Рабочая программа по обществознанию
рабочая программа по обществознанию (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к рабочей программе курса «Обществознание».
Курс «Обществознание» для 8–9 классов органически входит в предмет, изучаемый с 6 по 11 класс. Обществознание в основной школе является относительно завершенной системой знаний. Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Изучение обществознания (включая экономику и право)
в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Методическое обеспечение программы:
- Учебник основной: А.И.Кравченко, Е.А.Певцова «Обществознание», 8 класс, Москва, «Русское слово». 2008 г.
- Кочетов Н.С. Поурочные разработки по обществознанию к учебнику Кравченко А.И., Певцовой Е.А. Волгоград: Учитель, 2009 г.
- Учебник основной: А.И.Кравченко, Е.А.Певцова «Обществознание», 9 класс, Москва, «Русское слово», 2009 г.
- Кочетов Н.С. Поурочные разработки по обществознанию к учебнику Кравченко А.И., Певцовой Е.А. Волгоград: Учитель, 2009 г.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Самостоятельные, лабораторные и практические работы,
выполненные учащимися.
Не менее 255 учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
- извлечение социальной информации из разнообразных источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
- формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
- наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
- конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
- совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
(34 урока)
Календарно – тематическое планирование
8 класс
№ урока | Название тем уроков | Кол-во часов | Сроки |
Тема 1. Общество и человек | |||
1. | Вводный урок. Что изучает курс «обществознание» в 8 классе | 1 | Сентябрь |
2. | Что такое общество? | 1 | |
3. | Основные сферы общества | 1 | |
4. | Человек, общество, природа | 1 | |
5. | Типология обществ | 1 | Октябрь |
6. | Современное общество (Индустриальное, постиндустриальное) | 1 | |
7. | Социальный прогресс и развитие общества | 1 | |
8. | Повторительно-обобщающий урок | 1 | |
9. | Личность и социальная среда | 1 | |
10. | Потребности человека | 1 | Ноябрь |
11. | Социализация и воспитание | 1 | |
12. | Общение | 1 | |
13. | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Декабрь |
Тема 2. Экономическая сфера общества | |||
14. | Что такое экономика? | 1 | |
15-16. | Товар и деньги | 2 | |
17-18. | Спрос и предложение | 2 | Январь |
19-20. | Рынок, цена, конкуренция | 2 | |
21. | Предпринимательство | 1 | Февраль |
22. | Роль государства в экономике | 1 | |
23. | Налоги и налогообложение | 1 | |
24. | Бюджет государства и семьи | 1 | Март |
25. | Труд. Рынок труда. Безработица. | 1 | |
26. | Повторительно-обобщающий урок | 1 | |
Тема 3. Социальная сфера общества | |||
27. | Социальная структура общества | 1 | Апрель |
28. | Социальная стратификация | 1 | |
29. | Богатые и бедные | 1 | |
30. | Этнос: нации и народности | 1 | |
31. | Межнациональные отношения | 1 | Май |
32. | Конфликты в обществе | 1 | |
33. | Семья | 1 | |
34. | Повторительно-обобщающий урок | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
(34 урока)
Календарно – тематическое планирование
9 класс
№ урока | Название тем уроков | Кол-во часов | Сроки |
Тема 1. Политическая сфера | |||
1-2. | Власть | 2 | Сентябрь |
3. | Государство | 1 | |
4-5. | Национально-государственное устройство. Форма правления. | 2 | Октябрь |
6. | Политические режимы. Гражданское общество и правовое государство. | 1 | |
7-8. | Политическая жизнь общества. Формы управления политической жизнью. | 2 | |
9-10. | Повторительно-обобщающий урок по теме: Политическая сфера. | 2 | Ноябрь |
Тема 2. Человек и его права | |||
11-12. | Право, его сущность и особенности. | 2 | Декабрь |
13-14. | Закон и власть. | 2 | |
15. | Конституция – основной закон государства. | 1 | |
16-17. | Гражданское право. Право и имущественные отношения. Потребитель и его права. | 2 | Январь |
18-19. | Трудовое и семейное право. | 2 | Февраль |
20-21. | Юридическая ответственность. | 2 | |
22-23. | Итоговый урок по теме: Человек и его права. | 2 | Март |
Тема 3. Духовная сфера | |||
24-25. | Что такое культура. | 2 | |
26. | Культурные нормы. | 1 | Апрель |
27. | Формы культуры. | 1 | |
28-29. | Религия | 2 | |
30. | Искусство | 1 | Май |
31-32. | Образование и наука | 2 | |
33-34. | Повторительно-обобщающий урок | 1 |
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен:
Знать/понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Дополнительная литература для учителя и учащихся:
1. Введение в обществознание. Актуальные проблемы: посо-бие.-М., 1991.
2. Введение в обществознание: учеб. пособие для 8—9 кл. общеобр. учреж. / под ред. Л. Н. Боголюбова. - 2-е изд. - М., 1997.
3. Здравомыслов, А. Г. Социология конфликта. -М., 1995.
4. Кравченко, А. И. Введение в социологию. - М., 1995.
5. Кравченко, А. И. Обществознание: учеб. для 8 кл. Ч. 1. -М.: Русское слово, 2006. - 192 с.
6. Липсиц, И. В. Экономика без тайн. - М., 1993.
7. Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. -М., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...