"Школа - пространство становления человека, а не место купли-продажи образовательных услуг".
статья по обществознанию на тему

Романова Марина Владимировна

Интуиция творческого руководителя и педагога - залог успешности учеников в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Школа – пространство становления человека,

а не место купли-продажи образовательных услуг.

Романова Марина Владимировна,

учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ № 15 с углублённым изучением

 отдельных предметов»

г.Гусь-Хрустальный

marina.romanova.79@list.ru

Работаю в МБОУ «СОШ № 15» 7 лет. Это современная школа, которая в лице её руководителя – Ульяновой О.М. ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. Инновация – нововведение, новшество. Инновационная деятельность направлена на преобразование существующих форм и методов образования, создание новых целей и средств их реализации.

Главное отличие инновационного образовательного учреждения от традиционного состоит в создании условий для развития всего потенциала личности, чтобы быть готовой к любому, даже  непредвиденному будущему, и способной адаптироваться к новым ситуациям.

В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения  и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения иной педагогической практики.

         Считаю, что источниками зарождения инновационных процессов в практике образовательного учреждения являются: интуиция творческого руководителя, педагога; опыт, рождённый в данной школе; педагогический опыт, рождённый в других школах; нормативные документы; мнение потребителя образовательных услуг; потребности педагогического коллектива работать по–новому и др.Инновации выступают в педагогической деятельности, как способ решения проблем, возникающих в нестандартных (нетрадиционных) ситуациях практики функционирования и развития образовательных процессов.

           Наличие личного инновационного потенциала связываю со способностью совершенствовать новые идеи, а главное моделировать их в практической деятельности.

В основе мотивов, то есть побуждений  к нововведениям, лежат самые разные потребности:

-  желание сделать процесс обучения более интересным, действенным, привлекательным, и тем самым  активизировать обучение (например, часто использую материал к урокам с использованием презентаций и постановкой проблемных вопросов);

- повышение статуса в коллективе, достижение большего признания, большая конкурентоспособность специалиста;

- расширение возможности трудоустройства, профессиональное самоутверждение и  самореализация, повышение разряда и т.д.

 В целом деятельность человека всегда полимотивирована, то есть он руководствуется не каким-то одним, а несколькими мотивами. Лучшей мотивацией служит показ успешной деятельности коллег, работающих в инновационном режиме.

          Профессионализм учителя складывается в основном на протяжении зрелого периода его жизни, то есть в среднем с 20 до 45-50 лет. Темп, скорость, с которой происходит развитие мастерства, различны. Особенно быстро осуществляется профессиональный рост в первые 5-8 лет, когда происходит профессиональное становление. Затем развитие несколько замедляется и возобновляется под влиянием внешних и внутренних побуждающих к этому факторов, в том числе и под влиянием обучения.

        Человек получает два рода знаний:

  • знания, полученные в ВУЗе, ССУЗе, курсах повышения квалификации и т.д.;
  • знания, в результате собственной аналитической работы, критического отношения к своему опыту и к самому себе.

Под готовностью педагога к инновационной деятельности  принято понимать сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей; высокий эмоциональный статус; готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий; овладение новыми методами обучения; умение разрабатывать проекты; умение анализировать  и выявлять причины недостатков).

Инновационная деятельность также зависит от понимания смысла употребления тех или иных новшеств, умений осуществлять их поиск, выбор и применение.

Важным в деле         подготовки учителя к инновационной деятельности является участие в семинарах – практикумах, профессиональных конкурсах,  посещение открытых уроков. Инновационная деятельность стимулирует к глубокому аналитическому подходу в методической работе.

           Вступление в систему рыночных отношений вынуждает констатировать следующее: несмотря на то, что «по природе образование чуждо потребительству», на современном этапе «оно утрачивает сверхценность для индивида, низводится до ценностей рядовых товаров и услуг». Очевидно смешение понятий и активная подмена одного другим: «образование» и «обучение», «модернизация образования» и «реформирование образования», «преобразования» и «инновации». Возникла, выражаясь словами В.И. Слободчикова, отнюдь «небезобидная путаница», которая ведет не только к принятию огромного количества официальных документов разных уровней, дублирующих друг друга, но и к преобразованиям в образовании, не являющимся реформами, внедрению инноваций, представляющих, по сути, ретроинновации, провокации образовательных учреждений к «гонке» за статусами и т.д. Образовательные учреждения постепенно перестают быть той «нишей», в которой формируется определенная национальная идея (именно формируется, а не выдается в готовом виде исходя из «общественно-государственного заказа»). Современная модернизация образования, нацелена на сращивание экономики и образования (вплоть до превращения образования в сферу обслуживания экономических процессов), и не заинтересована в том, чтобы школа оставалась пространством становления человека, «а не местом купли-продажи образовательных услуг». Неучтенным остается то, что стратегические цели образования лежат в плоскости создания «образа» человека, а следовательно, говорить об абсолютной или относительной эффективности возможно только в сфере экономики образования, и никак не в сфере самого образования.

         В данной связи, необходим не только пересмотр образовательных целей, но и принципиальное переосмысление самого понятия «образование». Образование является преступлением против человека, если представляет собой «массовое школярство» (Б.М. Бим-Бад), и готовит «хорошо информированного» «пассивного созерцателя» (В.В. Краевский), ориентируясь только на «законнический» уровень образовательных целей, закрепленный в стандартах, являющийся основой не для «созидательного», а для «потребительского» роста человека. Несмотря на то, что «современный мир – это мир технический, а техника представляет систему средств, позволяющих решать основные цивилизационные проблемы и задачи, не исключая и тех, которые порождены самой техникой», главным ориентиром образования не должно становиться «техническое и технологическое протезирование человека». Без осмысления образования как становления «человеческого в человеке» все преобразования могут быть сведены к поиску путей скорейшей «чипизации человека».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание использования Современных технологий в рамках воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации, апробации и адаптации авторской образовательной программы «Какое счастье быть человеком!» (Самосовершенствование личности 1-11 класс

Процесс формирования и воспитания зреющей личности включает в себяиндивидно-групповой компонент. Ведь именно в групповом и, конечно же, успешном взаимодействии, учащемуся предстоит предъявить значимой...

Договор с розничной купли-продажи и его разновидности

Использование основных средств на МУП Благоустройство.доопрацюванню дипломної роботи. df1= d1 – 2,5 · mn = 44,818 – 2,5 · 1,5 = 41,068; Оформление окончательного варианта аттестационной работы. недост...

Методика выявления потребностей и спроса на образовательные услуги средней школы

В представленной работе автор акцентируют внимание на отсутствии полноценного отражения интересов стейкхолдеров образовательного пространства в результатах деятельности образовательных учреждений, а т...

Олимпиада школьников - индикатор качества оказания образовательных услуг в школе

Автор представляет тезисы выступления на августовской педагогической конференции 2015 года в г. Геленджике...

УЧЕБНЫЙ ПЛАН платных образовательных услуг в школе

материал для завуча по платным образовательным услугам в школе...

Презентация по теме: «Рынок образовательных услуг: его место в системе рыночных отношений, структура и инфраструктура»

В презентации рассказывается о месте рынка образовательных услуг в ситеме современных рыночных отношений....