Рабочие программы по обществознанию
рабочая программа по обществознанию (5 класс) на тему

Ермолаева Альбина Ильдусовна

Рабочая программа по истории для 5 класса по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvoznanie_5_klass.odt74.45 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа деревни Починок – Сутер»

Кукморского муниципального района Республики Татарстан

«Расмотрена»

Руководитель МО учителей гуманитарного цикла:

_______________/Л.П.Яковлева/

Протокол №1 от 13 августа 2015 г.          

«Согласована»

Заместитель директора УВР:

_____________/В.Н.Ахметова/

        15 августа 2015 г.

«Утверждаю»

Директор школы:

_______________/Л.Н.Михайлов/

Приказ №153 от 29 августа 2015 г

Рабочая программа

по курсу обществознание

учителя 2 квалификационной категории

Ермолаевой Альбины Ильдусовны

для 5 класса по (1 час в неделю,35 часов в год)

                                                                                       

                                                                      Принята на заседании педагогического

              совета

                                                                    Протокол № 1 от 17 августа 2015 года

2015



                                                                       Пояснительная записка

 Рабочая программа по обществознаию для 5 класса разработана на основе:

  - ФЗ - № 273  от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;

 

- Федерального государственного образовательного стандарта основного  общего     образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897);

       

  • Закона Республики Татарстан «Об Образовании» (в действующей редакции);

  • - примерной программой по обществознанию для 5 – 9х классов (2011 г., стандарты второго поколения)

-  положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин;

Учебного плана МБОУ «СОШ д. Починок-Сутер» Кукморского муниципального   района Республики Татарстан на 2015-2016 учебный год;

Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ д. Починок-Сутер» Кукморского муниципального района Республики Татарстан (введена в действие приказом № 153 от 29.08.15);

По учебному плану 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа д. Починок-Сутер» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2015-2016 учебный год на изучение литературы в 5 классе отводится 35 часов, 1 час в неделю.

  По учебнику «Обществознание» Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой,  Москва «Просвещение» 2015г. рекомендованных Министерством образования и науки РФ и РТ

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 -15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.

                                     

Промежуточная аттестационная контрольная  работа: тестирование, по решению педсовета. Протокол № 1 от 17 августа 2015 года

Общая характеристика учебного предмета

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учетом возрастных особенностей учащихся.

Содержание первого этапа курса (5 – 7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представление об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.

В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе обеспечивается преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого – тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого – тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.

     Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляется во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.

                                         

  Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты

  • умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
  • способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
  • овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1). Использование элементов причинно-следственного анализа;

2). Исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3). Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4). Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6). Подкрепление изученных положений конкретными примерами;

7). Оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8). Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметные результаты:

  • относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
  • знание ряд ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
  • умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
  • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
  • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
  • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
  • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;
  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
  • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
  • 1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).                                                                              Основная функция познавательная: беседы, просмотр и обсуждение аудио, видео, текстового материала, работа с Интернет – ресурсами, конференция, викторина и др. Данный уровень результатов будет достигаться лишь в том случае, когда объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир. Большое место здесь будет уделяться познанию жизни людей, познанию общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.
    Причем важны здесь будут не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, для успешной его социализации в обществе. Как вести себя с человеком в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи и т.п. Отсутствие этих элементарных социальных знаний может сделать жизнь человека и его ближайшего окружения весьма затруднительной.                                                                                  
    2.Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).                                          Основная функция – формирование личностного отношения: дискуссия, дебаты, круглый стол, семинары, создание и поиск путей решения проблемных ситуаций, ролевая, деловая, коммуникативная и др. игры. Необходимо инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать ее, высказывать по ее поводу мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войне и экологии, о культуре, об экономических, политических или социальных проблемах нашего общества. Позитивное отношение школьника к самому знанию как общественной ценности будет вырабатываться у него тогда, когда знание станет объектом эмоционального переживания.                                                                                                                      3.Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно-окрашенного социального действия).                                                                                                          Основная функция – деятельностная: выставки, олимпиады, исследовательские проекты, компьютерная презентация и др. Достижение результатов третьего уровня будет возможно при условии организации взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде.

    Личностными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:

Формулировки личностных результатов во ФГОС

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:

УУД

Формулировки метапредметных результатов во ФГОС

Регулятивные





















1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;


Коммуникативные


8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью



Предметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:

1-я линия развития личности. Умение понимать связи между людьми в обществе:                    1.Добывать и критически оценивать информацию.                                                         2.Систематизировать обществоведческую информацию и представлять её в виде текста, таблицы, схемы.                                                                                                                                                        3.Обобщать.                                                                                                                                                      4.Группировать.
5.Сравнивать факты, явления и понятия.                                                                                                  6.Устанавливать причинно-следственные связи.                                                                                                  
2-я линия развития личности. Умение занимать свою позицию в обществе:                       1.Определять и объяснять другим людям своё отношение к общественным нормам.                                       2. Принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться отвечать за свои поступки.                               3.Уметь договариваться с людьми, преодолевать конфликты.                                                                                3-я линия развития личности. Умение действовать в рамках закона и нравственных норм:          1.Успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений.


Учебно-тематическое планирование.

№ п/п

Глава

Количество часов

1

Человек

5

2

Семья

7

3

Школа

7

4

Труд

4

5

Родина

7

6

Итоговое повторение и контроль

2

Итого

35

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Глава I. Человек – 5 часов.

Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных наследственность.

Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.

Глава II. Семья – 7 часов.

Семья и семенные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.

Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.        

Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.

Глава III. Школа – 7 часов.

Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.

Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.

Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.

                                                                    Глава IV. Труд – 6 часов.

Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.

Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.

                                                       

                                                       Глава V. Родина – 7 часов.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.

Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.

Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности гражд

Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.

Знакомство с Конституцией (поиск ответа на вопрос: «Почему она является основным законом государства») – статьи о человеке, семье, образовании, труде, гражданстве, многонациональном составе.

                        Итоговое повторение и контроль – 2 часа

Повторение и обобщение «Человек. Соц. институты: семья, школа. Важнейшая сторона человеческой жизни – труд. Родина».

К/р «Человек. Семья. Школа. Труд. Родина» - тестирование.

Выполнение учащимися компетентностно-ориентированных заданий.

Система оценивания

Критерии оценки устного ответа:                                                                                                                   1.глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;                                                                                                          2.твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;                                                      3.неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;                                                                                                                                 4.наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;                                                                                      Критерии оценки работы на уроке:                                                                                                                          1.активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;                                                                                                                                              2.активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;                                                                                                                                             3.неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;                                                                                                                                                                   4.полное отсутствие активности - отметка «2»;

Критерии оценки тестового задания:

1. 75-100% - отлично «5»;                                                                                                                                                        2. 60-74% - хорошо «4»                                                                                                                                                       3. 50-59% - удовлетворительно «3»;                                                                                                                                        4. менее 50% - неудовлетворительно «2»;

Критерии оценки сообщения или проекта:

1.Глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;

2.Привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;

3.Выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;

4.Полное отсутствие работы - отметка «2»;

                                         

          

1.Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: М., «Просвещение», 2014.

2.Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., городецкая Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 5 класс. Учебник для ОУ: М., «Просвещение», 2014.

3.Л.Н. Боголюбов и др. Обществознание. Рабочая программа. 5 класс: М., «Просвещение», 2014.

4.Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. Поурочные разработки. 5 класс: М., «Просвещение», 2012.

5. Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2012.

6.  Поздеев А.В. Контрольно – измерительные материалы. Обществознание. ООО ВАКО,2014.                                                                                                                                                                                                                                                              Дополнительная литература для учащихся:

1."Обществознание в вопросах и ответах", пособие-репетитор, под ред. О.С.Белокрыловой, Ростов, 2009.                                                                                                                                                              2. Кузнецов А.П. Школьнику о символах Отечества: М., «Просвещение», 2005.                                       3.Синова И.В. Народы России. История и культура. Обычаи и традиции: С-Пб, «Литера»2009.                                                                                                                                        Дополнительная литература для учителя:                                                                       1.Кравченко А.И. "Тесты по обществознанию». -М.: Русское слово, 2010.                               2.Кравченко А.И. Задачник по обществознанию-М.: Русское слово, 2009.                                    Электронные ресурсы                                 1.http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html                                     2.http://socio.rin.ru/                                                                        3.http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri Статьи журнала "Преподавание истории и обществознания в школе", посвященные вопросам методики преподавания.                   4.http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов      5.http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

 Тема урока

Дата поведения

Основные виды учебной деятельности обучающихся

 

Примечание

план

факт

1

Вводный урок

Отличает общественные науки от других видов наук.

Различают способ и результат действия

Контролирует действия партнера

Понимает что такое общественные науки, обществознание,  связь между ними; какое место общест-вознание занимает в сис-теме школьного образования

2-3

Загадка человека

Высказывает свое мнение

Оценивают ре-зультаты своей деятельности на этапах выполнения заданий

Принимают и сохранять учебную задачу;

планирует свои дейст-вия в соот-ветствии с по-ставленной задачей и ус-ловиями ее реализации

Задают воп-рос;  формулировать собственное мнение и позицию; контролировать действия партнера

Знает значение ключевых по-нятий: социа-льный, биоло-гический.

характеризует и конкретизирует примера-ми биологи-ческое и соци-альное в при-роде человека

4-5

Отрочество – особая пора

Соотносят себя, своих родителей с соответствующей возрастной группой

Учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Строят мо-нологическое высказыва-ние

Раскрывает и характеризует основные особенности возрастных ступеней человека

6

Практикум по главе «Человек»

Ориентируются на понимание причин успеха в учебе; осуществляет поиск нужной информации

Планируют свои действия в соот-ветствии с по-ставленной задачей и условиями ее реализации

 

Определяют понятия; вступают в речевое общение; работают с книгой

7

Семья и семейные отношения

 характе-ризуют основные роли членов семьи, включая свою собственную

Учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Задают вопросы; контролировать действия партнера.

Раскрывают и характеризует значение семьи для человека

8

Семейное хозяйство

Выбирают адек-ватные способы деятельности,  анализирует социальные ситуации

определяют совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

 составляют семейный бюджет

9

Свободное время

выбирают эффективные способы решения задач

рационально распределяют время

Составляют таблицу «Хобби: причины возникновения и виды»

10-11

Практикум по главе «Семья»

Строят продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми,   составляя ро-дословное древо своей семьи

Строят жизненные планы во временной перспективе

Знают значе-ние  понятий: «воспитание»сравнивает системы воспитания детей

строять пози-тивные отношения в процессе учебной и познавате-льной деяте-льности; выполняют письменные задания. Творческое задание

12-13

Образование в жизни человека

Выражают свое мнение к образованию

ставят и фор-мулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сооб-щения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследо-вательского характера.

планируют свои действия в соответствии с поставленной зада-чей и условиями её реа-лизации, в том числе во внутреннем плане

определяют свои действия и действия партнера, ко-торые способствовали или препятствова-ли продуктивной коммуникации

Составляют личный алгоритм «Учись учиться»

14-15

Образование и самообразование

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к но-вому учебному материалу; выражают положительное отношение к проце-ссу познания; адекватно понимают причины успеш-ности/неуспешности учебной деятель-ности

 ставят и фор-мулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме,
в том числе творческого и исследовательского характера.

Прогнозируют, что может дать хорошее образование человеку и обществу

планируют свои действия в соответствии с поставленной зада-чей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

высказывают и обосновывать мнение (суждение) и зап-рашивать мнение партнёра в рамках диалога;

адекватно ис-пользуют речевые средст-ва для эффективного решения разнооб-разных ком-муникативных задач.

ор-ганизовывают собственную учебную деятельность;

16

Одноклассники, сверстники, друзья

Проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопе-реживание им, которые выражаются в поступках, направлен-ных на по-мощь и обес-печение бла-гополучия

используют знаково-сим-волические средства, в том числе модели
и схемы для решения поз-навательных задач.

принимают и сохраняют учебную за-дачу; плани-руют свои действия
в соответствии с постав-ленной зада-чей и усло-виями её реа-лизации, в том числе
во внутреннем плане

Аргументиру-ют свою пози-цию и коор-динируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выра-ботке общего решения в совместной деятельности

 высказывают собствен-ное мнение, суждения

17

Практикум по главе «Школа»

18-19

Труд – основа жизни

Выражают устойчивый учебно-познаватель-ный интерес к новым общим способам решения задач

самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач.

допускают  

ставят учеб-ную задачу; определяют последовате-льность про-межуточных целей с учё-том конечно-го результата; составляют план и последовательно-сть действий

возможность существова-ния у людей различных то-чек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ори-ентируются на позицию партнёра в общении и вза-имодействии.

 работают с тек-стом учебника; высказы-вать собствен-ное мнение, суждения

20-21

Труд и творчество

Выражают адекватное понимание причин успешности/неус-пешности учебной дея-тельности

самостоятельно создают алго-ритмы деятель-ности при ре-шении проблем различного ха-рактера.

 

учитывают установленные правила в планировании и контроле способа ре-шения; осу-ществляют пошаговый контроль

учитывают разные мне-ния и стремя-тся к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию.ют

 оп-ределять значение труда в жизни человека;

 работают с текстом учебника; высказы-вать собствен-ное мнение, суждения

22-23

Практикум по главе «Труд»

Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств  дру-гих людей и сопережива-ние им

самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставлен-ных задач.

планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и услови-ями её реализации, оце-нивают пра-вильность вы-полнения действия

участвуют в коллективном обсуждении проблем; про-являют активность во взаи-модействии для решения коммуникативных и позна-вательных задач.

 ор-ганизовывают свою трудовую деятель-ность; определяют свои отношения с одноклассниками ; работают с тек-стом учебни-ка; высказы-вать собствен-ное мнение, суждения

24-25

Наша родина - Россия

Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства соп-ричастности и гордости за свою Родину, народ и исто-рию

Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач.

ставят учебную задачу; определяют последовате-льность про-межуточных целей с учё-том конечно-го результата; составляют план и последовательно-сть действий

допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не сов-падающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в обще-нии и взаимо-действии.

 оп-ределяют понятие «федерация»; объясняют, что зна-чит быть пат-риотом;

 работают с текстом учебника; высказывают собственное мнение, суждения

планируют свои действия в соответствии с поставленной зада-чей и условиями её реалиизации, оценивают правильность выполнения действия

участвуют в коллективном обсуждении проблем; про-являют актив-ность во взаимодействии для решения коммуникативных и позна-вательных за-дач.

26-27

Государственные символы России

28-29

Гражданин России

Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражда-нина России, чувства соп-ричастности и гордости за свою Родину, народ и исто-рию

выбирают наи-более эффекти-вные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятель-ности.

 адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, ро-дителей и других людей

договариваются о распреде-лении функций и ролей в совместной деятельности

30-31

Мы – многонациона-льный народ

Осознают свою этническую принад-лежность; проявляют гуманистическое сознание, социальную компетентность как готовность к реше-нию моральных дилемм, устойчивое следование в поведении со-циальным нормам

ставят и фор-мулируют про-блему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проб-лемы.

принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учите-лем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

проявляют активность во взаимодействии для решения коммуни-кативных и познавательных задач (за-дают вопросы, формули-руют свои затруднения; предлагают помощь и со-трудничество)

32

Практикум по теме: «Родина»

ставят и фор-мулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в ус-тной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

планируют свои действия в соответст-вии с поставленной зада-чей и условиями её реалиизации, в том числе во внутреннем плане

адекватно ис-пользуют речевые средства для эффе-ктивного решения разнообразных коммуникативных задач.

33

Промежуточная аттестационная контрольная работа.

34-35

Анализ конртольной работы.Урок обобщения и закрепления знаний по курсу «Обществознание»

 5 класс

Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравствен-ную отзывчивость, эмпа-тию как понимание чувств других людей и сопереживание им

самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения постав-ленных задач.

планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и услови-ями её реализации, оценивают пра-вильность выполнения действия

участвуют в коллективном обсуждении проблем; про-являют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Промежуточная аттестационная контрольная работа по обществознанию 5 класс.

Вариант 1

А1. Что отличает человека от животных?

  • 1) воспитание потомств
  • 2) способность к творчеству
  • 3) объединение в группы
  • 4) использование природных материалов

А2. Понимание человеком того, что он делает, как живет, о чем мечтает:

  • 1) эмоции        □ 3) деятельность
  • 2) инстинкт        □ 4) сознание

A3. Верно ли, что: а) человек рождается как социальное существо, а развивается как биологическое;б) каждый человек — индивидуальность?

  • 1) верно только  а        3) верны оба суждения
  • 2) верно только б        4) оба суждения неверны

А4. Самостоятельность приносит пользу потому, что: а) учит принимать важные решения и нести за них ответственность; б) позволяет во всем подражать взрослым.

  • 1) верно только  а        3) верны оба суждения
  • 2) верно только б        4)  оба суждения неверны

А5. Индивидуальные особенности личности, условия успешного выполнения определенной деятельности:

  • 1) способности        □ 3) самосознание
  • 2) самооценка        4) творчество

А6. К социальным потребностям человека относится:

1) потребность в отдыхе

  • 2) стремление познать окружающий мир
  • 3) потребность в общении
  • 4) необходимость в воде и пище

А7. Верно ли, что: а) главное предназначение семьи состоит в продолжении рода; б) семья в РФ находится под защитой государства?

  • 1) верно только а
  • 2) верно только б
  • 3) верны оба суждения

□  4) оба суждения неверны

А8. Труд членов семьи — это: а) финансовые ресурсы семьи; б) материальные ресурсы семьи.

  • 1) верно толькоа        3) верны оба суждения
  • 2) верно только б        □ 4) оба суждения неверны

А9. Длительное увлечение человека чем-либо в свободное время:

  • 1) спорт        □ 3) игра
  • 2) хобби        □ 4) просмотр телепередач

А10. Обязательным в нашей стране является:

□ 1)начальное образование

□ 2) общее школьное образование

3) среднее профессиональное образование

□ 4) высшее профессиональное образование

А11. Чему учат в школе: а) ставить опыты, наблюдать происходящие процессы; б) уважать людей, честности, доброте?

□        1) верно только  a        □ 3) верны оба суждения
□  
2) верно только б        □ 4) оба суждения неверны

А12. Верно ли, что: а) груд может приносить человеку материальное и духовное удовлетворение;б) труд может быть бесцельным?

  • 1) верно только              3) верны оба суждения
  • 2) верно только              4) оба суждения неверны

А13. Предприниматель, занимающийся благотворительностью:

  • 1) капиталист        □ 3) мизантроп
  • 2) торговец        □ 4) меценат

AI4. Создание человеком чего-то нового, ценного для всех:

  • 1) творчество        □ 3) учеба
  • 2) труд        □ 4) общение

А15. Слагаемыми жизненного успеха являются: а) здоровье и способности человека; б) готовность к умственному труду.

1) верно только а

□ 2) верно только б

□ 3) верны оба суждения

□ 4) оба суждения неверны

А16. Субъектом Российской Федерации является:

□ 1) штат

□ 2) федеральная земля        

□ 3) автономная область

□ 4) департамент

В1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием«сознание». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

  1. Эмоция        4. Рассуждение
  2. Разум        5. Интеллект
  3. Мышление

В2. Найдите в приведенном списке обязанности гражданина.

1.Платить налоги

  1. Защищать Родину
  2. Посещать театры и музеи
  3. Участвовать в митингах и демонстрациях
  1. Беречь природу
  2. Заниматься благотворительностью

ВЗ. Установите соответствие между понятиями и их определениями.

  1. Кодекс
  1. Конс-
    титу-
    ция

3.Мораль

A.Совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к самому себе, а также к окружающей среде.

Б. Основной закон государства.

B.        Систематизированный сборник законоположений в какой-либо области права.

1

2

3

С1. Что такое семья? Составьте два предложения, содержащие информацию о понятии «семья»?

Итоговая контрольная работа по обществознанию 5 класс.

Вариант 2.

А1. Способность к интеллектуальной деятельности:


□ 1) инстинкт        □ 3) разум

2) речь        □ 4) эмоция

А2.Верны ли следующие суждения: а) умозаключение —
высказывание, содержащее определенную мысль; б) суждение — вывод из нескольких логически связанных мыслей?


□ 1) верно только а        □ 3) верны оба суждения

2) верно только б        □ 4) оба суждения неверны

A3.Вид деятельности, мотив которой заключен не столько в ее результатах, сколько в самом процессе:

  • 1) игра        □ 3) труд
  • 2) учение        □ 4) общение

А4. Социальная группа, основанная на родственных связях:


□ 1) класс        □ 3) сословие

□        2) семья        □ 4) нация

А5. Каким качеством должен обладать хозяин дома?

□        1) скупость        □ 3) расточительность
□  2) экономность        □ 4) жадность

А6. Верны ли следующие суждения о потребностях: а) потребности человека невозможно удовлетворить полностью; б) духовный мир человека формируется в процессе удовлетворения духовных потребностей?

□        1) верно только  а        □ 3) верны оба суждения
□  2) верно только б        □4) оба суждения неверны

А7. Для современной семьи характерно:

1) совместное проживание нескольких поколений

2) подчинение всех членов семьи старшему по возрасту

3) разделение обязанностей на мужские и женские

4) возможность высказаться всем членам семьи

А8. Верны ли следующие суждения о ресурсах семьи: а) труд каждого члена семьи расширяет ее ресурсы; б) материальные ресурсы семьи могут только пополняться?

□        1)  верно только  а        □ 3) верны оба суждения
□  2)  верно только б        □ 4) оба суждения неверны

А9. Какое из суждений соответствует понятию «хобби»?

□  1) занятие, которому человек готов посвятить значительную часть   своего свободного времени

  • 2) пустое, никому не нужное времяпровождение
  • 3) занятие, приносящее значительный доход семье
  • 4)занятие, которое приходится выполнять, чтобы продолжить семейную традицию

А10. Обязательным в нашей стране является:

1) высшее профессиональное образование

2) среднее профессиональное образование

  • 3) начальное образование
  • 4) общее школьное образование

A11. Что значит уметь учиться?

□        1) иметь хорошие способности

□  2) уметь правильно организовать свой труд

□        3) исправлять оценки в конце каждой четверти

4) делать уроки только по любимым предметам

А12. Верны ли следующие суждения о жизненном успехе:

а)        жизненный успех зависит от здоровья, способностей
и умений человека; б) каждый человек по-своему представляет путь к жизненному успеху?

  • 1) верно только  а        □ 3) верны оба суждения
  • 2) верно только б        □ 4) оба суждения неверны

А13. Какое суждение о труде ремесленника правильно?

□        1)изделия ремесленника, созданные вручную, уникальны, поэтому часто дорого стоят

  • 2)в наше время труд ремесленника никому не нужен
  • 3)ремесленные изделия в наши дни можно встретить

только в музее

□        4)изделия ремесленников похожи друг на друга, так как делаются по   шаблону

А14. Верны ли следующие суждения о символах государства: а) государственные символы нашей страны полностью копируют символы европейских государств;

б)        в государственных символах многих стран есть общие
элементы?

  • 1) верно только  a        □ 3) верны оба суждения

□  2) верно только б        □ 4) оба суждения неверны

А15. Верны ли следующие суждения о понятии «гражданин»: а) настоящий гражданин выполняет обязанности, возложенные на него государством; б) достойный гражданин старается не нарушать моральных принципов?

  • 1) верно только   а        □  3) верны оба суждения
  • 2) верно только б        □ 4) оба суждения неверны

А16. Золотое правило морали определяет:

1) материальные возможности семьи                                           □2) права и обязанности человека                                      □3) правила этикета                                                                        □4) правила отношения к людям

В1. Что из перечисленного является символами государства?

  1. Герб        3. Флаг

     2.Гимн        4. Ода

В2. Установите соответствие между терминами и их определениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А. Способность человека мыслить,

1...

Чувство

рассуждать и определять свое отно-

шение к окружающей жизни

Б. Способность живого

существа вос-

2.

Эмоция

принимать внешнее воздействие

В. Внутреннее состояние человека,

связанное с его настроением в тот

3

Сознание

или иной момент

1

2

3

В3. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «разум». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

1.Мышление        4.Сознание

2.Эрудиция        5. Потребность

3. Интеллект

С1.Что такое федерация? Составьте два предложения, раскрывающие это понятие на примере России.

Оценивание контрольной работы
Задания контрольной работы позволяют объективно выявить не только наличие у школьников знаний по обществознанию, но и учебные умения на различных уровнях усвоения материала. В работе даны задания базового и повышенного уровней сложности. Они располагаются по принципу нарастания от простых в 
частиА , к усложнённым в частиВи сложным в части С, требующим развёрнутого ответа.

Часть Асодержит 16 заданий с выбором ответа.                                                        

Часть Всостоит из 3 заданий, более сложных, они позволяют проверить умения классифицировать и систематизировать знания, давать краткий ответ.

Часть Ссодержит 1 заданиеповышенной сложности, в котором требуется дать открытый, развёрнутый ответ, это задание содержит условие в виде ситуации или высказывание и вопросы к ним.

Все правильно выполненные задания уровня А оцениваются в 1 балл.

Задания уровня В, с выбором нескольких вариантов ответа, оцениваются в  1-2 балла.Два балла за правильный ответ и 1 балл при наличии одной ошибки.

Критерии оценивания к заданию С1

Балл

Раскрыт смысл понятия, и составлены два предложения содержащие информацию о заданном понятии.

2

Раскрыт смысл понятия, и составлено одно предложение содержащее информацию о заданном понятии, илисмысл понятия раскрыт не полностью, но составлены два предложения

1

Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены, или два предложения составлены без раскрытия смысла понятия, или составлено одно предложение, смысл понятия не раскрыт, или ответ неверный.

0

Максимальное количество баллов

2

За каждую часть задания учащийся получает баллы, из которых складывается суммарный балл.

Используется гибкая система оценивания результатов тестирования, при которой ученик имеет право на ошибку:

80-100 % - оценка «5»;

60-79 %- оценка «4»;

40-59 % - оценка «3»;

0-39 % - оценка «2»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...