Социальные группы и их классификация: план-конспект открытого урока в 11 классе.
план-конспект урока по обществознанию (11 класс)
Социальные группы и их классификация: план-конспект открытого урока в 11 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Социальные группы и их классификация: план-конспект открытого урока в 11 классе. | 29.08 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЕЧНЫЙ ВЕТЕР»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО ИТОГОВОГО УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
В 11 КЛАССЕ
«Социальные группы и их классификация"
Учитель истории и обществознания: Кирсанова С. А.
Москва, 2011
- Цели урока
- Закрепление умений и навыков учащихся, необходимых для сдачи ЕГЭ по обществознанию, а именно:
1) характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
2) анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
3) объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов;
4) раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия;
5) осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданной теме; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
6) формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
7) применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
- Контроль и учет знаний учащихся по теме «Социальные группы и их классификация».
- Этапы урока:
- Постановка учителем целей и задач урока. Объяснение хода выполнения учащимися контрольных заданий и критериев их оценки.
- Выполнение учащимися заданий Части 1 и их проверка.
- Выполнение учащимися заданий Части 2 и их проверка.
- Выполнение учащимися заданий Части 3 и их проверка.
- Подведение итогов урока.
- Ход урока
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся |
1 | Запись на доске:
Цели урока:
Задачи урока:
Раздача материала к уроку, включающего задания Частей 1-3 и «Бланк оценки ответов» (Приложение 1). | Изучение раздаточного материала. |
2 | Характеристика заданий Части 1:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; - устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; - осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма).
| Выполнение заданий Части 1 (Приложение 2). После выполнения заданий учащиеся поочередно называют свои ответы, объясняя свой выбор. В «Бланк оценок ответов» учащиеся вносят количество баллов, заработанных ими за задания Части 1. |
3 | Характеристика заданий Части 2:
- выявлять структурные элементы и содержание социальных объектов с помощью схем и таблиц; - соотносить видовые и родовые понятия; - классифицировать понятия, явления и социальные объекты путем установления терминов и их определений, понятий и их признаков.
| Выполнение заданий Части 2 (Приложение 3). После выполнения заданий учащиеся поочередно называют свои ответы. В «Бланк оценок ответов» учащиеся вносят количество баллов, заработанных ими за задания Части 2. |
4 | Характеристика заданий Части 3:
| Учащиеся выполняют на выбор одно из заданий Части 3 (Приложение 4). После выполнения заданий учащиеся вместе с учителем обсуждают ответы. В «Бланк оценок ответов» учащиеся вносят количество баллов, заработанных ими за задания Части 3. |
5 | Учитель подводит итоги урока, указывая на задания, которые вызвали у учащихся наибольшую сложность. Учитель обращает внимание учащихся на необходимость дальнейшего закрепления умений работы с данными заданиями. | В «Бланке оценок ответов» учащиеся выставляют себе две оценки - за Части 1-2 и Часть 3. |
Приложение 1.
Бланк оценки ответов
Задания | Часть 1 | Часть 2 | Части 1-2 | Часть 3 |
Баллы |
Присвоение баллов:
- За правильно выполненные задания Части 1 присваивается 1 балл.
- За правильно выполненные задания Части 2 присваивается 1 балл.
- За правильно выполненные задания Части 3 присваивается 3 балла.
Критерии оценок:
- За выполнение заданий Частей 1, 2:
«5» - 14-15 баллов
«4» - 11-13 баллов
«3» - 7-10 баллов
«2» - менее 7 баллов
- За выполнение заданий Части 3:
«5» - 3 балла (три выполненных элемента задания)
«4» - 2 балла (два выполненных элемента задания)
«3» - 1 балл (один выполненный элемент задания)
Фамилия, имя учащегося_____________________________________
Оценка за задания Частей 1,2 _________
Оценка за задания Части 3 _________
Приложение 2.
Часть 1
- Для определения социальной структуры общества значимыми признаками является(-ются)
- физические данные
- особенности темперамента
- умственные особенности
- профессия
- К социальным группам, выделяемым по этническому признаку, относятся
- нации
- классы
- общественные движения
- сословия
- По признаку принадлежности к религиозной конфессии выделяют такую социальную общность, как
- сельчане
- москвичи
- рабочие
- католики
- Какой признак лежит в основе объединения людей и их групп в такую социальную общность, как горожане?
- политический
- территориальный
- профессиональный
- социально-классовый
- По социально-классовому признаку выделяют такую социальную общность, как
- немцы
- горожане
- рабочие
- предприниматели
- По какому признаку образуются такие социальные общности, как католики, православные и протестанты?
- территориальному
- этническому
- социально-классовому
- конфессиональному
- Какой признак лежит в основе объединения людей в такую социальную общность, как парижане?
- социально-классовый
- этнический
- демографический
- территориальный
- Ниже перечислены четыре социальные группы. Три из них имеют общий социально значимый признак. Какая группа выпадает из этого ряда?
- дети
- пожилые люди
- мужчины
- молодежь
- Верны ли следующие суждения о социальной группе?
А. Социальная группа – это объединение людей, имеющих общие признаки.
Б. Отношения в группе обязательно регулируются официальными документами.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
- Верны ли следующие суждения о многообразии социальный групп?
А. Для малых групп характерны близкие, эмоционально окрашенные, неформальные отношения.
Б. Размер группы не оказывает влияния на качество социального взаимодействия.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
- В ходе социологического опроса 2006 года респондентам разных возрастных групп предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?»
Полученные результаты представлены в виде диаграммы. Какой вывод можно сделать на основании диаграммы?
- Респонденты в возрасте 18-24 лет считают, что в молодости жизнь в свое удовольствие предпочтительнее, чем создание семьи.
- Респонденты в возрасте 25-39 лет считают, что в молодости в равной степени важно и пожить в свое удовольствие и сделать карьеру.
- Респонденты в возрасте 40-54 лет считают, что в молодости создание семьи предпочтительнее, чем карьера.
- Респонденты в возрасте старше 55 лет считают, что в молодости самое важное – сделать карьеру.
Приложение 3.
Часть 2
- Запишите слово, которое пропущено в следующей фразе: «Семья, клуб собаководов, бригада моляров – все эти объединения обозначают общим понятием «социальная …»
Ответ: __________________________________________________
- Установите соответствие (социальные группы – критерий), для этого каждому элементу левого столбца подберите все соответствующие позиции правого столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ: КРИТЕРИИ:
А) Мужчины 1) Демографический
Б) Племена 2) Этнический
В) Народности
Г) Дети
Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.
А | Б | В | Г |
- Ниже приведен перечень социальных групп. Все из них, за исключением одной, образованы по конфессиональному признаку. Найдите и укажите социальную группу, «выпадающую» из их ряда, образованную по другому признаку.
Православные, мусульмане, протестанты, консерваторы, католики.
Ответ: ___________________________________________________
- Запишите слово, пропущенное в приведенном ниже фрагменте таблицы «Виды социальных групп».
Основа классификации | Наименование группы |
|
Ответ: ___________________________________________________
Приложение 4
Часть 3
- Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных группах в обществе.
Ответ:_______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- В ходе социологических опросов 2002 и 2005 годов предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «Люди по-разному устраивают свою жизнь, в разной мере приспосабливаются к условиям. Какое из следующих высказываний точнее описывает ваше отношение к нынешней жизни?» Полученные данные представлены в таблице.
Сделайте вывод об изменениях в настроениях современных россиян. Приведите (используя данные таблицы) три обоснования этого вывода.
Число ответивших (%)
Варианты ответа | 2002 | 2005 |
Мне приходится «вертеться», хвататься за любую возможность заработать, лишь бы обеспечить себе и близким терпимую жизнь. | 28 | 31 |
Я свыкся с тем, что пришлось отказаться от привычного образа жизни; жить, ограничивая себя в большом и малом. | 26 | 20 |
Я живу, как и раньше – для меня в последние годы ничего особенного не изменилось. | 21 | 27 |
Мне удалось использовать новые возможности, чтобы добиться большего. | 7 | 10 |
Я никак не могу приспособиться к нынешней жизни. | 18 | 12 |
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Прочитайте текст «Классы и страты» и ответьте на вопросы.
«В марксистской социологии ведущее место отводится социально-классовой структуре общества. Социально-классовая структура общества… представляет собой взаимодействие трех основных элементов: классов, общественных прослоек и социальных групп. Ядром социальной структуры являются классы. … К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали экономические причины возникновения классов. Они утверждали, что деление общества на классы есть результат общественного разделения труда и формирования частнособственнических отношений…
Марксистскому учению о классах как основе социальной структуры общества в немарксистской западной социологии противостоит теория социальной стратификации. Представители этой теории утверждают, что понятие класса, вероятно, годится для анализа социальной структуры прошлых обществ, в том числе индустриального капиталистического общества, но в современном постиндустриальном обществе оно не работает, потому что в этом обществе широкого акционирования, а также выключения основных держателей акций их сферы управления производством и заменой их наемными менеджерами отношения собственности оказались размыты, потеряли свою определенность.
Поэтому понятие «класс» должно быть заменено понятием «страта» - слой… или понятием «социальная группа», а на смену теории социально-классового строения общества должны прийти теории социальной стратификации… В основе теорий стратификации лежат объединения людей в группы и противопоставление их другим группам по статусным признакам:
Властным, имущественным, профессиональным, образовательным и т.д.»
Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. – М., 1995. – С. 96-100.
- Опираясь на текст, ответьте, почему классовая теория марксизма подвергается в настоящее время сомнению?
- В чем суть теории социальной стратификации?
- Какая из вышеназванных теорий наиболее полно отражает социальную структуру общества? Свой ответ поясните.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект к открытому уроку
В данном конспекте препоставлен подробный план провердения открытого урока в 5х классах...
План-конспект к открытому уроку "Графики функций,содержащих модуль"
Факультативное занятие для 9 класса с использованим персонального компьютера и интерактивной доски...
План конспект проведение открытого урока В 11 классе. «Отработка приёмов игры в волейбол»
Волейбол (англ. volleyball от volley — «удар с лёта» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальн...
План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике в 5 классе
План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике по теме "Праздики в Великобритании и США".На уроке учащимися была создана интерактивная презентация Powerpoint...
План - конспект к открытому уроку : «Моя семья»
Форма открытого урока направлена на развитие навыков монологической и диалогической речи учащихся 2 классов....
План –конспект конкурсного открытого урока
laquo;Постановка дыхания – как основа формирования техники спортивного плавания...
План –конспект конкурсного открытого урока
laquo;Постановка дыхания – как основа формирования техники спортивного плавания...