами, сравнивать действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; вычислять значения числовых выражений; переходить от одной формы записи чисел к другой. Округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения
чисел с недостатком и с избытком, выполнять прикидку результата вычислений, оценку числовых выражений. Решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением,
пропорциональностью величин, дробями, процентами Изображать числа точками на координатной прямой
Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений
Составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач, находить значения буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования Выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и алгебраическими дробями Выполнять разложение многочленов на множители. Выполнять тождественные преобразования рациональных выражений Применять свойства арифметических квадратных корней для преобразования числовых выражений, содержащих квадратные корни
Уметь решать уравнения, неравенства и их системы
Решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы. Решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы. Применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств. Решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений исходя из формулировки задачи
Уметь строить и читать графики функций
Определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами Определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции, решать обратную задачу. Определять свойства функции по ее графику (промежутки возрастания, убывания, промежутки знакопостоянства, наибольшее и наименьшее значения). Строить графики изученных функций, описывать их свойства. Решать элементарные задачи, связанные с числовыми последовательностями. Распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать
задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов
Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами
Решать планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей)
Распознавать геометрические фигуры на плоскости, различать их взаимное расположение, изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи Определять координаты точки плоскости; проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами
Уметь работать со статистической информацией, находить частоту и вероятность случайного события
Извлекать статистическую информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках
Решать комбинаторные задачи путем организованного перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения. Вычислять средние значения результатов измерений Находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные. .Находить вероятности случайных событий в простейших случаях
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели
Решать несложные практические расчетные задачи; решать задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов. Пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через
более мелкие и наоборот. Осуществлять практические расчеты по формулам, составлять несложные формулы, выражающие зависимости между величинами. Моделировать реальные ситуации на языке алгебры, составлять выражения, уравнения и неравенства по условию задачи; исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры Описывать с помощью функций различные реальные зависимости между величинами; интерпретировать графики реальных зависи-
мостей. Описывать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенные модели с использованием геометрических понятий и теорем, решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин Анализировать реальные числовые данные, представленные в
таблицах, на диаграммах, графиках Решать практические задачи, требующие систематического перебора вариантов; сравнивать шансы наступления случайных событий, оценивать вероятности случайного события, сопоставлять и исследовать модели реальной ситуацией с использованием аппарата вероятности и статистики. Проводить доказательные рассуждения при решении задач,
оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения
Список литературы
1. Глизбург, В.И. Математика. ГИА. Комплексная подготовка/ В.И. Глизбург. — М.:
Айрис-пресс, 2012. — 176 с.
- ГИА-2011 : Экзамен в новой форме : Математика : 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. Л.В. Кузнецова, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 69, [27] с.: ил. – (Федеральный институт педагогических измерений).
- Математика. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-9. Алгебра, геометрия, теория вероятностей и статистика: учебно-методическое пособие / под ред. Ф.Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова. – Ростов н/Д: Легион-М, 2011. – 288 с. – (ГИА-9)
4. Математика. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2012:
учебно-методическое пособие / Под ред. Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова. —
Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011. — 272 с. — (ГИА-9)
5. Математика:ГИА:Учебно-справочные материалы для 9 класса/ Л. В. Кузнецова [и др.] – М.; СПб.: Просвещение, 2012. – 279 с.
6. Математика. 9 класс. Государственная итоговая аттестация
(в новой форме). Типовые тестовые задания / И.В. Ященко, С.А. Шестаков,
А.С. Трепалин, А.В. Семенов, П.И. Захаров. — М.: Издательство «Экзамен»;
2012.
7. Семенов, А. В. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в
новой форме. Математика. 2012. Учебное пособие. / А. В. Семенов,
АС. Трепалин, И.В. Ященко, П.И. Захаров; под. ред. И. В. Ященко;
Московский центр непрерывного математического образования. —
Москва: Интеллект-Центр, 2012. — 112 с.
Календарно – тематическое планирование
(1 час в неделю, всего 34 часа)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата | Примечание |
Алгебра | ||||
1 | Приближенные значения. Округление чисел. Стандартный вид числа | 1 | ||
2 | Отношения. Пропорции | 1 | ||
3 | Проценты | 1 | ||
4 | Арифметические действия. Сравнение чисел | 1 | ||
5 | Числовые подстановки в буквенные выражения. Формулы | 1 | ||
6 | Степень с целым показателем | 1 | ||
7 | Многочлены. Преобразование выражений | 1 | ||
8 | Алгебраические дроби. Преобразования рациональных выражений | 1 | ||
9 | Квадратные корни | 1 | ||
10 | Линейные и квадратные уравнения | 1 | ||
11 | Системы двух уравнений с двумя неизвестными | 1 | ||
12 | Составление математической модели по условию текстовой задачи | 1 | ||
13 | Неравенство с одной переменной и системы неравенств | 1 | ||
14 | Решение квадратных неравенств. Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля. Системы неравенств | 1 | ||
15 | Числовые последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии | 1 | ||
16 | Исследование функции и построение графика | 1 | ||
17 | Исследование функции и построение графика | |||
18 | Представление данных в виде таблиц, диаграмм и графиков | 1 | ||
19 | Алгебраические уравнения и системы нелинейных уравнений | |||
20 | Решение иррациональных уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля | 1 | ||
21 | Текстовые задачи | 1 | ||
22 | Задачи, содержащие параметр | 1 | ||
23 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | 1 | ||
Геометрия | ||||
24 | Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин | 1 | ||
25 | Треугольник | 1 | ||
26 | Многоугольники | 1 | ||
27 | Окружность и круг | 1 | ||
28 | Решение планиметрических задач на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей) | 1 | ||
29 | Решение тренировочных вариантов экзаменационных работ | 1 | ||
30 | Решение тренировочных вариантов экзаменационных работ | 1 | ||
31 | Решение тренировочных вариантов экзаменационных работ | 1 | ||
32 | Решение тренировочных вариантов экзаменационных работ | 1 | ||
33 | Решение тренировочных вариантов экзаменационных работ | 1 | ||
34 | Решение тренировочных вариантов экзаменационных работ | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по элективному курсу для 8 класса "Бизнес- курс за школьной партой"
Рабочая программа с календарно -темтическим планированием по элективному курсу для 8 класса "Бизнес-курс за школьной партой" в рамках предпрофильной подготовки....
Рабочие программы по литературе и русскому языку для 11 кл. Рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»
Представлены рабочие программы по литературе к учебнику под ред. В.П.Журавлёва и русскому языку к учебнику В.Ф.Грекова, а также рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»...
Рабочая программа по элективному предмету «Готовимся к сочинению на ЕГЭ» для 11 класса (Базовый уровень)
Рабочая программа по элективному предмету «Готовимся к сочинению на ЕГЭ» для 11 класса (Базовый уровень) составлена на основании нормативно-правовых документов:1....
Рабочая программа по элективному курсу физики "Готовимся к ГИА"
Элективный курс «Готовимся к ГИА» состоит из двух частей; « Механика, гидростатика, тепловые явления» и « Электродинамика, оптика, ядерная физика»предназначен для учащихся 9-х класса,...
Рабочая программа по элективному курсу физики "Готовимся к ГИА"
Элективный курс «Готовимся к ГИА» состоит из двух частей; « Механика, гидростатика, тепловые явления» и « Электродинамика, оптика, ядерная физика»предназначен для учащихся 9-х класса,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет Факультативный курс «Готовимся к ЕГЭ» Класс 11 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет Факультативный курс «Готовимся к ЕГЭ» Кла...
Рабочая программа по элективному курсу "ОГЭ: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме»
Данная программа элективного курса предназначена для 9 класса и рассчитана на 35 часов. Она знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме....