Рабочая программа по обществознанию
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хотиловская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» Руководитель МО учителей Гуманитарный цикл _________________ Протокол № ____ от « ____ » ____________2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Хотиловская СОШ» _________________ « ____ » __________ 2013 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Хотиловская СОШ» _________________ Приказ № ____ от « ____ » ____________2013 г. |
Рабочая программа по обществознанию
10 класс
Составлена на основе авторской программы
Боголюбов Л.Н. «Обществознание»
Составитель: Филиппова Екатерина Игоревна
2013– 2014 учебный год.
Пояснительная записка
к рабочей программе курса «Обществознание».
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и, Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию и авторской программы «Обществознание, 10-11 классы, Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И., Просвещение, 2006, базовый уровень». Курс для 10 класса органически входит в предмет, изучаемый с 6 по 11 класс.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 70 учебных часов из расчёта двух учебных часов в неделю.
Содержание среднего (полного) общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Изучение обществознания
в средней (полной) общей школе направлено
на достижение следующих целей:
- развитие личности, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Методическое обеспечение программы:
- Обществознание : учеб. для учащихся 10 кл. общеобразовательных учреждений: базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, М.: Просвещение, 2008 г.
- Обществознание : 10 кл.: базовый уровень: методические рекомендации : пособие для учителя / под ред. Л.Н. Боголюбова, М.: Просвещение, 2008 г.
- Кочетов Н.С. Поурочные разработки по обществознанию к учебнику Л.Н. Боголюбова, Волгоград: Учитель, 2009 г.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Календарно – тематическое планирование
( 68 ч) 10 класс
№ урока | Название тем уроков | Кол-во часов | Сроки | |
Тема 1. Общество (4 ч.) | ||||
1 | Вводное занятие. | 1 | Сентябрь | |
2 | Общество как совместная жизнедеятельность людей. | 1 | ||
3 | Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе | 1 | ||
4 | Структура общества. (общество как сложная динамичная система, взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества; социальные институты) | 1 | ||
Тема 2. Человек (12 ч.) | ||||
5 | Природа человека. (человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции). | 1 | ||
6 | Цель и смысл человеческой жизни. Науки о человеке. | 1 | ||
7 | Человек как духовное существо. Мировоззрение. (духовная жизнь человека; ценностные ориентиры личности) | 1 | ||
8 | Патриотизм и гражданственность. Выполнение творческой работы по теме. | 1 | ||
9 | Деятельность как способ существования людей. (деятельность е ее мотивация; многообразие деятельности; сознание и деятельность) | 1 | Октябрь | |
10 | Человек в системе социальных связей (личность и факторы, влияющие на ее формирование; самосознание и самореализация). Письменный опрос | 1 | ||
11 | Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности | 1 | ||
12 | Выполнение познавательных и практических задач по теме «Человек и общество». Тестирование по теме (подгот.ЕГЭ) | 1 | ||
13 | Познание и знание (познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное) | 1 | ||
14 | Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. | 1 | ||
15 | Социальное и гуманитарное знание. Урок-практическая работа | 1 | ||
16 | Обобщение по теме «Человек». | 1 | ||
Тема 3. Духовная культура (8 ч.) | ||||
17 | Духовная жизнь общества. (культура и духовная жизнь; формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная;) | 1 | Ноябрь | |
18 | Диалог культур. Средства массовой информации. | 1 | ||
19-20 | Наука и образование (наука, ее роль в современном мире; этика ученого; непрерывное образование и самообразование). | 2 | ||
21 | Мораль и религия (мораль, ее категории; религия, ее роль в жизни общества; нравственная культура) | 1 | ||
22 | Искусство и духовная жизнь (искусство, его формы, основные направления; эстетическая культура) | 1 | ||
23 | Тенденции духовной жизни современной России. Урок-семинар. | 1 | ||
24 | Урок обобщения по теме «Духовная культура». Тестирование по теме (подготовка к ЕГЭ) | 1 | ||
Тема 4. Экономическая сфера (4 ч.) | ||||
25 | Роль экономики в жизни общества (экономика как подсистема общества; экономика как основа жизнеобеспечения общества) | 1 | Декабрь | |
26 | Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики | 1 | ||
27 | Экономическая культура. Экономический интерес. Экономическое поведение. | 1 | ||
28 | Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления | 1 | ||
Тема 5. Социальная сфера (14 ч.) | ||||
29 | Социальная структура общества. (многообразие социальных групп; неравенство и социальная стратификация) | 1 | ||
30 | Социальные интересы. Социальная мобильность. | 1 | ||
31 | Социальные взаимодействия. (социальные отношения и взаимодействия; социальный конфликт) | 1 | ||
32 | Социальные аспекты труда. Культура труда. | 1 | ||
33 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение (многообразие социальных норм; девиантное поведение, его причины и профилактика) | 1 | Январь | |
34 | Социальный контроль и самоконтроль. | 1 | ||
35 | Национальные отношения. (этнические общности; межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты) | 1 | ||
36 | Национальная политика. Культура межнациональных отношений | 1 | ||
37 | Выполнение познавательных и практических задач по теме «Социальная сфера». Тестирование по теме (подгот. к ЕГЭ) | 1 | ||
38 | Семья и быт. Семья как социальный институт (семья в современном обществе) | 1 | ||
39 | Бытовые отношения. Культура топоса. Подготовка к ЕГЭ: задания на обращение к понятиям. | 1 | Февраль | |
40 | Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа | 1 | ||
41 | Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. | 1 | ||
42 | Молодежная субкультура. Урок-презентация | 1 | ||
Тема 6. Политическая сфера (11ч.+1ч.=12 ч.) | ||||
43 | Политика и власть. Политика и общество. Подготовка к ЕГЭ: задания на обращение к социальным реалиям. | 1 | ||
44 | Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды | 1 | ||
45 | Политическая система (структура и функции политической системы; государство в политической системе) | 1 | ||
46 | Политические режимы. Политическая жизнь современной России. | 1 | ||
47 | Гражданское общество и правовое государство. | 1 | Март | |
48 | Основные черты гражданского общества. Подготовка к ЕГЭ: задания на анализ двух суждений. | 1 | ||
49 | Правовое государство, его признаки (средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества). | 1 | ||
50 | Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. | 1 | ||
51 | Многопартийность. Политическая идеология. | 1 | ||
52 | Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. | 1 | ||
53 | Политическое участие. Политическая культура. | 1 | ||
54 | Обобщение по теме «Политическая сфера». Подготовка к ЕГЭ: тестирование по теме. | 1 | Апрель | |
Тема 7. Право как особая система норм (10 ч.) | ||||
55 | Право в системе социальных норм. (система права: основные отрасли, институты, отношения) | 1 | ||
56 | Публичное и частное право. | 1 | ||
57 | Источники права. Правовые акты. | 1 | ||
58 | Конституция в иерархии нормативных актов. | 1 | ||
59 | Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. | 1 | ||
60 | Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. | 1 | ||
61-62 | Современное российское законодательство (основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права; правовая защита природы). | 2 | Май | |
63 | Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура. | 1 | ||
64 | Обобщение по теме «Право как особая система норм». Подготовка к ЕГЭ: тестирование по теме | 1 | ||
65 | Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. | 1 | ||
66 | Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия. | 1 | ||
67-70 | Резерв времени | 3 |
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Примерная программа предусматривает формирование у учащегося общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен:
Знать/понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для старшеклассника социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Дополнительная литература для учителя и учащихся:
1. Введение в обществознание. Актуальные проблемы: пособие. - М., 1991.
2. Здравомыслов, А. Г. Социология конфликта. -М., 1995.
3. Липсиц, И. В. Экономика без тайн. - М., 1993.
4. Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. -М., 1995.
5. Пугачев В.П. Политология: учеб. Пособие для вузов/ В.П. Пугачев. – М., 2003.
6. Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии/ А.И. Соловьев. – М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...