Тема урока" Безработица, её причины и последствия"
методическая разработка по обществознанию (8 класс)
Урок разработан согласно требованиям ФГОС. Изучение теоритического материала подкреплено закреплением с примерами, характерными для анализа современных реалий и оценки уровня безработицы, который сложился в России с марта 2020 г. Практика показала, что злободневность вопроса способна побудить учащихся применять поисковой метод в подборе точной, достоверной информации, анализировать информационные источники. Данный вид работы вызывает интерес у учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_bezrabotitsa_eyo_prichiny_i_posledstviya.docx | 138.51 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока обществознания 8 класс
Тема: « Безработица, её причины и последствия»
Цель : знакомство учащихся с явлением безработицы.
Задачи урока:
Образовательные – познакомить обучающихся с основными причинами возникновения безработицы, видами и последствиями, стимулируя интерес обучающихся к решению проблем, возникающих вследствие безработицы;
Воспитательные - формировать у учащихся познавательную потребность, интерес к проблемам безработицы, повысить грамотность речи, учить отстаивать собственную точку зрения;
Развивающие - развивать критическое мышление учащихся через призму обобщения представляемой информации; развивать воображение, мобильность внимания и актуализации знаний.
Планируемые результаты:
Личностные: понимание важности трудовой деятельности для личности и общества; формирование позиции активного и ответственного члена общества, готового и способного к личностному и профессиональному самоопределению;
Метапредметные: осмысление социальной информации для выбора адекватных способов деятельности и моделей поведения в социально-трудовой сфере; овладение основами самооценки и самоконтроля;
Предметные: сформированность представлений о причинах, видах, формах и последствиях безработицы, роли государства в обеспечении занятости; понимание проблем социально-трудовой сферы жизни общества и способность определять собственное отношение к ним.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебное пособие под ред. Боголюбова Л.Н. « Обществознание, 8класс», М.,из.-во «Просвщение», 2014. Проекторная доска для вывода слайдов, Ст.2 ТК РФ (Приложение 1). Стикеры – яблоко, древо – на доске.
Ход урока:
Приветствие, настрой на урок.
В настоящее время занятость населения стала одной из острых социально-экономических проблем. Она волнует и государство, и общество, и отдельных людей. С каждым новым десятилетием ее острота все более нарастает. Это может привести к снижению социального и экономического уровня. Полная занятость, вот к чему должна стремиться любая страна. Для этого нужно проводить грамотную государственную политику в области безработицы.
Именно об этом неотъемлемом явлении рыночной экономики мы сегодня поговорим на уроке.
На экране - план урока:
- Безработица – спутник рыночной экономики.
- Виды и причины безработицы.
- Последствия безработицы.
- Роль государства в обеспечении занятости.
- Безработица – неотъемлемый элемент рыночной экономики, - говорят нам экономисты, социологи. А что это за процесс? Кто такой безработный? Каковы риски для трудоспособного населения?
Давайте сформулировать определение, что такое безработица из имеющихся словосочетаний на экране – не может найти работу, положение, часть, трудоспособное население, желание трудиться, экономика.
Безработица – положение в экономике, когда часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти себе работу (доходное место). Записываем в тетрадь.
О какой части населения говорится в определении? (о трудоспособном)
А кто у нас является трудоспособными, как вы думаете? А среди трудоспособных выделяют занятых и безработных.
Безработные наряду с занятыми, формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.
Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к трудоспособному населению, выраженное в процентах:
Число безработных
Уровень безработицы = ---------------------------------- * 100%
Трудоспособное население
Задача на экране
Вычислить уровень безработицы в стране, численность населения которой 100 тысяч человек. Из них 24 тыс. дети до 16 лет, 30 тыс. человек выбыли из состава рабочей силы по возрасту, 4 тыс.человек – безработные.
Решение.
Безработные – 4 тыс.
Трудоспособные = 100 тыс.- 24 тыс. -30 тыс. + 4 тыс.= 50 тыс.
Уровень безработицы = 4 тыс./ 50 тыс.* 100% = 0, 08 тыс.* 100%= 8%
Ответ: 8 %
Нормальный уровень безработицы в экономически развитых странах составляет 5-6 %. В период экономического кризиса этот уровень может измениться.
Давайте обратимся к источнику - "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2020), ст.№2 «Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» – приложение 1.
? Почему такой процесс как безработица неизбежен? В чем, как вам кажется, кроются её причины?
Причины безработицы разнообразны. Абсолютно любой трудоспособный гражданин, с образованием, не застрахован от таких рисков как безработица.
Различают несколько видов безработицы (на доске у учителя, ребята фиксируют в тетради):
Используя учебник п. 24 приведите примеры на каждый вид безработицы.
Какие причины безработицы можно выделить? Учащиеся участвуют в обсуждении, высказывают предположения:
- Негибкость рынка труда, постоянное несоответствие потребностей соискателей и работодателей.
- Низкий спрос на рабочую силу. В этом случае может потребоваться вмешательство государства с целью создания рабочих мест.
- Завышенные требования работников к работодателям, например по уровню зарплаты.
Безработица – важный экономический процесс как следствие развитие экономики и изменения условий труда, спроса, потребностей и пр. Выделяют несколько форм безработицы: сезонная, скрытая и застойная . Заполним таблицу с пояснением и примерами.
Формы | Определение | Примеры |
Сезонная | Возникает при изменении спроса на труд в зависимости от времени года. | Сезонная безработица характерна для сельского хозяйства, строительства и иных подобных отраслей. |
Скрытая | Явление, при котором человек официально не является безработным, но не может найти работу на полный день. | Трудится неполный день за меньшую зарплату. |
Застойная | Это длительная безработица, которая чередуется с краткими периодами случайной работы. | Трудится на работе любой, в независимости от квалификации и образования. |
Можно выделить дополнительные виды безработицы: открытая, молодёжная, институциональная и пр. (найдите дополнительно информацию о данных видах безработицы).
- Давайте выделим последствия безработицы:
Безработица
Позитивные: Отрицательное:
Используя текст учебника с.229 – 230 определиться с тенденциями безработицы.
Позитивные:
- Формирует мобильный резерв рабочей силы.
- Сдерживает необоснованные требования по повышению зарплаты, снижает уровень инфляции.
- Усиливается трудовая мотивация работающих.
Негативные :
- Недоиспользование экономического потенциала общества.
- Снижение уровня жизни населения: может сокращаться доход работающих, потребительский спрос.
- Потеря профессиональных навыков.
- Рост алкоголизма, наркомании, преступности, депрессий, самоубийств.
4.Роль государства в решении вопросов безработицы.
Ребята, мы ознакомились с теорией происхождения и последствиями безработицы. Также ознакомились с источником права Ст.2 ТК РФ. Помощь в решении вопросов безработицы граждан обеспечивает закон РФ - Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон «О занятости населения в РФ» от 19.04.91 в первую очередь.
Скажите, а домохозяйка - имеет статус безработной или нет? Это действительно не безработная. Безработным лицом по закону о занятости населения является лицо, которое ищет работу и для этого стоит на учете в органах службы занятости. В последнее время в общесте и на государтсвенном уровне обсуждается соц.статус домхозяек.
?А какие обстоятельства, которые случились в марте 2020 г., повлияли на рост безработицы как в мире, так и России? С чем это связано ? Пандемия и самоизоляция 2020 г. из-за вспышки распространения короновирусной инфекции.
Предлагаю вам дома, испльзуя доп.информацию, выполнить следующее задание - таблица выведена на экран ( Задание творческое):
Экономические меры социальной поддержки населения в условиях самоизоляции в Московской области
- Выделите категории граждан, которым особенно нужна поддержка в условиях самоизоляции.
- Заполните таблицу (ориентируемся на факты и знания, которые изложены в материале учебника и касаются самоизоляции в Московской области).
№ | Категории граждан, которым нужна помощь | Мероприятия, предпринятые для поддержки соц. слоев населения (нуждающихся) в условиях самоизоляции – со стороны правительства, со стороны добровольцев и волонтеров |
Рефлексия: На доске предварительно нарисовано дерево, ученикам на парты розданы стикеры в виде яблок.
Напишите на «яблоках», что для вас есть благополучие. Прикрепите стикеры на дерево.
Закрепление изученного материала:
Тест «Безработица, виды и формы безработицы».
1. Безработными считаются:
1) все неработающее население;
2) желающие работать, но не имеющие возможности получить соответствующую своей профессиональной подготовке работу;
3) неработающие и получающие пособие по безработице;
4) утратившие способность к труду.
2. Формой проявления естественной безработицы является:
1) фрикционная;
2) добровольная;
3) скрытая;
4) циклическая.
3. Потерявшие работу из-за кризиса (спада) в экономике относятся к безработице:
1) структурной;
2) циклической;
3) фрикционной;
4) сезонной.
4. Потерявшие работу вследствие внедрения новой техники и технологии в производство относятся к безработице:
1) структурной;
2) циклической;
3) фрикционной;
4) сезонной
5) верный ответ не введен.
5. Потерявшие работу вследствие изменения структуры экономики относятся к безработице:
1) циклической;
2) фрикционной;
3) сезонной;
4) верный ответ не введен.
6.Как называется вид безработицы, связанный с поиском и ожиданием работы?
1) структурная;
2) сезонная;
3) фрикционная;
4) циклическая.
7. Виды безработицы.
Домашнее задание: п. 24. Таблица «Формы безработицы» - дополнить.
Таблица* «Экономические меры социальной поддержки населения в условиях самоизоляции в Московской области.
Приложение 1
ТК РФ Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:
свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
равенство прав и возможностей работников;
обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, право работодателей создавать объединения работодателей и вступать в них;
(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 358-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему "Агрессия. Её причины и последствия".
Задачи: обсудить с родителями причины агрессивности и ее влияния на взаимодействие подростка с окружающими людьми; формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессии, возможных путей ее п...
презентация по обществознанию по теме "Безработица её причины и последствия".
Можно использовать на уроке по обществознанию....
Разработка урока обществознания в 8 классе по теме: «Безработица, её причины и последствия»
Разработка урока обществознания в 8 классе по теме: «Безработица, её причины и последствия»...
Технологическая карта урока Тема урока: Причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»).
Тема урока: Причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»).Цели для уч...
Родительское собрание Тема: Агрессия, ее причины и последствия.
1. Обсудить с родителями причины агрессивности и ее влияния на взаимодействие подростка с окружающими людьми.2. Формировать у родителей культуру понимания проблемы ...
Общешкольное родительское собрание выступление педагога-психолога на тему « Агрессия. Ее причины и последствия»
Задачи: обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребёнка; формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и путей её преодоления....
презентация по обществознанию 8 класс на тему "Безработица, её причины и последствия"
презентация по обществознанию 8 класс на тему "Безработица, её причины и последствия"...