Рабочая программа по обществознанию 5 класс на 2015-2016 учебный год
рабочая программа по обществознанию (5 класс) на тему

Лифатова Светлана Сергеевна

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы под редакцией Л.Н. Боголюбова и полностью ей соответствует.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация

Данная рабочая программа курса «Обществознания» предназначена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта Основного общего образования, Примерной программы по обществознанию, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, авторской программы Л. Н. Боголюбова «Обществознание».

Содержание курса в 5 классе носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших школьников. Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:

-развитие личности, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации;

-воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;

-освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений;

-формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса.

Личностными результатами являются:

-мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций.

Метапредметные результаты проявляются в:

-умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

-умения объяснять явления и процессы социальной действительности;

-способности анализировать простейшие социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках основных социальных ролей, свойственных подросткам;

-овладении различными видами публичных выступлений: высказывания, монолог, дискуссия и др.

-умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности.

Предметными результатами являются:

-относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни;

-умения находить нужную социальную информацию в разного вида источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;

-понимания значения трудовой деятельности для личности и общества;

-умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.

II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по обществознанию составлена для 5  класса 2015-2016 учебного года в соответствии:  Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».  Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 Основной образовательной программы основного среднего общего образования МКОУ «Плеховская ООШ». Учебного плана МКОУ «Плеховская ООШ»

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы под редакцией Л.Н. Боголюбова и полностью ей соответствует (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5 – 9 классы: пособие для учителя общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.], - М.: Просвещение,  2013. – 63 с.)

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 – 15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных  отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.

Для достижения поставленных целей необходимо осуществить задачи:

- создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения.

- выпускник  должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества.

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе ориентирована на УМК: предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова:

- Обществознание. 5 класс: учебн. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / [Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – 3-е изд.,  – М.: Просвещение, 2013 . – 127 с. : ил., карт.

- Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. Обществознание. Рабочая тетрадь. 5 класс. М.: «Просвещение», 2015, - 80 с.

Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков и промежуточной аттестации обучающихся: тестирование, индивидуальные карточки с разнотиповыми задачами; самостоятельная работа, состоящая из заданий, требующих развернутого ответа, обществоведческий диктант.

Критерии оценки устного ответа:

  • глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
  • твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
  • неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
  •  наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
  • отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).

Критерии оценки работы на уроке:

  • активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
  • активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
  • неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
  • полное отсутствие активности - отметка «2»;

Критерии оценки тестового задания:

  • 75-100% - отлично «5»;
  • 60-74% - хорошо «4»
  • 50-59% - удовлетворительно «3»;
  • менее 50% - неудовлетворительно «2»;

Критерии оценки сообщения или проекта:

  • глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
  • привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
  • выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
  • полное отсутствие работы - отметка «2»;

Критерии выведения четвертных и годовых оценок:

Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:

- активная и правильная работа учащегося на уроке;

- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов

- высокий уровень знания базового материала;

Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:

- активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;

- выполнение дополнительных заданий по желанию;

- высокий уровень знания базового материала;

Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:

- отсутствие самостоятельной активности на уроке;

- отсутствие выполнения дополнительных заданий;

- низкий уровень знания базового материала;

III. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание курса, обращённое к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.

В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого — тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.

Изучение содержания курса по обществознанию осуществляется во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.

Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий, их сочетание с традиционными методиками.

Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:

  • развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
  • освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
  • овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:

  • создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
  • способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
  • помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
  • содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
  • обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
  • предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
  • помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимовосприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
  • предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.

IV. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.  Таким образом, в течение 2015-2016 учебного года этот курс изучается в количестве 35 часов.

V. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

        Факторы общественного характера оказывают влияние на жизнь современного человека. Поэтому социализация личности, протекающая наиболее активно в детские и юношеские годы, расценивается как одна из ведущих целей среднего образования. Школьное обществоведческое образование выступает важнейшим средством социализации личности. Именно на уроках обществознания школьники получают представления и основы научных знаний об устройстве современного общества, о его различных социокультурных моделях, механизмах социальной регуляции, способах взаимодействия личности и общества, типичных социальных ролях человека в современных общественных условиях.

        Существенный вклад школьного обществознания и гражданское становление личности, в развитие ее социально значимых черт. Оно приобщат учащихся к таким важным компонентам гражданской культуры, как научные представления об отношениях между гражданами, а также между гражданином и государством; оправдавшие себя в гражданских отношениях способы деятельности, практические умения, модели гражданского поведения, одобряемые обществом; гражданские ценностные ориентиры, и прежде всего ценности, представленные в Конституции Российской Федерации; опыт самостоятельного решения многообразных проблем, возникающих в частной и публичной жизни гражданина как субъекта гражданского общества. Все это позволяет формировать компетентность гражданина.

        Обществознание содержит значительный потенциал для столь востребованного в современном обществе нравственного воспитания подрастающих поколений. Только в этом учебном предмете нравственные нормы, внутренние и внешние условия их реализации являются непосредственным объектом изучения. Избежать опасного в нравственном просвещении ригоризма и дидактизма помогает заложенная в предмете установка на постоянное обращение к личному духовному, нравственному опыту, рефлексия его оснований.

        Изучение обществознания играет существенную роль в формировании социальной компетенции молодежи, включающей наряду со знаниями и с ценностными ориентирами также комплекс умений. Среди них – способность ориентироваться в постоянно нарастающем потоке информации, получать из него необходимую информацию, использовать базовые операции для ее обработки; умение применять полученные знания для решения не только учебных задач, но и реальных проблем собственного бытия в социуме, для осуществления в дальнейшем разноплановой деятельности во многих областях общественной жизни.

VI. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

     Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие  в будущем в общественной и государственной жизни;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель,потребитель )                                  
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

  • использование элементов причинно-следственного анализа;
  • исследование несложных реальных связей и зависимостей;
  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  • поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  • объяснение изученных положений на конкретных примерах;
  • оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
  • определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:

познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации,

позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

         Требования к уровню подготовки учащихся:

Основная функция курса «Обществознание» - формирование обществоведческого мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения. В результате изучения курса учащиеся должны: соотносить общие факты; называть характерные и существенные черты экономического, социального, духовного и политического развития; объяснять значение основополагающих понятий курса. В планировании учтены различные формы урока: изложение нового материала учителем самостоятельно, в диалоге с классом, самостоятельно с помощью учебника, с помощью подготовленных учениками докладов, а также различные формы контроля: самопроверка, взаимопроверка, контрольные срезы.

В процессе изучения курса  обществознания  учащиеся должны  знать/понимать:

• факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность   процесса;

• важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;

• особенности   социологического, политологического, культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;

• историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения.

 уметь:        

•        определять и объяснять понятия;

•        выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, в докладе одноклассника, письменном тексте, документе;

•        рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно-исторических явлениях, применяя принципы историзма;

•        раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;

•        анализировать явления, процессы, факты;

•        обобщать и систематизировать полученную информацию;

•        давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;

•        осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;

•        определять личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;

•        обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии;

•        участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;

•        определять цели своей деятельности и представлять ее результаты;

•        выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;        


VII. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Раздел учебного курса, количество часов

Элементы содержания

Формы контроля

Человек

(6 часов)

   Вводный урок. Что нам предстоит узнать. Чему мы должны научиться. Как работать с учебником и рабочей тетрадью в классе и дома.

Загадка человека. Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность.

Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.

Практикум по теме «Человек». Почему человеком нельзя стать без общения. Особенности общения подростков со сверстниками, со старшими и с младшими по возрасту партнёрами.

Тестирование

Семья

(5 часов)

Семья и семенные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.

Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.        

Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.

Практикум по теме «Семья». Я и моя семья. Учимся рационально вести домашнее хозяйство. Семейный досуг и здоровый образ жизни.

Тестирование

Школа

(7 часов)

Образование в жизни человека. Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.

Образование и самообразование. Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.

Одноклассники, сверстники, друзья. Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.

Практикум по теме «Школа». Школа в жизни человека и общества. «Век живи – век учись». Учись учиться. Мои соученики (одноклассники).

Тестирование

Труд

(5 часов)

Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.

Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.

Практикум по теме «Труд». Каким бывает труд человека. Труд и его оценка. Труд и творчество.

Тестирование

Родина

(12 часов)

Наша Родина – Россия. Россия – федеративное государство. Структура России как федерации, права субъектов России. Русский язык как государственный.

Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.

Гражданин России. Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан.

Мы – многонациональный народ. Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.

Практикум по теме «Россия». Наша Родина – Россия. «Часть российского флага». Быть настоящим гражданином. Уважать людей любой национальности.

Тестирование

VIII. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

С УКАЗАНИЕМ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

№ урока

Тема  урока

Целевая установка

Виды деятельности

Базовые

понятия

Планируемые результаты УДД

Предметные

Метапредметные

Личностные

Вид контроля

Дата проведения

план

факт

РАЗДЕЛ I ЧЕЛОВЕК (6 часов)

1

Введение

познакомить с задачами и структурой курса; сравнить предмет и содержание дисциплин «История» и «Обществознание»; познакомить с науками, которые помогают усвоить новый предмет: философией, социологией, экономикой, психологией, юриспруденцией, культурологией; дать характеристику наук, изучающих окружающий мир и общество; объяснить значение понятий общество, обществознание, Российская Федерация, Конституция, Президент Российской Федерации, государственные символы, добро; сформировать положительную установку на изучение нового обществоведческого предмета.

Работа с текстом учебника

Что нам предстоит узнать. Чему мы должны научиться. Как работать с учебником и рабочей тетрадью в классе и дома.

Знать значение, использование термина «обществознание».

Иметь представление о связи обществознания с другими науками

Уметь объяснять, почему нужно изучать обществознание; характеризовать некоторые общественные процессы

Воспитание гражданственности, интереса к предмету «обществознание

Входной

2.09

2-3

Загадка человека

дать представление о сущности природы человека, об отличиях человека от животных, о биологических признаках наследственности и факторах, влияющих на нее.

Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни.

Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека.

Сравнивать свойства человека и животных

Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек — биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность

Научатся: называть отличие человека от животного; работать с текстом учебника.

Получат возможность научиться: анализировать

схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

Осмысливают

гуманистические

традиции и ценности современного общества

Текущий

9.09

16.09

4-5

Отрочество — особая

пора жизни

познакомить с характерными физическими и психологическими чертами подростков; дать представление о том, как переходный возраст влияет на процесс социализации подростка; рассмотреть самостоятельность как показатель взрослости.

Описывать отрочество как особую пору жизни.

Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости

Отрочество        особая  пора  жизни. Особенности    подросткового    возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность — показатель взрослости

Научатся: определять свое место среди сверстников и взрослых, пони

мать себя.

Получат возможность научиться: анализировать

свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя; использует

знаково-символические средства, в том числе схемы для решения задач.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм

действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей

Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи

Текущий

23.09

30.09

6

Практикум по теме «Человек»

познакомить с законами и особенностями общения; показать на примерах положительные и отрицательные ситуации в общении.

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ

Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Уметь: работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Воспитание трудолюбия

Тематический

7.10

РАЗДЕЛ II СЕМЬЯ (5 часов)

 7

Семья и семейные отношения

дать представление о том, какую роль семья играет в жизни каждого человека; объяснить, зачем люди создают семьи; охарактеризовать типы семей; показать отношение государства к семье; раскрыть значение понятий семья, счастливая семья, семейные ценности.

Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи.

Сравнивать двухпоколенные и трёхпоколенные семьи.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов.

Выражать собственную точку зрения на значение семьи

Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями.   Семейные   ценности   и нормы

Научатся: изучать историю своей семьи; определять ее функции; характеризовать семейно-право- вые отношения.

Получат возможность научиться: составлять генеалогическое древо; работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий

Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания

Текущий

14.10

8-9

Семейное хозяйство

познакомить с понятиями семейное хозяйство, семейный труд, экономика, с основными статьями доходов и расходов семьи, особенностями распределения обязанностей в семье; объяснить необходимость рачительного ведения хозяйства, правила хозяйствования.

Характеризовать совместный труд членов семьи. Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя.

Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства

Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства

Научатся: характеризовать семейно-правовые отношения.

Получат возможность научиться: анализировать важные признаки семьи, такие как совместный труд и ведение домашнего хозяйства; работать с текстом учебника; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения.

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений:

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности / неуспешности учебной деятельности

Текущий

21.10

11.11

10

Свободное

время

дать представление о том, какое значение свободное время имеет в жизни человека и семьи, о противоречивости влияния досуга и отдыха на процесс социализации подростка; раскрыть значение понятий свободное время, отдых, хобби.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени.

Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития.

Характеризовать значимость здорового образа жизни

Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни

Научатся: организовывать свое свободное время.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные

учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Проявляют заинтересованность

не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности  / неуспешности

учебной деятельности

Текущий

18.11

11

Практикум по теме

«Семья»

обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Семья»; осветить проблемы современной семьи; на практике попытаться найти пути выхода из конфликтных ситуаций.

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ

1. Экономия семейных ресурсов.

2. Это должен уметь каждый хозяин дома.

3. Творчество своими руками

Научатся: организовывать свое свободное время; характеризовать семью как частичку общества, как первый социальный институт, в котором проходит основная часть

жизни человека.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои

затруднения).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, предлагают помощь и сотрудничество

Определяют целостный, социально ориентированный взгляд

на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий

Тематический

25.11

РАЗДЕЛ III ШКОЛА(7 часов)

12-13

Образование в жизни человека

Познакомить учащихся с структурой школьного образования; провести сравнительный анализ образования в прошлом и сейчас

Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом.

Описывать ступени школьного образования

Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования

Научатся: определять мотивы обучения детей в школе.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно- познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Текущий

2.12

9.12

14-15

Образование и самообразование

создать условия для формирования представлений о том, что человеку необходимо заниматься самообразованием, развивать свои способности.

Характеризовать учёбу как основной труд школьника.

Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения.

С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека.

Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития.

Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний.

Образование и самообразование. Учёба — основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться

Научатся: организовывать собственную учебную деятельность, познакомятся с формами самообразования.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения.

Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности.

Текущий

16.12

23.12

16-17

Одноклассники, сверстники, друзья

формирование потребности в развитии навыков дружеских отношений.

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.

Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека.

Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями.

Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс

Научатся: выстраивать свои отношения с одноклассниками.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение,

суждения.

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе мо

дели и схемы для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, которые выражаются в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Текущий

30.12

13.01

18

Практикум по теме

«Школа»

обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Школа»; осветить проблемы современной школы;

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ

1.Отношения друзей и сверстников.

2.Организация свободного времени

Научатся: организовывать свое свободное время; определять свои отношения с одноклассниками.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение,

суждения

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную

цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют

активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных

задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия

Проявляют доброжелательность

и эмоционально-

нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им

Тематический

20.01

РАЗДЕЛ IV. ТРУД (5 часов)

19-20

Труд - основа жизни

Создать условия для раскрытия роли и значения труда в жизни человека, способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему

Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества.

Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека.

Различать материальную и моральную оценку труда.

Приводить примеры благотворительности и меценатства.

Определять собственное отношение к различным средствам  достижения успеха в труде.

Труд - основа жизни.  Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд - условие благополучия   человека.   Благотворительность и меценатство

Научатся: определять значение труда в жизни

человека.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную

цель; используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий.

Выражают устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач.

Текущий

27.01

3.02

21-22

Труд и творчество

Создать условия для формирования представлений о сущности человеческой деятельности и процессе творчества

Различать творчество и ремесло.

Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров

Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве

Научатся: определять значение труда в жизни человека.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию.

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый контроль

Выражают адекватное понимание причин успешности/ неуспешности учебной деятельности

Текущий

10.02

17.02

23

Практикум по теме «Труд»

Создать условия для закрепления знаний учащихся о труде и творчестве

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ

1. Труд в деятельности человека.

2. Мир профессий

Научатся: организовывать свою трудовую деятельность; определять свои отношения с одноклассниками.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия

Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им

Текущий

24.02

РАЗДЕЛ V. РОДИНА  (12 часов)

24-25

Наша Родина — Россия

объяснить понятия «Федерация», «Родина», «патриот»;показать на карте  территорию России;

продолжить формирование умений работы с текстом, аргументировать свой ответ, делать выводы;

сформулировать свое мнение о чувствах гражданственности и патриотизма.

Объяснять смысл понятия «субъект Российской Федерации».

Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа.

Характеризовать особенности России как многонационального государства.

Объяснять значение русского языка как государственного.

Приводить примеры проявлений патриотизма.

Наша родина - Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное    государство.    Русский язык — государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом

Научатся: определять понятие «федерация»; объяснять, что значит быть патриотом.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение,

суждения.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную

цель; используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются

на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий.

Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Текущий

2.03

9.03

26-27

Государственные

символы

России

раскрыть понятие «символы Российской Федерации», развивать умения сопоставлять, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи,

формировать у учащихся отношение к своей стране.

Описывать основные государственные символы Российской Федерации.

Знать текст гимна РФ.

Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященных государственным символам России.

Составлять собственные информационные материалы о Москве столице России.

Государственные символы России. Герб,   флаг,   гимн,   государственные праздники. История  государственных символов. Москва — столица России

Научатся: определять государственные символы.

Получат возможность научиться: составлять генеалогическое древо;

работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную

цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.

Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Текущий

16.03

6.04

28-29

Гражданин

России

формирование у учащихся представление о человеке как гражданине России

Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин».

Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ.

Называть основные обязанности граждан РФ.

Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей.

Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ.

Гражданин       Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения

Научатся: определять права и обязанности гражданина Российской Федерации.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения.

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Текущий

13.04

20.04

30-31

Мы - многонациональный народ

Познакомить учащихся с национальным составом нашей страны; довести до понимания необходимость уважения других национальностей, их традиций и культуры

Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия.

Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей.

Россия       многонациональное государство. Национальность человека. Народы России — одна семья. Многонациональная   культура   России.   Межнациональные отношения

Научатся: с уважением относиться к образу жизни

и культуре разных народов.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать

Логические задачи высказывать собственное мнение, суждения.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои

затруднения; предлагают помощь и сотрудничество).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Осознают свою

этническую принадлежность;

проявляют гуманистическое сознание, социальную компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам.

Текущий

27.04

4.05

32

33-34

Практикум по теме

«Родина»

Основы граждановедения

обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Родина»;

Систематизирование знаний, полученных в ходе изучения всего курса. Подведение итогов.

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ

Проверочная работа. Групповые задания.

Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой деятельности

Научатся: определять права и обязанности гражданина Российской Федерации.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения.

Научатся: проводить простейшие исследования, интервьюировать родителей, бабушек и дедушек, создавать иллюстрированный текст или электронную презентацию на заданную тему; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

Получат возможность научиться: обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия

Осознают свою

этническую принадлежность;

проявляют гуманистическое

сознание, социальную  компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам.

Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им

Тематический

Тематический

11.05

18.05

25.05

35

Защита проектов

Самостоятельное выступление учащихся по своим проектам

Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой деятельности

Высказывать собственную точку зрения, умение вести диалог

Овладение различными видами публичных выступлений
(высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим
нормам и правилам ведения диалога;

умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности
на уроках и в доступной социальной практике

Воспитание ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству.

Тематический

31.05


IX. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова– М.: «Просвещение», 2013.- 63 с.

2. Рабочая программа по обществознанию, под редакцией Л.Н. Боголюбова – М., «Просвещение», 2013 г.

3. Учебник «Обществознание» 5 класс, авторы Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова – М., «Просвещение», 2013 г.

4. Л.Ф.Иванова Я.В.Хотеенкова Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5 класс . – М.: «Просвещение», 2015 г.  

5. Обществознание. Электронное приложение  к  учебнику под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. 5 класс (СD).

Электронные ресурсы

  1. http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html
  2. http://socio.rin.ru/
  3. http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri Статьи журнала "Преподавание истории и обществознания в школе", посвященные вопросам методики преподавания.
  4. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  5. http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа клуба «Суворовская гостиная» на 2015 – 2016 учебный год

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять, познать и развиваться в духе социально-активного, культурного, эстетически и экономически грамотного человек...

Рабочая программа (адаптированная) по физике на 2015-2016 учебный год для учащихся 8 класса

Рабочая программа (адаптированная) по физике на 2015-2016 учебный год для учащихся 8 класса...

Рабочие программы по музыке Школа России 2015-2016 учебный год

Рабочая программа составлена на основе рабочей программы "Музыка" и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта, примерной программы и на осно...

Рабочая программа по биологии 7 классс 2015-2016 учебный год

Рабочая программа составлена на основании авторской пронраммы В.Б Захарова. Количество часов в неделю 2. Количество часов за год 70.Данная программа дает распределение учебных часов по разделам предме...

Рабочая программа по русскому языку на 2015-2016 учебный год для 7 класса

Рабочая программа по русскому языку на 2015-2016 учебный год для 7 класса...

Рабочая программа "Программирование в ТРИКСтудии" за 2015-2016 учебный год

Рабочая программа в рамках образовательной программы "Программирование в ТРИКСтудии" за 2015-2016 учебный год...

Рабочая программа по физической культуре на 2015-2016 учебный год

     Программа по физической культуре разработана на основе государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Она определяет инвариантную (обязательную) часть уче...