Рабочие программы по обществознанию
рабочая программа по обществознанию на тему
Рабочие учебные программы по обществознанию для 9 - 11 классов. Пояснительные записки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy_po_obshchestvoznaniyu._9_-_11_klass.doc | 339.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 43»
города Чебоксары Чувашской Республики
Рассмотрено на заседании ШМО протокол №1 от ___.08.2015. Руководитель МО Ильина Н.Г.__________ . «___»____________ 2015 г. |
| УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «СОШ №43» г. Чебоксары» ____________Л.Л. Петрова «___»_________ 2015 г. Приказ от «___» ___________ №_________ |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Обществознание (включая экономику и право)»
в 9 «Б» и 9 «В» классах на 2015 - 2016 учебный год
учителя истории и обществознания Зайцева Андрея Владимировича
Программа разработана на основе:
1) федерального компонента государственного образовательного стандарта полного среднего образования 2004 г.;
2) примерной программы по обществознанию: Обществознание: Программа общеобразовательных учреждений. – М. :Просвещение, 2010. ;
3) учебного плана школы
2015 г.
Рабочая учебная программа по обществознанию (включая экономику и право) 9 класс
Пояснительная записка
Цели и задачи предмета. Реализация целей и задач рабочей программы способствует:
– развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
– воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
– освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
– овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
– формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова.
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Изучение предмета позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета – опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.
Изучение обществознания в 9 классе – это четвертый этап, который ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует с учетом возрастных рубежей изменению социального статуса, социального опыта, познавательных возможностей учащихся.
Сроки реализации рабочей учебной программы.
Количество часов учебном году – 34, из них:
I четверть – 9;
II четверть – 7;
III четверть – 10;
IV четверть – 8.
При определении варианта проведения занятия учитель ориентируется на широкий спектр форм, методов и технологий обучения
• школьная лекция;
• семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечением дополнительных материалов из сети Интернет и др. источников;
• уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных до, внутри и после основного текста параграфа;
• работа с иллюстрированным материалом, который, как правило, носит дидактический характер;
• объяснение учителя и беседа с учащимися;
• самостоятельная работа школьников с учебником, в том числе групповые задания;
• написание сочинений-эссе;
• заслушивание сообщений учащихся с последующим обсуждением и др.
Формы и методы контроля результатов обучения предполагают наличие трехступенчатой системы с итоговой аттестаций по окончанию курса. Система оценивания наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, включает и методы социологического исследования: анкетирование, самооценка и т. д. особое место отводится устным зачетам. Программа предполагает проведение промежуточной аттестации в форме итогового тестирования.
Содержание учебного материала
Политика (13 часов)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей.
Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства.
Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ. Местное самоуправление.
Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Право (21 час)
Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права. Субъекты права.
Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства. Правовая информация.
Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности.
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.
Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей.
Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. Пределы допустимой самообороны.
Промежуточная аттестация в форме итогового тестирования.
Решение заданий КИМов ОГЭ – 9.
Ожидаемые результаты изучения предмета. По окончанию курса «обществознание» выпускник 9 класса должен соответствовать следующим требованиям:
знать/понимать:
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
• извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Обоснование выбора УМК. Выбранный УМК соответствует современному уровню социально-гуманитарных наук и содержанию Федерального образовательного стандарта по обществознанию. В дидактическом и методическом отношении он является продолжением учебников для 7, 8 классов и составной частью завершенной линии учебников по обществознанию. Компетентностный подход, на котором базируются все учебники комплекта, и тщательный отбор фактического материала позволяют авторам сохранить преемственность. В учебно-методический комплект входят методические пособия для учителей с различными вариантами проведения уроков, дополнительными вопросами, заданиями, тестами.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Основной учебник
Обществознание. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2014.
Методические пособия для учителя:
Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. – М. : Дрофа, 2008.
Вакуленко, В. А. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. – Изд. 2-е / В. А. Вакуленко, Е. С. Королькова, И. Е. Уколова. – М. : Новый учебник, 2004.
Гордеева, В. В. Правовое воспитание : 9–11 классы : разработки организационно-деятельностных игр / В. В. Гордеева. – Волгоград : Учитель, 2007.
Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод. пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. – М. : Школа-Пресс, 2000.
Кацубо, С. П. Изучаем право: практическое пособие для классных руководителей, социальных педагогов, учителей школ / С. П. Кацубо, Н. А. Сивицкая. – М. : Издательство деловой и учебной литературы, 2006.
Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. – М. : Просвещение, 2010.
Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5–9 классы. – М. : Просвещение, 2010.
Перечень мультимедийных презентаций
Государство
Политический режим
Правовое государство
Гражданское общество
Политические партии и движения
Право в жизни общества и государства
Правонарушение и юридическая ответственность
Конституция российской Федерации
Гражданские правоотношения
Трудовое право
Семейные правоотношения
Административные правоотношения
Уголовное право
Международное право
Литература для учащихся:
Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
Дыдко, С. Н. Обществознание. 8–11 классы : справ. материалы / С. Н. Дыдко. – М. : АСТ : Астрель : ПолиграфИздат, 2010.
Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. – М. : Виктория Плюс, 2007.
Лопухов, А. М. Словарь терминов и понятий по обществознанию / А. М. Лопухов. – М. : Айрис-Пресс, 2010.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 43»
города Чебоксары Чувашской Республики
Рассмотрено на заседании ШМО протокол №1 от ___.08.2015. Руководитель МО Ильина Н.Г.__________ . «___»____________ 2015 г. |
| УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «СОШ №43» г. Чебоксары» ____________Л.Л. Петрова «___»_________ 2015 г. Приказ от «___» ___________ №_________ |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Обществознание»
в 10 – 11 классах на 2015 – 2016 учебный год
учителя обществознания Зайцева Андрея Владимировича
Программа разработана на основе:
1) федерального компонента государственного образовательного стандарта полного среднего образования 2004 г.;
2) примерной программы по обществознанию: Обществознание : Программа общеобразовательных учреждений. – М. :Просвещение, 2010. ;
3) учебного плана школы
2015 г.
Рабочая учебная программа по обществознанию 10 класс (профильный уровень)
Пояснительная записка
Цели и задачи предмета. Цель изучения курса (Обществознание) состоит в получении и овладении учащимися старших классов представлениями о современном социуме как о целостной, развивающейся системе. Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:
• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Настоящая рабочая программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта (полного) общего образования. Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Данная программа предназначена для 10 класса, срок ее реализации один год (первый год в рамках двухлетнего курса полной средней школы). Используемый учебно-методический комплект: Обществознание: учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений .В 2 ч. / [Л.Н. Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008.
В основе построения курса положены системный и проблемно-тематический принципы.
Сроки реализации рабочей учебной программы. Данная рабочая программа устанавливает систему распределения учебного материала и учебного времени исходя из расчета 102 часа в год, - 3 часа в неделю.
Количество часов в учебном году – 102. из них:
I полугодие – 49
II полугодие – 53.
Формы, методы и технологии реализации программы. Среди форм учебных занятий выделяются те, которые предполагают активную познавательную деятельность: практические и лабораторные работы по анализу различного рода документов, уроки семинары с элементами публичных выступлений, защита рефератов и творческих проектов-презентаций.
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения. С учетом специфики целей и содержания предвузовской подготовки существенно возрастают требования к рефлексивной деятельности учащихся, в том числе к объективному оцениванию своих учебных достижений, в связи с этим предпочтительной формой текущего контроля является тестирование и итоговые контрольные работы. Помимо этого, рабочая программа предусматривает и другие формы текущего и итогового контроля, такие как: устные зачеты, опросы, практические работы по анализу разнообразных документальных источников. Программа предусматривает проведение промежуточной аттестации в форме итогового тестирования.
Содержание учебного материала
№ | Наименование раздела программы | Тема урока | Содержание | Кол-во часов по плану |
1 | Введение (1) | Вводный урок | Систематизация знаний, полученных по курсу на базовом уровне | 1 |
2, 3 | Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (13) | Наука и философия | Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия. Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки. Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке. Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху. Общественная мысль России. Философские искания XIX в. Русская философская мысль начала XX в. Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания. Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля. Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Профессиональные образовательные учреждения. | 2 |
4, 5 | Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях | 2 | ||
6,7 | Философия и общественные науки | 2 | ||
8 | Самостоятельная работа | 1 | ||
9,10 | Из истории русской философской мысли | 2 | ||
11,12 | Деятельность в социально-гуманитарной сфере | 2 | ||
13 | Обобщение пройденного по разделу | 1 | ||
14 | Контрольная работа | 1 | ||
15,16 | Общество и человек (24) | Происхождение человека и становление общества | Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человека как проблема философии. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка. Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения. Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Социальная система, ее подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда. Типология обществ. Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный. Восток и Запад. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций. Смысл и направленность общественного развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие культуры. Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума. Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора. | 2 |
17,18 | Сущность человека как проблема философии | 2 | ||
19,20 | Общество и общественные отношения | 2 | ||
21,22 | Общество как развивающаяся система | 2 | ||
23-26 | Типология обществ | 4 | ||
27 | Систематизация пройденного в параграфах 7-12 | 1 | ||
28 | Практическая работа | 1 | ||
29,30 | Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории | 2 | ||
31,32 | Исторический процесс | 2 | ||
33,34 | Проблема общественного прогресса | 2 | ||
35,36 | Свобода в деятельности человека | 2 | ||
37 | Обобщение пройденного в разделе | 1 | ||
38 | Контрольная работа | 1 | ||
39,40 | Деятельность как способ существования людей (10) | Деятельность людей и ее многообразие | Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности. Природа творческой деятельности. Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры. Трудовая деятельность. Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России. Политическая деятельность. Власть и политика. Типология властных отношений. Легитимность власти. | 2 |
41,42 | Содержание и формы духовной деятельности | 2 | ||
43,44 | Трудовая деятельность | 2 | ||
45,46 | Политическая деятельность | 2 | ||
47 | Обобщение пройденного в третьей главе | 1 | ||
48 | Зачет | 1 | ||
49,50 | Сознание и познание (18) | Проблема познаваемости мира | Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание. Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение. Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл. Научное познание. Основные особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания. Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук. Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание. Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя. | 2 |
51,52 | Истина и ее критерии | 2 | ||
53,54 | Многообразие путей познания мира | 2 | ||
55 | Повторение пройденного в параграфах 21-23 | 1 | ||
56 | Самостоятельная работа | 1 | ||
57,58 | Научное познание | 2 | ||
59,60 | Социальное познание | 2 | ||
61,62 | Знание и сознание | 2 | ||
63,64 | Самопознание и развитие личности | 2 | ||
65 | Обобщение пройденного в разделе | 1 | ||
66 | Контрольная работа | 1 | ||
67,68 | Личность. Межличностные отношения. (34) | Индивид. Индивидуальность. Личность | Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности. Периодизация развития личности. Понятие возраста в психологии. Становление личности. Направленность личности. Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение. Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе. Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте. Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия. Малые группы. Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития. Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Конформность, нонконформность, самоопределение личности. Групповая дифференциация. Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства. Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Тендерное поведение. Воспитание в семье. Антисоциальные группы. «Дедовщина» и другие формы насилия в группе. Особая опасность криминальных групп. Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта. | 2 |
69,70 | Возраст и становление личности | 2 | ||
71,72 | Направленность личности | 2 | ||
73 | Повторение пройденного в параграфах 28-30 | 1 | ||
74 | Самостоятельная работа | 1 | ||
75,76 | Общение как обмен информацией | 2 | ||
77,78 | Общение как взаимодействие | 2 | ||
79,80 | Общение как понимание | 2 | ||
81 | Повторение пройденного в параграфах 31-33 | 1 | ||
82 | Самостоятельная работа | 1 | ||
83,83 | Малые группы | 2 | ||
85,86 | Групповая сплоченность и комформное поведение | 2 | ||
87,88 | Групповая дифференциация и лидерство | 2 | ||
89 | Повторение пройденного в параграфах 34-36 | 1 | ||
90 | Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование | 1 | ||
91,92 | Семья как малая группа | 2 | ||
93,94 | Антисоциальные и криминальные молодежные группы | 2 | ||
95,96 | Конфликт в межличностных отношениях | 2 | ||
97,98 | Повторение пройденного в разделе | 2 | ||
99,100 | Контрольная работа | 2 | ||
101-102 | Заключение (2) | Заключение | Систематизация пройденного в течение учебного года | 2 |
Ожидаемые результаты изучения предмета. В результате изучения «Обществознание» на профильном уровне в 10 классе ученик должен:
Знать/понимать:
- Социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
- Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
- Основные социальные институты и процессы;
- Различные подходы к исследованию человека и общества;
- Особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания;
Уметь:
- Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
- Осуществлять комплексный поиск, систематизацию, интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных и неадаптированных текстов;
- Анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах, переводить ее из одной знаковой системы в другую;
- Сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
- Объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов;
- Раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- Участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
- Формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
- Оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- Подготовить аннотацию, рецензию. Реферат, творческую работу, устное выступление;
- Применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Эффективного выполнения социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;
- Ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;
- Оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей;
- Самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений, критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
- Нравственной оценки социального поведения людей;
- Предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- Ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
- Осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Обоснование выбора УМК. Выбранный УМК соответствует современному уровню социально-гуманитарных наук и содержанию Федерального образовательного стандарта по обществознанию. В дидактическом и методическом отношении он является продолжением учебников для 7 – 9 классов и составной частью завершенной линии учебников по обществознанию. Компетентностный подход, на котором базируются все учебники комплекта, и тщательный отбор фактического материала позволяют авторам сохранить преемственность. В учебно-методический комплект входят методические пособия для учителей с различными вариантами проведения уроков, дополнительными вопросами, заданиями, тестами.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Учебные пособия.
Обществознание : профил. уровень : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. — М. : Просвещение, 2013. – 416 с.
Обществознание : профил. уровень : учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. — М. : Просвещение, 2013. – 415 с.
Методическая литература
1. Кравченко А.И. Основы социологии. – М.: Академический проект, 2002. – 384 с.
2. Лазебникова А.Ю., Калачева Е.Н., Демидов Б.В. Поурочные методические разработки по обществознанию: 10-11 классы. –М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 320 с.
3. Лазебникова А.Ю. Современное школьное образование. Вопросы теории и методики. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 160 с.
4. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». 10-11 кл. \ Л.Н. Боголюбов и др\. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2001.- 159-191 с.
5. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10-11 кл: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2002. – 175 с.
6. Лазебникова А.Ю., Бранд М.Ю. Уроки обществознания в 11 кл.: Методическое пособие по курсу «Человек и общество». – М.: Дрофа, 2000. – 288 с.
7. Лазебникова А.Ю., Котова О.А. ЕГЭ 2005. Поурочное планирование. Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. - М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 160 с.
8. Певцова Е.А. Обществознание. 10-11 классы: книга для учителя. – М.: ТИД «Русское слово - РС», 2001. – 224 с.
9. Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества: Учебное пособие. – Брянск: «Курсив», 1998. – 340 с.
10. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 класс. – М.: ООО «ТИД Русское слово – РС», 2001. – 192 с.
11. Обществознание. Практикум / под ред. Л.Н. Боголюбова. – М. : Просвещение, 2008.
Материалы для проведения тестирования.
1. Обществознание: Тесты для 11 кл. варианты и ответы централизованного тестирования – М.: Центр тестирования МО РФ, 2008. – 107 с.
2. Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. ЕГЭ 2009. Обществознание. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 144 с.
3. Нижников С.А. ЕГЭ. Обществознание. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. Учебно-методическое пособие. - М.: Издательство «Экзамен», 2008.- 96 с.
4. Тесты. Обществознание 11 класс. – М.: Федеральное государственное учреждение «Федеральный центр тестирования», 2005. – 96 с.
5. Единый государственный экзамен: обществознание: контрол. измерит. материалы: 2008-2009. – М.: Просвещение, 2009. – 112 с.
Перечень мультимедийных презентаций
Наука и философия
Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях
Философия и общественные науки
Из истории русской философской мысли
Контрольная работа
Происхождение человека и становление общества
Типология обществ
Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории
Исторический процесс
Деятельность людей и ее многообразие
Содержание и формы духовной деятельности
Трудовая деятельность
Проблема познаваемости мира
Истина и ее критерии
Научное познание
Социальное познание
Знание и сознание
Индивид. Индивидуальность. Личность
Общение как обмен информацией
Общение как взаимодействие
Общение как понимание
Малые группы
Групповая дифференциация и лидерство
Семья как малая группа
Антисоциальные и криминальные молодежные группы
Конфликт в межличностных отношениях
Литература для обучающихся
1. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание. – М.: Дрофа, 2002. – 480 с.
2. Практикум по обществознанию. – М.: Рольф, 2002. – 320 с.
3. Человек и общество: Доп. материалы к учеб. — М.: Дрофа, 2001
4. Человек и общество. Обществознание. В 2-х ч. / Под ред. Л.Н. Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2001.
Рабочая учебная программа по обществознанию 11 класс (профильный уровень)
Пояснительная записка
Цели и задачи предмета. Цель изучения курса «Обществознание» на профильном уровне состоит в получении и овладении учащимися старших классов представлениями о современном социуме как о целостной, развивающейся системе. Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:
• Развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
• Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ;
• Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимые для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;
• Овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизация полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;
• Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта (полного) общего образования. Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Данная программа предназначена для 11 классов, срок ее реализации один год (второй год в рамках двухлетнего курса полной средней школы). Используемый учебно-методический комплект: Обществознание: учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений .В 2 ч. / [Л.Н. Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008.
В основе построения курса положены системный и проблемно-тематический принципы.
Рабочая программа составлена на основе: федерального компонента государственного образовательного стандарта по обществознанию (профильный уровень),; примерной программы по обществознанию (профильный уровень), созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта; федерального перечня учебников.
Особенностью программы является отведение значительной части учебного времени в каждой теме на самостоятельную работу учащихся (самостоятельные, лабораторные, практические работы).
Сроки реализации рабочей учебной программы. Данная рабочая программа устанавливает систему распределения учебного материала и учебного времени исходя из расчета 102 часа в год, - 3 часа в неделю.
Количество часов в учебном году – 102, из них:
I полугодие – 49
II полугодие – 53.
Среди форм, средств и технологий реализации программы выделяются те, которые предполагают активную познавательную деятельность: практические и лабораторные работы по анализу различного рода документов, уроки конференции с элементами публичных выступлений, семинарские занятия, защита рефератов и творческих проектов-презентаций.
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
Текущий контроль подразумевает использование следующих форм:
домашние задания.
подготовка сообщения по теме
выполнение упражнений практического, творческого и исследовательского характера;
участие в олимпиаде, в конференции.
защита мини - рефератов,
написание сочинений
Итоговой формой контроля является тестовая работа, контрольная работа. Система контроля сочетает такие формы как тематический (устные ответы, практические работы), промежуточный (систематизирующие таблицы, аналитические задания), итоговый (зачетная работа в форме трехуровневых заданий), тесты, устные зачеты. Программа предусматривает проведение промежуточной аттестации в форме итогового тестирования.
Содержание учебного материала
№ | Наименование раздела программы | Тема урока | Содержание раздела | Кол-во часов |
1 | Введение (1) | Вводный урок | Систематизация пройденного в 10 классе | 1 |
2, 3 | Социальное развитие современного общества (35 часов; 22 часа индивидуал.) | Социальная структура и социальные отношения | Социальная структура и социальные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы. Социальные институты. Типы и функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность. Роль экономики в жизни общества. Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. Экономика и культура. Социальные статусы и роли. Ролевое поведение. Ролевой набор. Ролевой конфликт. Социальные роли в юношеском возрасте. Социальные ценности и нормы. Мораль. Право. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Социализация индивида. Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения. Социальное сотрудничество. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения. Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные традиции и ценности. Ментальные особенности этноса. Межнациональное сотрудничество и конфликты. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики России. Демографическая ситуация в России и в мире. Демографическая политика в России. Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Государственная политика поддержки семьи. Культура бытовых отношений. Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России. Тенденции развития социальных отношений в России. Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики РФ. | 2 |
4, 5 | Социальные институты | 2 | ||
6, 7 | Роль экономики в жизни общества | 2 | ||
8 | Практическая работа | 1 | ||
9, 10 | Социальные статусы и роли | 2 | ||
11, 12 | Социальные ценности и нормы | 2 | ||
13, 14 | Отклоняющееся поведение и социальный контроль | 2 | ||
15, 16 | Социальные интересы и формы социального взаимодействия | 2 | ||
17 | Самостоятельная работа | 1 | ||
18, 19 | Этнос и нация | 2 | ||
20, 21 | Межэтнические отношения и национальная политика | 2 | ||
22 | Самостоятельная работа | 1 | ||
23, 24 | Демография современной России | 2 | ||
25, 26 | Институт семьи и брака | 2 | ||
27, 28 | Быт и бытовые отношения | 2 | ||
29 | Самостоятельная работа | 1 | ||
30, 31 | Молодежь в современном обществе | 2 | ||
32, 33 | Социальная структура современного российского общества | 2 | ||
34 | Обобщение пройденного в разделе | 1 | ||
35, 36 | Зачет | 2 | ||
37-39 | Политическая жизнь современного общества (34 часа; 20 часов индивидуал.)
| Политическая система и политический режим | Политическая система, ее структура и функции. Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и отличия. Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Современная государственная служба, ее задачи. Основные направления политики государства. Демократия, ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России. Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. Избирательная кампания. Избирательные технологии. Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры. Гражданское общество и правовое государство. Основы гражданского общества. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти. Политическая идеология. Политическая психология и политическое поведение. Политические партии и движения. Типология политических партий. Становление многопартийности в России. Сетевые структуры в политике. Политическое лидерство. Понятие и типология лидерства. Имидж политического лидера. Группы давления (лоббирование). Политические элиты. Типология элит. Элита и контрэлита. Особенности формирования элит в современной России. Истоки и опасность политического экстремизма. Политический терроризм, его особенности в современных условиях. Политический конфликт. Причины политических конфликтов, пути их урегулирования. Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на избирателя. Политический процесс, его формы. Развитие политических систем. Особенности политического процесса в современной России. Современный этап политического развития России. | 3 |
40, 41 | Демократия | 2 | ||
42, 43 | Государство в политической системе | 2 | ||
44, 45 | Правовое государство и гражданское общество | 2 | ||
46, 47 | Роль СМИ в политической жизни | 2 | ||
48 | Практическая работа | 1 | ||
49-51 | Политическое сознание и политическое поведение | 3 | ||
52-54 | Политические партии и движения | 3 | ||
55, 56 | Лидеры и элиты в политической жизни | 2 | ||
57 | Самостоятельная работа | 1 | ||
58-60 | Выборы в демократическом обществе | 3 | ||
61, 62 | Человек в политической жизни | 2 | ||
63, 64 | Политический конфликт | 2 | ||
65 | Практическая работа | 1 | ||
66, 67 | Политический процесс | 2 | ||
68 | Обобщение пройденного в разделе | 1 | ||
69, 70 | Зачет | 2 | ||
71, 72 | Духовная культура (23) | Духовное развитие общества | Понятие «духовная культура». Духовное развитие общества. Многообразие и диалог культур. Толерантность. Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность. Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная культура. Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе. Наука. Функции современной науки. Этика науки. Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Принцип свободы совести. Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения. Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства. Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества. | 2 |
73, 74 | Духовный мир личности | 2 | ||
75, 76 | Мораль и нравственность | 2 | ||
77 | Самостоятельная работа | 1 | ||
78, 79 | Наука | 2 | ||
80, 81 | Образование | 2 | ||
82 | Практическая работа | 1 | ||
83-85 | Роль религии в жизни общества | 3 | ||
86, 87 | Искусство | 2 | ||
88 | Самостоятельная работа | 1 | ||
89, 90 | Массовая культура | 2 | ||
91 | Обобщение пройденного в разделе | 1 | ||
92 | Зачет | 1 | ||
93 | Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование | 1 | ||
94-95 | Современный этап мирового развития (9) | Многообразие современного мира | Многообразие современного мира. Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации. Целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы современности. Взаимосвязь глобальных проблем. Глобализация и ее последствия. Процессы глобализации и становление единого человечества. Взгляд в будущее. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации. | 2 |
96-97 | Глобализация и ее последствия | 2 | ||
98 | Сетевые структуры в современной мировой политике | 1 | ||
99 | Целостность и противоречивость современного мира | 1 | ||
100 | Обобщение пройденного в разделе | 1 | ||
101-102 | Обобщение пройденного по курсу | 2 |
Ожидаемые результаты изучения предмета. В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания;
уметь
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности, ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции, а также оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
Обоснование выбора УМкК. Выбранный УМК соответствует современному уровню социально-гуманитарных наук и содержанию Федерального образовательного стандарта по обществознанию. В дидактическом и методическом отношении он является продолжением учебников для 7 – 9 классов и составной частью завершенной линии учебников по обществознанию. Компетентностный подход, на котором базируются все учебники комплекта, и тщательный отбор фактического материала позволяют авторам сохранить преемственность. В учебно-методический комплект входят методические пособия для учителей с различными вариантами проведения уроков, дополнительными вопросами, заданиями, тестами.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Учебные пособия.
Обществознание : профил. уровень : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. — М. : Просвещение, 2013. – 416 с.
Обществознание : профил. уровень : учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. — М. : Просвещение, 2013. – 415 с.
Методическая литература
1. Кравченко А.И. Основы социологии. – М.: Академический проект, 2002. – 384 с.
2. Лазебникова А.Ю., Калачева Е.Н., Демидов Б.В. Поурочные методические разработки по обществознанию: 10-11 классы. –М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 320 с.
3. Лазебникова А.Ю. Современное школьное образование. Вопросы теории и методики. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 160 с.
4. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». 10-11 кл. \ Л.Н. Боголюбов и др\. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2001.- 159-191 с.
5. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10-11 кл: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2002. – 175 с.
6. Лазебникова А.Ю., Бранд М.Ю. Уроки обществознания в 11 кл.: Методическое пособие по курсу «Человек и общество». – М.: Дрофа, 2000. – 288 с.
7. Лазебникова А.Ю., Котова О.А. ЕГЭ 2005. Поурочное планирование. Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. - М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 160 с.
8. Певцова Е.А. Обществознание. 10-11 классы: книга для учителя. – М.: ТИД «Русское слово - РС», 2001. – 224 с.
9. Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества: Учебное пособие. – Брянск: «Курсив», 1998. – 340 с.
10. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 класс. – М.: ООО «ТИД Русское слово – РС», 2001. – 192 с.
11. Обществознание. Практикум / под ред. Л.Н. Боголюбова. – М. : Просвещение, 2008.
Материалы для проведения тестирования.
1. Обществознание: Тесты для 11 кл. варианты и ответы централизованного тестирования – М.: Центр тестирования МО РФ, 2008. – 107 с.
2. Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. ЕГЭ 2009. Обществознание. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 144 с.
3. Нижников С.А. ЕГЭ. Обществознание. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. Учебно-методическое пособие. - М.: Издательство «Экзамен», 2008.- 96 с.
4. Тесты. Обществознание 11 класс. – М.: Федеральное государственное учреждение «Федеральный центр тестирования», 2005. – 96 с.
5. Единый государственный экзамен: обществознание: контрол. измерит. материалы: 2008-2009. – М.: Просвещение, 2009. – 112 с.
Перечень мультимедийных презентаций
Социальная структура и социальные отношения
Социальные институты
Социальные статусы и роли
Отклоняющееся поведение и социальный контроль
Этнос и нация
Демография современной России
Институт семьи и брака
Быт и бытовые отношения
Политическая система и политический режим
Демократия
Государство в политической системе
Правовое государство и гражданское общество
Политическое сознание и политическое поведение
Политические партии и движения
Лидеры и элиты в политической жизни
Выборы в демократическом обществе
Политический процесс
Мораль и нравственность
Наука
Образование
Роль религии в жизни общества
Искусство
Массовая культура
Глобализация и ее последствия
Литература для обучающихся
1. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание. – М.: Дрофа, 2002. – 480 с.
2. Практикум по обществознанию. – М.: Рольф, 2002. – 320 с.
3. Человек и общество: Доп. материалы к учеб. — М.: Дрофа, 2001
4. Человек и общество. Обществознание. В 2-х ч. / Под ред. Л.Н. Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...