Урок обществознания "Демократические выборы"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Проект урока: «Демократические выборы».
Цель: повышение правовой грамотности учащихся
Задачи:
Образовательные:
- расширить и систематизировать знания о сущности избирательной системы, этапах избирательной кампании, механизмах её проведения;
- подвести к пониманию принципов демократических выборов;
- сформировать понимание роли различных участников избирательного процесса;
- продолжить знакомство с основами избирательного законодательства РФ.
Развивающие:
- продолжить формирование навыков работы с документами правового характера;
- развивать умения применять правовые нормы на практике, продолжить выработку умений выражать свои собственные взгляды, аргументировать их, вести дискуссию, моделировать ситуацию
- развивать навыки анализа, синтеза и обобщения
Воспитательные:
- воспитание позитивного отношения к процессу избирательной кампании,
- продолжить формирование активной гражданской позиции;
- способствовать воспитанию правовой культуры учащихся.
Основные понятия: федеральный закон, выборы, избиратель, избирательные права, активное избирательное право, пассивное избирательное право, тайное голосование, кандидат, политическая партия, референдум
.
Оборудование: ноутбук, медиапроектор, тексты Конституции РФ, ФЗ о выборах, пакеты с документами,
Тип урока: изучение нового материала
Структура урока:
- Организационный момент
- Мотивационная беседа
- Изучение нового материала
- Избирательное право. Выборы.
- Принципы демократических выборов
- Типы избирательных систем
- Стадии избирательного процесса
4.Обобщение.
5. Рефлексия.
6. Закрепление ранее изученного.
Ход урока:
Этап | Содержание и деятельность учителя | Деятельность ученика. |
1.Организационный момент. | Взаимоприветствие, проверка отсутствующих. | Взаимоприветствие. |
2.Постановка проблемы Постановка проблемного вопроса организация дискуссии | Беседа. Постановка проблемного вопроса Перед вами представлены три картинки (фотографии) все они объединены одной проблемой, темой. Какой? Американский психолог Абрахам Маслоу говорил: «Жизнь – это процесс постоянного выбора». Действительно, каждый из нас ежедневно осуществляет выбор: в магазине мы выбираете товары для покупки. В жизни же зачастую приходится осуществлять нравственный выбор: между правдой и ложью, добром и злом, честностью и предательством. Сегодня мы будем вести речь о проблеме политического, гражданского выбора, который находит выражение в избирательном процессе Это и будет темой нашего сегодняшнего урока. Тема урока: «Демократические выборы» Особенности организации работы на уроке -пакет документов -рабочий лист Подпишите, пожалуйста, в рабочих листах дату, фамилию имя и тему урока Как бы вы оценили свою позицию по вопросу «Нужны ли выборы?» Прочитайте эпиграф к теме «Выборы нужны …» и поставьте в конце предложения нужный, по вашему мнению, знак препинания «!»; «?»; «,но...». «!» - уверен в том, что выборы нужны. «?» – не осознаю необходимость выборов как обязательного элемента демократического общества. «,но...» - считают, что выборы могут проходить, но есть определенные трудности или препятствия для объективного участия в выборах.
В качестве эпиграфа урока, а также проблемного вопроса, с которым нам надо с вами поработать я предлагаю два выказывание: "Если вы не занимаетесь политикой, то политика займётся вами". Отто фон Бисмарк «Там, где заканчиваются выборы, начинается рабство» Джон Адамс Учитель: Наша задача закрепить знания, по избирательному праву, а также знания об основных принципах участия граждан в выборах. Это очень важно и своевременно для вас, вы потенциальный электорат, который примет участие в выборах. | Ответы на вопросы Озвучивают и записывает В рабочих листах записывается тема урока |
3.Изучение нового материала. | Беседа по вопросам, практическая работа с документом 1.Избирательное право. Выборы. Одно из определений избирательного права звучит так. Избирательное право – это нормы права, обеспечивающие справедливость участия граждан в управлении страной. Давайте найдем другое значение понятия избирательное право. У вас на столе выдержки из двух документов ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и Конституции РФ; Вопросы к документам: 1). Что такое избирательное право? 2). Каким бывает избирательное право? 4). Какие лица лишены избирательного права? 5)Что такое выборы? Все ответы оформите, пожалуйста, в рабочих листах ( Паспорт человек получает в 14 лет, а право избирать лишь в 18 лет. Почему?) | Анализ документа, работа с понятийным аппаратом, Заполнение рабочих листов, обсуждение результатов. |
Практическая работа с текстом, заполнение рабочих листов, беседа по вопросам 2.Принципы демократических выборов. Некоторым идеалом проведения избирательной кампании являются демократические выборы. Используя ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», выделите принципы демократических выборов, т.е. условия при которых эти выборы будут признаны демократическими. Вопросы для обсуждения
| Анализ документа, работа с понятийным аппаратом, Предполагаемые ответы Принципы участия граждан в выборах 1). Всеобщее 2). Равное 3). Прямое избирательное право 4). Тайное голосование Работа с проблемным заданием Ответы на вопросы | |
Рассказ учителя, заполнение таблицы, ответ на вопрос Третий пункт нашего плана – это типы избирательных систем. Ваша задача, слушая меня, обращая внимание на экран, вам надо указать названия этих избирательных систем. Какая избирательная система действует в России? 3.Типы избирательных систем: Избирательная система - порядок организации, проведения выборов и определения результатов голосования
Проверка совместная | Слушают рассказ учителя Отвечают на вопрос заполняют рабочий лист | |
Заполнение рабочего листа, просмотр видеофрагмента, беседа по вопросам 4.Стадии избирательного процесса Избирательный процесс – это комплекс действий в процессе выборов 1. Составление списка избирателей. 3.Выдвижение и регистрация кандидатов 4. Предвыборная кампания 5. Голосование. Голосование - проявление социальной ответственности. Вопрос к классу: Почему важно принимать участие в голосовании? Голосование – это минимальное участие в жизни демократического общества. Чем меньше людей участвует в выборах, тем в большей степени политика государства определяется узкими интересами обособленных групп. Когда снижается явка граждан на выборы, гасятся добровольные инициативы, необходимые для жизни здорового общества. Равнодушие и безучастность граждан позволяют некомпетентным и коррумпированным чиновникам оставаться на своих местах, открывают путь для демагогии и авторитарности. 6. Подсчет голосов 7.Объявление результатов. Проблемные вопросы к классу:
| Видеофрагмент Ответы на вопросы Возврат к проблемному вопросу. | |
4. Обобщение | Согласны ли вы с высказываниями "Если вы не занимаетесь политикой, то политика займётся вами". Ото фон Бисмарк «Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство» Джон Адамс | |
В начале нашего урока каждый из вас попытался определить свое отношение к выборам, давайте вернемся к началу и ,может быть, мнение кого-то изменилось, а кто – то укрепился в знаниях, что выборы необходимы. | Поставить знаки. | |
5Проверка усвоения нового материала | Решение теста. Верно/ неверно Совместная проверка | Решение теста |
6.Итог | Подведение итогов по задачам | |
Д/з | Эскиз листовки «Выборы» |
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА | ||
ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ | МАЖОРИТАРНАЯ | СМЕШАННАЯ |
Голосование проходит по партийным спискам, места в парламенте распределяются пропорционально количеству набранных голосов. | Голосование за конкретного кандидата. Победа: | Часть депутатов избирается по пропорциональной системе, |
Используемая литература:
Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/ под редакцией Л.Н.Боголюбова. – М.: «Просвещение», 2008.
А.Ф.Никитин. Правоведение. Учебник для 10-11 классов. М., «Просвещение», 2006
А.Ф.Никитин. Избирательное право. Избирательный процесс. НПО «Школа», М., «Открытый мир», 2003
А.Ф.Никитин. Политика и право. Рабочая тетрадь. М., «Просвещение», 2003
Т.П.Бегенеева. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень. 10 класс. М., «Вако», 2008
Н.Н.Лямаева. «Выборы в демократическом обществе» //Преподавание истории и обществознания в школе. №2, 2007
Тест по теме: «Демократические выборы»
Обведите кружком правильные варианты ответов.
1.Свободные и честные выборы являются существенным признаком:
а) тоталитаризма, б) демократизма, в) авторитаризма
2.Право избирать в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления называется:
а) активное избирательное право б) пассивное избирательное право,
в) классическое избирательное право
3. Право быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления называется:
а) активное избирательное право, б) пассивное избирательное право, в) классическое избирательное право
4. Отметьте основы российского избирательного права:
а) всеобщее, б) прямое, в) принципиальное, г) элитарное, д) равное, е) при тайном голосовании, ж) при открытом голосовании
5. Избирательная система, при которой в каждом округе большинством голосов избирается один депутат, называется:
а) пропорциональной системой б) селекционной системой в) мажоритарной системой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий урока "О выборах хочу все знать"
сценарий урока можно использовать при прохождении темы "Избирательное право" в 10 классе...
Урок-политтурнир "Выборы Президента России"
Конспект данного мероприятия можно использовать при проведении уроков и внеклассных мероприятий по избирательному праву...
УРОК ДЕМОКРАТИИ «ВЫБОРЫ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА»
Методическая разработка урока обществознания по теме "Избирательное право" в 10 классе. Урок- игра.Цель: повысить правовую культуру учащихся, развивать интерес к общественно- политической жизни страны...
Урок "Голосование ,выборы референдум"
Данный урок по курсу обществознание в 9 классе по учебнику А.И. Кравченко....
урок: «Голосование, выборы, референдум»
Проблема: Мотивация учащихся на усвоение темы, путем создания проблемной ситуации на уроке.Цели обучающие; показать смысл и значение демократических выборов как основного способа формирования ор...
Технологическая карта урока по литературе в 11 классе. Тема урока:"Проблема выбора "( по повести Валентина Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана")
Урок общеметодологической направленности.Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательного результата по изучаемой теме.Задачи урока: совершенствовать умение характеризовать главно...