Рабочая программа по обществознанию 6 класс
рабочая программа по обществознанию (6 класс) на тему
Рабочая программа по обществознанию по учебнику Л.Н.Боголюбова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_kl.docx | 34.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа предмета «Обществознание» предназначена для 6 класса. Нормативными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года №1089;
- примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
- Образовательная программа основного общего образования МБОУ «Кватчинская СОШ»;
- Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание.5-11 классы. – М.: Просвещение, 2011.
- Обществознание. Рабочие программы.5-9 классы / Боголюбов. – 3-е изд. - М. «Просвещение», 2014 г.
Изучение курса "Обществознание" продиктовано потребностями современного общества. Сегодня необходимо создавать условия для социализации личности; формировать научные представления, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры; содействовать воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на гуманистические и демократические ценности; развивать умения ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях. Курс обществознания призван раскрыть наряду с процессами, происходящими внутри нашей страны, влияние на них нарастающей глобализации, характеризовать геополитические интересы России.
Обществознание играет ведущую роль в выполнении школой функции интеграции молодежи в современное общество: только этот предмет позволяет последовательно раскрывать учащимся различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с основными институтами гражданского общества и государства, регулирующие эти отношения социальные нормы.
Содержание основного общего образования на базовом уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Цель: сформировать первоначальные представления о совокупности качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми.
Задачи:
— создание условий для социализации личности;
— формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
— формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
— содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
Содержание программы позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета - опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.
В 6 классе содержание курса расширяет круг знаний о человеке в обществе. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема — «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми.
Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.
Изменения, внесенные в авторскую программу, их обоснование:
Планирование составлено на основе авторской программы Л.Н.Боголюбова, рассчитанной на 35 учебных часов. Данная рабочая программа в основном соответствует авторской программе, общее количество часов уменьшено на 1 час, так как в учебном плане школы обозначены 34 учебные недели. Таким образом, 1 час уменьшен за счет резервного учебного времени.
Используемый учебно-методический комплект:
- Учебник: Боголюбов Л. Н., Иванова Л. Ф.. Обществознание. 6 класс. – М.: Просвещение, 2013.
- Иванова Л. Ф. Хотеенкова Я.В. Рабочая тетрадь по обществознанию, 6 класс. – М.: Просвещение, 2012.
- Иванова Л.Ф., Городецкая Н.И., Матвеев А.И. Обществознание. 6 класс. Поурочные разработки. - М.: Просвещение, 2013
Место предмета в базисном учебном плане:
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения «Обществознание» на этапе основного образования, из расчета 1 учебный час в неделю.
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать/понимать:
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь:
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации.
Учебно-тематический план 6 класс
№ | Раздел | Количество часов | Теория | Практика | Контроль |
Введение | 1 | 1 | - | - | |
1 | Человек в социальном измерении | 12 | 10 | 2 | Практическая работа |
2 | Человек среди людей | 11 | 9 | 2 | Контрольная работа |
3 | Нравственные основы жизни | 10 | 9 | 1 | Контрольная работа |
Итого | 34 | 29 | 5 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс (34 часа)
№ | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата проведения | |
по плану | фактически | ||||
1 | Введение в обществознание | Краткая характеристика изучаемого курса. Цели, задачи изучения предмета. Структура, особенности содержания методического аппарата учебника | Уметь высказывать собственное мнение, работать с текстом учебника, отвечать на вопросы. | 2.09 | 2.09 |
РАЗДЕЛ 1. ЧЕЛОВЕК В СОЦИАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ (12 часов) | |||||
2 | Человек | Человек растёт и развивается среди людей. Человек, индивид, личность. Индивидуальность человека. | Знать биологическое и социальное в человеке; деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение); мышление и речь. Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | 9.09 | 9.09 |
3 | Человек - личность | Личность. Социальные параметры личности. Социализация индивида. Качества сильной личности | Знать, кого называют человеком, индивидом, личностью; особенности подросткового возраста. Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения. | 16.09 | 16.09 |
4 | Познание человеком мира и самого себя | Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что способен человек. Познание мира. | Знать, как происходит познание мира и познание самого себя. Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | 23.09 | 30.09 |
5 | Самосознание и самооценка | Самопознание. Самооценка. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Свобода и ответственность. | Знать, что такое самооценка, и ее влияние на развитие личности. Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | 30.09 | 7.10 |
6 | Деятельность человека, ее основные формы | Деятельность человека, ее основные формы. Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. | Знать, что называют деятельностью человека и ее основные формы (труд, игра, учение); мышление и речь. Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | 7.10 | |
7 | Знания и умения как условие успешной деятельности | Знания и умения как условия успешной деятельности. Значение образования в жизни человека. | Знать, как знания и учения влияют на деятельность человека. Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | 14.10 | |
8 | Потребности человека | Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. | Знать, какие потребности свойственны человеку, а какие животному. Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | 21.10 | |
9 | Духовный мир человека | Духовный мир человека. Мысли и чувства. Эмоции | Знать, что включает в себя понятие «духовный мир человека». Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | 11.11 | |
10 | На пути к жизненному успеху | Жизненный успех Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. | Знать, как труд влияет на достижение успеха в жизни. Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | 18.11 | |
11 | Проблема выбора профессии | Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути. | Знать, почему необходимо осознано выбирать будущую профессию. Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | 25.11 | |
12 | Повторение по теме «Человек – личность» | Человек – личность. Человек среди людей. Человек и его деятельность. Познание мира | Знать основные положения по теме урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | 2.12 | |
13 | Практическая работа №1 «Человек, индивид, личность» | Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность. | Знать основные положения раздела; основные моменты изученного. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы и применять полученные знания на практике. | 9.12 | |
РАЗДЕЛ 2. ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ (11 часов) | |||||
14 | Межличностные отношения | Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. | Знать, что такое отношения; межличностные отношения. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | 16.12 | |
15 | Сотрудничество и соперничество | Сотрудничество и соперничество, как средство достижения результата | Знать, чем отличаются соперничество и сотрудничество; что такое межличностные конфликты, их конструктивное разрешение Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | 23.12 | |
16 | Солидарность и толерантность | Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. | Знать, что такое солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | ||
17 | Большие и малые социальные группы | Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. | Знать, какие бывают социальные группы и социальные роли. Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | ||
18 | Лидеры. Групповые нормы | Лидеры. Роль лидера в группе. Групповые нормы. Правила поведения в группах | Знать, кто является лидером в группе; по каким правилам и нормам живет группа. Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | ||
19 | Общение – форма отношения человека к окружающему миру | Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. | Знать, что называют общением; цели общения. Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения. | ||
20 | Средства и стили общения | Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. | Знать средства и стили общения; особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | ||
21 | Межличностные конфликты, причины их возникновения | Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. | Знать, что такое конфликты; причины возникновения и пути их решения. Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | ||
22 | Конструктивное решение конфликта | Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт. | Знать, что такое конфликты; причины возникновения и пути их решения. Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | ||
23 | Повторение по теме «Человек среди людей» | Межличностные отношения. Большие и малые группы. Общение и его особенности. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. | Знать: основные положения по теме урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | ||
24 | Контрольная работа №1 «Человек среди людей» | Межличностные отношения. Большие и малые группы. Общение и его особенности. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. | Знать основные положения раздела; основные моменты изученного. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы и применять полученные знания на практике. | ||
РАЗДЕЛ 3. НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ (10 часов) | |||||
25 | Мораль. Золотое правило морали | Мораль. «Золотое правило морали» - главное правило доброго человека. | Знать, что такое мораль; золотое правило морали. Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения. | ||
26 | Учимся делать добро | Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе – значит хорошее. | Знать, что называют добром и злом. Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | ||
27 | Смелость и страх | Что такое страх. Страх — защитная реакция человека. Преодоление страха. | Знать, что такое смелость и страх; их различия. Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения. | ||
28 | Смелость и отвага | Смелость и отвага. Имей смелость сказать злу «нет». Противодействие злу. | Знать, что такое смелость и отвага; чем определения похожи и чем отличаются. Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | ||
29 | Человечность | Человечность и его ее выражение в современном мире. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке. | Знать, что такое человечность, и его выражение. Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения. | ||
30 | Гуманизм – уважение и любовь к людям | Гуманизм — уважение и любовь к людям. Гуманизм — уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке. | Знать, что такое гуманизм, и его выражение. Уметь доказывать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. | ||
31 | Повторение по теме «Нравственные основы жизни» | Добро, мораль, золотое правило морали, смелость, человечность, гуманизм. | Знать: основные положения по теме урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | ||
32 | Итоговое повторение по всему курсу | Человек – личность. Человек среди людей. Нравственные основы жизни | Знать: основные положения по теме урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | ||
33 | Контрольная работа №2 «Человек и общество» | Человек – личность. Человек среди людей. Нравственные основы жизни. | Знать основные положения раздела; основные моменты изученного.Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы и применять полученные знания на практике. | ||
34 | Игра «Человек и общество» | Человек – личность. Человек среди людей. Нравственные основы жизни | Знать основные положения раздела; основные моменты изученного. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы и применять полученные знания на практике. |
Список литературы для 6 класса
1. Никитина Т. И. Рабочие программы. Обществознание. 5 – 9 классы. – М.: Дрофа, 2013.
2. Боголюбов Л.Н. Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс: - М.: Просвещение, 2013.
3. Баранов П.А. Обществознание: полный справочник. – М.: Астрель, 2013.
4. Сазонова Т. Г. Обществознание в таблицах и схемах. – СПб. : ООО «Виктория плюс», 2008.
5. Гражданский процессуальный кодекс РФ. – М.: Эксмо, 2012.
6. Конституция Удмуртской Республики. Ижевск: Удмуртия, 1995.
7. Трудовой кодекс РФ. – М.: Эксмо, 2012.
8. Семейный кодекс РФ. – М.: Эксмо, 2012.
9. Конституция РФ. – М.: Эксмо, 2012.
10. Уголовно-исполнительный кодекс РФ. – М.: Эксмо, 2012.
11. Закон РФ. «Об образовании». – М.: Эксмо, 2011.
12. Боголюбов Л. Н. Обществознание. Школьный словарь. 10 -11 кл. – М.: Просвещение, 2013.
13. Поздеев А. В. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 6 класс. – М.: ВАКО, 2014.
14. Боголюбов Л.Н. Обществознание. Рабочие программы 5 – 9 кл. – М.: Просвещение, 2014.
15. Гражданский кодекс РФ. – М.: Эксмо, 2014.
Контрольно-измерительные материалы
№ | Тема | Формы контроля | Литература |
1 | Человек – личность | Практическая работа | Боголюбов Л. Н., Иванова Л. Ф.. Обществознание. 6 класс. – М.: Просвещение, 2013. |
2 | Общение | Контрольная работа | Поздеев А.В. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 6 кл. – М.: ВАКО, 2014. |
3 | Человек и общество | Контрольная работа | Поздеев А.В. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 6 кл. – М.: ВАКО, 2014. |
Критерии оценивания.
За правильный ответ на задания: части А – 1 балл; части В – 1 или 2 балла (в зависимости от трудности вопроса и при наличии полного ответа); части С – 2 балла (при наличии полного ответа).
Если ученик правильно отвечает на 50-70% вопросов, то получает оценку «3», 70-90 % правильных ответов – «4», 80-100 % правильных ответов – «5».
Практические работы:
«5» - правильное решение и его объяснение
«4» - правильное решение и неполное или неточное объяснение
«3» - правильное решение без объяснения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...