Рабочая программа по обществознанию
рабочая программа по обществознанию (6 класс) на тему
Рабочая программа по обществознанию. Автор Кравченко А.И.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ob-vo_6-7.doc | 157.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к рабочей программе курса «Обществознание».
Курс «Обществознание» для 6–7 классов органически входит в предмет, изучаемый с 6 по 11 класс. Обществознание в основной школе является относительно завершенной системой знаний. Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей.
Его содержание обеспечивает преемственность между основной и средней школами. Целый ряд теоретических положений изучаются в нем на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые нередко заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов.
Для основной школы конструируется обществоведческое содержание, учитывающее социальный статус, дееспособность, возможности и интересы подростка, вступающего в возраст выбора перспективы в области профессиональной деятельности.
Курс «Обществознания» основной школы делится на два органически единых, но имеющих свою специфику концентра: 6–7 и 8–9 классы.
Программа, раскрывающая цели, задачи, содержание и формы работы в 6–7 классах по обществознанию, ориентирована на реализацию Стандарта основного общего образования по предмету.
Важнейшими целями изучения курса в данных школьных параллелях являются:
– создание условий для развития личности подростка в период его социального взросления, формирования ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации, определения собственной жизненной позиции;
– воспитание у подростков общероссийской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;
– освоение учащимися на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации;
– овладение обучающимися умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в рамках основных социальных ролей, характерных для подросткового возраста;
– формирование у подростков опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.
Курс «Обществознание» в 6–7 классах опирается на элементарные обществоведческие знания, полученные учащимися при изучении в начальной школе предмета «Окружающий мир», межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Особое значение в данном перечислении придается предмету «История». Курс «Обществознание» в 6–7 классах, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.
Конкретность раскрытия многих вопросов курса, его практико-ориентированный характер делают принципиально важным активное использование регионального компонента обществознания.
Основным содержанием курса в 6 классе является:
– знакомство учащихся на базе полученных ранее исторических представлений с сущностью общества, его происхождением и развитием, историческими ступенями, которые прошло человечество;
– раскрытие взаимосвязи человека, общества и природы;
– ознакомление учащихся с сущностью и основными проявлениями четырех сфер общественной жизни: экономической, социальной, политико-правовой и духовной;
– показ места ребенка в современном обществе, его взаимоотношений с родителями, друзьями, сверстниками, педагогами.
В 7 классе в основе содержания курса – раскрытие различных сторон жизни подростка. Подобный подход применен, учитывая, что школьники, которые будут изучать данный курс, подошли к черте границы между детством и подростковым миром, и им особенно важно получить поддержку в понимании проблем, с которыми они сталкиваются в условиях переживаемого переходного возраста.
Содержание курса в 7 классе показывает жизнь подростка во всей ее многогранности. В ходе изучения обществознания в этом классе учащиеся узнают:
– сущность и задачи подросткового возраста, те трудности, которые подростки переживают, проходя его;
– психологический портрет личности;
– самооценку подростка;
– образ жизни подростка;
– взаимоотношение подростка с законом;
– социальную и жилую среду подростка.
Новое содержание обществоведческого образования, ориентированное на цели, сформулированные в Стандарте, предполагает изменение форм обучения, внедрение в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрастным и личностным особенностям учащихся, получающих общеобразовательную подготовку, позволяющую осуществлять разнообразную социально одобряемую деятельность в современном российском обществе.
В 6–7 классах важно использовать доступные для учащихся формы и приемы работы для:
– обучения учащихся умению получать социальную информацию из разнообразных источников;
– формирования умения решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
– обучения давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.
Одним из направлений на пути решения названных выше задач является проведение системы практикумов, материал для которых заложен в учебнике и в СМИ.
Курс «Обществознание» для 6–7 классов рассчитан на 68 часов (1 час в неделю; 34 часа за учебный год).
Распределение часов по разделам является примерным. Учебные часы, предложенные для текущего и итогового повторения и обобщения, используются педагогом по своему усмотрению, в т.ч. для организаций уроков-практикумов, занятий по составлению мини социальных ученических проектов и др.
Методическое обеспечение программы:
- Учебник основной: А.И.Кравченко, Е.А.Певцова «Обществознание», 6 класс, Москва, «Русское слово». 2008 г.
- Биянова Е.Б. Поурочные разработки по обществознанию к учебнику Кравченко А.И., Певцовой Е.А. М.: «ВАКО», 2008 г.
- Учебник основной: А.И.Кравченко, Е.А.Певцова «Обществознание», 7 класс, Москва, «Русское слово». 2009 г.
- Кочетов Н.С. Поурочные разработки по обществознанию к учебнику Кравченко А.И., Певцовой Е.А. Волгоград: Учитель, 2009 г.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
• сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
• выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Самостоятельные, лабораторные и практические работы,
выполненные учащимися.
Не менее 255 учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
- извлечение социальной информации из разнообразных источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
- формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
- наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
- конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
- совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
(34 урока)
Календарно – тематическое планирование
6 класс
№ урока | Название тем уроков | Кол-во часов | Сроки |
Тема 1. Общество и человек | |||
1. | Вводный урок. Что изучает курс «обществознание» | 1 | Сентябрь |
2. | Что такое общество? | 1 | |
3. | Происхождение и развитие человека | 1 | |
4. | Исторические ступени развития общества | 1 | |
5. | Современное общество | 1 | Октябрь |
6. | Человечество, как сумма поколений | 1 | |
7. | Человек, общество, природа | 1 | |
8. | Повторительно-обобщающий урок | 1 | |
Тема 2. Экономическая сфера общества | |||
9. | Что такое экономика? | 1 | Ноябрь |
10. | Рынок | 1 | |
11. | Что такое предпринимательство и бизнес? | 1 | |
12. | Домашнее хозяйство | 1 | |
13. | Экономическая деятельность подростков | 1 | Декабрь |
14. | Труд с точки зрения закона | 1 | |
15. | Повторительно-обобщающий урок | 1 | |
Тема 3. Социальная сфера общества | |||
16. | Социальная структура общества | 1 | Январь |
17. | Семья | 1 | |
18. | Правила и нормы поведения в обществе | 1 | |
19. | Повторительно-обобщающий урок | 1 | |
Тема 4. Политика и право | |||
20. | Государство и граждане | 1 | Февраль |
21. | Право на службе человека | 1 | |
22. | Конституция – основной закон страны | 1 | |
23. | Право и правопорядок | 1 | |
24. | Как защититься от несправедливости | 1 | Март |
25. | Повторительно-обобщающий урок | 1 | |
Тема 5. Духовная сфера общества | |||
26. | Наука и образование | 1 | |
27. | Мораль | 1 | |
28. | Идеал и ценности | 1 | Апрель |
29. | Повторительно-обобщающий урок | 1 | |
Тема 6. Ребенок в обществе | |||
30. | Ребенок в семье | 1 | |
31. | Взаимоотношения детей и родителей | 1 | |
32. | Ребенок в школе | 1 | Май |
33. | Друзья и ровесники | 1 | |
34. | Повторительно-обобщающий урок | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
(34 урока)
Календарно – тематическое планирование
7 класс
№ урока | Название тем уроков | Кол-во часов | Сроки |
Тема 1. Личность подростка | |||
1. | Переходный возраст | 1 | Сентябрь |
2. | Задачи и трудности подросткового возраста | 1 | |
3. | Быть взрослым | 1 | |
4. | Физические изменения у подростков | 1 | |
5. | Психологический портрет личности: темперамент и характер | 1 | Октябрь |
6. | Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства | 1 | |
7. | Самооценка подростка | 1 | |
8. | Выдающаяся личность | 1 | |
9. | Лидер и его качества | 1 | Ноябрь |
10. | Повторительно-обобщающий урок | 1 | |
Тема 2. Подросток в социальной сфере | |||
11. | Социальная среда подростка | 1 | |
12. | Подросток в группе | 1 | |
13. | Межличностные отношения | 1 | Декабрь |
14. | «Мы» и «Они» | 1 | |
15. | Мир знакомых и незнакомых людей | 1 | |
16. | Социальный портрет молодежи | 1 | |
17. | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Январь |
Тема 3. Подросток и закон | |||
18. | Юридические границы подросткового возраста | 1 | |
19. | Подросток как гражданин | 1 | |
20. | Подросток и его права | 1 | |
21. | Опасный путь преступной жизни | 1 | Февраль |
22. | Повторительно-обобщающий урок | 1 | |
Тема 4. Образ жизни подростков | |||
23. | Подросток в обществе риска | 1 | |
24. | Проблема одиночества | 1 | |
25. | Подростковая культура | 1 | Март |
26. | Образ жизни | 1 | |
27. | Досуг и отдых | 1 | |
28. | Спорт | 1 | |
29. | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Апрель |
Тема 5. Подросток и его жилая сфера | |||
30. | Город и село | 1 | |
31. | Мой дом, мое жилище | 1 | Май |
32-34. | Повторительно-обобщающие уроки | 3 |
Требования к уровню подготовки учащихся 6-7 классов.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен:
Знать/понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Дополнительная литература для учителя и учащихся:
- Алексеев С.С. Теория права. М., 1995.
- Алтухов В. Политика и видение будущего // Общественные науки сегодня. 1992. - №3.
- Амелин В. Многомерная модель политической власти // Общественные науки сегодня. 1991. - №2.
- Антропология (Общая теория человека) /Под ред. Л.А. Зеленова. Новгород, 1991.
- Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. М., 1992.
- Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.
- Безруких М.Я. и др. Я и другие Я, или Правила поведения для всех. М., 1991.
- Белова Т.В. Культура и власть. М., 1991.
- Беляев А.А. Политика и ее роль в развитии общества // Социально-политические науки. 1991. - №9.
- Василенкова О.А. Основы правовых знаний. 7 класс. М., 2002
- Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.
- Григорьян Б.Т. Философская антропология. М., 1982.
- Демократия и тоталитаризм: Материалы дискуссии // Свободная мысль. – 1991. - №5.
- Деятельность: теория, методология, проблема. М., 1990.
- Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. М., 2000.
- Зобов Р.А., Обухов В.Л., Сугакова Л.М. Основы человековедения: человек как микрокосм. М., 1999.
- Казначеев В.П. Проблемы человековедения. М. - Новосибирск, 1997.
Методика преподавания обществознания в школе.
- Аминов А.М. Деловая игра «Права ребенка» //Преподавание истории и обществознания в школе. 2001. - № 9. С. 31-34.
- Аминов А.М. Деловая игра «Гражданином быть обязан» //Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. - № 8. С. 40-44.
- Баранов П.А., Воронцов А.В. Проблемные, познавательные и тестовые задания по праву //Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. - № 4. С. 17-24.
- Бахмутова Л.С. О планировании уроков обществознания //Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. - № 2. С. 22-26.
- Бенку И.В. Учебно-методический комплекс издательства «Русское слово» по обществознанию. М., 2005.
- Духовно-нравственные основы семьи. Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя: В 3-х ч. М., 2001.
- Дыдко С.Н. Использование схем и таблиц на уроках обществознания //Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. - № 3. С. 39-44.
- Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению //Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. - № 3. С. 40-48.
- Козин С.В. Информационные технологии в преподавании обществознания //Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. - № 3. С. 26-32.
- Козленко С.И. Региональный компонент обществознания: вопросы теории и методики преподавания. М., 2000.
- Костина Л.М. Урок «Российская государственная символика. История и современность» //Преподавание истории и обществознания в школе. 2005. - № 1. С. 70-72.
- Култыгин В.П. Как зарождались знания об обществе. Материалы к урокам //Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. - № 7. С. 3-7.
- Лазебникова А.Ю. Современное школьное обществознание. Вопросы теории и методики. М., 2002.
- Максимова Е.Г. Интеллектуальная игра «Государственные символы в судьбе» //Преподавание истории и обществознания в школе. 2005. - № 1. С. 67-70.
- Мартышин В.С. Твоя родословная: Учебное пособие по изучению истории семьи и составлению родословной. М., 2001.
- Морозова С.В. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: ресурсы образования //Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. - № 8. С. 36-40.
- Настольная книга учителя обществознания / Сост. Т.И. Тюляева. М., 2003.
- Петрова Л.А. Из рабочей тетради по обществознанию //Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. - № 2. С. 38-41.
- Репин Е.Н., Репина Н.А. Деньги в их истинном значении: Пособие для учителей и учащихся. М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...