Представление собственного педагогического опыта
материал по обществознанию (5 класс) на тему

Публичное представление собственного педагогического опыта работы по методической проблеме " Активизация познавательного процесса на уроках истории и обществознания в контексте ФГОС общего образования" и технологическая карта к уроку по обществознанию в 5 классе по теме "Гражданин".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnoe_predstavlenie_2015_god.docx51.2 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного   педагогического опыта учителя истории и обществознания

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»

Денисовой Марины Валерьевны

     В МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40»  работаю учителем истории и обществознания с 2009 года.  В 1988 году окончила Мордовский ордена Дружбы народов госуниверситет имени Н.П.Огарева по специальности «История» с присвоением квалификации историка, преподавателя истории и обществоведения.  Стаж  моей педагогической работы 24  года. Общий трудовой стаж 29 лет. Высшая квалификационная категория.

         Педагогическая проблема,  над которой работаю   -        «Активизация познавательной деятельности учащихся  на уроках истории и обществознания в контексте ФГОС общего  образования».

  Собственная  позиция: историческое образование сегодня – один из наиболее сложных  и противоречивых  элементов системы образования. Историческое образование необходимо для социальной памяти человечества. Это неотъемлемое условие воспитания патриотизма и гражданственности. Оно способствует формированию у учащихся  собственных ценностных ориентаций и убеждений. Передо мной как учителем стоит задача научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным. В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы: принцип развивающего обучения, доступности и посильности учебного материала. Ученик является партнером по образовательному процессу, обладающим собственными интересами и учебными возможностями. Учитель создает условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию.

Современный уровень преподавания предметов гуманитарного цикла, в соответствии с ФГОС,  накладывает на  учителей большую ответственность. А на учителей истории и обществознания двойную ответственность. Мы должны не только стараться вызвать у учащихся устойчивый интерес к истории и воспитывать чувство патриотизма. На уроках истории и обществознания мы должны вырабатывать у учащихся умение обобщать и систематизировать полученную информацию, анализировать явления, процессы,   факты,   осуществлять   метапредметные,    межпредметные     и

внутрипредметные связи,  определять,  формулировать  и  аргументировать

свою    точку    зрения,   осуществлять   оценочные   суждения,   выполнять

исследовательские работы. В связи с переходом на стандарты второго поколения перед нами, учителями помимо уже перечисленных задач поставлен и ряд новых.

  1. Актуальность и перспективность опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных проблем современной педагогической науки. Её актуальность  обусловлена поиском и необходимостью разработки оптимальных методических приёмов и средств обучения.

При решении проблемы активизации познавательной  деятельности, необходимы повышение теоретического уровня преподаваемого материала и параллельное обучение школьников методам познания,  самостоятельной работы.  Использование приемов и методов активизации обеспечивают не только субъективную позицию обучающихся, но и существенно повышают качество образования, интерес, мотивацию. Степень активности учащихся является реакцией, методы, и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства.

  1. Ведущая педагогическая идея опыта.

Активная познавательная деятельность на уроках истории позволит ученику в будущем самостоятельно и легко ориентироваться в современных условиях,  даст  опыт активной  творческой деятельности,  повысит адаптивные возможности личности в социальной среде за счет формирования гибкого нешаблонного мышления и объективной самооценки, подготовит  к межличностному и межкультурному сотрудничеству.   

  1. Наличие теоретической базы опыта

Исследование формирования познавательной активности шло по разным направлениям:

 организация самостоятельной познавательной деятельности (Б.П. Есипов, П.И. Пидкасистый, Н.А. Половникова и др.);

развитие и организация творческо-поисковой познавательной деятельности (Б.П. Коротков, В.Г. Разумовский, А.В. Усова и др.);

активизация школьников в учении, как необходимое условие повышения качества знаний (Л.П. Аристова, И.Ф. Харламов, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.);

формирование познавательных интересов школьников в общедидактическом аспекте (Л.И. Божович, Г.И. Щукина и др.);

поиск рациональных методов и приемов познавательной деятельности и вооружение ими учащихся (Е.Н. Кабанова-Меллер, Б.И. Коротяев).

       Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся. Б.П. Есипов считает, что активизация познавательной деятельности - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками. Г.М. Лебедев указывает, что «познавательная активность – это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении".

Данные теоретические положения послужили основой моего опыта.

4.Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения

Степень активности учащихся является реакцией, методы, и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности учащихся, побуждают их к старательному учению. В своей практике использую методы:

- словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение);

- наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов);

- практические (лабораторные и практические работы).

Каждый из них может быть и более активным, менее активным, пассивным.

В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в сознании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят учащихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.

Также использую приемы управления познавательной деятельностью учащихся:

- активизирующие деятельность учащихся на этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу;

-  прием новизны – включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;

- прием семантизации – в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов;

- прием динамичности – создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;

Словесные методы.

1. Метод дискуссии применяю по вопросам, требующим размышлений, добиваюсь, на своих уроках, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.

2. Метод самостоятельной работы  учащихся. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план-конспект с выполнением установки: минимум текста – максимум информации.

3. Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами.

Для этой цели хорошо подходят тетради на печатной основе и сборники заданий для учащихся, используются также самодельные раздаточные дидактические материалы.

4. Метод проблемного изложения. Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации и её решение.

5. Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач. Задачи дифференцирую

Наглядные методы.

Практические методы.

1.Частично-поисковый лабораторный метод.

2.Также используются методы устного изложения – рассказ и лекции.

При подготовке лекций планируется последовательность изложения материала, подбираются точные факты, яркие сравнения, высказывания авторитетных ученых, общественных деятелей.

Также используются приемы управления познавательной деятельностью учащихся:

1) Активизирующие деятельность учащихся на этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу:

а) прием новизны – включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;

б) прием семантизации – в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов;

в) прием динамичности – создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;

г) прием значимости – создание установки на необходимость изучения материала в связи с его биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью;

2) Приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала.

а) эвристический прием – задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу.

б) эвристический прием – обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения.

в) исследовательский прием – учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.

3) Приемы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний.

Прием натурализации – выполнение заданий с использованием натуральных объектов, коллекций;

Использовать можно различные варианты оценки работы учащихся на уроке. Для того, чтобы высокая познавательная активность сохранилась на уроке, нужно:

1) компетентное и независимое жюри (преподаватель и учащиеся-консультанты из других групп).

2) задания распределять самим преподавателем по правилам, иначе слабым ученикам будет не интересно выполнять сложные задания, а сильным – простые.

3) оценивать деятельность группы и индивидуально каждого ученика.

5) давать творческие домашние задания к обобщающему уроку. При этом могут проявлять себя учащиеся тихие, незаметные на фоне более активных.

Активизацию познавательной деятельности можно использовать  также на внеклассных мероприятиях.

  1. Результативность опыта

Активизация познавательного процесса дает результат в повышении           эффективности обучения истории и обществознания, способствует проявлению учениками интереса, самостоятельности и влияет на качество усвоения исторических и обществоведческих знаний и их практическое применение.

     Полученный педагогический опыт считаю актуальным, поскольку проводимая работа дает хорошие результаты и развивает творческие способности детей. Зачастую, у обучающихся сохраняется интерес к предмету история на протяжении всего школьного обучения. В старших классах учащиеся имеют навыки и исследовательской работы. Многие из моих учеников продолжают дальнейшее изучение предмета в ВУЗах.

Мне удалось добиться определенных результатов и сделать следующие выводы:

• у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация изучения истории и обществознания;

• более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач;

• повышается культурный уровень, что позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах;

• повысился уровень коммуникативной компетенции.

Успех во многом зависит от заинтересованной позиции педагога и высокой внутренней мотивации учащихся.  Считаю, что главным результатом применения активных методов и приемов является то, что учащийся перестает быть пассивной стороной, а становится активным участником образовательного процесса, обретает опыт творческой деятельности и  готовность к межличностному и межкультурному сотрудничеству.

  1. Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Применение активных методов приемов требует большего количества времени, чем обычное изложение школьного материала учителем.

Школьники должны обладать определенной эрудицией, поскольку отсутствие знаний, недостаточно высокий уровнь развития внимания, памяти, логического и абстрактного мышления не позволит им успешно обсуждать и решать  поставленные задачи.

От учителя требуется знание предмета, а также гибкость и оперативность в работе на уроке.

Следовательно, уроки по развитию творческих способностей учащихся с применением активных методов проводить труднее, чем работать в объяснительно-иллюстративном плане.

7.  Адресные рекомендации по использованию опыта     

 

      В целях обмена опытом с коллегами я провожу открытые уроки, принимаю участие в предметных неделях, выступаю на семинарах методического объединения и педагогических советах школы. Я стараюсь идти в ногу со временем, строить педагогическую деятельность таким образом, чтобы урок отвечал и современным требования ФГОС и запросам образовательной среды и запросам моих учеников.

 

Материалы из опыта работы размещены на личной страничке сайта школы :

http://sc40sar.schoolrm.ru/sveden/employees/10810/ 

Технологическая карта урока обществознания  в 5 классе «Гражданин России»

ФИО учителя

Денисова М.В.

Предмет

Обществознание

Класс

5

Тип урока

Комбинированный

Тема

Гражданин России

Цель урока

Формирование у юных граждан России осознанной и ответственной гражданской позиции, основ правовой и политической культуры, патриотизма и гражданственности,

развитие умений жить в обществе и быть успешным человеком.

Задачи

  1. Способствовать пониманию учащимися, что они  уже сейчас являются гражданами своей страны и могут быть участниками общественной жизни.
  2. Развивать аналитическое мышление,  устанавливать причинно – следственные связи, сформировать умения анализировать факты, делать выводы;
  3. Воспитывать  патриотические чувства долга и гражданской ответственности.

Планируемые результаты

Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; формирование основ гражданской идентичности личности, развитие сотрудничества при работе в парах: воспитание интереса к предмету.

Метапредметные:  развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности;

Предметные: развитие умений работать с учебником, с документами, овладение понятиями. Работая с отрывками из Конституции  РФ, ученики смогут назвать права человека, которые он получает от рождения.

РФ, ученики смогут назвать права человека, которые он получает от рождения.

Методы и формы

Методы: объяснительно-иллюстративный, наглядный, частично-поисковый, контроля

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Образовательные ресурсы

Презентация «Гражданин России»,  текст Конституции Российской Федерации, карта мира, карта Российской Федерации

Основные понятия:

Гражданство, гражданин, права человека, паспорт

Личностно-значимая проблема

А что значит быть настоящим гражданином? Это быть патриотом, то есть любить, уважать свою Родину. Знать историю своей страны, помнить ее героев и гордиться достижениями и победами своей Родины. А недостатки, которые есть, стараться исправлять, не быть равнодушным.

 п/п

Этапы урока

Деятельность        учителя

Деятельность   учащихся

УУД

ОР

1.

Организационный этап

Цель

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствие: 

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись!

Фиксация отсутствующих, формулирование плана работы

Приветствуют учителя

Коммуникативные:

включение учащихся в деловой ритм, готовность класса к уроку, взаимодействие учитель - учащийся

2.

Проверка домашнего задания

Цель

1) выявление степени усвоения учащимися заданного учебного материала (факты, понятия, способов действия)

2) определение типичных недостатков в знаниях и способах действий

3) ликвидация недостатков

Формы контроля:

1) постановка вопросов

2) обращение к учащимся с просьбой продолжить/ дополнить ответ

3) организация разноуровневых самостоятельных работ

На экране флаг, герб, гимн России  

  1. Что изображено на

Государственном гербе Российской Федерации?

      2. Откуда на нашем гербе изображение двуглавого орла?  

      3. Всадник с копьем на гербе, кто это?

      4. Что означают цвета Государственного флага России?

      5.Что вы знаете о том, где и когда было водружено Знамя Победы?

6.  В каких случаях принято исполнять  Государственный гимн России?

7.Что нужно делать, когда звучит гимн государства, в котором ты живешь? Вспомни мероприятие с твоим участием,  когда звучал гимн?

А знаете ли вы гимн Российской Федерации?

      8. Есть ли герб у нашего города?

      9. Что на нём изображено?

Что можно рассказать о нашем городе по его гербу?  

      10. Какое значение  имеют государственные символы?

     

Ответы учащихся, с использованием изображения герба.

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Ответы с опорой на выполненное дома задание №3 стр.65 в рабочей тетради на печатной основе.

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Ответы учащихся

(Линейка)

Учащиеся поочередно, по одной строке, проговаривают текст гимна – ответ-эстафета.

 Ответы учащихся с опорой на творческое домашнее задание.

Вернисаж (рисунки герба города  на магнитной доске).

Ответы учащихся

Познавательные: 

- участие в обсуждении

- выстраивание причинно- следственных связей

Коммуникативные:  

- взаимодействие с учителем и одноклассниками

-сотрудничество с собеседниками  

 - использование речевых средств общения.

Регулятивные:

оценивание  своей самостоятельной деятельности

Изображения флага, герба, текст гимна РФ

3.

Актуализация знаний.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель

1) актуализация субъектного опыта учащихся

2) формулирование темы урока.

- Организует работу учащихся.

- В форме подводящего диалога  направляет учащихся к формулированию темы урока через проблемное задание.

На прошлом уроке мы познакомились с символами нашего государства, а сегодня мы постараемся выяснить нашу принадлежность к стране, в которой мы живем.

Надо ли знать гимн России жителям Франции или Индии?

Почему?

Какой вывод мы можем сделать?

Кто по улице идёт?

Необычный пешеход.

У него пятьсот имён:

На заводе слесарь он,

В яслях – он родитель,

В кинотеатре  – зритель,

А пришёл на стадион  –

И уже болельщик он.

Он кому-то сын и внук,

Для кого-то близкий друг.

Он – мечтатель в дни весны,

Он – защитник в дни войны.

И всегда, везде и всюду  –

ГРАЖДАНИН своей страны!

-Итак, в чем заключается смысл данного стихотворения?

        

- Какое ключевое слово?

- Ребята, как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока?

- А чтобы вы хотели узнать из этой темы?

Проблемный вопрос?

.

Ответы учащихся.

Символы государства связывают его жителей с государством.

Анализируют стихотворение

Отвечают на вопросы:

- Человек является гражданином своей страны

- Гражданин

- Гражданин России.

- Кто такой гражданин, какие права он имеет?

Формулируют тему урока.

Ставят проблемный вопрос.

Записывают в тетрадях тему урока «Гражданин России»

Познавательные: 

- участие в обсуждении

- выстраивание причинно- следственных связей

- определение темы урока

Коммуникативные:  

- выработка общего решения

- умение выражать свои мысли

Регулятивные:

целеполагание

Презентация

4.

«Открытие» учащимися новых знаний и первичное усвоение новых знаний

Цель

1) обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение новых знаний

2) познакомить с новыми  понятиями

Динамическая пауза

- Организует внимание учащихся.

- Сообщает основную идею изучаемого материала

- Максимально использует самостоятельность учащихся в добывании знаний и овладении способами действий.

Возвращаемся к нашему ключевому слову. А какое оно у нас?

Откройте учебник на стр. 107 и прочтите, как в словаре В.И.Даля раскрывается слово «гражданин».

С какого момента начинается жизнь человека?

Казалось бы, с момента рождения, но сердце ребёнка начинается биться задолго до его появления на свет. И вот уже с этого момента государство начинает заботиться о своем будущем гражданине.

 Гражданами какого государства являетесь вы?

Докажите!

Вспомните из истории Древнего мира, где нам встречалось понятие «гражданин»?

Как в наше время понимают слово «гражданин»? Стр. 108.

Учитель организует работу в парах, по анализу текста.

Предлагает изучить характеристику  прав гражданина  на основе материала учебника.

У каждого гражданина есть свои права и обязанности. А что они в себя включают, вам предстоит узнать.

- Я вам, предлагаю объединиться  в пары и совместно заполнить схему в тетрадях на печатной основе стр.68

- Вам необходимо, с помощью учебника, на стр. 108 выяснить, какие есть права и обязанности у человека.

Но прежде, чем продолжить работу, немного отдохнем, не забывая тему урока.

1. Право на отдых. (Песенка льва и черепахи.)

Я на солнышке лежу,

Я на солнышко гляжу...

Все лежу и лежу и на солнышко гляжу.

2. Право на образование (Буквы разные писать).

Буквы разные писать

Тонким перышком в тетрадь

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Вычитать и умножать

Малышей не обижать…

Вернемся к теме урока

Права, которые человек получает от рождения, называются естественными. Естественные права свойственны любому человеку. Они ни при каких обстоятельствах не могут быть отняты. Среди них – право на жизнь, право на достоинство личности, право на свободу, право на личную неприкосновенность.

У вас у каждого на столах лежит листок со статьями из Конституции РФ.

Продолжим  работать со статьями, читаем и  анализируем.

Отвечают на вопрос

- гражданин

Работают с текстом учебника

Ответы учащихся

(Паспорт, свидетельство о рождении)

Ответы учащихся

( Древняя Греция и Древний Рим)

Записывают в тетрадях определение

Анализируют тексты и определяют права и обязанности  граждан

Учащиеся в парах осуществляют поиск и обработку информации

стр. 108-109

Познавательные:

- построение задачи

- формулировка и  аргументация своего мнения и позиции

- построение логической цепи рассуждений,

- создание творческого

Продукта(схема)

Коммуникативные:  

- выработка общего решения

- организация сотрудничества

Регулятивные:

- получение  новых знаний

- практическое применение знаний

- преобразование  практических задач в познавательные

- контроль за ответами одноклассников

Презентация, учебник,

текст Конституции РФ

5.

Первичная проверка понимания изученного

Цель.

1)установить осознанность изученного материала

2)выявить пробелы первичного осмысления изученного, неверные представления

3)провести коррекцию

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы, самопроверку, самооценку.

- Зачитывают статьи и дают характеристику.

Пользуясь текстом Конституции РФ, объясните, что является высшей ценностью в нашем государстве?

Молодцы!

.

Формулируют задание для самостоятельной работы, выполняют самопроверку по образцу, устраняют допущенные ошибки.

Ответы учащихся.

Главное,  человек, его права и свободы– высшая ценность!

Познавательные:

- анализ текста

- работа в парах

Коммуникативные:  

- обсуждение

- фиксация результатов

- установление причинно- следственных связей

Регулятивные:

- получение  новых знаний

- практическое применение знаний

6.

Первичное закрепление.

Цель

Включение нового
знания в систему изученного материала.

Вернемся к проблеме нашего  урока.

Определите, кто такой гражданин, какие права он имеет?

Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства, подчиняется его законам и имеет определенные права и обязанности.

Человек с рождения имеет естественные права, важнейшим из которых является право на жизнь. Жизнь человека – это высшая ценность.

Человек имеет также  право на охрану здоровья, на образование, на жилище и др.

Государство должно защищать права своих граждан, а граждане – выполнять определенные обязанности перед государством. Такая связь гражданина с государством называется гражданством

Познавательные:

-извлечение необходимой информации;

-использование общих приемов решения задач;

подведение итога урока

Коммуникативные:  

- практическое применение

- построение речевых высказываний; 

Регулятивные:

-оценивают объективные трудности

7.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Цель

1)осознание учащимися своей учебной деятельности, 2)самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 

Давайте посмотрим на ваше настроение.

А теперь постараемся оценить всех кто активно работал.

Оценивание по листам оценки.

Работают с листом оценки

Коммуникативные:  

-адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

-рефлексия способов и условий действия;

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

8.

 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель

1)обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

-информация о д/з

-мотивирование выполнения д/з

- инструктаж по выполнению д/з

-проверка понимания учащимися содержания и способов выполнения д/з

Параграф 13 стр.107-109, термины учить, в тетради на печатной основе задания № 1,3,4

*вспомнить сказки, в которых нарушались права сказочных героев

 Урок закончен. Спасибо за работу.

Осознанно фиксируют информацию

Если останется время.

1. В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? (ответ: нарушила Лиса в сказке «Лиса и Заяц»)

2. Кто воспользовался правом на свободное передвижение? (ответ: лягушка-путешественница, Старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города)

3. В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный труд за вознаграждение и держал героев в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас-Барабас.

4. Кто пользуется правом свободного передвижения на нетрадиционном летательном аппарате? (Баба Яга)

5. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева)

6. Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (дед из сказки «Репка»)

1. Баба Яга (нарушила право на свободу, воспользовалась правом передвижения).

2. Кощей Бесмертный (нарушил право на свободу).

3. Дедушка Чипполино (у него нарушено право на свободу).

4. Лиса (нарушила право неприкосновенность жилища).

6. Красная шапочка (колобок) (нарушила право на личную неприкосновенность)

7. Медведь (Теремок) - (нарушил право на неприкосновенность жилища).

8. Волк (три поросенка) - (нарушил право на неприкосновенность жилища).

9. Колобок (воспользовался правом свободы передвижения).

10. Карлсон (воспользовался правом свободы передвижения).

11. Барон Мюнхаузен (воспользовался правом свободы передвижения).

14. Знайка (воспользовался правом на образование).

15.Буратино (воспользовался правом на образование).

16. Герои простоквашино (воспользовались правом на отдых).

18. Звери из Айболита (воспользовались правом на медицинскую помощь).

20. Наф-наф (воспользовался правом на труд).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление собственного педагогического опыта

Представление личного педагогического опыта учителя иностранного языка для конкурса педагогического мастерства в г. Бологое...

Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"

Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя иностранных языков...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного инновационного пегагогического пыта работы....

Представление собственного педагогического опыта

Материал для аттестации учителя...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Материалы выступления на педагогическом совете школы. Тема "Создание ситуации успеха на уроке"...

Представление собственного педагогического опыта

материал представляет собой обобщение опыта работы в школе за последние несколько лет...