Рабочие программы ФГОС
календарно-тематическое планирование по обществознанию (5 класс) на тему

Охотина Елена Геннадьевна

Рабочая программа по обществознанию  ФГОС 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_5_klass.doc194.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5  класса и реализуется на основе следующих документов:

•         федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ ;

•        Приказа Минобразования РФ от 09.03.2004  года № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;

•        Приказа Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2008 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для ОУ РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 г. № 1312»,

•        Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для ОУ РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312»,

•        Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

•        Приказа  Министерства образования и науки РФ от 01 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и  примерных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

•         «СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированных в Минюсте РФ 03.03.2011 № 19993;

•        Распоряжения Министерства образования Ульяновской области от 15 марта 2012г. № 929-р «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования»;

•        Примерной  образовательной программы среднего общего образования;

•        Приказ УО МО «Барышский район» №293 от 12.08.2014 года «Об организации образовательного процесса в образовательных организациях муниципального образования «Барышский район» в 2015-2016 учебном году»

•        Учебного плана школы.

Изучение обществознания в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления,  способности к самоопределению и самореализации;

  1. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  2. Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;,
  3. Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.
  4. Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско - общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно – бытовых отношений

Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:

- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);

- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);

- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;

- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);

- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;

- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;

- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;

- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.

       В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Задача данной программы – закрепить и углубить эти знания на новом учебном материале, чтобы добиться свободного оперирования ими в познавательной и практической деятельности учащихся. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого – тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого – тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. Каждая тема программы 5 класса разбита на 2 урока и предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание Учебный план отводит на обществознание в 5 классе 1 ч в неделю, всего 35ч.

Преобладающие формы  контроля знаний, умений, навыков.

   Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная   аттестация ,которые позволяют:

  • определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся  по предмету ( согласно учебного плана);
  • установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
  • осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.

 1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты , тестирование и т.п. в рамках урока,  терминологический диктант, тестовая работа, рабата с карточками.

Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п.  работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.

Формы и средства контроля

 Текущий контроль  знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов,  подготовки  презентаций, рефератов, устных ответов

Изучение  разделов завершается  повторительно-обобщающими уроками ( в форме тестирования, работы с документами).

 2.Промежуточный контроль знаний обучающихся

    Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.

   Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.

Место учебного предмета «Обществознание» в базисном учебном (образовательном) плане.

Предмет «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. На изучение курса в 5 классе отводится 35 часов.

 Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Цели и задачи изучения обществознания в школе формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в социальном контексте. Главная цель изучения обществознания в современной школе — образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления  опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего обществоведческие знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой  подготовке и социализации учащихся.

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию.

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

1. Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

2.Заинтерисованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

3.Ценностные ориентиры. Основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных  традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

1. Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

2. Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

3. Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

4. Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

5. Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике, на:

- использование элементов причинно – следственного анализа;

- исследование несложных реальных связей и зависимостей;

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления. Оценки объектов;

- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;

- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- подкрепление изученных положений конкретными примерами;

- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:

1. Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

2. Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

3. Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;

4. Умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источника; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемх в современном российском обществе социальных ценностей;

5. Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

6. Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

7. Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

8. Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

9. Понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;

10. Понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами познания;

11. Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

12. Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

13. Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

14. Понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

15. Понимание значения коммуникации в межличностном общении;

16. Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Предполагаемые результаты реализации программы

  1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).

Основная функция познавательная: беседы, просмотр и обсуждение аудио, видео, текстового материала, работа с Интернет – ресурсами, конференция, викторина и др. Данный уровень результатов будет достигаться лишь в том случае, когда объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир. Большое место здесь будет уделяться познанию жизни людей, познанию общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.

Причем важны здесь будут не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, для успешной его социализации в обществе. Как вести себя с человеком в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи и т.п. Отсутствие этих элементарных социальных знаний может сделать жизнь человека и его ближайшего окружения весьма затруднительной.

  1. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).

Основная функция – формирование личностного отношения: дискуссия, дебаты, круглый стол, семинары, создание и поиск путей решения проблемных ситуаций, ролевая, деловая, коммуникативная и др. игры. Необходимо инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать ее, высказывать по ее поводу мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войне и экологии, о культуре, об экономических, политических или социальных проблемах нашего общества. Позитивное отношение школьника к самому знанию как общественной ценности будет вырабатываться у него тогда, когда знание станет объектом эмоционального переживания.

  1. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно-окрашенного социального действия).

           Основная функция – деятельностная: выставки, олимпиады, исследовательские           проекты, компьютерная презентация и др. Достижение результатов третьего уровня будет возможно при условии организации взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде.

Личностными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:

Формулировки личностных результатов

во ФГОС

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

+) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

+) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:

УУД

Формулировки метапредметных результатов

во ФГОС

Р

Е

Г

У

Л

Я

Т

И

В

Н

Ы

Е

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

КОММУНИКАТИВНЫЕ

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Предметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:

1-я линия развития личности. Умение понимать связи между людьми в обществе:

  • Добывать и критически оценивать информацию.
  • Систематизировать обществоведческую информацию и представлять её в виде текста, таблицы, схемы.
  • Обобщать.
  • Группировать.
  • Сравнивать факты, явления и понятия.
  • Устанавливать причинно-следственные связи.

2-я линия развития личности. Умение занимать свою позицию в обществе:

  • Определять и объяснять другим людям своё  отношение к общественным нормам.
  • Принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться отвечать за  свои поступки.
  • Уметь договариваться с людьми, преодолевать конфликты.

3-я линия развития личности. Умение действовать в рамках закона и нравственных норм:

  • Успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений.


Содержание курса

5 класс (35 часов)

Тема 1. «Человек» (6 ч)

Введение.

Тема 1. Загадка человека. Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность – биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность.

 Отрочество – особая пора. Легко ли быть подростком? Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари.

Учимся общаться.

Практикум.

Тема 2. «Семья» (7ч)

Семья и семейные отношения. Зачем люди создают семьи. Семья и государство. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи.

Семейное хозяйство. Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам.

Учимся помогать вести семейное хозяйство.

Свободное время. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время и телевизор. Своими руками. Что такое хобби.

Практикум

Тема 3. «Школа» (7 ч)

Образование в жизни человека. Школьное образование. О чем рассказала бабушка. Чему учит школа. Учись учиться.

Образование и самообразование. Формы самообразования. Испокон века книга растит человека. Самообразование – путь к успеху. Самообразование и самоорганизация.

Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Слово не воробей.

Учимся дружить жить в классе.

Практикум.

Тема 4. «Труд» (5 ч)

Труд – основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает.

Учимся трудиться и уважать труд.

Труд и творчество. Что такое творчество. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве.

Учимся творчеству.

Практикум.

Тема 5. «Родина» (9 ч)

         Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Русский язык – государственный. За что мы любим свою страну.

Государственные символы  России. Герб России. Флаг. Гимн.

Гражданин России.. Гражданин. Права и обязанности граждан России. Моя хата с краю?

Учимся быть достойными гражданами.

Мы – многонациональный народ. Что говорит закон. Мы – дети разных народов, мы – один народ. Многонациональная культура России. Что такое национальность.

Учимся уважать людей любой национальности.

Практикум.

 

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты

Формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся

Оборудование,

ЭОР

Вид контроля

Примечание

(номенклатура)

план

фактич.

предметные

метапредметные

личностные

1-2

Вводный урок

Урок нового знания

Знать значение, использование термина «обществознание».

Иметь представление о связи обществознания с другими науками

Уметь объяснять, почему нужно изучать обществознание; характеризовать некоторые общественные процессы

Давать определения понятиям, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать, самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему

Воспитание гражданственности, интереса к предмету «обществознание

Знакомство с курсом «Обществознание». Структура, особенности методического аппарата учебника.

Учебник, тетрадь, интернет ресурсы

Беседа

Человек ( 4 ч)

3

Загадка человека

Урок изучения нового материала

Объяснять, как происходило развитие первобытного челове-ка в человека разумного современного вида. Характеризовать особенности познания человеком окружающего мира и самого себя. Раскрывать значение труда в развитии человека.

Формулировать, что такое способности человека, и какие способности проявляли первые люди

Приводить примеры из истории Древнего мира, как труд влиял на развитие человека. Использовать дополнительную литературу и ресурсы Интер-нета и формулировать собственное определение понятия «труд». Иллюстрировать конкретными примерами искусство перво

бытных людей. Уметь составлять рассказы по рисункам

Усвоить, что труд является основой развития человека, научиться уважать свой и чужой труд. Понимать, что учение и развитие своих способностей важны не только для достижения личного успеха, но и для процветания всей страны в будущем. Научиться оценивать свои знания, способности и поступки, ценить время, понимать

Научиться уважать людей старшего возраста. Сформировать в себе качества доброго, милосердного, порядочного человека, выполняющего свой долг, верить в людей и помогать им, верить в себя

Учебник, тетрадь, интернет ресурсы

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование ситуаций и их анализ.

4

Человек и наследственность

Изучение нового

Научиться применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия сущности биологического и социального в человеке, анализировать, сопоставлять, понимать значение социального окружения для личности и общества

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, осуществлять расширенный поиск информации, анлизировать, сравнивать, обобщать

Формирование мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в общественной жизни

Верно ли высказывание « Человек рождается как чистый лист?»

Учебник, тетрадь, интернет ресурсы

Беседа

5

Отрочество – особая пора жизни

Комбинорованный

Характеризовать черты подросткового возраста; уметь объяснять может ли самостоятельность быть отрицательным качеством.

Оценка своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной

жизни этических и правовых норм, экологических требований;

 

Отрочество- пора мечтаний. Самостоятельность- показатель взрослости.

Формирование ценностных ориентиров

Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем.

Учебник, тетрадь, интернет ресурсы

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ.

6

Самостоятельность –показатель взролслости

Изучение нового

Научиться объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций, анализировать реальные жизненные ситуации, работать в группах

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, осуществлять расширенный поиск информации, анализировать, сравнивать, классифицировать

Формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях убежденности и важности ответственного и взрослого поведения

Легко ли быть подростком?, мини-дискуссия о роли взрослости и самостоятельности в жизни подростка

Учебник, тетрадь, интернет ресурсы

Беседа по вопросам

Семья ( 6 ч)

7

Семья и семейные отношения

Изучение нового

Характеризовать понятие «семья». Показывать роль и значимость семьи в жизни любого чело-века, т. Е. то, что называют «семейные ценности». Сравнивать особенности семей современных и существовавших в России ранее, городских и деревенских; двухпоколенных, трехпоколенных. Характеризовать причины возникновения семейных конф-ликтов, предлагать

пути их разрешения. Называть основной документ, регулирующий семейные отношения, — Семейный кодекс РФ. Описывать семейные обычаи, традиции

 

Показывать на конкретных примерах взаимодействие, заботу, поддержку, общий труд и помощь в семье. Рассказывать о собственных обязанностях в своей семье. Исследовать конфликтные ситуации в семье, выявляя причины их возникновения и пути разрешения. Приводить примеры семейных обычаев  

и традиций, в том числе в вашей семье.

Выражать собственную точку зрения на значение семьи.

 Воспитывать

любовь и уважение к старшему поколению, семье

 Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс.

Учебник, тетрадь, интернет ресурсы

Моделирование ситуаций и их анализ

8

Семья и семейные ценности

Урок-проект

Научиться выявлять характерные особенности процесса творчества в науке и искусстве, приводить примеры проявления творчества в науке и искусстве, оформлять и презентовать проделанную работу

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, осуществлять расширенный поиск информации, анализировать, сравнивать, классифицировать

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к своим родным и близким

Что такое семейные ценности, сохранение семейных ценностей и традиций

Учебник, тетрадь, интернет ресурсы

презентация

9

Семейное хозяйство

Изучение нового

Описывать совместный труд членов семьи. Характеризовать статьи семейного бюджета; объяснять правила ведения семейного хозяйства; выполнять творческие задания по изученной теме

Показывать на конкретных примерах из жизни кого считают рачительным хозяином, каковы источники эконо-мии в домашнем хозяйстве, что дол-жен знать и уметь рачительный хозяин. Оценивать собственное участие в ведении домашнего хозяй-ства.

Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье, как правильно вести хозяйство.

Распределение обязанностей. Обязанности подростка

Учебник, тетрадь, интернет ресурсы

Составить семейный бюджет

10

Как хозяйствовать по правилам?

Комбинированный

Научиться систематизировать обще6ствоведческую информацию и представлять ее в виде семейного бюджета, понимать роль нравственных норм как решающих регуляторов общественной жизни, уметь принимать эти нормы

Осуществлять расширенный поиск информации, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, давать определения понятиям

Формирование осознанного понимания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни

Кого считают рачительным хозяином

Учебник, тетрадь, интернет ресурсы

Беседа

11-12

Свободное время

Изучение нового

Объяснять какое время можно назвать свободным, какие движения губительны для организма, а какие – полезны и ценны для развития и совер-шенствования человека; что досуговая деятельность – это сфера самовоспитания и самоопределения

Показывать на конкретных примерах, что свободное время, его организация, играет важную роль в развитии личности.

Формулировать собственное определение

понятия «свободное время». Иллюстрировать конкретными примерами досуговую деятельность. Уметь составлять рассказы по рисункам.

Воспитание умение правильно использовать свободное время

Свободное время.  Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер

Учебник, тетрадь, интернет ресурсы

Составить таблицу «Хобби: причины возникновения, виды».

Школа ( 5 ч)

13

Образование в жизни человека

Изучение нового

Характеризовать задачи школы. Рассказывать о значении школы в судьбе каждого человека. Раскрывать роль школы в развитии ребенка. Показывать, какое место в системе образования занимает школа. Объяснять, почему образование так важно для

современного человека. Описывать возможности личного развития, которые предо-ставляет образование

Приводить примеры из жизни, литературы и кинофильмов о значимости школы для человека. Оценивать и корректировать собственное отношение к своей учебе, умение учиться, возможности своего развития.

Рассказывать о своей школе, как вы относитесь к ней. Исследовать конкретные ситуации, когда проявляется цен-ность и важность образования человека при приеме на рабо-ту, повышении в должности

Образование и самообразование. Учёба — основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться

Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования

Учебник, тетрадь, интернет ресурсы

Моделирование ситуаций и их анализ.

14

Чему учит школа сегодня

Комбинированный

Научиться формулировать проблемный вопрос создаваемого проекта, работать в группе, презентовать итоги работы

Развивать умения точно и грамотно излагать свои мысли, осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов, классифицировать, обобщать, анализировать

Формирование осознанного, уважительного отношеия к своей учебной деятельности

Для чего нужна школа сегодня

Учебник, тетрадь, интернет ресурсы

Беседа по вопросам

15

Образование и самообразование

Изучение нового

Характеризовать учёбу как основной труд школьника.

Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения. С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека.

Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития.

Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний

Уметь рассуждать о проблемах современного образования, о правах и обязанностях ученика

Воспитание ответственности, умение учиться

Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника

Учебник, тетрадь, интернет ресурсы

Тестирование

16

Испокон веков книга растит человека

Комбинированный

Научиться оценивать собственное умение учиться и возможности его развития, находить нужную социальную информацию, сопоставлять процесс образования и самообразования

Определять способы и цели взаимодействия, планировать общие способы работы, осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям

Формирование осознанного, уважительного отношеия к своей учебной деятельности

Учение вне стен школы. Умение учиться.

Учебник, тетрадь, интернет ресурсы

Моделирование ситуаций и их анализ

17

Одноклассники, сверстники, друзья.

Комбинированный

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.

Иллюстрировать

примерами значимость товарищеской под-держки сверстников для человека.

Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями

Уметь объяснить, что может помешать дружбе, привести примеры настоящей и мнимой дружбы; пояснить, какие

человеческие качества считают наиболее важными для дружбы

Воспитание дружеских отношений младших подростков с одноклассниками, сверстниками, друзьями.

Отношение младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс

Учебник, тетрадь, интернет ресурсы

Моделирование ситуаций и их анализ

Труд ( 5 ч)

18

Труд-основа жизни

Изучение нового

Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества.

Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека

Различать материальную и моральную оценку труда. Приводить примеры благотворительности и меценатства

Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде

Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда

Учебник, тетрадь, интернет ресурсы

Беседа

19

Богатство и бедность

Комбинированный

Научиться применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия сущности богатства и бедности, анализировать, сопоставлять, обобщать

Различать материальную и моральную оценку труда.

Заполнять схему «Источники богатства».

Приводить примеры благотворительности и меценатства

Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде.

Формирование мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни

Почему стремление к богатству часто приводит к гибели самого человека

Учебник, тетрадь, интернет ресурсы

Беседа

20-21

Труд и творчество

Комбинированный

Различать творчество и ремесло.

Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров

Уметь объяснить, всякий ли мастер может быть назван творцом, в чем заключается красота труда; определить различие труда мастера

Творческий труд. Творчество в искусстве

Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства

Учебник, тетрадь, интернет ресурсы

Моделирование ситуаций и их анализ

22

Проект « Творчество в науке и искусстве»

Урок-проект

Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Развивать умения обмениваться знаниями, осуществлять поиск информации

Проявлять социальную ответственность за свои мысли и поступки

Учимся трудиться и уважать труд. Учимся творчеству

Учебник, тетрадь, интернет ресурсы

Моделирование ситуаций и их анализ, презентация

Родина ( 7 ч)

23

Наша Родина-Россия

Изучение нового

Характеризовать понятие «малая родина». Объяснять, что оно значит для человека. Описывать свою малую родину. Рассказать о своей стране — Родине. Объяснять, почему люди любят свою Отчизну.

Написать эссе о своей малой родине. Иллюстрировать примерами из жизни, литературы и кинофильмов проявления любви к своей Родине, Отчизне. Рассказывать о защитниках Родины, если возможно, — чле-нах своей семьи

Воспитывать любовь к своей малой родине и к своему Отечеству

Наша Родина – Россия, Российская Федерация.

Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный

Учебник, тетрадь, интернет ресурсы

Моделирование ситуаций и их анализ

24

Моя Родина-Россия

Урок-проект

Научиться основным нравственным и правовым понятиям, нормам и правилам, понимать их роль, уметь применять нормы и правила

Развивать умения обмениваться знаниями, осуществлять поиск информации, анализировать, сравнивать, обобщать

Осознание самого себя частью своей Родины-России, формирование навыков анализа

Почему так важно знать и любить свою малую родину

Учебник, тетрадь, интернет ресурсы

Сочинение

25

Государственные символы России

Изучение нового

Объяснять смысл

    понятия «государственные символы», для чего они нужны. Рассказывать, когда применяются государственные символы. Рассказывать историю российского герба и флага. Описывать Государственный герб РФ. Описывать Государственный флаг РФ, над какими зданиями он поднят постоянно.

Объяснять, когда и почему были приняты Федеральные законы о государственных символах России.

Иллюстрировать на конкретных

примерах отношение солдат к своему знамени во время Великой Отечественной войны. Использовать дополнительную литературу и Интернет для подготовки сообщения на уроке о государственных символах зарубежных стран. Подготовить проект или презентацию об истории Государственного герба в России. Проанализировать текст (Н. А. Соболев «О национальном флаге России») и написать эссе об истории русского флага.

Воспитывать уважение к

государственным символам России, патриотизм, чувство гордости за свою Родину

Государственные символы России.

Герб, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России

Учебник, тетрадь, интернет ресурсы

Моделирование ситуаций и их анализ

26

Гражданин России

Комбинированный

Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин».

Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ.

Называть основные обязанности граждан РФ.

Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей.

Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ

Воспитывать уважение к своему народу и чувство единения с ним, ощущать себя россиянином.

Гражданин – Отечества достойный сын

Учебник, тетрадь, интернет ресурсы

Беседа

27

Я гражданин России

Урок –проект

Научиться формулировать проблемный вопрос, работать в группе, представлять результаты совместной деятельности

Осуществлять поиск информации, анализировать, обобщать, сравнивать, развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения

Формирование осознанного уважительного отношения к людям разной национальности

Почему гражданин Отечества долден быть достойным

Учебник, тетрадь, интернет ресурсы

Презентация

28

Мы – многонациональный народ

Изучение нового

Знать, как называется наша страна. Рассказывать о главном богатстве нашей страны — ее народе. Характеризовать Россию как многонациональное государство. Раскрывать особенности многонационального государства. Перечислять, какие народы проживают в нашей стране, как они

называются все вместе

Знать, как называется наша страна. Рассказывать о главном богатстве нашей страны — ее народе. Характеризовать Россию как многонациональное государство. Раскрывать особенности многонационального государства. Перечислять какие народы

проживают в нашей стране, как они называются все вместе

Воспитывать толерантное и терпимое отношение к людям разных национальностей, проживающих в нашей стране, для поддержания гражданского мира в России, для ее развития и процветания

Россия – многонациональное государство. Народы России – одна семья.

Учебник, тетрадь, интернет ресурсы

Беседа

29

Многонациональная культура России

Комбинированный

Научится понимать богатство и неповторимость многонациональной культуры России, овладевать различными видами публичных высказываний

Развивать умения точно и грамотно излагать свои мысли, уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Формирование способности к волевому усилию при преодолении трудностей

Почему культура нашей страны называется многонациональной

Учебник, тетрадь, интернет ресурсы

Тестирование

Итоговый модуль ( 6 ч)

30-31

Проверим знания по теме « Родина»

Урок контроля

Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Характеризовать Россию как многонациональное государство.

Приводить примеры и давать оценку проявлениям событиям, происходящим в нашей стране.

Воспитывать уважение к своему народу. Воспитывать толе-рантное и терпимое отношение к людям разных национальностей.

Учимся быть достойными гражданами. Учимся уважать людей любой национальности. Правила толерантного отношения к людям

Учебник, тетрадь, интернет ресурсы

Решение познавательных задач

32-33

Человек. Семья. Школа. Труд. Родина.

Урок-проект

Знать основные положения курса. Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - высказывать собственную точку зрения или обосновы-вать известные; - работать с текстом учебника, выделять главное.

Использовать ранее изученный материал для решения по-знавательных задач

Воспитание гражданской ответственности;

дружеских отношений между людьми разных национальностей. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Формулирование своей точки зрения

Почему жизнь человека называется чудом? Какие проблемы испытывает семья ?значение образования и самообразования

Учебник, тетрадь, интернет ресурсы

Тест

34

Применение знаний на практике

Урок-презентация

Высказывать собственную точку зрения, умение вести диалог

Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании

Формирование и воспитание морально-волевых качеств личности, коллективизма, взаимопомощи

Почему мы должны применять полученные знания на практике

Учебник, тетрадь, интернет ресурсы

Проект

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

- методические и учебные пособия

1) Обществознание / Рабочие программы Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова 5-9 классы/пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2014.

2) Обществознание. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / [Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой; Рос. Акад. наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2015.

3) Обществознание. Поурочные разработки. 5 класс: пособия для учителей общеобразоват. учреждений/ Л.Ф.Иванова; Рос. Акад. наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014.

4- технические средства обучения

1) компьютер

2) видеопроектор

3) экран

- Интернет-ресурсы

1) http://kids.kremlin.ru/ - Президент России гражданам школьного возраста.

2) http://his.1september.ru/urok/ - Я иду на урок истории и обществознания.

3) http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2715&lib_no=134903&tmpl=lib – Сеть творческих учителей

4) http://www.garant.ru/doc/constitution/ - Гарант. Информационно-правовой портал.

5) http://rulers.narod.ru/ -Всемирная история в лицах.

6) http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

-литература для учителя:

1) Гражданский кодекс РФ

2) Конституция РФ

3) Семейный кодекс РФ

4) Трудовой кодекс

5) Баранов, П.А. Обществознание в таблицах: справ. Материалы /П.А.Баранов. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2012.

6) Общая методика преподавания обществознания в школе / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова – М.: Дрофа, 2010

Используемая литература по курсу обществознания в 5 классе:

УМК

  1. Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкий Н.И. обществознание, 5 класс, М.: Просвещение, 2015.
  2. Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2014.
  1. http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html
  2. http://socio.rin.ru/
  3. http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri Статьи журнала "Преподавание истории и обществознания в школе", посвященные вопросам методики преподавания.
  4. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  5. http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ФГОС по литературе ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС по литературе для 5 класса рассчитана на 210 часов ( 6 часов в неделю), соответствует новым образовательным стандартам и может быть полезна учителю-предметнику...

Рабочая программа ФГОС по литературе ФГОС для 5 класса

Рабочая программа ФГОС по литературе для 5 класса рассчитана на 210 часов ( 6 часов в неделю), соответствует новым образовательным стандартам и может быть полезна учителю-предметнику...

Рабочая программа (ФГОС) по биологии для 5 и 6 классов по программе И.Н. Пономаревой.

Рабочие программы ФГОС по биологии для 5 и 6 классов, составленные на основе авторской программы проф. Пономаревой И.Н....

Рабочая программа (ФГОС) по географии для 5 и 6 классов по программе О.А. Климановой.

Рабочие программы ФГОС по географии для 5 и 6 классов, составленные на основе авторской программы Климановой О.А....

Рабочая программа ФГОС с УУД по рускому языку 6 класс по программе М.Т .Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы основного общего образования по  р...

Рабочая программа ФГОС по технологии для 6 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по технологии автора И.А.Сасовой. Программа рассчитана на 68 часов.

Цели программы:-формирование  представлений  о технологической культуре производства;- овладение специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения до...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС (КОНСТРУКТОР РАБОЧИХ ПРОГРАММ ФГОС 2022)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС (КОНСТРУКТОР РАБОЧИХ ПРОГРАММ ФГОС 2022)...