Тема урока" Безработица, её причины и последствия"
методическая разработка по обществознанию (8 класс)

Мартинкевич Екатерина Мечиславовна

Урок разработан согласно требованиям ФГОС. Изучение теоритического материала подкреплено закреплением  с примерами, характерными для анализа современных реалий и оценки уровня безработицы, который сложился в России с марта 2020 г. Практика показала, что злободневность вопроса способна побудить учащихся применять поисковой метод в подборе точной, достоверной информации, анализировать информационные источники. Данный вид работы вызывает интерес у учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_bezrabotitsa_eyo_prichiny_i_posledstviya.docx138.51 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект  урока обществознания 8 класс

Тема: « Безработица, её причины и последствия»

Цель : знакомство учащихся с явлением безработицы.

Задачи урока:

Образовательные – познакомить обучающихся с основными причинами возникновения безработицы, видами и последствиями, стимулируя интерес обучающихся к решению проблем, возникающих вследствие безработицы;

Воспитательные - формировать у учащихся познавательную потребность, интерес к проблемам безработицы, повысить грамотность речи, учить отстаивать собственную точку зрения;

Развивающие - развивать критическое мышление учащихся через призму обобщения представляемой информации; развивать воображение, мобильность внимания и актуализации знаний.

Планируемые результаты:

Личностные: понимание важности трудовой деятельности для личности и общества; формирование позиции активного и ответственного члена общества, готового и способного к личностному и профессиональному самоопределению;

Метапредметные: осмысление социальной информации для выбора адекватных способов деятельности и моделей поведения в социально-трудовой сфере; овладение основами самооценки и самоконтроля;

Предметные: сформированность представлений о причинах, видах, формах и последствиях безработицы, роли государства в обеспечении занятости;  понимание проблем социально-трудовой сферы жизни общества и способность определять собственное отношение к ним.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебное пособие под ред. Боголюбова Л.Н. « Обществознание, 8класс», М.,из.-во «Просвщение», 2014. Проекторная доска для вывода слайдов,  Ст.2 ТК РФ (Приложение 1). Стикеры – яблоко, древо – на доске.

Ход урока:

Приветствие, настрой на урок.

В настоящее время занятость населения стала одной из острых социально-экономических проблем. Она волнует и государство, и общество, и отдельных людей. С каждым новым десятилетием ее острота все более нарастает. Это может привести к снижению социального и экономического уровня. Полная занятость, вот к чему должна стремиться любая страна. Для этого нужно проводить грамотную государственную политику в области безработицы.

Именно об этом неотъемлемом  явлении рыночной экономики мы сегодня поговорим на уроке.

На экране - план урока:        

  1. Безработица – спутник рыночной экономики.
  2. Виды и причины безработицы.
  3. Последствия безработицы.
  4. Роль государства в обеспечении занятости.

  1. Безработица – неотъемлемый элемент рыночной экономики, - говорят нам экономисты, социологи. А что это за процесс? Кто такой безработный? Каковы риски для трудоспособного населения?

Давайте сформулировать определение, что такое безработица из имеющихся словосочетаний на экране – не может найти работу, положение, часть, трудоспособное население, желание трудиться, экономика.

Безработица – положение в экономике, когда часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти себе работу (доходное место). Записываем в тетрадь.

О какой части населения говорится в определении? (о трудоспособном)

А кто у нас является трудоспособными,  как вы думаете? А среди трудоспособных выделяют занятых и безработных.

Безработные наряду с занятыми, формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к трудоспособному населению, выраженное в процентах:

Число безработных

Уровень безработицы = ---------------------------------- * 100%

Трудоспособное население

Задача на экране

Вычислить уровень безработицы в стране, численность населения которой 100 тысяч человек. Из них 24 тыс. дети до 16 лет, 30 тыс. человек выбыли из состава рабочей силы по возрасту, 4 тыс.человек – безработные.

Решение.

Безработные – 4 тыс.

Трудоспособные = 100 тыс.- 24 тыс. -30 тыс. + 4 тыс.= 50 тыс.

Уровень безработицы = 4 тыс./ 50 тыс.* 100% = 0, 08 тыс.* 100%= 8%

Ответ: 8 %

Нормальный уровень безработицы в экономически развитых странах составляет 5-6 %. В период экономического кризиса этот уровень может измениться.

Давайте обратимся к источнику - "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2020), ст.№2 «Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» – приложение 1.

? Почему такой процесс как безработица неизбежен? В чем, как вам кажется, кроются её причины?

  1. Причины безработицы разнообразны. Абсолютно любой трудоспособный гражданин, с образованием, не застрахован от таких рисков как безработица.

Различают несколько видов безработицы (на доске у учителя, ребята фиксируют в тетради):

https://cf.ppt-online.org/files/slide/n/nZ17yFcRxEGQJrfAkgsSl0KdeNY4au9OX8CjDp/slide-115.jpg

Используя учебник п. 24 приведите примеры на каждый вид безработицы.

Какие причины безработицы можно выделить? Учащиеся участвуют в обсуждении, высказывают предположения:

  • Негибкость рынка труда, постоянное несоответствие потребностей соискателей и работодателей.
  • Низкий спрос на рабочую силу. В этом случае может потребоваться вмешательство государства с целью создания рабочих мест.
  • Завышенные требования работников к работодателям, например по уровню зарплаты.

Безработица – важный экономический процесс как следствие развитие экономики и изменения условий труда, спроса, потребностей и пр. Выделяют несколько форм безработицы: сезонная, скрытая и застойная . Заполним таблицу с пояснением и примерами.

Формы

        Определение

Примеры

Сезонная

Возникает при изменении спроса на труд в зависимости от времени года.

Сезонная безработица характерна для сельского хозяйства, строительства и иных подобных отраслей.

Скрытая

Явление, при котором человек официально не является безработным, но не может найти работу на полный день.

Трудится неполный день за меньшую зарплату.

Застойная

Это длительная безработица, которая чередуется с краткими периодами случайной работы.

Трудится на работе любой, в независимости от квалификации и образования.

Можно выделить дополнительные виды безработицы: открытая, молодёжная, институциональная и пр. (найдите дополнительно информацию о данных видах безработицы).

  1. Давайте выделим последствия безработицы:

Безработица

         Позитивные:                                                                                 Отрицательное:

Используя текст учебника с.229 – 230 определиться с тенденциями безработицы.

Позитивные:

  • Формирует мобильный резерв рабочей силы.
  • Сдерживает необоснованные требования по повышению зарплаты, снижает уровень инфляции.
  • Усиливается трудовая мотивация работающих.

Негативные :

  • Недоиспользование экономического потенциала общества.
  • Снижение уровня жизни населения: может сокращаться доход работающих, потребительский спрос.
  • Потеря профессиональных навыков.
  • Рост алкоголизма, наркомании, преступности, депрессий, самоубийств.

4.Роль государства в решении вопросов безработицы.

Ребята, мы ознакомились с теорией происхождения и последствиями безработицы. Также ознакомились с источником права Ст.2 ТК РФ. Помощь в решении вопросов безработицы граждан обеспечивает закон РФ  - Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон «О занятости населения в РФ» от 19.04.91 в первую очередь.

Скажите, а домохозяйка  - имеет статус безработной или нет? Это действительно не безработная. Безработным лицом по закону о занятости населения является лицо, которое ищет работу и для этого стоит на учете в органах службы занятости. В последнее время в общесте и на государтсвенном уровне обсуждается соц.статус домхозяек.

?А какие обстоятельства, которые случились в марте 2020 г., повлияли на рост безработицы как в мире, так и России? С чем это связано ? Пандемия и самоизоляция  2020 г. из-за вспышки распространения короновирусной инфекции.

Предлагаю вам дома, испльзуя доп.информацию, выполнить следующее задание  - таблица выведена на экран ( Задание творческое):

Экономические меры социальной поддержки населения в условиях самоизоляции в Московской области

  1. Выделите категории граждан, которым особенно нужна поддержка в условиях самоизоляции.
  2. Заполните таблицу (ориентируемся на факты и знания, которые изложены в материале учебника и касаются самоизоляции в Московской области).

Категории граждан, которым нужна помощь

Мероприятия, предпринятые для поддержки соц. слоев населения (нуждающихся) в условиях самоизоляции – со стороны правительства, со стороны добровольцев и волонтеров

Рефлексия: На доске предварительно нарисовано дерево, ученикам на парты розданы стикеры в  виде яблок.

Напишите на «яблоках», что для вас есть благополучие. Прикрепите стикеры на дерево.

Закрепление изученного материала:

Тест «Безработица, виды и формы безработицы».

1. Безработными считаются:

1) все неработающее население;
2) желающие работать, но не имеющие возможности получить соответствующую своей профессиональной подготовке работу;
3) неработающие и получающие пособие по безработице;
4) утратившие способность к труду.

2. Формой проявления естественной безработицы является:

1) фрикционная;
2) добровольная;
3) скрытая;
4) циклическая.

3. Потерявшие работу из-за кризиса (спада) в экономике относятся к безработице:

1) структурной;
2) циклической;
3) фрикционной;
4) сезонной.

4. Потерявшие работу вследствие внедрения новой техники и технологии в производство  относятся к безработице:

1) структурной;
2) циклической;
3) фрикционной;
4) сезонной
5) верный ответ не введен.

5. Потерявшие работу вследствие  изменения структуры экономики  относятся к безработице:

1) циклической;
2) фрикционной;
3) сезонной;
4) верный ответ не введен.

6.Как называется вид безработицы, связанный с поиском и ожиданием работы?

1) структурная;
2) сезонная;
3) фрикционная;
4) циклическая.
7.  Виды безработицы.

Домашнее задание: п. 24. Таблица «Формы безработицы»  - дополнить.

Таблица* «Экономические меры социальной поддержки населения в условиях самоизоляции в Московской области.

Приложение 1

"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2020)

ТК РФ Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

 

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

равенство прав и возможностей работников;

обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, право работодателей создавать объединения работодателей и вступать в них;

(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 358-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Агрессия. Её причины и последствия".

Задачи: обсудить с родителями причины агрессивности и ее влия­ния на взаимодействие подростка с окружающими людьми; форми­ровать у родителей культуру понимания проблемы агрессии, возмож­ных путей ее п...

Разработка урока обществознания в 8 классе по теме: «Безработица, её причины и последствия»

Разработка урока обществознания в 8 классе  по теме: «Безработица, её причины и последствия»...

Технологическая карта урока Тема урока: Причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»).

Тема урока:  Причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»).Цели для уч...

Родительское собрание Тема: Агрессия, ее причины и последствия.

1.    Обсудить с родителями причины агрессивности и ее влияния на взаимодействие подростка с окружающими людьми.2.    Формировать у родителей культуру понимания проблемы ...

Общешкольное родительское собрание выступление педагога-психолога на тему « Агрессия. Ее причины и последствия»

Задачи: обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребёнка; формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и путей её преодоления....

презентация по обществознанию 8 класс на тему "Безработица, её причины и последствия"

презентация по обществознанию 8 класс на тему "Безработица, её причины и последствия"...