Методическая разработка урока по обществознанию "Права человека"
методическая разработка (обществознание , 6 класс) по теме

Ягофарова Людмила Маратовна

Урок-практикум  предназначен для 6-го класса и  посвящен правам человека. Данное занятие  может быть использовано как урок, так и внеклассное меропритие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prava_cheloveka_igra.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Тема программы: Человек неповторимый. Личные права и свободы человека

Тема урока: «Права человека»

Класс:  6

Тип урока:  урок совершенствования умений и навыков.

Вид урока: практикум по работе с документами

Цели:

Образовательные:

  • познакомить ребят с понятием «права человека», «естественные права» человека и в чем состоит их сущность;
  • познакомить учащихся с основным документом – Всеобщей декларации прав человека;
  • объяснить значимость и актуальность Декларации для обеспечения современной защиты прав и свобод личности в государстве.

Развивающие:

  • совершенствовать навыки анализа, обобщения при работе с юридическими источниками, жизненных ситуаций, содержащих нарушения прав человека.
  • развивать коммуникативные навыки работы в группах;
  • уметь выступать и защищать свою точку зрения;
  • развивать творческие способности.

Воспитательные: 

  • сформировать уважительное отношение учащихся к правам и свободам человека, международным документам, обеспечивающим их;
  • совершенствовать навыки общения.

Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная

Методы обучения:   проблемное изложение, частично-поисковый.

Информационно-методическое обеспечение урока: Учебник по обществознанию для 6 – 7 классов основной общеобразовательной школы (Элиасберг Н.И. СПб, «Союз», 2010), текст Всеобщей декларации прав человека 1948 г. в виде раздаточного материала (гражданские права), карточки с ситуациями, 4 листа бумаги формата А4, «игровое поле»  (Приложение 1), набор карточек с описанием некоторых прав человека (Приложение 2).

  1. Организационный момент

Подготовка класса к работе. Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, создает психологический настрой, озвучивает тему урока (совместно с учащимися).

2. Актуализация знаний 

Учитель знакомит учащихся с темой урока и предлагает поиграть в словесные ассоциации.

Учитель обращается к  детям с вопросом подумать о значении словосочетания «права человека». Ответы могут быть такими: правила, данные  природой, Богом, моральные права и т.п.

        Написав на доске слова,  предлагаем  ребятам выбрать ключевые и на их основе построить определение. Примеры:

  1. Права человека – совокупность правил, которые присущи природе человека и без которых он не может существовать.
  2. Права  человека, на обладание которыми может претендовать каждый человек вне зависимости от  государства.
  3. Права человека – совокупность представлений о достойном положении человека.

Учитель просит ребят ответить на вопрос «Зачем надо изучать права человека?»

Обобщение учителя: чем больше людей будут знать о правах человека и стараться жить по принципам, которые содержат в себе эти права, тем больше вероятность того, что права человека станут не просто идеальной моделью, но и реальностью.

  1. Первичное осмысление и закрепление

Каждая группа получает набор карточек. Один из учащихся карточки перемешивает и раздает всем участникам группы, при этом не имеет значения, если кто-то получит больше карточек. Каждую карточку ребята кладут на ту часть игрового поля, где,  как они думают, она должна  находиться. Образец игрового поля в Приложении 1. Образцы карточек представлены в Приложении 2.

Приложение 2

Карточка № 1

Нельзя заставлять человека работать

Карточка № 2

Нельзя содержать рабов

Карточка № 3

Нельзя человека подвергать пыткам

Карточка № 4

Достигнув определенного возраста, человек может жениться по собственному желанию

Карточка № 5

Людям разрешается критиковать правительство своей страны

Карточка № 6

Люди могут разговаривать и встречаться с любым человеком

Карточка № 7

Нельзя читать личные письма, а разговоры - подслушивать

Карточка № 8

Люди могут путешествовать и покидать свою страну, если он хотят

Карточка № 9

Люди могут говорить и писать то, что они хотят

Карточка № 10

Люди могут иметь или не иметь религиозные убеждения

Карточка № 11

Люди, находящиеся в тюрьме, должны знать, по какой причине  их задержали

Карточка № 12

Ко всем людям нужно относиться одинаково вне зависимости от их внешности, возраста, расы, пола

Карточка № 13

Нельзя убивать  человека

Карточка № 14

Человек, обвиненный в совершении преступления, должен быть судим тем, кто отношения к делу не имеет

Карточка № 15

Человек сам может определять свою национальную принадлежность

Карточка № 16

Каждый человек вправе никого не пускать в свое жилище

Учащиеся выполняют задания в группе по предложенному алгоритму.

Алгоритм работы учащихся в группе

  1. Получи карточку с заданием.
  2. Подготовь тетрадь к работе:

а) напиши тему урока

б) разграфи тетрадь так, как выглядит игровое поле:

Всегда

В большинстве случаев

В некоторых случаях

  1. Не советуясь ни с кем, разложите карточки. Каждую карточку положите  на ту часть поля, где,  как вы думаете, она должна находиться.
  2. Посоветуйтесь с товарищами и выслушайте его объяснения относительно расположения карточек.
  3. Обсуждение каждой карточки: почему она находиться именно в этом разделе.
  4. Если вы не можете прийти к общему решению, то вам придется всей группой искать компромисс.
  5. Карточки, расположенные в графе «Всегда» это те, которые присущи всем людям, независимо от обстоятельств.
  6. Выпишите в таблицу,  данные полученные в результате обсуждения,  карточки с описанием конкретных прав.
  7. Сравните ваш список со списками других групп.
  8.  Если задания выполнены, поблагодарите друг друга.

4. Практическая работа учащихся с текстами документов (раздаточный материал)

1. Группы учащихся получают текст Всеобщей Декларации прав человека 1948 года (статьи 3 – 19).

Памятка  по работе с документом:

1.  Когда был написан или создан документ? Какое значение имеет время написания документа?

2.  Почему был создан документ? Каков повод для его создания?

3. Объясните значение содержащихся в статье терминов и выражений. Объясните избранную в Декларации последовательность гражданских прав.

4. Какие права непосредственно связаны с правом человека на жизнь? Какие из гражданских прав определяют свободу человека?

5. Какие из перечисленных прав непосредственно направлены на защиту человека от произвола властей, судебных и правоохранительных органов?

6. Как вы понимаете защиту законом гражданских прав человека?

  1. Ученикам предоставляется возможность сравнить их собственные перечни прав человека с этим документом.

Учитель организует беседу по следующим вопросам:

  1. Какие естественные права упоминаются в декларации? Почему они считаются естественными?
  2. Как вы думаете, какие ситуации могут возникнуть, когда государство может ограничить эти права? (возможные ответы: национальная безопасность, экономическое благосостояние страны, необходимость уважать права других  людей и т.п.).
  3. Какие вы назвали бы права, которые должны действовать всегда, независимо от обстоятельств?

  1. Обобщение, систематизация результатов выполненных заданий.

Практическая часть урока «Букет гражданских прав».

Для закрепления учитель делит класс на 4 группы, каждая из которых получает лист белой бумаги и цветные части аппликаций: кружок и лепесточки.

1 группа: кружок с надписью «право на жизнь» и лепестки с цифрами 3, 7, 10, 11.

2 группа – «право на свободу и личную неприкосновенность» и лепестки с цифрами 4, 5, 9, 11, 12.

3 группа – «право на невмешательство в частную жизнь человека» и лепестки с цифрами 12 (2 части), 16, 17, 18.

4 группа – «право на выбор жизненного пути» и лепестки с цифрами 13 (2 части), 14, 15, 16, 19.

Ребята на чистом листе создают аппликацию – ромашку.

Находят в тексте перечень гражданских прав, выделяют те, номера которых написаны на листках, из них отбираются связанные с правом, обозначенным в серединке цветка.

Группа готовит выступление – рассказ о связи между правами, изображенными аппликацией.

Все группы прикрепляют к доске листы с аппликациями (создают букет), а представители групп показывают связь между правами.

  1. Подведение итогов урока, постановка домашнего задания.

Учитель подводит итоги и просит ребят ответить: Чему новому вы научились на уроке?», «Что понравилось в уроке?». Благодарит за участие в игре.

Домашнее задание стр. 187 выполните задания к тексту №1, 2 в тетради.

Приложение 1

Всегда

В большинстве случаев

В некоторых случаях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Наследственные болезни человека".

Урок по биологии для учащихся 10 классов "Наследственные болезни человека" с использованием технологии критического мышления....

Методическая разработка урока-7 класс. Человек и его профессия. Выставка работ “Моя будущая профессия”

Методические рекомендации к занятию.Урок способствует формированию таких универсальных учебных действий, как анализ, обобщение, формулировка выводов, извлечение необходимой информации из текста. Учени...

Методическая разработка урока по теме "Человек - дитя природы"

Технологическая карта урок-дискуссия, в ходе которого учащимся предлагается решить философскую дилемму - является ли человек добром или злом для природы....

Методическая разработка урока литературы по теме: Красота души человека. (По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).

Ребята, сегодня мы проводим урок из серии «Великой Победе посвящается». Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньш...

Методическая разработка урока-игры "Мир человека в иудаизме"

Проживая в многонациональной стране, многонациональном и многоконфессиональном регионе, учащимся необходимо не только знать, научиться понимать культурные традиции различных религий и уважать их, отно...

Методическая разработка урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек» (Урок-размышление по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)

Методическая разработка  урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек»Сергеева Светлана Николаевна, учитель литературы МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа(...