Методическая разработка урока по обществознанию "Права человека"
методическая разработка (обществознание , 6 класс) по теме
Урок-практикум предназначен для 6-го класса и посвящен правам человека. Данное занятие может быть использовано как урок, так и внеклассное меропритие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prava_cheloveka_igra.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема программы: Человек неповторимый. Личные права и свободы человека
Тема урока: «Права человека»
Класс: 6
Тип урока: урок совершенствования умений и навыков.
Вид урока: практикум по работе с документами
Цели:
Образовательные:
- познакомить ребят с понятием «права человека», «естественные права» человека и в чем состоит их сущность;
- познакомить учащихся с основным документом – Всеобщей декларации прав человека;
- объяснить значимость и актуальность Декларации для обеспечения современной защиты прав и свобод личности в государстве.
Развивающие:
- совершенствовать навыки анализа, обобщения при работе с юридическими источниками, жизненных ситуаций, содержащих нарушения прав человека.
- развивать коммуникативные навыки работы в группах;
- уметь выступать и защищать свою точку зрения;
- развивать творческие способности.
Воспитательные:
- сформировать уважительное отношение учащихся к правам и свободам человека, международным документам, обеспечивающим их;
- совершенствовать навыки общения.
Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная
Методы обучения: проблемное изложение, частично-поисковый.
Информационно-методическое обеспечение урока: Учебник по обществознанию для 6 – 7 классов основной общеобразовательной школы (Элиасберг Н.И. СПб, «Союз», 2010), текст Всеобщей декларации прав человека 1948 г. в виде раздаточного материала (гражданские права), карточки с ситуациями, 4 листа бумаги формата А4, «игровое поле» (Приложение 1), набор карточек с описанием некоторых прав человека (Приложение 2).
- Организационный момент
Подготовка класса к работе. Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, создает психологический настрой, озвучивает тему урока (совместно с учащимися).
2. Актуализация знаний
Учитель знакомит учащихся с темой урока и предлагает поиграть в словесные ассоциации.
Учитель обращается к детям с вопросом подумать о значении словосочетания «права человека». Ответы могут быть такими: правила, данные природой, Богом, моральные права и т.п.
Написав на доске слова, предлагаем ребятам выбрать ключевые и на их основе построить определение. Примеры:
- Права человека – совокупность правил, которые присущи природе человека и без которых он не может существовать.
- Права человека, на обладание которыми может претендовать каждый человек вне зависимости от государства.
- Права человека – совокупность представлений о достойном положении человека.
Учитель просит ребят ответить на вопрос «Зачем надо изучать права человека?»
Обобщение учителя: чем больше людей будут знать о правах человека и стараться жить по принципам, которые содержат в себе эти права, тем больше вероятность того, что права человека станут не просто идеальной моделью, но и реальностью.
- Первичное осмысление и закрепление
Каждая группа получает набор карточек. Один из учащихся карточки перемешивает и раздает всем участникам группы, при этом не имеет значения, если кто-то получит больше карточек. Каждую карточку ребята кладут на ту часть игрового поля, где, как они думают, она должна находиться. Образец игрового поля в Приложении 1. Образцы карточек представлены в Приложении 2.
Приложение 2
Карточка № 1 Нельзя заставлять человека работать | Карточка № 2 Нельзя содержать рабов | Карточка № 3 Нельзя человека подвергать пыткам | Карточка № 4 Достигнув определенного возраста, человек может жениться по собственному желанию |
Карточка № 5 Людям разрешается критиковать правительство своей страны | Карточка № 6 Люди могут разговаривать и встречаться с любым человеком | Карточка № 7 Нельзя читать личные письма, а разговоры - подслушивать | Карточка № 8 Люди могут путешествовать и покидать свою страну, если он хотят |
Карточка № 9 Люди могут говорить и писать то, что они хотят | Карточка № 10 Люди могут иметь или не иметь религиозные убеждения | Карточка № 11 Люди, находящиеся в тюрьме, должны знать, по какой причине их задержали | Карточка № 12 Ко всем людям нужно относиться одинаково вне зависимости от их внешности, возраста, расы, пола |
Карточка № 13 Нельзя убивать человека | Карточка № 14 Человек, обвиненный в совершении преступления, должен быть судим тем, кто отношения к делу не имеет | Карточка № 15 Человек сам может определять свою национальную принадлежность | Карточка № 16 Каждый человек вправе никого не пускать в свое жилище |
Учащиеся выполняют задания в группе по предложенному алгоритму.
Алгоритм работы учащихся в группе
- Получи карточку с заданием.
- Подготовь тетрадь к работе:
а) напиши тему урока
б) разграфи тетрадь так, как выглядит игровое поле:
Всегда | В большинстве случаев | В некоторых случаях |
- Не советуясь ни с кем, разложите карточки. Каждую карточку положите на ту часть поля, где, как вы думаете, она должна находиться.
- Посоветуйтесь с товарищами и выслушайте его объяснения относительно расположения карточек.
- Обсуждение каждой карточки: почему она находиться именно в этом разделе.
- Если вы не можете прийти к общему решению, то вам придется всей группой искать компромисс.
- Карточки, расположенные в графе «Всегда» это те, которые присущи всем людям, независимо от обстоятельств.
- Выпишите в таблицу, данные полученные в результате обсуждения, карточки с описанием конкретных прав.
- Сравните ваш список со списками других групп.
- Если задания выполнены, поблагодарите друг друга.
4. Практическая работа учащихся с текстами документов (раздаточный материал)
1. Группы учащихся получают текст Всеобщей Декларации прав человека 1948 года (статьи 3 – 19).
Памятка по работе с документом:
1. Когда был написан или создан документ? Какое значение имеет время написания документа?
2. Почему был создан документ? Каков повод для его создания?
3. Объясните значение содержащихся в статье терминов и выражений. Объясните избранную в Декларации последовательность гражданских прав.
4. Какие права непосредственно связаны с правом человека на жизнь? Какие из гражданских прав определяют свободу человека?
5. Какие из перечисленных прав непосредственно направлены на защиту человека от произвола властей, судебных и правоохранительных органов?
6. Как вы понимаете защиту законом гражданских прав человека?
- Ученикам предоставляется возможность сравнить их собственные перечни прав человека с этим документом.
Учитель организует беседу по следующим вопросам:
- Какие естественные права упоминаются в декларации? Почему они считаются естественными?
- Как вы думаете, какие ситуации могут возникнуть, когда государство может ограничить эти права? (возможные ответы: национальная безопасность, экономическое благосостояние страны, необходимость уважать права других людей и т.п.).
- Какие вы назвали бы права, которые должны действовать всегда, независимо от обстоятельств?
- Обобщение, систематизация результатов выполненных заданий.
Практическая часть урока «Букет гражданских прав».
Для закрепления учитель делит класс на 4 группы, каждая из которых получает лист белой бумаги и цветные части аппликаций: кружок и лепесточки.
1 группа: кружок с надписью «право на жизнь» и лепестки с цифрами 3, 7, 10, 11.
2 группа – «право на свободу и личную неприкосновенность» и лепестки с цифрами 4, 5, 9, 11, 12.
3 группа – «право на невмешательство в частную жизнь человека» и лепестки с цифрами 12 (2 части), 16, 17, 18.
4 группа – «право на выбор жизненного пути» и лепестки с цифрами 13 (2 части), 14, 15, 16, 19.
Ребята на чистом листе создают аппликацию – ромашку.
Находят в тексте перечень гражданских прав, выделяют те, номера которых написаны на листках, из них отбираются связанные с правом, обозначенным в серединке цветка.
Группа готовит выступление – рассказ о связи между правами, изображенными аппликацией.
Все группы прикрепляют к доске листы с аппликациями (создают букет), а представители групп показывают связь между правами.
- Подведение итогов урока, постановка домашнего задания.
Учитель подводит итоги и просит ребят ответить: Чему новому вы научились на уроке?», «Что понравилось в уроке?». Благодарит за участие в игре.
Домашнее задание стр. 187 выполните задания к тексту №1, 2 в тетради.
Приложение 1
Всегда | В большинстве случаев | В некоторых случаях |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Стадии эволюции человека"
Урок биологии в 11 классе...
Методическая разработка урока "Наследственные болезни человека".
Урок по биологии для учащихся 10 классов "Наследственные болезни человека" с использованием технологии критического мышления....
Методическая разработка урока-7 класс. Человек и его профессия. Выставка работ “Моя будущая профессия”
Методические рекомендации к занятию.Урок способствует формированию таких универсальных учебных действий, как анализ, обобщение, формулировка выводов, извлечение необходимой информации из текста. Учени...
Методическая разработка урока по теме "Человек - дитя природы"
Технологическая карта урок-дискуссия, в ходе которого учащимся предлагается решить философскую дилемму - является ли человек добром или злом для природы....
Методическая разработка урока литературы по теме: Красота души человека. (По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).
Ребята, сегодня мы проводим урок из серии «Великой Победе посвящается». Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньш...
Методическая разработка урока-игры "Мир человека в иудаизме"
Проживая в многонациональной стране, многонациональном и многоконфессиональном регионе, учащимся необходимо не только знать, научиться понимать культурные традиции различных религий и уважать их, отно...
Методическая разработка урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек» (Урок-размышление по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)
Методическая разработка урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек»Сергеева Светлана Николаевна, учитель литературы МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа(...